Научная статья на тему 'Стратегические направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий республики Дагестан'

Стратегические направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б.Х., Газимагомедов Р.К., Цапиева О.К.

В статье определены основные методологические аспекты проблемы устойчивого развития региональных территориальных систем. Разработаны стратегические направления развития сельских территорий в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев Б.Х., Газимагомедов Р.К., Цапиева О.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий республики Дагестан»

Экономика региона

Удк 332.1

стратегические направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий

республики Дагестан*

Б. Х. АЛИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения

E-mail: fef2004@yandex. ru Р. К. ГАЗИМАГОМЕДОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: zampred148@mail ru Дагестанский государственный университет

О. К. ЦАПИЕВА, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе

E-mail: t-ok@rambler. ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук

В статье определены основные методологические аспекты проблемы устойчивого развития региональных территориальных систем. Разработаны стратегические направления развития сельских территорий в Республике Дагестан.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, муниципальные образования, кластеры.

Ключевым методологическим аспектом исследования проблем региональной экономики является рассмотрение вопросов разработки стратегии устойчивого развития региональных систем. В широком

* Статья опубликована в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009—2013 гг.

плане представляется наиболее верным определение, предложенное И. Сиговым: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [2].

Схематично устойчивое развитие можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: «население — природа — хозяйство» или «социальная сфера — экология — экономики» [3]. В концепции устойчивого развития эта триада приобретает новые приоритеты:

1) цель — благополучие живущих и будущих поколений;

2) основа — природно-экологические системы жизнеобеспечения;

3) экономика — двигатель развития.

Сельские муниципальные районы в Республике Дагестан являются развивающимися территориальными социально-экономическими системами с нестабильной устойчивостью. В качестве основных проблем их развития, требующих решения задач устойчивого развития через стратегическое видение, можно обозначить:

— низкий уровень жизни населения по сравнению с г. Махачкалой — столицей Республики Дагестан и среднероссийским уровнем;

— несбалансированная структура производства;

— нерациональное использование ресурсов территории;

— неэффективное взаимодействие между уровнями и ветвями власти в процессе становления местного самоуправления;

— отсутствие системы партнерства между властью, бизнесом и населением.

Главными ресурсами стратегического развития сельских территорий Дагестана должны стать:

— конкурентные преимущества, выраженные в наличии факторов производства;

— имеющиеся предпосылки для формирования кластерных сетей;

— активная консолидирующая позиция местного самоуправления поселений и районов в целом.

Рассмотрим основополагающие принципы, способствующие реализации стратегии устойчивого развития.

1. Структурным приоритетом развития экономики сельских территорий должен оставаться природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внешнего спроса на территориальный продукт. В то же время стратегической задачей является стимулирование перехода к производству и экспорту сельскохозяйственной продукции на основе углубленной переработки сырья и переработанного сырья. Это предполагает технологическую модернизацию природно-ресурсного сектора. Такой подход обусловит изменение режима использования ввозимого технологического и инвестиционного оборудования в соответствии с модификацией структуры производства и конечного продукта в данном секторе экономики территории.

2. Эксплуатация внешнего спроса как источника устойчивого экономического развития сельского муниципального образования должна основываться на использовании потенциала экономической коо-

перации. Развитие разнообразных взаимовыгодных форм кооперации:

— укрепит внешние и внутрирайонные территориальные связи, межрегиональное и международное сотрудничество;

— ускорит поступательное развитие территорий.

3. Принципы размещения населения должны быть неизменными, а тип производства и освоения природных ресурсов может быть изменен. Это позволит увеличить эффективность освоения ресурсов и снизить социальную и коммунальную нагрузку сельских муниципальных поселений. Первоначально необходимо на основе использования инвестиционных трансфертов федерального бюджета и республиканского муниципального фонда развития поддерживать те сельские образования, которые могут обеспечить экономический рост территории. Опираясь на эти центры, остальные населенные пункты также смогут улучшать собственную систему жизнеобеспечения.

4. Перспективной задачей является создание диверсифицированной экономической структуры, что предполагает активное привлечение капитала и технологий. Одним из наиболее действенных инструментов такого привлечения остается создание сети особых экономических точек роста, зон производства товаров и услуг внутрирегиональной направленности и для внутрироссийского обмена (регионального и межрегионального).

5. В собственно природно-ресурсном секторе целесообразно использовать практику реализации частно-государственных договоров (в последующем — концессионных проектов) под контролем дирекций, реально отвечающих за соблюдение экономических и экологических параметров

6. Решение проблемы закрепления населения в сельском районе непосредственным образом зависит от преодоления стереотипа, согласно которому, лишь уехав из сельского района, можно приобщиться к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг.

7. Важнейшим вопросом достижения стратегической перспективы является выбор инструментария экономической политики. Необходимо формирование эффективной системы самоорганизации местного сообщества через укрепление местного самоуправления и формирование гражданских институтов.

Приоритетами, на которых должно строиться перспективное развитие сельских территорий, должны выступать:

— закрепление населения в муниципальных районах, особенно горных. Численный, качественный и профессиональный состав жителей района есть стратегический ресурс и залог процветания сообщества и муниципального образования в целом;

— обеспечение энергетической безопасности территории за счет местных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии;

— рациональное использование природных богатств территории, соблюдение экологического императива;

— формирование и развитие транспортной инфраструктуры, усиливающей геополитический и экономический статус территории;

— обеспечение структурной диверсификации экономики территории, создание инновационного комплекса за счет развития и модернизации природно-ресурсного сектора экономики (особенно минерально-сырьевого, в том числе строительного, производства на основе местных строительных ресурсов);

— развитие сферы услуг за счет привлечения и поддержки среднего и малого предпринимательства;

— рассмотрение сельскохозяйственного производства как фактора эндогенного потенциального развития экономики территории, обеспечивающего и удовлетворяющего как ее потребности, так и нужды мегаполисов;

— неповторимое сочетание природных ландшафтов сельских территорий, их уникальные природные, исторические памятники и культурное наследие должны быть визитной карточкой и основой для развития рекреации как доходной индустрии экономики.

Ключевыми условиями успеха реализации стратегического плана развития сельских территорий Дагестана могут стать:

— формирование социальных сетей взаимодействия между хозяйствующими на территории субъектами власти, бизнеса и населения;

— создание системы согласования интересов и консолидации их усилий при реализации стратегических направлений развития территории;

— становление «новой экономики» районов, обладающей возможностью существенно повысить конкурентоспособность территории, в том числе и в аспекте социальных стандартов жизнедеятельности.

Принципиальной отличительной особенностью стратегического варианта устойчивого развития сельских территорий является подход к развитию территории районов через кластерные сети.

Кластеры определяются как географические концентрации фирм, вовлеченные в подобную или связанную деятельность [4]. Подобная или связанная деятельность выстраивает технологическую цепочку производств и ее обслуживание, а «.. .фирма считается местной даже в том случае, если штаб-квартира родительской компании находится в другом месте» [1].

Технологическая цепочка может носить локальный характер и быть неполной (усеченной) или увязанной в систему цепочек. Необходимо отметить, что однозначного варианта кластерной структуры не существует. Ее содержание зависит непосредственно от следующих факторов:

— определенного местоположения;

— ресурсов и их качественной и количественной характеристики;

— информационной и транспортной инфраструктуры;

— др.

В условиях развивающейся российской экономики кластерная форма организации хозяйства на муниципальном уровне лишь только формируется.

Миссия и цели развития

сельских территорий Дагестана

Определение миссии сельской территории необходимо для формулирования целесообразности и предназначения сельского района с точки зрения жизнедеятельности и уникальности.

Миссия сельской территории — достижение новых стандартов качества жизни людей при эффективном сочетании экологически чистых производств с уникальным природным комплексом. В данной формулировке миссии, ставшей результатом множества обсуждений и уточнений, зафиксированы следующие установки.

Ключевой ценностью развития территории является качество жизни людей, которое напрямую связано с эффективностью экономики, основанной на использовании природных и рекреационных местных ресурсов. Поэтому сельские территории Дагестана можно представить как зону профильного агропромышленного производства с глубокой переработкой природных ресурсов, комплексной туристско-культур-ной зоной, выгодным и удобным пространством для инвестиций и комфортного места для жизни.

Стратегическими целями обеспечения устойчивого развития сельских территорий Дагестана являются:

— повышение качества жизни населения;

— формирование потенциала его будущего сбалансированного развития.

Для обеспечения достижения стратегических целей необходимо решить ряд задач.

1. Развитие социальной сферы как основы для создания условий формирования и реализации человеческого капитала.

2. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности территории и развития предпринимательской деятельности. Формирование эффективных рынков земли и собственности.

3. Развитие муниципальной кластерной сети на базе развития ключевых видов экономической деятельности с активным вхождением в систему межрегиональных, а по некоторым районам — международных хозяйственных связей.

4. Повышение конкурентоспособности сельской территории на основе развития традиционных секторов, их технологическая модернизация и реновация с учетом экологических и инновационных императивов.

5. Диверсификация видов экономической деятельности с укреплением тенденции роста внутреннего потребления.

6. Оптимизация пространственной организации территории с целью концентрации и распределения по территории ресурсов на основе введения новых ключевых элементов инфраструктуры и модернизации существующих.

7. Развитие местного самоуправления в соответствии с принципами формирования и укрепления основ гражданского общества и с опорой на социальное партнерство.

8. Создание имиджа муниципальных районов как территории для реализации возможностей комфортной жизнедеятельности, привлекательного сотрудничества и инвестирования.

В соответствии с миссией, целями и задачами социально-экономического развития сельских территорий определены основные стратегические направления и кластеры развития сельских территорий Республики Дагестан.

Кластер — развитие агробизнеса

Цели:

— создание необходимой базы на территории для организации агробизнес-системы саморазвития с элементами внешних возможностей;

— повышение уровня жизни в сельских поселениях на основе развития конкурентоспособных сельскохозяйственных производств с использованием инновационных технологий.

Реализация стратегической цели развития агробизнеса осуществляется посредством решения следующих задач:

1) создание районной сельскохозяйственной информационно-консультационной службы, обучение и повышение квалификации кадров администраций муниципальных образований;

2) осуществление функционального зонирования территорий на основе бонитировки земель с определением приоритетного режима сохранения плодородия и рекомендаций по получению набора продукции в интересах территории;

3) создание единого объединения (агро-произ-водственного холдинга) хозяйствующих субъектов с целью взаимовыгодной кооперации по производству, переработке и сбыту продукции;

4) активное вхождение и участие в национальном проекте «Развитие АПК» и инвестиционных региональных проектах;

5) развитие предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и сфере услуг;

6) техническое перевооружение имеющихся сельскохозяйственных средств производства, внедрение инновационных проектов по переработке сельхозпродукции;

7) создание устойчивой кормовой базы;

8) производство высококачественных товаров, конкурентоспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках при стабильных поставках;

9) решение проблемы бедности и достижения обеспеченности сельского населения общественными услугами в среднесрочный период.

Проблемы, осложняющие эффективное развитие агробизнеса:

— отсутствие районной сельскохозяйственной информационно-консультационной службы, слабая обратная связь с республиканскими и федеральными учреждениями и службами;

— отсутствие системы подготовки кадров и закрепления их в поселениях (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе»);

— неразвитость рынка земель сельскохозяйственного назначения;

— неразвитость банковской и страховой инфраструктуры;

— недостаточная степень информированности сельского населения о возможностях и порядке получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;

— отсутствие консультационной помощи по выдаче и порядку оформления кредитов, содействию в предоставлении залогов (поручительства) на уровне муниципальных поселений;

— отсутствие инфраструктурной сети заготовительных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке продукции и потребительских кредитных кооперативов (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»);

— отсутствие реестра фермерских хозяйств в соответствии с процедурами регистрации принадлежащих фермерам земельных участков, имущества и принадлежащих им хозяйственных построек;

— отсутствие оборудованных современных рынков для реализации местными сельхозпроизводителями продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— слабое развитие организационно-институциональной инфраструктуры местных сельских сообществ. В дореформенной экономике селообра-зующие функции выполняли сельскохозяйственные предприятия, многофункциональная роль которых в процессе рыночных трансформаций не была учтена. Все свелось к приватизации земли и имущества, передаче инфраструктурных объектов на баланс местных администраций, не располагающих достаточными ресурсами и отработанными организационно-экономическими механизмами для их содержания;

— слабое развитие в поселениях сферы услуг и несельскохозяйственного бизнеса, в том числе посредством малого предпринимательства в использовании рекреационного и культурно-исторического потенциала территорий.

Проект создания районных агропроизводствен-ных холдингов должен быть основан на мобильной системе управления с претворением в жизнь принципа «производство — переработка — реализация» и максимальным вовлечением всех возможных потенциальных субъектов муниципальных сельских и городских поселений в его деятельность.

Индустриально-аграрный характер организации ведения сельского хозяйства и перерабатывающих

на его базе производств с последующей сбытовой деятельностью позволит решить не только проблему продовольственной безопасности, но и ряд социальных аспектов развития сельских территорий.

Кластер — развитие туристской индустрии

Цели:

— разработка проектных направлений в сфере туризма;

— создание необходимой базы для реализации конкретных инвестиционных проектов;

— создание конкурентоспособной туристской индустрии на основе многофункционального ту-ристско-рекреационного центра.

Реализация стратегических целей туристского кластера осуществляется посредством решения ряда задач.

1. Осуществление функционального зонирования территории с выделением туристско-рекреационных зон с определением приоритетного режима землепользования и хозяйственной нагрузки на них.

2. Определение ключевых объектов туристского показа и их включение в состав туристских маршрутов и инвестиционных проектов.

3. Привлечение внешних инвестиций в развитие объектов инфраструктуры туризма, подготовка инвестиционных площадок, концентрация финансовых ресурсов за счет развития лизинговых и страховых компаний.

4. Разработка предложений по созданию локальных туристских комплексов и отдельных объектов туристской инфраструктуры с определением их специализации. Оценка инвестиционной емкости создания локальных туристских комплексов и экономической эффективности, подготовка проектной, технической и инвестиционной документации.

5. Оценка объемов капитальных вложений в реконструкцию, ремонт и развитие объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктур.

6. Строительство инфраструктурной базы ту-ристко-рекреационного комплекса.

7. Организация образовательных услуг для подготовки кадров для сферы туризма, в том числе — переобучение населения туристских центров.

8. Привлечение и создание транспортных компаний, обеспечение их транспортными средствами в целях эффективного трансферта туристов.

9. Формирование каналов реализации туров по территориям через внешние франчайзинговые и турагентские сети.

10. Обеспечение информационно-маркетингового сопровождения турпродуктов и раскручивание туристических брэндов.

11. Встраивание продуктовых брэндов в региональный туристский брэнд.

12. Повышение эффективности управления объектами природного и культурного наследия, находящихся в государственной собственности.

13. Развитие сопутствующих туризму видов экономической деятельности (народно-художественные промыслы) и услуг муниципальных поселений районов.

Факторы, осложняющие использование турист-ско-рекреационного потенциала:

— количественный недостаток и низкое качество существующей туристской инфраструктуры;

— деградация объектов индустрии отдыха и развлечений;

— недостаточная проработка туристского продукта, использующего все возможности природного, культурно-исторического потенциала территорий, доминирование точечных тур-продуктов и нехватка комплексных туров;

— низкий уровень использования туристского потенциала;

— неразвитость инфраструктуры всех видов туризма;

— недостаточность квалифицированных научных, управленческих и производственных кадров, способных обеспечить эффективное функционирование объектов инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений;

— правовые риски, связанные с несовершенством законодательства в сфере туризма, сложностями в выделении земельных участков под инвестиционные площадки;

— муссирование негативной информации в центральных СМИ о террористической деятельности в Республике Дагестан;

— негативное отношение к Дагестану и дагестанцам в центральной России, возникшее в результате криминального поведения отдельных лиц дагестанской молодежи в преимущественно русских регионах России.

К основным социально-экономическим результатам развития туризма на сельских территориях Дагестана могут быть отнесены:

— создание на территории современной конкурентоспособной инфраструктуры туризма,

обеспечивающей соответствующими услугами растущие потоки въездных туристов;

— существенное увеличение числа прибывающих в район туристов;

— увеличение количества дней пребывания туристов на территории;

— увеличение числа туристов, повторно посещающих территорию;

— высокие стандарты качества обслуживания туристов с расширенным спектром предоставляемых услуг;

— значительное увеличение доходов туристских предприятий, бюджетов муниципальных поселений и населения;

— повышение эффективности работы предприятий других отраслей, расположенных на территории муниципальных образований;

— рост числа новых рабочих мест;

— привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу территории;

— развитие малого предпринимательства;

— улучшение качества жизни (в том числе улучшение здоровья) населения за счет обеспечения благоприятных условий для активного, разнообразного и полноценного отдыха;

— сохранение и возрождение историко-культурного наследия территорий, рациональное использование его природно-рекреационного потенциала.

Необходимо создание сетевой инфраструктуры многофункционального туристско-рекреационного комплекса с опорными центрами в районных центрах и сельских поселениях.

Горно-строительный кластер

Цель — повышение конкурентоспособности территорий как центров привлечения инвестиций, активной зоны экономической деятельности и места комфортного проживания посредством создания системы многопрофильного высокотехнологичного строительного производства на основе развития производственной и территориальной кооперации при раскрытии потенциала жителей.

Центрами притяжения в структуре кластера могут выступить предприятия, реализующие конечный продукт.

Ожидаемые результаты:

— комплексное использование месторождений, организация попутных производств и утилизация вскрышных пород;

— использование инновационных природосберегающих технологий по добыче блочного камня;

— строительство камнеобрабатывающих цехов и заводов на территории;

— рост объемов производства нерудных строительных материалов;

— предприятия, получившие лицензии на разработку месторождений: проводят в настоящее время работы по геологическому изучению месторождений, проектированию и подготовке их к эксплуатации (сроки ввода не определены);

— значительно расширится рынок сбыта благодаря выпуску продукции европейского качества;

— развитие муниципальной кластерной сети усилит конкурентоспособность территории на региональном и национальном рынках, сформирует узнаваемый брэнд территории;

— увеличится число занятых в горно-строительном производстве и обслуживающих его сферах деятельности;

— объективно возрастет социальная ответственность бизнеса.

Стратегический сценарий развития сельских территорий опирается на современный постулат экономического развития о том, что недостаточно только просто владеть ресурсами. Компании могут повышать производительность ресурсов за счет более эффективного производства уже существующей продукции или за счет изготовления продукции, имеющей большую потребительскую ценность. Самыми конкурентными становятся не те территории и компании, которые имеют доступ к дешевым факторам производства, а те, которые применяют наиболее совершенные технологии и эффективные методы использования своих факторов производства. Данная постановка вопроса весьма актуальна, так как отвечает на вопрос об организации рационального природопользования с точки зрения защиты окружающей среды и конкурентоспособности предприятий.

Очень важно, чтобы использование ресурсов было эффективным, в том числе не только природных, но человеческих и капитальных, чтобы внедряемые инновации повышали производительность ресурсов. Необходимо создавать имидж территории как успешной для компаний, строящих свою

деятельность на основе экономической логики, которая устанавливает четкую взаимосвязь между окружающей средой, производительностью ресурсов, инновациями и конкурентоспособностью.

Важным аспектом стратегии устойчивого развития сельских территорий является развитие муниципального сообщества на основе:

— гражданского самосознания жителей сельских территорий;

— формирования эффективной системы социальной поддержки;

— совершенствования системы образования и управления.

Эволюционное развитие территориального сообщества зависит от человеческого капитала, суть которого состоит в социальном воспроизводстве населения в различных проявлениях:

— состояние вопросов демографии;

— квалификация и компетенция;

— духовная сфера и культура, социальные институты.

Необходимо сохранить и преумножить историческое и духовно-культурное наследие территорий, повысить роль культуры в процессах социальных и экономических преобразований в силу того, что земля Дагестана — уникальная территория с древней историей и пересечением культур.

Социальная сфера является важнейшей составляющей, определяющей духовно-нравственное развитие общества. Ее развитие зависит от вовлечения жителей в процесс управления территорией на основе:

— формирования коммуникаций и социальных сетей;

— формирования гражданских институтов;

— развития института местного самоуправления.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция. М. 2005.

2. Сигов И. И. Региональная экономика (понятийный аппарат). СПб.: ИРЭ РАН. 2000.

3 . Чепурных Н. В., Новоселов А. Л., Мерзлов А. В. Региональное развитие: сельская местность. М.: Наука. 2006.

3. Visser and Boshma. 2002. URL: http:// wethoudervisser. denhelder. nl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.