УДК 004
И. В. ДЕНИСОВА, А. Н. МИТИН, О. А. ФРОЛОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА 2013-2020 гг.
Ключевые слова: государственная поддержка, государственная программа, производство продукции, сельское хозяйство, федеральная целевая программа.
Аннотация. В статье рассмотрены мероприятия государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и прогнозируемые показатели реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В настоящее время сельское хозяйство испытывает немало трудностей, которые главным образом обусловлены недостаточным вниманием к проблемам агропромышленного комплекса. При этом на законодательном уровне ведется работа для урегулирования возникающих проблем. 15 апреля 2014 г. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 315 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, реализация которой позволит обеспечить продовольственную независимость России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Нормативной базой для разработки данной программы послужил ряд правовых актов, такие как Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120, а также Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р и Методические указания Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвер-
© Денисова И. В., Митин А. Н., Фролова О. А.
53
жденные приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 690 [1, 2, 3].
Основными целями государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы являются:
• обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
• воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов Российской Федерации, экологизация производства;
• устойчивое развитие сельских территорий;
• повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
• обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК. Программа структурирована и реализуется в виде подпрограмм и целевых программ (таблица 1).
Таблица 1 - Финансирование подпрограмм и федеральных целевых программ сельскохозяйственных товаропроизводителей на период реализации Государственной программы
Подпрограмма Федеральные целевые программы Финансирование, млрд руб.
2013 г. 2014 г. 2015 г. Всего за 2013 -2020 г.г.
1. Развитие подотраслирасте-ниеводства, переработки и реализации продукции растениеводства 67,47 39,29 42,54 460,46
2. Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» 72,31 57,64 63,16 496,27
3. Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» 4,9 6,74 7,33 62,04
4. Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» 8,62 8,19 9,42 81,76
5. Подпрограмма «техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 7,3 1,9 3,14 28,71
6. Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» 21,43 37,21 22,77 214,72
7. ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» 9,01 11,29 9,00 99,71
8. ФЦП «Плодородие до 2013 года» и ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» 6,63 7,9 8,32 68,65
Следует отметить, что по подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» финансирование осуществляется не только из бюджета РФ, но также Россельхознадзорфинансирует в размере 9,54 млрд руб. из них на 2013 г., 2014 г., 2015 г. приходится соответственно 0,23 млрд руб., 1,08 млрд руб., 1,15 млрд руб.
Каждая подпрограмма и федеральная целевая программа в рамках осуществления реализуется на основе производимых мероприятий (таблица 2).
Таблица 2 - Мероприятия, проводимые в рамках реализации Государственной программы на 2013-2020 годы
Подпрограмма Федеральная целевая программа Мероприятие
1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства 1.1. Развитие элитного семеноводства 2. Развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками 3. Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства 4. Поддержка сельхозтоваропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 5. Поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства 6. Управление рисками в подотрослях растениеводства 7. Регулирование рынков отрасли растениеводства 8. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства
2. Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» 2.1. Поддержка племенного животноводства 2.2. Развитие молочного скотоводства 2.3. Развитие овцеводства и козоводства 2.4. Развитие северного оленеводства и табунного коневодства 2.5. Предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории РФ 2.6. Обеспечение проведения противоэпизоо-тических мероприятий в субъектах РФ
2.7. Поддержка экономически значимых региональных программ в области животноводства 2.8. Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства 2.9. Управление рисками в подотраслях животноводства 2.10. Регулирование рынков продукции животноводства 2.11. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов.
3. Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» 3.1. Развитие племенной базы мясного скотоводства 3.2. Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации по развитию мясного скотоводства 3.3. Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства
4. Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» 4.1. Поддержка начинающих фермеров 4.2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств 4.3. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования 4.4. Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств
5. Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 5.1. Обновление парка сельскохозяйственной техники 5.2. Реализация перспективных инновационных проектов в АПК 5.3. Развитие биотехнологии
6. Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» 6.1. Совершенствование управления реализацией Государственной программы 6.2. Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве 6.3. Совершенствование механизма финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» 6.4. Выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации Госпрограммы 6.5. Формирование государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом России 6.6. Обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора
7. ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» 7.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов 7.2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности 7.3. Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений 7.4. Грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности 7.5. Поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития
8. ФЦП «Плодородие до 2013 года» и ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»
8.1. Строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем, а также от-дельнорасположенных гидротехнических сооружений
8.2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
8.3. Культуртехнические, агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия
8.4. Противопаводковые мероприятия_
Рассмотренные мероприятия, проводимые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, разработаны на основе принципов:
- стабильности - в новой программе сохранены эффективные направления и меры поддержки сельского хозяйства;
- системности - программа охватывает экономические, социальные и экологические аспекты развития отрасли и сочетает меры поддержки производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий;
-софинансирования - реализация мер программы предполагает софинансирование сельского хозяйства из федерального и региональных бюджетов, учитывая, что агропродовольственная политика является предметом совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации;
- государственно-частного партнерства - предполагает объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей программы (наиболее полно этот принцип проявляется в субсидировании кредитов).
В настоящее время проводимые мероприятия в рамках реализации Государственной программы по восстановлению и развитию сельского хозяйства в стране имеют небольшую динамику в сторону увеличения, к сожалению, на данном этапе этого не достаточно, чтобы обеспечить продовольственную безопасность России [4].
Развитие рыночных отношений в регионах России, имеющих своеобразные природно-экономические, исторические, национальные особенности, требует взвешенного и продуманного подхода. При реализации программы, утверждении структурной политики особенно важно определить основные направления их социально -экономического развития.
Таблица 3 - Прогнозируемые показатели реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
Показатель 2020 год к 2012 году
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 101,9
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 101,4
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 102,3
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, % 104,3
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % 105,0
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 15,0
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб. 25 550
Индекс производительности труда к предыдущему году, % 101,0
Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. единиц 456
Особое внимание при этом должно уделяться исследованию проблем рыночных отношений, формированию стратегии развития и совершенствования организации управления в региональных агропромышленных комплексах, так как именно они в первую очередь призваны решать проблемы стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
3. Методические указания Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 690.
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru
STATE PROGRAM DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND ITS IMPLEMENTATION MEASURES FOR 2013-2020 gg.
Keywords: state support, state program, production of products, agriculture, Federal target program.
Abstract. The article describes the activities of state support for agricultural and projected performance of the state program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020.
ДЕНИСОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - аспирант ГБОУ ВПО Нижегородский государственный инженерно-экономический института, Россия, Княгинино, (buhngiei@yandex.ru).
DENISOVA IRINA VLADIMIROVNA-Post-graduate Medical University of Nizhny Novgorod State Engineer-economic institute, Russia, Knyaginino, (buhngiei@yandex.ru).
МИТИН АНАТОЛИЙ НИКОЛОАЕВИЧ - преподаватель ГБОУ ВПО Нижегородского государственного инженерно-экономического института, Россия, Княгинино, (buhngiei@yandex.ru).
MITIN ANATOLY NIKOLOAEVICH - teacher of Nizhny Novgorod State Medical University engineer-economic institute, Russia, Knya-ginino, (buhngiei@ yandex.ru).
ФРОЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - д.э.н., профессор ГБОУ ВПО Нижегородского государственного инженерно-экономического института, Россия, Княгинино, (ekfakngiei@yandex.ru).
FROLOVA OLGA ALEKSEEVNA - doctor of economics ciences, professor of Nizhny Novgorod Medical University of the State Engineer-ing-EconomicInstitute, Russian, Knyaginino, (ekfakngiei@yandex.ru).