3 К О Н О М И
4 Е С К И Е
НАУКИ
УДК 330
Н.Г. Глуховская
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассматриваются вопросы устойчивого социально-экономического развития муниципального образования на конкретном примере. Выделены основные методы и приоритеты деятельности для положительной динамики развития. Прописаны основные направления работы и комплексы мер для достижения поставленных задач.
Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальное образование, пример, задачи, цели, методы.
Октябрьский район сохраняет положительную динамику развития, как в экономике, так и в социальной сфере. Основную роль при этом играют неизменные приоритеты в работе его Администрации.
Основными из них, влияющими на устойчивое социально-экономическое развитие района являются следующие.
Эффективное исполнение бюджета. [3]
С этой целью задействуются все источники, принимаются все меры для пополнения бюджета, обеспечивается режим жесткой экономии и оптимизация расходования бюджетных средств.
Основные направления работы в части пополнения бюджета определяются задачами, требующими решения:
выявление организаций, осуществляющих деятельность на территории Октябрьского района без постановки на налоговый учет, с целью их последующей регистрации;
выявление хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории района, но не перечисляющих налоги;
проведение мероприятий, направленных на повышение и легализацию заработной платы, осуществление контроля по обеспечению работодателями индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен;
© Глуховская Н.Г., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. III.
погашение реально взыскиваемой недоимки и недопущение ее дальнейшего роста. В части эффективного использования муниципальной собственности - земли и имущества: инвентаризация имущества, находящегося в муниципальной собственности, с целью выявления неиспользуемого и обеспечение его эффективного использования;
вовлечение в оборот земель, расположенных в Октябрьском районе, используемых землепользователями и не имеющих установленных границ (отсутствие межевания), установление границ и вовлечение в оборот посредством проведения аукционов, либо оформления прав собственности;
проведение сверки инвентаризационной стоимости объектов недвижимости ГУП ТИ РО и Росрее-стра с последующей регистрацией в юстиции;
вовлечение в оборот неиспользуемых и брошенных садоводческих участков. [1] С целью повышения устойчивости консолидированного бюджета района разработан и реализуется комплекс мер по оптимизации расходов.
Приоритетным является направление средств на первоочередные социально значимые расходы и сокращение роста аппаратных расходов.
Особое внимание уделяется соблюдению норм бюджетного законодательства, отказу от практики заключения прямых договоров без проведения торгов и ужесточению контроля за движением бюджетных средств.
Создание благоприятного инвестиционного климата, улучшение условий для привлечения инвестиций.
Основной задачей при этом является обеспечение постоянного диалога и эффективное сотрудничество с инвесторами.
Немало важными задачами Администрации района в сфере инвестиций так же являются: создание наиболее благоприятных условий для реализации утвержденных инвестиционных проектов.
привлечение инвесторов, размещение предприятий в каждом поселении, с целью создания рабочих мест в непосредственной близости к месту проживания.
участие в программах федерального Фонда развития промышленности, взаимодействие предприятий Октябрьского района с этим Фондом.
содействие предприятиям в праве получения земельных участков без проведения торгов, находящихся в госсобственности региона, и госсобственность на которые не разграничена.
содействия предприятиям в субсидировании затрат по инвестиционным проектам, в том числе импортозамещающего производства при строительстве теплиц, производстве молока и мяса.
разработка и утверждение муниципальных практик, способствующих улучшению инвестиционного климата.
Обеспечение всесторонней поддержки предпринимательства, укрепление доверия между властью и бизнесом.
Для обеспечения благоприятного развития малого бизнеса выделены основные направления: разработана Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Октябрьском районе, «дорожная карту» по поддержке малого бизнеса.
оказывается содействие предприятиям в предоставлении налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, научной и социальной сферах.
организована работа по внедрению патентной системы налогообложения, в том числе в области переработки и консервирования фруктов и овощей, рыбоводства, выполнения работ по разработке компьютерных программ и баз данных и т.д.
организовано взаимодействие с муниципальным центром развития предпринимательства «Новый Ростов» как лучшей муниципальной практики России, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса, а также с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» для привлечения денежных средств в целях поддержки предпринимателей.
проработан вопрос организации взаимодействия с Евро Инфо Корреспондентским Центром - Ростовская область, с целью предоставление поддержки и содействия в поиске потенциальных деловых партнеров малым и средним предприятиям района. [2] Развитие туризма.
В этой сфере уделяется особое внимание решению следующих задач:
создание благоприятных экономических условий для развития туризма, в том числе туристской инфраструктуры и привлечения инвестиций в туристскую отрасль, создание новых рабочих мест;
повышение конкурентоспособности районного продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость, посредством развития новых направлений въездного и внутреннего туризма;
финансовая поддержка субъектов туристской индустрии.
Развитие потребительской кооперации.
Потребкооперация - один из эффективных способов борьбы с последствиями введенных для России санкций, как в части снабжения граждан отечественной продукцией, так и в части предоставления населению необходимых услуг.
Развитие потребкооперации направлено на создание условий развития малого предпринимательства, в частности в области сельскохозяйственного производства. Гарантированная закупка в ЛПХ и у малых ИП произведённой ими сельскохозяйственной продукции позволяет повысить занятость населения.
Для развития потребительской кооперации обеспечивается участие в областной программе развития кооперации, реализация которой на принципах государственно-частного партнёрства даст импульс для оживления работы районного потребительского общества. [3]
С целью обеспечения импортозамещения сельскохозяйственной продукции, необходимо обеспечить увеличение объемов производства, в том числе за счет:
- повышения урожайности сельскохозяйственных культур;
- развития мясного и молочного производства;
- перевода личных подсобных хозяйств в предпринимательские формы деятельности;
- использования передовых технологий выращивания и переработки произведенной продукции;
- развития сельскохозяйственной кооперации.
Основной упор необходимо сделать на развитие перерабатывающих производств и логистических центров, так как на сегодняшний день мы не имеем требующегося объёма мощностей по хранению и переработке продукции.
Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации должны выступать равноправными поставщиками социальных услуг.
Разработка Дорожных карт развития, муниципальных целевых программ системы социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольчества и социального предпринимательства, призвана обеспечить создание на уровне муниципального образования системы эффективных некоммерческих организаций, способных решать задачи не только на местном, но и региональном и федеральном «рынках».
Для развития некоммерческих организаций, необходимо внедрять в деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций эффективные современные технологии, обеспечивать прирост объема выполненных услуг, отрабатывать механизм передачи отдельных видов услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями, на аутсорсинг некоммерческих организаций.
Стратегическое планирование.
Стратегическое планирование базируется на принципах единства, разграничения полномочий, сбалансированности, результативности и эффективности. Особое внимание уделяется не столько самому процессу осуществления планирования, а в большей степени его результатам, в числе новаций закона -внедрение системы мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
Кроме того, необходимо вести учет стратегических документов всех уровней. С этой целью предусматривается создание особого федерального государственного реестра.
Законодательством установлены четкие сроки переходного периода:
до 1 января 2016 года - принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление стратегического планирования;
до 1 января 2017 года - разработка самих документов стратегического планирования.[2]
Библиографический список:
1. Маркварт Э., Болдина Я.Л. Полномочия органов местного самоуправления и муниципальная собственность // Практика муниципального управления. - 2015. - № 4.
2. Левина В.В. Муниципальные образования в условиях современной экономики // Практика муниципального управления. - 2015. - № 5.
3.Гусев М.А., Целищева Е.Ф. Экономические проблемы местного самоуправления. // Муниципалитет: экономика и управление - 2015. - № 4(13).
ГЛУХОВСКАЯ НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА - магистрант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты, Россия.