Научная статья на тему 'Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования'

Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / КООПЕРИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / АКЦИОНИРОВАНИЕ / КАДРЫ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЛОББИРОВАНИЕ / SMALL FARMING / COOPERATION / INFRASTRUCTURE / CORPORATIZATION / STAFF / CONSULTING / LOBBYING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папахчян Инна Арамовна, Толмачев Алексей Васильевич

Показан экономический механизм функционирования вертикального кооперирования малых аграрных форм хозяйствования, их количественная характеристика. Большое внимание уделяется работе ревизионного союза, показаны его задачи, стабилизирующая роль в кредитовании малого хозяйствования, объемы регионального кредитования. Предложен проект совершенствования действующего экономического механизма вертикальной кооперации с целью повышения эффективности регулирования процесса развития потребкооперации малого хозяйствования с возможностью последующего акционирования субъектов производственной инфраструктуры созданной с участием государства. Авторы рекомендуют создавать инфраструктурные объекты совместного малого хозяйствования при активном привлечении государства, что повысит низкую ныне мотивацию участников малого аграрного хозяйствования (МАФХ) к строительству нового кооперирования. Рекомендуется активнее создавать инфраструктуру хозяйствования, за счёт государственных возможностей в строительстве производственных, снабженческих, логистических, перерабатывающих, сбытовых и других востребованных практикой объектов в виде хранилищ, боен, баз хранения минеральных удобрений и т.д. Более активно вести подготовку и повышение квалификации кадров для работы в малых формах хозяйствования и особенно в их потребительских кооперативах. Повысить эффективность информационно-консультационного инструментария развития малого хозяйствования дополнительным государственным финансированием, активнее реализовать схему частно-государственного партнерства с кооперативами малого аграрного хозяйствования. Важным фактором дальнейшего успешного развития МАФХ является лоббирование интересов участников малого аграрного бизнеса возможностями региональных торгово-промышленных палат, созданием ассоциаций малых форм хозяйствования для отстаивания интересов участников по вопросам землепользования, ресурсного обеспечения, кредитования, реализации продукции и другим важным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Папахчян Инна Арамовна, Толмачев Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN PRODUCTION ON THE BASIS OF VERTICAL COOPERATION

The article shows the economic mechanism of operation of the vertical cooperation of small agricultural farms and their quantitative characteristics. There is great attention paid to the work of Revising Union; and there are shown: its objectives, its stabilizing role in lending to small businesses, and the volume of regional lending. The proposed project is meant to improve the current economy mechanism of vertical cooperation, to increase efficiency of regulation of the development process of consumer cooperatives of small farming with future possibility of public offering of constituent entities of the production infrastructure created with participation of the state. The authors recommend creating joint infrastructural facilities for small business with active engaging of the government, which will increase currently low motivation of participants of small-scale agricultural farming (SAF) in building a new cooperation. It is recommended to actively enhance the process of creating of infrastructure of economic activity, the state features in the construction of production, supply, logistics, processing, marketing and other necessary for practical objects in the form of storage facilities, slaughterhouses, depots mine-mineral fertilizers etc. It is proposed to enhance preparation and retraining of personnel for working with small farms and especially in their consumer cooperatives. To increase efficiency of the informative-consultative instrument of development of small business by adding more state funding, more actively implement a scheme of public-private partnerships with cooperatives of small agricultural farming. The crucial condition for successful development of SAF is lobbying interests of participants of small agrarian business by giving opportunities from regional Chambers of commerce and industry, by establishing associations of small forms of management to protect interests of participants in use of land, resources provision, lending, product sales, and other important concerns.

Текст научной работы на тему «Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования»

УДК 338.242.4:33

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ВЕРТИКАЛЬНОГО КООПЕРИРОВАНИЯ

Папахчян Инна Арамовна

старший преподаватель кафедры менеджмента

SPIN-код: 7612-0308

[email protected]

Толмачев Алексей Васильевич д.э.н., профессор кафедры управления и маркетинга, SPIN-код: 7612-0308 e-mail: [email protected]

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина, Краснодар, Россия

Показан экономический механизм функционирования вертикального кооперирования малых аграрных форм хозяйствования, их количественная характеристика. Большое внимание уделяется работе ревизионного союза, показаны его задачи, стабилизирующая роль в кредитовании малого хозяйствования, объемы регионального кредитования. Предложен проект совершенствования действующего экономического механизма вертикальной кооперации с целью повышения эффективности регулирования процесса развития потребкооперации малого хозяйствования с возможностью последующего акционирования субъектов производственной инфраструктуры созданной с участием государства. Авторы рекомендуют создавать инфраструктурные объекты совместного малого хозяйствования при активном привлечении государства, что повысит низкую ныне мотивацию участников малого аграрного хозяйствования (МАФХ) к строительству нового кооперирования. Рекомендуется активнее создавать инфраструктуру хозяйствования, за счёт государственных возможностей в строительстве производственных, снабженческих, логистических, перерабатывающих, сбытовых и других востребованных практикой объектов в виде хранилищ, боен, баз хранения минеральных удобрений и т. д. Более активно вести подготовку и повышение квалификации кадров для работы в малых формах хозяйствования и особенно в их потребительских кооперативах. Повысить эффективность информационно-консультационного инструментария развития малого хозяйствования дополнительным государственным финансированием, активнее реализовать схему частно-государственного партнерства с кооперативами малого аграрного хозяйствования. Важным фактором дальнейшего успешного развития МАФХ является лоббирование интересов участников малого аграрного бизнеса возможностями региональных торгово-промышленных палат, созданием ассоциаций малых форм хозяйствования для отстаивания интересов участников по вопросам землепользования, ресурсного обеспечения, кредитования, реализации про-

UDC 338.242.4:33

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN PRODUCTION ON THE BASIS OF VERTICAL COOPERATION

Papahchyan Inna Aramovna

senior lecturer of the Management Department

SPIN-ID: 7612-0308

[email protected]

Tolmachev Aleksey Vasilyevich Dr. Sci. Econ., professor of the Management and Marketing Department, SPIN-ID: 7612-0308 e-mail: [email protected]

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article shows the economic mechanism of operation of the vertical cooperation of small agricultural farms and their quantitative characteristics. There is great attention paid to the work of Revising Union; and there are shown: its objectives, its stabilizing role in lending to small businesses, and the volume of regional lending. The proposed project is meant to improve the current economy mechanism of vertical cooperation, to increase efficiency of regulation of the development process of consumer cooperatives of small farming with future possibility of public offering of constituent entities of the production infrastructure created with participation of the state. The authors recommend creating joint infrastructural facilities for small business with active engaging of the government, which will increase currently low motivation of participants of small-scale agricultural farming (SAF) in building a new cooperation. It is recommended to actively enhance the process of creating of infrastructure of economic activity, the state features in the construction of production, supply, logistics, processing, marketing and other necessary for practical objects in the form of storage facilities, slaughterhouses, depots mine-mineral fertilizers etc. It is proposed to enhance preparation and retraining of personnel for working with small farms and especially in their consumer cooperatives. To increase efficiency of the informative-consultative instrument of development of small business by adding more state funding, more actively implement a scheme of public-private partnerships with cooperatives of small agricultural farming. The crucial condition for successful development of SAF is lobbying interests of participants of small agrarian business by giving opportunities from regional Chambers of commerce and industry, by establishing associations of small forms of management to protect interests of participants in use of land, resources provision, lending, product sales, and other important concerns.

дукции и другим важным проблемам.

Ключевые слова: МАЛОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ, КООПЕРИРОВАНИЕ, ИНФРАСТРУКТУРА, АКЦИОНИРОВАНИЕ, КАДРЫ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЛОББИРОВАНИЕ йо1: 10.21515/1990-4665-121-025

Keywords: SMALL FARMING, COOPERATION, INFRASTRUCTURE, CORPORATIZATION, STAFF, CONSULTING, LOBBYING

Анализ развития аграрного производства показывает, что в сегодняшней конкурентной борьбе на продовольственных рынках чаще имеют конкурентные преимущества и больше выигрывают экономические структуры, работающие на принципах кооперации [3; 8].

Существующая ситуация в кооперативном секторе аграрного производства требует глубокого осмысления, принятия эффективных мер, которые обеспечат ведение производства на кооперативных принципах. Анализ современного производства в агропромышленном секторе показывает, что здесь далеко не в полной мере реализуются преимущества, все возможности кооперации. На практике, все еще часто недооценивается роль преимуществ кооперации в совершенствовании развития аграрного производства [9; 11].

С другой стороны, в последнее десятилетие кооперативный сектор аграрной экономики укрепляет свои позиции и имеет все большее значение на рынке продовольственных товаров и услуг. Около 20% трудоспособного населения, так или иначе, участвуют в различных формах и видах кооперации. Известно, что кооперация в рыночных условиях позволяет мелкое производство и на этой основе использовать преимущества крупного товарного производства, при этом сохраняя интересы малых сельскохозяйственных производителей [1; 4].

Современные экономисты уделяют большое внимание проблемам дальнейшего развития кооперации, ими выполнены значительные теоретические исследования и осуществлены обобщения практического опыта. Однако, многие аспекты кооперирования все еще не достаточно изучены,

они не в полной мере учитывают современные социально-экономические условия, что требует проведения дополнительных исследований для осуществления социальных, экономических преобразований с формированием эффективных рыночных инфраструктур на основе многоукладных форм хозяйствования. На практике система совершенствования развития аграрной кооперации постоянно сталкиваются с правовыми, организационными, технологическими, ресурсными и многими другими проблемами. Поэтому сохраняется высокая потребность в разработке научных обоснованных эффективных рекомендаций по совершенствованию процесса развития системы аграрной кооперации [5; 7].

Остановимся подробнее на экономическом механизме работы вертикального кооперирования с целью дальнейшего его совершенствования. Как было отмечено, кооперативы 2-го краевого уровня обеспечивают поручительства, гарантии по обязательствам нижестоящих кооператив 1-го уровня в следующем порядке. На первом этапе краевой бюджет из своих возможностей предоставляет кооперативам 2-го уровня (КСКПК «Гарант Кубани» и КСПСК «Деловой партнёр») необходимые для их функционирования денежные средства.

Данные кооперативы 2-го уровня, в свою очередь, предоставляют уже свои гарантии своим членам - районным кооперативам (кооперативам 1-го уровня). Кооперативы районного уровня (1-го уровня), в свою очередь, уже под свои гарантии получают кредиты в соответствующем банке и предоставляют кредиты уже своим членам, т.е. непосредственным участникам кооперации 1-го уровня, с.-х. производителям в лице субъектов малых аграрных форм хозяйствования.

Механизм работы гарантийного фонда (ГФ) заключается в следующем: финансовые средства гарантийных фондов кооперативов 1-го уровня поступают и находятся на депозитных счетах банков, выполняя роль залогового обеспечения при выдаче кредитов районными кооперативами. Рай-

онные кооперативы подают заявки на предоставление кредитного поручительства в краевой кооператив 2-го уровня с одновременной подачей заявки на оформление банковского кредита. Краевые кооперативы 2-го уровня в качестве финансового обеспечения (залога) предоставляют банку со своим поручительством в залог финансовые средства гарантийного фонда, после чего банки ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Юг-Инвестбанк» или ОАО «Внешфинбанк» предоставляют кредит районному кооперативу 1-го уровня без какого-либо дополнительного залогового обеспечения. Получаемые таким образом денежные средства районные кооперативы 1 -го уровня используют для предоставления кредитов входящим в его состав членам.

Отметим, что в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации Краснодарского края входит РССК «Кубанский ревизионный союз», также образованный в 2007 году. На начальном этапе в его состав входило 25 сельскохозяйственных кооперативов, численность аттестованных ревизоров-консультантов составляла 3 человека. Сегодня в ревизионном союзе насчитывается 80 сельскохозяйственных кооперативов из 167 числящихся в органах статистики (из них 15 кооперативов представлены Республикой Адыгея), а состав ревизоров-консультантов увеличился до 9. РССК «Кубанский ревизионный союз» является членом федеральной саморегулируемой организации РСО «Агроконтроль». За 8 лет существования РССК «Кубанский ревизионный союз» было проведено более 160 ревизионных проверок.

Задачей ревизионного союза является обеспечение своевременных и объективных ревизионных проверок сельскохозяйственных кооперативов.

Целями ревизии деятельности кооператива являются:

1) проверка достоверности бухгалтерской отчётности и ее соответствие требованиям законодательства РФ;

2) соблюдение кооперативами требований законодательства РФ и положений их уставов;

3) выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности, ведущих к ухудшению экономического состояния кооперативов;

5) выявление фактов нарушения интересов членов кооперации;

6) выдача предписаний по выявленным нарушениям и осуществление контроля за их устранением в соответствии со Ст. 31,п. 10 и Ст. 33,п. 1 ФЗ N 193;

7) решение задач, связанных с защитой прав членов кооперативов и выявлением правонарушений.

Как видим, работа РССК «Кубанский ревизионный союз» обеспечивает выполнение многообразных задач и методов контроля, свойственных системной комплексной ревизии. Такой подход позволяет формировать заключения, которые отражают состояние достоверности бухгалтерской отчётности, содержат информацию по процессам принятия управленческих решений, защищать права и законные интересы членов кооператива.

Взаимодействуя с кооперативами 2-го уровня, ревизионный союз выступает рисковым индикатором при работе с денежными средствами краевой поддержки. Это сотрудничество позволяет выявлять отклонения в работе районных кооперативов на ранних стадиях и принимать меры для стабилизации их работы, что позволяет достигать максимального эффекта от использования финансовых ресурсов государственной поддержки и обеспечивает своевременный их возврат.

За время работы гарантийного фонда кооперативам 1-го уровня было предоставлено 170 поручительств на общую сумму более 520 млн руб. Благодаря постоянному тесному взаимодействию РССК «Кубанский ревизионный союз» с кооперативами второго уровня фактов невозвратов по гарантийному фонду отмечено не было.

Для дальнейшего эффективного развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Краснодарского края и достижения заявленных целей в части сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации необходимо:

1) расширение объёмов регионального гарантийного фонда поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации;

2) завершение организационного строительства системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Краснодарского края в соответствии с полной схемой вертикально интегрированных гарантийных фондов;

3) внедрение большинством банков механизма мультипликации при работе с гарантийным фондом по примеру ОАО «Россельхозбанк»;

4) разработка совместно с заинтересованными банками программы передачи вопросов микрофинансирования в сельской местности сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам;

5) вовлечение в гарантийный фонд части земель, находящейся в собственности Краснодарского края.

На рисунке 19 нами показана возможность, проект совершенствования ныне функционируемой схемы вертикально интегрированной кооперации с целью повышения эффективности регулирования процесса развития потребкооперации субъектов МАФХ с возможностью последующего акционирования.

Учитывая низкую мотивацию участников МАФХ к строительству КООПов, мы рекомендуем создавать инфраструктурные объекты совместного хозяйствования при активном привлечении государства. В части снабженческо-сбытового кооперирования следует активнее создавать инфраструктуру хозяйствования, за счёт государственных возможностей осуществлять строительство производственных, снабженческих, логистических, перерабатывающих, сбытовых и других востребованных практи-

кой объектов в виде хранилищ, боен, баз хранения минеральных удобрений и т.д. Особенностью такого подхода является то, что первоначальным собственником объекта будет выступать государство с делегированием своих полномочий кооперативам второго уровня.

КООП 3-го уровня

Федеральный гарантийный фонд (ФГФ) -^

развития МАФХ

•о

Кубанские КООПы 2-го уровня

С.-х. кредитный кооператив (КСКПК) «Гарант Кубани»

^Депозиты, гарантии

О

С.-х. потребительский Сбыто вой КООП (КСПСК «Деловой партнер»

Региона) льный ГФ

РССК «Кубанский ревизионный союз»

Банк, мультипликативный эффект 1/2

V

Члены КСХПК «Гарант Кубани» - 17 СКПК Члены КСПСК «Деловой партнер» - 20 ССПК Районный ГФ 30% Муниципалитеты 1 -

КООП 1-го уровня МАФХ

V.

и

Производственные, снабженческие, логистические, перерабатывающие,

_______сбь1товые_и^другие .объекты, с ^озшжвостью, акционирования_______

— фактическое состояние системы

перспектива системы

Рисунок 1 - Вертикально интегрированная система регулирования развития кооперации субъектов МАФХ с возможностью акционирования

(проект)

Передачу этих объектов в управление районным снабженческо-сбытовым кооперативам, а затем и в долевую собственность самих членов кооперации МАФХ следует осуществлять через акционирование госсобственности с выкупом долей (акций), и возможно при сохранении определенной доли государства в лице краевых и районных кооперативов. Участие государства в лице кооперативов первого и второго уровней в создан-

ных объектах не позволят перепрофилировать целевое аграрное назначение объектов, обеспечат их работу на кооперативных принципах с равным доступом к возможностям получения кредитов всем членам кооператива. Таким образом государственные активы будут последовательно трансформироваться в собственность участников малых аграрных форм хозяйствования.

Следует отметить, что в целом внимание государства к кооперации субъектов МАФХ сегодня остается все еще недостаточным, оно не соответствует роли, которую малые аграрные формы играют в импортозаме-щении, экономике в целом. Мы считаем, что современные преференции государства по малому хозяйствованию не компенсируют неравенства рыночных условий совершенной конкуренции, отсутствие рыночной власти МАФХ по отношению к другим участникам рынка. В связи с этим во внешней экономической среде аграрного производства существует объективная необходимость государственного регулирования процесса развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования. При этом все еще недооценивается зарубежный опыт, где кооперация малого хозяйствования получает более весомую государственную поддержку. Мы считаем, что без должного государственного регулирования процесса кооперирования МАФХ их развитие будет характеризоваться медленными и болезненными темпами.

В связи с вышеизложенным государству следует направлять большие объемы финансовых средств на поддержку развития малой сельской кооперации. Использовать возможно и опыт Украины, где государство берет на себя 90% расходов по организационному, техническому и инженерному обустройству сельхозпотребкооперативов [10]. По нашему мнению также следует на 5-10 лет, а при необходимости и на больший срок, освободить малую сельскую кооперацию от всех налогов. Государству следует практиковать выкуп своими финансовыми возможностями бездействую-

щих, обанкротившихся перерабатывающих, логистических и других необходимых для МАФХ предприятий аграрного сектора с последующей передачей акций государства потребительским кооперативам малых форм хозяйствования. Такой опыт показывает положительные результаты во многих развивающихся странах БРИКС.

Государству следует также вести более активную деятельность по подготовке и повышению квалификации кадров для работы в малых формах хозяйствования и особенно в их потребительских кооперативах. Считаем весьма целесообразным открытие в аграрных колледжах и вузах специальности по сельскохозяйственной потребительской кооперации. Наши исследования показывают, что все еще в слабо развитом состоянии находится блок информационно-консультационного сервиса малого аграрного хозяйствования. В то же время, многие исследования отечественных ученых [2; 6], зарубежный опыт показывают, что эффективная работа информационно-консультационных служб является весьма действенным инструментом развития субъектов МАФХ, эффективности всего сельскохозяйственного сектора. Однако сегодня эта работа в регионах возложена на работников местных муниципальных органов. При их малом штатном составе, недостаточной компетенции, низкой мотивации и материальной обеспеченности ожидать от таких центров нужной отдачи не приходится. Для повышения эффективности информационно-консультационного инструментария развития сельского хозяйствования государству следует повысить свое участие в финансировании этой службы. Предпочтительным решением здесь является схема частно-государственного партнерства с кооперативами малых аграрных форм хозяйствования.

Формальное признание государством уклада малого аграрного хозяйствования и фактической дискриминации этой формы на местах является важным фактором самоорганизации субъектов МАФХ. Сегодня важно в процессе развитии субъектов МАФХ решить проблему социальной

защищенности участников малого аграрного хозяйствования. Мы поддерживаем инициативу участников малого хозяйствования по введению в классификатор рабочих профессий, должностей и тарифов категории членства в составе малых аграрных форм хозяйствования. Реализация этого положения укрепит уверенность участников МАФХ в своем и будущем хозяйствования, их трудовые и социальные права по травматизму, инвалидности, социальному, пенсионному обеспечению и страхованию.

Мы также считаем, что важным фактором дальнейшего успешного развития МАФХ является лоббирование интересов участников малого аграрного бизнеса не только возможностями региональных торгово-промышленных палат, но и созданием специальной ассоциации малых форм хозяйствования для публичного отстаивания интересов участников по вопросам землепользования, ресурсного обеспечения, кредитования, реализации продукции и другим важным проблемам.

Сегодня участники малого хозяйствования все чаще на форумах всех уровней поднимают вопросы по ресурсному обеспечению производства, поддержке лизинга техники и оборудования, произволу ведомственных проверок, регулированию деятельности торговых посредников, доступу к рынкам сбыта продукции, государственным программам поддержки, субсидированию процесса хозяйствования, порядку осуществления государственных рыночных интервенций, импортозамещению, тарифному ограничению импорта продовольствия и другим.

В связи с этим наличие достаточно представительной, эффективной ассоциации МАФХ поможет решить значительную часть этих проблем. Важно, чтобы ассоциация охватывала бы как можно большее число участников МАФХ, что обеспечит ей финансовую независимость от негативных властных и других «спонсорских» влияний; поэтому так важно донести до понимания участников МАФХ, что при высокой конкурентной борьбе на современных рынках сбыта необходимо иметь свою собствен-

ную эффективно работающую лоббирующую структуру за счет членских взносов самих участников.

Практическое построение вертикального производственного и сбытового кооперирования малых аграрных форм хозяйствования с участием государства лучше осуществлять пошагово. Сначала государству следует создать остро востребованные участниками МАФХ производственные активы, затем передать эти активы в оперативное управление кооперативам, с последующей их трансформацией в долевую собственность членов кооперации. Государству можно не только строить новые будущие кооперативные объекты, но и практиковать выкуп своими финансовыми возможностями бездействующих, обанкротившихся перерабатывающих, логистических и других необходимых для МАФХ предприятий аграрного сектора с последующей передачей пакетов своих акций потребительским кооперативам малых форм хозяйствования за часть их стоимости, а в ряде случаев и бесплатно. Такой опыт показывает положительные результаты во многих быстро развивающихся странах мира.

На этом пути государству следует принять на себя значительную часть, а возможно, и все инвестиционные расходы по проектированию и строительству перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры, взять на себя основную часть расходов по формированию гарантийных залоговых фондов кооперативов по первому и второму, а в перспективе и по третьему уровню. На следующем, втором этапе, по мере роста финансовых возможностей участников кооперирования малых аграрных форм хозяйствования государству следует использовать механизм льготной приватизации новых активов в пользу кооперативов МАФХ. Третий этап трансформации государственной собственности призван обеспечивать полный переход активов в долевую собственность участников кооперирования.

По нашему мнению, региональным субъектам РФ следует учреждать и другие некоммерческие организации поддержки субъектов МАФХ и их

кооперативов. В целях реализации стратегии развития малого хозяйствования необходимо обеспечить взаимодействия кооперативов МАФХ со средним и крупным аграрным бизнесом через эффективное функционирование Министерства СХ и ПП, Комитета по сельскому хозяйству и агропромышленных рынков при Торгово-промышленной палате и других учреждений и ведомств Краснодарского края.

Литература

1. Бочков А. А. Агропродовольственный рынок региона: теория и практика / А.А. Бочков, П.Ф. Парамонов, Ю.Е. Стукова и др. - Краснодар: КубГАУ, 2016.

2. Гришин Е.В. Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций / Е.В. Гришин, Р.Н. Лисовская и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 118. - С. 548-562.

3. Гончарова Н.В. Возможности частного сектора в обеспечении России продовольствием / Н.В. Гончарова и др. Аграрная наука. 2000. № 8. С. 7-8.

4. Журавель В.Ф. Управление развитием эколого-экономических систем аорарного природопользования: методы и инструменты регулирования. Монография. -Ставрополь: Северо-Кавказский гос. технический ун-т. 2009.

5. Иванова И.Г. Теория менеджмента / И.Г. Иванова, Е.М. Кобозева и др. ФГБОУ « Кубанский государственный аграрный университет». Краснодар, 2015.

6. Лисовская Р.Н. Проблемы развития аграрного региона / Р.Н. Лисовская, И.Г. Папахчян, И.Г.Иванова // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 22-28.

7. Лисовская Р.Н. Управление развитием малых форм АПК / Р.Н. Лисовская, Е.В. Гришин, К.Н. Шамров // В сборнике: Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства. Материалы научно-практической конференции: в 4 томах. Главный редактор А.И. Клименко. 2015. С. 16-22.

8. Сыромятников ДА. Основные критерии и методика оценки конкурентоспособности предпринимательства в агробизнесе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2008. № 3. С. 218-222.

9. Толмачев А.В. Межхозяйственное кооперирование техники. Тракторы и сельхозмашины. 1997. - № 11. - С. 17-18.

10. Papakhchyan I. A. Problems of the developing agricultural economy / I. A. Papa-khchyan, K.N. Shamrov // В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы VII международной научно-практической конференции. North Charleston, SC, USA, 2015. С. 261-263.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шамров К.Н. Экономическое положение регионального аграрного сектора и малого хозяйствования / К.Н. Шамров, Р.Н. Лисовская, И. А. Папахчян // Региональное развитие. 2015. № 6 (10). С. 1.

Literatura

1. Bochkov A.A. Agroprodovol'stvennyj rynok regiona: teorija i praktika / A.A. Bochkov, Paramonov P.F., Stukova Ju.E. i dr. - Krasnodar: KubGAU, 2016.

2. Grishin E.V., R.N. Lisovskaja. Regional'nye faktory razvitija malyh sel'-skohozjajstvennyh organizacij / E.V. Grishin, R.N. Lisovskaja // Politematicheskij setevoj jel-ektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 118. - S. 548-562.

3. Goncharova N.V. Vozmozhnosti chastnogo sektora v obespechenii Rossii prodo-vol'stviem / N.V. Goncharova i dr. Agrarnaja nauka. 2000. № 8. S. 7-8.

4. Zhuravel' V.F. Upravlenie razvitiem jekologo-jekonomicheskih sistem aorarnogo prirodopol'zovanija: metody i instrumenty regulirovanija. Monografija. - Stavropol': Severo-Kavkazskij gos. tehnicheskij un-t. 2009.

5. Ivanova I.G. Teorija menedzhmenta / I.G. Ivanova, E.M. Kobozeva i dr. FGBOU « Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet». Krasnodar, 2015.

6. Lisovskaja R.N. Problemy razvitija agrarnogo regiona / R.N. Lisovskaja, I.G. Pa-pahchjan, I.G.Ivanova // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2015. № 12. S. 22-28.

7. Lisovskaja R.N.Upravlenie razvitiem malyh form APK / R.N. Lisovskaja, E.V. Grishin, K.N. Shamrov // V sbornike: Problemy razvitija sovremennoj jekonomiki v uslovijah global'nyh vyzovov i transformacii jekonomicheskogo prostranstva. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 tomah. Glavnyj redaktor A.I. Kli-menko. 2015. S. 16-22.

8. Syromjatnikov D.A. Osnovnye kriterii i metodika ocenki konkurentosposobnosti predprinimatel'stva v agrobiznese / D.A. Syromjatnikov // Vestnik Severo-Kavkazskogo fed-eral'nogo universiteta. 2008. № 3. S. 218-222.

9. Tolmachev A.V. Mezhhozjajstvennoe kooperirovanie tehniki. Traktory i sel'-hozmashiny. 1997. - № 11. - S. 17-18.

10. Papakhchyan I. A. Problems of the developing agricultural economy / I. A. Pa-pakhchyan, K.N. Shamrov // V sbornike: Akademicheskaja nauka - problemy i dostizhe-nija Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. North Charleston, SC, USA, 2015. S. 261-263.

11. Shamrov K.N. Jekonomicheskoe polozhenie regional'nogo agrarnogo sektora i malogo hozjajstvovanija / K.N. Shamrov, Lisovskaja R.N., Papahchjan I.A. // Regional'noe razvitie. 2015. № 6 (10). S. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.