Научная статья на тему 'Основные приоритеты бюджетных расходов в региональном здравоохранении'

Основные приоритеты бюджетных расходов в региональном здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров А.И., Деревянко М.С.

При исследовании механизма бюджетирования программно-целевых результатов здравоохранения в регионе выделяются основные приоритеты его реорганизации, которые позволят преобразовать этот механизм в социально ориентированный, а также способствовать повышению эффективности работы по охране здоровья населения. По мнению авторов, в систематическом режиме должна производиться предупредительная диагностика здоровья всех лиц, вступающих в брак, включая перспективы возможного деторождения, вводится как обязательная областным законом в корреспонденции с доработкой федерального законодательства. В рамках указанных изменений законодательства о здравоохранении вводится регулярно-обязательная диспансеризация населения. Комплекс предложенных приоритетных направлений бюджетирования программно-целевых результатов здравоохранения в регионе необходимо объединить в отдельный субфедеральный проект. Вместе с тем, очевидно, что он выходит за региональные рамки и должен стать частью специальной федеральной целевой программы либо финансово сопрягаться с национальным проектом «Здоровье». Предложенный методологический комплекс может социально и качественно усилить мероприятия реализуемого национального проекта «Здоровье», в котором пока преобладает, в основном, ресурсная составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты бюджетных расходов в региональном здравоохранении»

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

А. и. гончаров,

доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор

м. с. деревянко

Волгоградский государственный университет

Государственная политика в последние годы четко ориентирована на рационализацию социальных расходов. Эти вопросы входят в комплекс общих мер по ускорению экономического роста России. В настоящее время социальная финансовая политика выстраивается таким образом, чтобы российские граждане имели возможность преимущественно за счет собственных средств получать все необходимые блага для достойной жизни. Есть все основания утверждать, что на указанном направлении в последние годы достигнуты определенные положительные результаты. В то же время следует признать: в охране здоровья населения и в 2008 г. не достигнуты устойчивые положительные социальные и финансовые результаты. Затраты бюджетных средств растут, однако состояние здоровья населения существенно не улучшается.

Исследуя механизм бюджетирования программно-целевых результатов здравоохранения в регионе, следует выделить основные приоритеты его реорганизации, которые позволят преобразо-

вать этот механизм в социально ориентированный, способствовать повышению эффективности работы по охране здоровья населения. Указанные ниже группы мероприятий следует рассматривать через призму соответствующих направлений финансового обеспечения этого механизма. Достигнуть предлагаемые программно-целевые результаты охраны здоровья населения предполагается к 2010 г.

1. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в окружающем воздухе, водоемах, в стоках, в местах хранения и переработки мусора и отходов, а также уровень радиации должны быть уменьшены в 2 раза против фактических, если даже будут ниже установленных норм, которые мы считаем изначально завышенными.

Согласно докладу комитета охраны природы администрации Волгоградской области о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя бюджетных средств (далее —ДРОНД ГРБС) основные показатели деятельности комитета отражены в табл. 11.

Таблица 1

Основные показатели деятельности комитета охраны природы администрации Волгоградской области

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Цель 1. Повышение экологической безопасности

Задача 1.1. Повышение уровня защищенности окружающей среды, населения и объектов экономики от аварий на гидротехнических сооружениях (ГТС)

Снижение коэффициента риска аварий на ГТС % 28,09 27,96 27,82 27,69 20,0

Задача 1.2. Повышение уровня защищенности окружающей среды, населения и объектов экономики от вредного воздействия вод

Увеличение протяженности расчищ., углубленных и зарегулированных русел рек/ озер км/га 2,65/ 1,2 1,84/ 2,01/ 2,2/ 2,07/ 0,4

Окончание табл. 1

НАИМЕНОВАНИЕ ЕДИНИЦА 2007 г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ 2008 г. 2009 г. 2010 г. ЗНАЧЕНИЕ

Увеличение протяженности

отремонтированных км 0,248 1,358 1,489 2,039 5,134

берегоукрепительных сооружений

Задача 1.3. Повышение экологической культуры населения Волгоградской области

Прирост чи-сти населения,

привлекаемого к участию чел.в год - 1150 1400 1000 3550

в природоохранной деят-сти

Прирост образ. учреждений экологич. направленности шт. в год - 5 5 5 15

Задача 1.4. Повышение радиационной безопасности

Количество районов области, на терри-

тории которых проводятся наблюдения шт. в год - - - - -

за радиационной обстановкой

Прирост количества постов наблюдения

за качеств. и количеств. радионуклид- шт. в год 3 - - - -

ным составом атмосферного воздуха

Цель 2. Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов

Задача 2.1. Оценка состояния окружающей среды

Прирост количества районов г. Вол-

гограда и районов области, в которых шт. в год 3 4 4 4 20

ведется мониторинг атмосфер. воздуха

Прирост количества водных объектов,

на которых ведется мониторинг поверх- 10 11 12 14 20

ностных вод

3адача 2.2. Обеспечение устойчивого существования и воспроизводства лесных экосистем

Увеличение площади лесовосстановления га - - - - -

Ввод молодняков в категорию особо ценных лесных насаждений га - - - - -

3адача 2.3. Обеспечение устойчивого существования и воспроизводства объектов жив. и раст. мира

Доля роста краснокнижных видов животных и растений, охваченных мониторингом (нарастающим итогом) % 6,2 34,4 43,8 55,6 100

3адача 2.4. Развитие региональной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

Доля паспортизированных ООПТ к общему количеству ООПТ % 23,3 48,8 74,4 100 100

Доля обустроенных ООПТ к общему количеству ООПТ % 12 29 47 58 58

3адача 2.5. Развитие природных парков Волгогр. обл. и волгогр. регионального ботанического сада

Доля местного населения, привлекаемого к практической природоохранной деятельности, к общему количеству местного населения, проживающего на территории природных парков % 16,1 24,1 36,2 70 70

Приведенные данные показывают, что в задачах, которые предстоит реализовать администрацией области в 2008 — 2010 гг., определенного приоритета нет. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу увеличился на 11, 3 тыс. т и составил 245 тыс. т. За период 2006 г. в области образовалось более 1 млн т отходов. По данным Волгоградской областной Думы, в начале 2007 г. в регионе скопилось порядка

60 млн т мусора и отходов, ежегодно свалки мусора увеличиваются на 2 млн т. Экологическая обстановка в области очень напряженная.

2. Жилищно-коммунальная среда должна системно улучшаться. Будут эффективнее благоустраиваться улицы, придомовые территории, места общего пользования многоквартирных домов. Капитальный ремонт многоквартирных домов, включая частные товарищества собственников жилья, должен обеспе-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

33

чиваться государственной финансовой поддержкой. Важнейшим направлением следует считать строительство нового жилья, ввод которого в 2010 г. должен составить в регионе не менее 1 млн кв. метров.

В указанной сфере исполнительным органом государственной власти является комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области. Согласно его ДРОНД ГРБС основные показатели деятельности комитета отражены в табл. 2 2.

Удельный вес общей площади неблагоустроенного жилья планово снижается, но недопустимо медлен-

но. Капитальный ремонт жилья, очевидно, отнесен к компетенции местных властей и самих собственников жилья. Однако, по нашему мнению, комфортность среды постоянного проживания человека для состояния его здоровья имеет фундаментальное значение.

Единственным органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим функции по государственному контролю использования и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности, соответствию жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям является Государственная жилищ-

Таблица 2

Основные показатели деятельности комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Цель 1. Повышение доступности, уровня надежности и качества услуг ЖКХ

Задача 1.1. Совершенствование работы систем водоснабжения и водоотведения (подпрограмма «Реформирование и модернизация ЖКХ Волгоградской области» на 2007-2010 гг. ОЦП «Жилище»)

Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в результате проведения мероприятий по реконструкции и модернизации объектов ВКХ % 62 60 58 56 -

Сокращение количества аварий на объектах водоснабжения и водоотведения % 100 100 100 100 -

Повышение качества услуг по водоснабжению (количество человек, у которых улучшилось водоснабжение) чел. 270900 294500 305200 344200 -

Инвестиции в основной капитал системы водоснабжения тыс. руб. 85600 94200 103600 114000 -

Инвестиции в основной капитал системы водоотведения тыс. руб. 45100 49500 54500 60000 -

Задача 1.2. Совершенствование работы систем теплоснабжения (подпрограмма «Ре( и модернизация ЖКХ Волгоградской области» на 2007—2010 гг. ОЦП «Жил юрмирование ище»)

Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в результате проведения мероприятий по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения % 60 58 56 54 -

Кол-во человек, у которых повысилась комфортность проживания в связи с установкой поквартирного отопления и ГВС путем внедрения двухконтурных бытовых газовых котлов чел. 1800 2538 2664 2307 -

Инвестиции в основной капитал системы теплоснабжения тыс. руб. 111100 122200 134400 148000 -

Задача 1.3. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2007—2010 гг. ОЦП «Жилище»)

Обеспечено жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания чел. 260 430 685 1210 -

Ликвидировано аварийного жилищного фонда кв. м 2800 3900 6200 10800 -

Окончание табл. 2

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Цель 2. Повышение эффективности управления ЖКХ в условиях рыночной экономики

Задача 2.1. Совершенствование механизмов управления жилищным фондом

Удельный вес многоквартирных домов, собственники помещений которых выбрали способ управления, в т. ч.: — управляющими компаниями; — ТСЖ, жилищными, иными потребит. кооперативами; — непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме % 70 50,15 1,85 18 100 76,7 2,0 21,3 100 76,55 2,15 21,3 100 76,4 2,3 21,3 -

Удельный вес общ. площади, не оборудованной отдельными видами благоустройства % 29,7 29,2 28,7 28,2 -

ная инспекция Волгоградской области. В ходе инспекционных проверок в 2006 г. выявлено 6681 нарушение в жилищно-коммунальной сфере, что в 4,4 раза больше по сравнению с 2005 г.

В 2006 г. проводилась работа с жалобами и обращениями граждан, которых поступило 1110 шт. (рост в 2,3 раза по сравнению с 2005 г.). По 1014 обращениям приняты положительные решения.

В том же году Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области было обследовано 13 млн 167 тыс. кв. метров жилищного фонда, или 25,2 % от его общей площади, на территории Волгоградской области.

Анализ поступающих обращений свидетельствует о том, что наиболее часто в заявлениях гражданами затрагиваются проблемы неудовлетворительного технического содержания и обслуживания жилищного фонда (58,7 %). В том числе: течи и ремонт кровли (15 %), ремонт лестничных площадок и мест общего пользования (12,5 %), неудовлетворительное техническое состояние инженерного обо-

рудования (11,2 %), подвалов (7,7 %), придомовой территории (4,4 %), вопросы аварийного состояния конструктивных элементов (балконов, козырьков и т. д.) — 4,1 %, неисправного состояния лифтового оборудования (2 %) и вентиляционной системы (1,8 %), самовольной перепланировки жилых помещений (5,2 %), вопросы оплаты коммунальных услуг (3,8 %), оказания некачественных услуг по: отоплению — 12 %, по горячему водоснабжению — 4,8 %, по холодному водоснабжению — 4,3 %, по электроснабжению — 1,6 %, другие 3.

3. Дорожно-транспортная сеть региона должна быть расширена на 20 %, отремонтировано капитально не менее половины действующих дорог с асфальтовым покрытием.

В указанной сфере исполнительным органом государственной власти является Управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области. Согласно его ДРОНД ГРБС основные показатели деятельности Управления автомобильных дорог отражены в табл. 3 4.

Таблица 3

Основные показатели деятельности Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике

Задача 1.1. Совершенствование и развитие автомобильных дорог общего пользования

Плотность автомобильных дорог общего пользования на 1000 жителей Волгогр. обл. км /тыс. чел. 3,41 3,43 3,46 3,48 -

Доведение параметров автодорог до нормативных требований за счет строительства, ремонта и приведения в нормативное состояние км 0 38,5 56,5 60,0 -

Окончание табл. 3

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Прирост протяженности сети автодорог общ. пользования с твердым покрытием, всего км 45,75 112,58 113,6 119,4 -

Отремонтировано автомобильных дорог км 91,3 317,7 370,5 423,8 -

Содержание сети автодорог общего пользования км 9892,5 9914,0 9945,1 9983,9 -

Расходы (на сеть автодорог общего пользования) тыс. руб. 2240080 1259875 1156546 1235191 -

Задача 1.2. Создание условий для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на социально значимых маршрутах

Количество насел. пунктов, к которым обеспечен круглогодичный проезд по а/дорогам регионального и межмуниципального значения ед. 970 978 982 986 -

Задача 1.3. Содействие развитию автомобильных дорог муниципальных образований

Удовлетворение потребностей муниципальных образований в ремонте, капитальном ремонте а/дорог муниципального значения тыс. руб. - - - - -

Отремонтированные автомобильные дороги и мосты муниципального значения км, шт. - - - - -

Цель 2. Повышение конкурентоспособности транспортной системы Волгоградской области и реализация ее транзитного потенциала

Задача 2.1. Строительство автомобильного моста через р. Волга, входящего в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.)», подпрограмма «Автомобильные дороги»

Расходы за счет областного бюджета тыс. руб. 1304970 559820 535211 532996 -

Задача 2.2. Строительство автомобильной дороги на участке «Обход города Волгограда»

Наличие проектно-сметной документации, этапы работ км 46,5 -

Строительство км - - - - -

Расходы за счет областного бюджета тыс. руб. - - - - -

Задача 2.3. Приобретение и кредитование на приобретение дорожной эксплуатационно-строительной техники и оборудования, необходимых для содержания автомобильных дорог

Уровень оснащенности предприятий, выполняющих работы по содержанию автодорог, дорожно-строит. техникой % 66 68 68 68 -

Количество приобретенной дорожной эксплуатационно-строит. техники, др. имущества для ГУП, занятых содержанием автомобильных дорог общего пользования Волгогр. обл. ед. 4 41 27 88 -

Расходы за счет областного бюджета тыс. руб. 50000 53850 57673 61595 -

Цель 3. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы

Задача 3.1. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий паводка и других чрезвычайных ситуаций

Количество населенных пунктов, с которыми обеспечено сообщение ед. 970 978 982 986 -

Задача 3.2. Снижение количества ДТП при наличии сопутствующих дорожных условий

Количество ДТП при наличии сопутствующих дорожных условий шт. 119 106 97 96 -

Удельный вес дорожно-транспортных происшествий при наличии сопутствующих дорожных условий от общего количества ДТП % 19,0 17,0 16,0 16,0 -

Расходы за счет областного бюджета тыс. руб. 66007 73739 67078 51815 -

Состояние внутриобластных дорог, их количественный и качественный рост можно признать удовлетворительным. Вместе с тем качество и развитие дорог муниципальных образований, в частности, городских округов (особенно их внут-риквартальная часть), не имеют перспективы государственной финансовой поддержки, что прямо влечет лавинообразное ухудшение их фактического состояния.

4. Сеть спортивных сооружений, залов, секций должна вырасти на 20 %. Календарь массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий должен адресно доводиться до сведения каждого жителя региона. Государственная пропаганда престижности, привлекательности, полезности систематических

занятий спортом жителями любой местности и всех возрастов должна быть существенно усилена и сопровождаться финансовым стимулированием.

Как показано в табл. 4, в компетенции комитета по физической культуре и спорту администрации Волгоградской области (согласно его ДРОНД ГРБС) 5 предложенные нами приоритеты в целом находят отражение. На наш взгляд, требуется усилить работу по решению задачи 2.1.

Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом по месту жительства, в учреждениях, предприятиях, организациях к 2010 г. должна быть доведена до 1 млн человек.

5. В систематическом режиме должна производиться предупредительная диагностика

Таблица 4

Основные показатели деятельности комитета по физкультуре и спорту администрации Волгоградской области

НАИМЕНОВАНИЕ ЕДИНИЦА 2007 г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ

ПОКАЗАТЕЛЕН ИЗМЕРЕНИЯ 2008 г. 2009 г. 2010 г. ЗНАЧЕНИЕ

Цель 1. Формирование на территории Волгоградской области конкурентоспособного туристского комплекса

Задача 1.1. Увеличение доходной части областного и местных бюджетов

Объем налоговых поступлений млн руб. 122,5 125,5 127,5 130 -

Задача 1.2. Рекламно-информационное обеспечение продвижения волгоградского турпродукта

и совершенствование инфо рмационно-рекламного обеспечения туристской отрасли

Количество прибытий чел. 440 450 460 470 -

Количество ночевок чел. /дн. 2450 2500 2550 2600 -

Задача 1.3. Развитие туристской отрасли и инвестирование в туристскую инфраструктуру Волгоградской области

Объем платных туристских услуг мл. руб. 1225 1250 1275 1300 -

Цель 2. Привлечение максимального количества населения Волгоградской области,

особенно детей и подростков, к регулярным занятиям физической культурой и спортом

Задача 2.1. Обеспечение спортивным оборудованием, спортивным инвентарем и спортивной формой

физкультурно-спортивных сооружений, находящихся в собственности сельских, городских поселений,

городских округов, муниципальных районов, определяемых по итогам конкурса

Численность занимающихся физической

культурой и спортом в учреждениях, чел. 360000 410000 470000 525000 -

предприятиях, организациях

Цель 3. Успешное выступление волгоградских спортсменов на крупнейших

всероссийских и международных соревнованиях

Задача 3.1. Повышение зрительского интереса различных категорий населения области

к выступлению областных спортивных клубов

Количество медалей на Чемпионате, Пер-

венстве и Кубке России, в т. ч. — золотых шт. 98 102 134 141

— серебряных 230 244 238 240

— бронзовых 102 103 115 128

Планир. рез-ты выступлений волгогр. спортсменов на Олимпиаде 2008, в т. ч. — золотых шт. 2

— серебряных — бронзовых 3 2

Подготовка спортсменов высокого класса мастерства, в т. ч. — мастеров спорта — членов Сборных команд РФ шт. 84 206 16 76 217 19 81 210 16 93 231 21

— маст. спорта межд. класса

здоровья всех лиц, вступающих в брак, включая перспективы возможного деторождения, как обязательная и требует доработки. В рамках указанных изменений законодательства о здравоохранении вводится регулярно-обязательная диспансеризация населения.

6. Осуществляется комплекс мероприятий, обеспечивающих профилактику здоровья всех будущих матерей в период беременности, родов, после рождения ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 7 лет; этот комплекс вводится как обязательный областным законом в корреспонденции с доработкой федерального законодательства.

7. Вводится первый уровень профилактических мероприятий по формированию и развитию здоровья ребенка (детей) от момента зачатия до достижения им (ими) возраста 7 лет как обязательный областным законом в корреспонденции с доработкой федерального законодательства.

8. Вводится второй уровень профилактических мероприятий по формированию и развитию здоровья человека в возрасте от 7 лет до окончания общеобразовательной школы (аналогичного образовательного учреждения) — до 17 лет, как обязательный областным законом в корреспонденции с доработкой федерального законодательства.

9. Вводится третий уровень профилактических мероприятий по формированию и развитию здоровья человека в возрасте от 17 лет до 21 года как обязательный областным законом в корреспонденции с доработкой федерального законодательства.

10. В регионе, вне территорий городских округов, развертывается сеть станций медицинской диагностики и скорой помощи в составе мобильных (передвижных) диагностических автокабинетов (30 экипажей), обеспеченных оборудованием

телевизионной связи с крупными медицинскими центрами. Вертолетная сеть санитарной авиации (не менее 10 вертолетов) развертывается исходя из расчетного времени доставки любого жителя области в медицинский центр высоких технологий в течение срока до 40 мин.

11. Происходит укрупнение и концентрация медицинских центров высоких технологий. Количество центральных районных больниц и фельдшерских акушерских пунктов — в количестве имеющихся в 2007 г. В указанные действующие медицинские учреждения поставляется новое современное диагностическое оборудование с ростом объемов не менее чем по 20 % ежегодно с целью его полного обновления в 2010 г.

12. Акценты от универсализации центральных районных больниц и фельдшерских акушерских пунктов в осуществлении медицинской помощи на местах смещаются на системную профилактическую работу в режиме сплошной регулярно-обязательной диспансеризации населения. Медицинские центры высоких технологий поочередно проводят ежедневные телеконференции с медучреждениями региона.

Вышеприведенные тезисы (5-12) входят в сферу деятельности комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области. Основные показатели его деятельности согласно ДРОНД ГРБС отражены в табл. 56.

В контексте наших приоритетов бюджетных расходов следует обратить внимание на некоторые показатели комитета по здравоохранению. Например, за 3 года среднее время прибытия скорой помощи на улице в случае травмы должно уменьшиться на 36 секунд. Другие показатели по другим задачам улучшаются медленно. В том чис-

Таблица 5

Основные показатели деятельности комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 Г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Главная цель. Повышение уровня здоровья населения Волгоградской обл.

Задача 1. Повышение качества и доступности медицинской помощи

Доля смертности населения трудоспособного возраста % 29 29 28,5 28 27

Средняя продолжительность временной нетрудоспособности дн. 13 12,9 12,8 12,3 11

Доля граждан, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств обл. бюджета, в общем объеме граждан, стоящих в очереди на получение % 82 84 86 88 90

Смертность населения трудоспособного возраста на 100 тыс. человек 751 751 751 750 748

Продолжение табл. 5

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 Г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Доля смертности в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения % 16 15,7 15,5 15 14

Доля смертности в трудоспособном возрасте от новообразований % 26,6 26,2 26 25,5 24

Смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. человек 217 216,6 216 215,5 210

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень смертности на первом году установления диагноза онколог. заболевания % 35,2 34,7 34,2 33,7 30

Доля смертности в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений, травм % 76 75,8 75,5 75 74

Время доезда скорой помощи на улице в случае травмы мин. 13,9 13,8 13,7 13,3 12

Время доезда скорой помощи на дом мин. 24,1 24 23,8 22 20

Среднее время доезда скорой помощи в город. местности мин. 15,8 15,7 15,5 15 15

Задача 2. Предупреждение болезней и др. угрожающих жизни и здоровью состояний

Уровень заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. человек 78,9 78,7 78,5 78 77

Уровень смертности от туберкулеза на 100 тыс. человек 14,8 14,5 14,2 14 13

Число случаев прекращения бактериовы-деления от общего числа бактериовыде-ления % 81,0 81,5 82,0 82,5 85

Выявление туберкулеза активными методами % 56 57 58 59 60

Охват противотуберкулезной вакциной БЦЖ в родильных домах % 94,5 95 96 97 100

Увеличение карантинизированных компонентов крови, выд. в леч. сеть на перелив. % 70 80 90 100 100

Количество ВИЧ-инфицир. беременных женщин, получивших перинатальную химиопрофилактику плода % 96 97 90 100 100

Диагностика ранних стадий опухолевых заболеваний визуальной локализации от общего числа случаев диагностики при данной патологии % 26 27 28 29 30

Снижение уровня осложнений при сахарном диабете % 35 34 33 32 30

Уровень заболеваемости туляремией на 100 тыс. человек 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

Уровень заболеваемости острым гепатитом «А» на 100 тыс. человек Отсутствие вспышечной заболеваемости

Уровень заболеваемости гриппом на 100 тыс. человек 822,4 822 822 822 -

Задача 3. Ул ^чшение состояния здоровья детей и матерей

Материнская смертность на 100 тыс. детей, родившихся живыми просантимил-ле 10,9 10,8 10,7 10,5 10,0

Младенческая смертность на 1 тыс. детей, родившихся живыми промилле 10,8 10,6 10,5 10,0 9,0

Мертворождаемость промилле 7,3 5,2 5,1 5,0 5,0

Перинатальная смертность промилле 8,5 7,9 7,1 6,5 6,0

Смертность детей от управляемой патологии промилле 0,8 0,6 0,4 0,3 0,3

Окончание табл. 5

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕН ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2007 Г. ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Задача 4. Повышение эффективности управления и использования ресу] псов

Доля медицинских работников в общем числе работающих в здравоохранении % 63,5 63,6 63,6 64 65

Количество врачей на 10 тыс. человек 43,9 44,0 44,0 44,0 44,0

Количество среднего медицинского персонала на 10 тыс. человек 92,8 92,9 93,0 93,0 93,0

Число больничных коек на 10 тыс. человек 104,0 102,5 101,0 100,0 95,0

Средняя занятость койки дн. 318 319 320 325 340

Уровень госпитализации в Волгоградской области на 100 жителей 22,4 22,2 22,0 21,5 20,0

Среднее пребывание больного на койке дн. 14,3 14,2 14,0 13,5 12,0

Расходы на скорую медицинскую помощь руб. на 1 жителя 213,2 261,0 274,4 292,7 300,0

Расходы на скорую медицинскую помощь % 9,3 8,6 8,6 8,6 -

Расходы на амбулаторную медицинскую помощь руб. на 1 жителя 668,8 996,2 1032,7 1097,8 1100,0

Расходы на амбулаторную медицинскую помощь % 29,2 32,8 32,5 32,4 -

Расходы на стационарную медицинскую помощь руб. на 1 жителя 1407,1 1782,2 1875,8 2001,9 2100,0

Расходы на медицинскую помощь всего руб. на 1 жителя 2289,1 3039,4 3182,9 3392,4 3500,0

Расходы консолидированного бюджета Волгоградской области на программу государственных гарантий оказания медицин. помощи населению руб. на 1 жителя 3163,8 4516,0 4737,9 5032,4 5200,0

Расходы консолидированного бюджета Волгоградской области на обязательное медицинское страхование руб. на 1 жителя 1395,8 2350,0 2462,6 2624,2 2700,0

ле госпитализация населения должна за три года уменьшиться всего на два человека на 100 человек (2 %). Мы считаем, что никаких качественных сдвигов в региональном здравоохранении при таком планировании произойти не может.

С изменением федерального налогового законодательства вводится финансовое стимулирование здорового человека, который не прерывает трудовой (предпринимательской) деятельности в связи с временной нетрудоспособностью, а также в связи с госпитализацией в стационарные медицинские учреждения.

Если гражданин в течение своей жизни в возрасте от 21 года до 30 лет не обращался в амбулатор-но-поликлинические и стационарные медицинские учреждения, при этом в систематическом режиме прошел все уровни регулярно-обязательных профилактических мероприятий по охране здоровья, тогда налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для этого гражданина снижается. Безусловно, исключением

из данного принципиального подхода является медицинское обеспечение беременности и родов.

В дальнейшем второе снижение НДФЛ будет возможным, если гражданин в возрасте до 45 лет не обращался за медицинской помощью; третье снижение НДФЛ происходит, если гражданин полноценно поддерживает свое здоровье по достижении 55 лет; четвертое снижение НДФЛ — если гражданин практически здоров и не обращался в амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения по достижении 65 лет. Указанные льготы реализуют работодатели граждан — налоговые агенты.

Система обязательного медицинского страхования трансформируется в систему индивидуального медицинского страхования по аналогии с пенсионной системой как личная. Каждому гражданину открывается лицевой счет, с которого производится финансирование его страхования. Часть средств, которая не использована гражданином, если он

не обращается в амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения, в особом порядке поступает на его накопительный пенсионный счет. Такие суммы также освобождаются от НДФЛ.

В корреспонденции с предыдущим методологическим принципом бюджетирования программно-целевых результатов здравоохранения в регионе должно быть переработано федеральное законодательство о едином социальном налоге. Действующее разделение ЕСН на три части (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) следует прекратить и аккумулировать в едином Фонде пенсионно-медицинского страхования в составе федерального бюджета. Объединение в составе федерального бюджета средств ЕСН в едином фонде теоретически и практически обосновано рядом причин: единством цели — социальная защита и медицинское обеспечение; единообразием предлагаемого нами персонального накопительного механизма учета средств на накопительных пенсионных и медицинских лицевых счетах, лучшей оперативностью управления средствами единого фонда, экономией от масштаба и др.

В составе единого Фонда пенсионно-меди-цинского страхования следует выделять одну часть социальных выплат, которая не входит в накопительную систему, а финансируется из средств федерального бюджета (из 26 % ЕСН — 14 %). Вторая часть средств аккумулируется на едином накопительном счете социальных выплат у каждого работающего гражданина (из 26 % ЕСН — 12 %). В составе такого персонального накопительного счета социальных выплат открываются два субсчета: пенсионный и медицинский. Важнейшее значение будет иметь законодательное решение о том, что гражданин имеет право завещать средства своих накопительных счетов по наследству, либо если завещания нет, наследники имеют право наследования этих средств по закону.

В целях постоянного учета состояния здоровья человека, а также для своевременной фиксации прохождения им всех уровней профилактических мероприятий, для учета иной официальной инфор-

мации о человеке федеральным законом вводится обязательно оформляемое на каждого гражданина (с момента рождения и на протяжении всей жизни) Свидетельство пенсионно-медицинского страхования. Данный документ изготавливается в виде персональной микропроцессорной пластиковой карты, которую можно использовать также и для финансовых операций в банках. На этой же персональной карте будут учитываться пенсионные права гражданина по накопительной части его будущей пенсии.

Таким образом, комплекс предложенных приоритетных направлений бюджетирования программно-целевых результатов здравоохранения в регионе необходимо объединить в отдельный субфедеральный проект. Вместе с тем очевидно, что он выходит за региональные рамки и должен стать частью специальной федеральной целевой программы либо должен быть финансово сопряжен с национальным проектом «Здоровье». Предложенный методологический комплекс может социально и качественно усилить мероприятия реализуемого национального проекта «Здоровье», в котором пока преобладает в основном ресурсная составляющая.

1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Комитета охраны природы Администрации Волгоградской области на 2008—2010 гг. //Архив аппарата Администрации Волгоградской области.

2 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области на 2008—2010 гг. //Архив аппарата Администрации Волгоградской области.

3 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Государственной жилищной инспекции Администрации Волгоградской области на 2008—2010 гг. //Архив аппарата Администрации Волгоградской области.

4 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области на 2008—2010 гг. //Архив аппарата Администрации Волгоградской области.

5 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по физической культуре и спорту Администрации Волгоградской области на 2008—2010 гг. //Архив аппарата Администрации Волгоградской области.

6 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области на 2008—2010 гг. //Архив аппарата Администрации Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.