Научная статья на тему 'Тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства на период до 2020 года'

Тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства на период до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1397
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЮДЖЕТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коокуева В.В.

В статье отражены основные тенденции государственной политики России в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий и сельского хозяйства. Проведен анализ Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства на период до 2020 года»

УДК 336.5.02

тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства на период до 2020 года*

В. В. коокуева,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансов, кредита и банковского дела E-mail: kookueva.vv@gmail.com

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В статье отражены основные тенденции государственной политики России в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий и сельского хозяйства. Проведен анализ Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г, государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020гг., федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2020 годы».

Ключевые слова: сельские территории, сельское хозяйство, бюджет, финансирование, региональная экономика.

В последние годы в нашей стране активизировалась государственная поддержка села, которая выразилась как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии федеральных целевых программ (ФЦП) и национальных проектов по развитию российских сельских территорий.

Сельскохозяйственное производство имеет свои характерные особенности, которые заключаются в сезонном характере аграрного производства, специфике использования природных ресурсов, а также в зависимости от природно-климатических условий.

* Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта № 13-32-01227.

В связи с реструктурированием национальной экономики неизбежно расширение ответственности государства и доли его участия в финансировании затрат на поддержку и развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Бюджетное финансирование сельского хозяйства и сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям [4]:

- проведение земельной реформы;

- поддержка развития фермерства как формы рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК);

- поддержка социальной инфраструктуры села (жилищного строительства, возведения объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительства дорог);

- мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;

- улучшение земель, связанное с повышением плодородия;

- строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;

- поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;

- финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб.

Кроме того, существуют такие меры поддержки, как:

- развитие лизинговой формы приобретения техники, оборудования;

- выплаты дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- господдержка страхования в аграрном секторе экономики;

- обеспечение села горючими и смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита;

- периодическое проведение списания задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на государственный внутренний долг;

- проведение льготной налоговой политики.

В табл. 1 представлены состав и структура расходов федерального бюджета по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2008—2012 гг.

Как видно из табл. 1, расходы федерального бюджета по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2009 г. составили 83,1 млрд руб. и превысили показатели 2008 и 2010 гг. на 25,1 млрд руб. и 35,3 млрд руб. соответственно. В 2011 г. объем выделяемых средств вырос до 142,3 млрд руб., а в 2012 г. — до 148,82 млрд руб. [6].

Основной расходной статьей в 2008—2010 гг. является выделение средств на учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области сельского хозяйства, охраны и использования объектов животного мира. В 2008 г. по данной статье было израсходовано 16,7 млрд руб., (28,8 % от общей суммы расходов), а в 2009 г. на 4,3 млрд руб. меньше. В 2010 г. было израсходовано 10,7 млрд руб. (30,3 %), что на 1,7 млрд руб. меньше, чем в предыдущем году. Кроме того, следует отметить, что с 2010 г. начали выделяться средства по государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. В 2010 г. объем этих средств составил 7,7 млрд руб. (21,8 % от общей суммы расходов). В 2011 г. объем финансирования в рамках данной программы возрос до 106,2 млрд руб., что составило 74,6 % всех расходов по данному подразделу, а в 2012 г. объемы финансирования увеличились до 115,67 млрд руб. и составили 77,72 % от общей суммы расходов [1].

Следующей ключевой расходной статьей в данном подразделе является поддержка секторов экономики и социальной сферы Российской Федерации,

рынков труда, социального обеспечения населения. В 2010 г. по этой статье было израсходовано 7,0 млрд руб. (19,8 % от общей суммы расходов по подразделу), причем следует отметить, что в предыдущие анализируемые периоды расходов по данной статье не производилось.

На реализацию федеральных целевых программ в 2008 г. было израсходовано 11,2 млрд руб., а в следующем, 2009 г., таких расходов было произведено на 2,9 млрд руб. меньше. В 2010 г. расходов по ФЦП произведено на сумму 5,3 млрд руб., что на 5,9 и 3 млрд руб. меньше показателей 2008 и 2009 гг. соответственно. Доля расходов по данной статье составила 15 %, что на 5 п. п. выше показателя 2009 г., однако ниже показателя 2008 г. на 4,3 п. п. В целом в 2011—2012 гг. объем бюджетных средств, направляемых на федеральные целевые программы, составил 15—16 млрд руб. [9].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р была утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. В этом документе, в частности, сказано, что сельские территории, с одной стороны, обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, с другой стороны, качество жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. В этой связи важными целями в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. были признаны: создание благоприятных социально-экономических условий развития села, устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения [2].

В рамках реализации данной Концепции постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717 была принята государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. [1]. Программно-целевыми инструментами в ней выступают следующие федеральные целевые программы:

- ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»;

Таблица 1

Структура расходов подраздела «Сельское хозяйство и рыболовство» федерального бюджета в 2008—2012 гг.

Год

2008 2009 2010 21111 2012

Статья расходов Сумма, Доля в Сумма, Доля в Сумма, Доля в об- Сумма, Доля в Сумма, Доля в

млрд общей сумме млрд общей сумме млрд щей сумме млрд общей сумме млрд общей сумме

руб. расходов, % руб. расходов, % руб. расходов, % руб. расходов, % руб. расходов, %

Руководство и управление в сфере 0,1 0,1 0,05 0,1 0,06 0,2 0,06 0,04 0,05 0,03

установленных функций

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным 0,4 0,6 1,0 2,8

управлением

Федеральные целевые программы 11,2 19,3 8,3 10,0 5,3 15,0 15,98 11,2 14,91 10,02

Бюджетные инвестиции в объекты 0,8 1,4 0,65 0,8 0,36 1,0 0,28 0,3 1,29 0,87

капитального строительства, не вклю-

ченные в целевые программы

Государственная поддержка сельского 3,3 5,7 2,9 3,5 0,08 0,2 0,3 0,3 0,17 0,11

хозяйства

Учреждения, обеспечивающие предо- 16,7 28,8 12,4 14,9 10,7 30,3 11,6 8,2 12,59 8,46

ставление услуг в области сельского

хозяйства, охраны и использования

объектов животного мира

Государственная программа развития — — — — 7,7 21,8 106,2 74,6 115,67 77,72

сельского хозяйства и регулирования

рынков сельскохозяйственной про-

дукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.

Вопросы регулирования продоволь- 10,0 17,2 9,6 11,6 — — — — — —

ственного рынка и государственных

семенных фондов

Рыболовное хозяйство 0,7 1,2 0,4 0,5 0,3 0,8 0,4 0,3 0,44 0,30

Учреждения, обеспечивающие предо- 4,4 7,6 3,0 3,6 2,8 7,9 3,7 2,6 3,7 2,49

ставление услуг в сфере рыбохозяйс-

твеннои деятельности

Поддержка секторов экономики и — — — — 7,0 19,8 — — — —

социальной сферы РФ, рынков труда,

социального обеспечения населения

Реализация государственных функций 10,5 18,1 45,8 55,1 — 3,7 2,6 — —

в области национальной экономики

Итого по подразделу... 58,0 100 83,1 100 35,3 142, 3 100 148,82 100

о £

н ев >s Н м

та ^

CJ

и н н н м

Ш

я о м о

в н я н

я >

J=¡ я о я

tr

я

к

я Я

я

1-3

м ■ч и га

Б

я ■в S

о ■в S

CD

1-3

Е

о

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 S

о

О >4 В"

оо 1ÑB

сл

to о

Источники: [6, 9].

- ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2020 годы» (утверждена 15.07.2013);

- ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2013 года»;

- ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы» (утверждена 12.10.2013).

Данная государственная программа является продолжением аналогичной, принятой ранее на период 2008—2012 гг. Анализ этих документов показывает, что отдельные федеральные целевые программы закончились в 2013 г., а вновь принятые программы являются логическим продолжением аграрной политики государства.

Далее рассмотрим одну из самых важных программ — «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года». Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года». Изначально по данной целевой программе было запланировано израсходовать 90 415 млн руб., однако в утвержденной версии общий объем финансирования этой ФЦП увеличился более чем в 3 раза и составил 299 167,4 млн руб. (в ценах соответствующих лет). В частности, средства федерального бюджета составляют 90 415 млн руб., средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 150 612,2 млн руб., средства внебюджетных источников — 58 140,2 млн руб. [12].

Данная федеральная целевая программа включает следующие мероприятия:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

- комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, реализация проектов комплексного обустройства

площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;

- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий;

- научно-методическое обеспечение реализации данной ФЦП.

В табл. 2 представлены основные мероприятия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года», источники и объемы их финансирования.

Из анализа табл. 2 видно, что самым важным и крупным мероприятием данной ФЦП является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Так, в период реализации программы на это направление будет израсходовано 141 771,7 млн руб., что составляет 47,4 % от выделенной суммы. При этом за счет средств федерального бюджета будет профинансировано 30 % расходов, бюджетов субъектов РФ — 40 %, внебюджетных средств — 30 % расходов. Инструментами реализации данного мероприятия являются:

- предоставление социальных выплат на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

- софинансирование строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;

- использование при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

- увеличение объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

В период реализации данной ФЦП предполагается ввести 5,4 млн м2 общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 3,0 млн м2 для молодых семей и молодых специалистов.

На грантовую поддержку местных инициатив предполагается израсходовать 1 882 млн руб., или 0,63 % от общей суммы выделяемых средств. Эти деньги в виде субсидий предоставляются на реализацию общественно значимых проектов, отобранных субъектами РФ. В результате реализации данного мероприятия планируется осуществление 775 проектов.

Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий полностью

Таблица 2

Мероприятия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года», источники и объемы их финансирования

Мероприятие Источник Объем финансирования, млн руб.

финансирования 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Улучшение жилищных ус- Федеральный бюджет 4 520,0 4 520,0 5 040,3 5 625,6 6 549,4 7 574,5 8 701,7

ловий граждан, проживающих в сельской местности Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 026,7 6 026,7 6 720,4 7 500,8 8 732,5 10 099,3 11 602,3

Внебюджетные средства 4 520,0 4 520,0 5 040,3 5 625,6 6 549,4 7 574,5 8 701,7

Всего 15 066,7 15 066,7 16 801,0 18 752,0 21 831,3 25 248,3 29 005,7

Грантовая поддержка мест- Федеральный бюджет 100,0 100,0 111,5 124,5 144,9 167,6 192,5

ных инициатив Консолидированные бюджеты субъектов РФ 100,0 100,0 111,5 124,5 144,9 167,6 192,5

Всего 200,0 200,0 223,0 249,0 289,8 335,2 385

Поощрение и популяриза- Федеральный бюджет 45,0 45,0 47,7 50,8 53,8 56,6 59,2

ция достижений в сфере

развития сельских терри-

торий

Комплексное обустройс- Федеральный бюджет 4 330,0 4 330,0 4 948,0 5 675,7 6 848,3 8 079,4 9 486,6

тво населенных пунктов объектами социальной и Консолидированные бюджеты субъектов РФ 8 556,8 8 556,8 9 778,0 11 215,7 13 533,3 15 966,0 18 746,8

инженерной инфраструк- Внебюджетные средства 1 546,7 1 546,7 1 767,4 2 027,3 2 446,2 2 885,8 3 388,6

тур (Минсельхоз России) Всего 14 433,5 14 433,5 16 493,4 18 918,7 22 827,8 26 931,2 31 622,0

Комплексное обустройс- Федеральный бюджет — — 400,0 458,8 553,6 653,1 766,9

тво населенных пунктов объектами социальной и Консолидированные бюджеты субъектов РФ — — 933,3 1 070,6 1 291,8 1 524,0 1789,4

инженерной инфраструктур (Минсельхоз России) Всего — — 1 333,3 1 529,4 1 845,4 2 177,1 2 556,3

Научно-методическое обес- Федеральный бюджет 5,0 5,0 7,0 7,0 10,0 10,0 10,0

печение

Источник: [12].

финансируются за счет федерального бюджета. На эти цели в рамках ФЦП выделено 358,1 млн руб., что составляет 0,11 % всех средств.

Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры предусматривает несколько направлений: развитие сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), спортивных сооружений, развитие газификации и водоснабжения в сельской местности, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную застройку. Всего на эти цели будет направлено 145 660,1 млн руб., или 48,69 % всех средств, выделенных на данную ФЦП. В частности, на развитие школ планируется израсходовать 16 820 млн руб. (5,62 % всех средств), на развитие ФАП — 6 728,1 млн руб. (2,25 %), на развитие спортивных сооружений — 5 046 млн руб. (1,69 %), на развитие газификации — 39 022 млн руб. (13,04 %), на развитие водоснабжения — 44 404,3 млн руб. (14,84 %), на компактную застройку — 33 639,7 млн руб. (11,24 % всех выделяемых средств).

Необходимо отметить, что развитие социальных объектов на 70 % должно финансироваться из консолидированных бюджетов субъектов РФ и на 30 % — из федерального бюджета. Источниками финансирования развития газификации являются: федеральный бюджет — 30 %, консолидированный бюджет субъекта РФ — 50 %, внебюджетные средства — 20 %. В свою очередь, на развитие водоснабжения и компактную застройку предполагается следующая структура финансирования: федеральный бюджет — 30 %, консолидированный бюджет субъекта РФ — 60 %, внебюджетные средства — 10 %. По данным мероприятиям государственным заказчиком является Минсельхоз России [7].

Одно из мероприятий, заказчиком которого является Министерство культуры РФ, предполагает развитие сети учреждений культурно-досугового типа. Для этого в рамках ФЦП будет направлено 9 441,5 млн руб., или 3,16 % от всей суммы выделенных средств. Данное мероприятие должно финансироваться на 70 % из консолидированного бюджета субъекта РФ и на 30 % из федерального бюджета.

На научно-методическое обеспечение реализации всей федеральной целевой программы будет направлено 54,0 млн руб., или 0,02 % всех средств.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 922 была принята федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014— 2020 годы». В рамках этой ФЦП всего планируется израсходовать 185 059,3 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 75 297 млн руб. (40 %), за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ — 46 001,9 млн руб. (25 %), за счет внебюджетных средств — 63 760,4 млн руб. (34,5 % всех выделенных средств). Необходимо отметить, что первоначально (на этапе разработки данной программы) было запланировано выделить на ее реализацию только 62 025,4 млн. рублей, т. е. финансирование развития мелиорации земель в процессе принятия данной ФЦП выросло почти в три раза [11].

Важное значение для отечественного АПК имеет реализация региональных целевых программ. В целях создания технологических и экономических условий для интенсивного и устойчивого развития секторов мясного животноводства и увеличения объемов производства мяса Правительство Республики Калмыкия приняло республиканскую целевую программу «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011—2020 годы» [8].

Совокупный объем финансирования данной программы составляет 10 816,75 млн руб., в том числе [10]:

- из федерального бюджета — 8 271,78 млн руб.;

- изреспубликанского бюджета—393, 19млн руб.;

- из внебюджетных источников — 2 151,78 млн руб.

Ожидаемыми результатами реализации этой программы являются:

• увеличение производства мяса скота и птицы в

живом весе до 186,4 тыс. т;

• валовой доход республиканского сектора мясного животноводства — 81 714 млн руб.;

• чистая прибыль республиканского сектора

мясного животноводства — 16 342 млн руб.;

• создание дополнительно 9 267 рабочих мест.

В табл. 3 представлена структура финансирования данной республиканской целевой программы.

Данная целевая программа предполагает финансирование мероприятий из федерального и республиканского бюджетов, а также из внебюджетных источников. В качестве последних будут

выступать средства ассоциаций, союзов, фондов, осуществляющих деятельность по развитию сельскохозяйственного производства, иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также научных организаций республики.

Понятно, что судьба отечественных сельхозпроизводителей, как и результат национального проекта, особенно в условиях вступления России в ВТО, во многом зависит от того, насколько быстро доля финансирования конечной сельхозпродукции со стороны российского государства примет необходимые масштабы. Государственное финансирование села может осуществляться в форме прямых субсидий, субвенций, дотаций производителям сельхозпродукции, компенсации (субсидирования) процентной ставки и (или) основного долга по коммерческим кредитам. Кроме того, возможно бюджетное кредитование, предоставление гарантий погашения задолженности, в том числе по кредитам, либо гарантий закупок по приемлемым для производителей ценам, предоставление налоговых льгот, в том числе налоговых и инвестиционных кредитов [5].

Финансирование должно быть направлено на то, чтобы дать возможность сельскому хозяйству самостоятельно генерировать потоки денежных средств, достаточных для проведения необходимых закупок, выплаты заработных плат и вообще поддержания достойного уровня жизни и труда работников на протяжении всего производственного цикла. Для этого необходимо снизить зависимость отечественного сельского хозяйства от внешнего финансирования, создать условия, при которых банки и иные финансово-кредитные структуры будут сами конкурировать за заемщика.

Очень важно и правильно, что государство ведет свою работу в двух направлениях: развитие сельских территорий и развитие на них сельского хозяйства. Агропромышленный сектор и сельские территории не могут развиваться без поддержки государства. Автор считает, что принятые концепции, государственные программы и федеральные целевые программы будут способствовать развитию данного сектора экономики, села, повышению качества жизни граждан сельских территорий [3].

В заключение, в целом положительно оценивая направления государственной политики по поддержке сельских территорий и сельского хозяйства, следует все-таки высказать некоторые сомнения по поводу развития инфраструктуры села в тех случаях, по которым предполагается софинансирование.

Таблица 3

Структура финансирования мероприятий программы «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011 - 2020 годы», млн руб.

Мероприятие 1-й этап (2011 -2015 гг.) 2-й этап (2016 - 2020 гг.) Всего

Совершенствование племенной базы мясного живот- 1 139,35 1 483,00 2 622,35

новодства

В том числе:

- из федерального бюджета 720,30 934,70 1 655,00

- из республиканского бюджета 68,06 107,50 175,56

- из внебюджетных источников 350,99 440,80 791,79

Укрепление кормовой базы 537,50 1 523,00 2 060,50

В том числе:

- из федерального бюджета 368,80 1 193,70 1 562,50

- из республиканского бюджета 27,59 134,8 162,39

- из внебюджетных источников 141,11 194,5 335,61

Увеличение производства мяса 2 549,40 3 584,50 6 133,90

В том числе:

- из федерального бюджета 2 108,56 2 945,72 5 054,28

- из республиканского бюджета 20,30 34,93 55,23

- из внебюджетных источников 420,54 603,85 1 024,39

Итого 4 226,25 6 590,50 10 816,75

В том числе:

- из федерального бюджета 3 197,66 5 074,12 8 271,78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- из республиканского бюджета 115,96 277,23 393,19

- из внебюджетных источников 912,63 1 239,15 2 151,78

Источник: [8].

По мнению автора, мероприятия по компактной застройке, развитию газификации и водоснабжения необходимо было бы вынести в отдельную федеральную целевую программу, поскольку сами территории и их население с этой проблемой самостоятельно не справятся.

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. URL: http://mcx. ru/navigation/ docfeeder/show/342.htm.

2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://rg. ru/2010/12/14/sx-territorii-site-dok. html.

3. Коокуева В. В. Особенности финансирования сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях в Республике Калмыкия // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 9. С. 71—79.

4. Коокуева В. В. Проблемы управления сельскими территориями в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 28. С. 197—200.

5. Коокуева В. В., Эрдниева Б. Ю. Роль бюджетных средств в развитии сельского хозяйства // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 190—195.

6. Официальный сайт Казначейства России. URL: http://roskazna.ru.

7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx. ru.

8. Официальный сайт Министерства финансов Республики Калмыкия. URL: http://minfin. kalmregion.ru.

9. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://minfin. ru.

10. Республиканская целевая программа «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011—2020 годы». URL: http://mcx. rk08.ru/images/stories/files_from_site/programmy/post anovlenie_razvitie_zhiv.doc.

11. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы». URL: http://mcx. ru/documents/document/v7_show/25438.htm.

12. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года». URL: http://rg.ru/ pril/83/70/73/598_fcp.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.