Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ'

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров М. А., Кириллова С. С.

Статья посвящена актуальному вопросу формирования бюджетной политики муниципалитета в области доходов. Обозначены проблемы действующей системы межбюджетного выравнивания, определены направления укрепления доходов местных бюджетов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PRIORITIES OF THE BUDGET POLICY OF THE MUNICIPALITY IN THE FIELD OF INCOME

The article is devoted to the topical issue of the formation of the budget policy of the municipality in the field of income. The problems of the current system of inter-budgetary alignment are outlined, the directions of strengthening the revenues of local budgets in modern conditions are determined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ»

УДК 336.143

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ

Максим Александрович Макаров

заместитель главы администрации города Мичуринск начальник финансового управления Светлана Серафимовна Кириллова кандидат экономических наук, доцент

ву_кт11оуа@ша11. ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу формирования бюджетной политики муниципалитета в области доходов. Обозначены проблемы действующей системы межбюджетного выравнивания, определены направления укрепления доходов местных бюджетов в современных условиях.

Ключевые слова: местные бюджеты, доходы бюджета, межбюджетные отношения, налоговый потенциал, собственные доходы.

В последние несколько десятилетий местные бюджеты испытывают нехватку средств и, прежде всего, собственных доходов. Это связано как с проблемами межбюджетных отношений, так и с низкими темпами роста налогового потенциала муниципалитетов. Обозначенные проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, погрешности в законодательном подходе к формированию собственных доходов местных бюджетов, приводят к снижению доходов и падению уровня налогового потенциала [5]. В свою очередь, снижение налогового потенциала вынуждает принимать не самые эффективные решения в области межбюджетных отношений.

Если провести анализ динамики соотношения собственных доходов и безвозмездных перечислений с 2000 года, то можно увидеть, что собственные доходы местных бюджетов резко снизились. Так, в таблице 1 представлены данные о соотношении собственных доходов и безвозмездных перечислений городского округа Мичуринск с 2000 года до 2021 года.

Таблица 1

Структура доходов бюджета городского округа Мичуринск Тамбовской области за 2000_2022, 2017- 2021 гг., %_

Показатели Годы

2000 2001 2002 2017 2018 2019 2020 2021

Собственные доходы 52,4 50,1 31,4 19,9 26,0 24,7 21,9 25,9

Безвозмездные перечисления 47,6 49,9 68,6 80,1 74,0 75,3 78,1 74,1

Безусловно, сокращение собственной доходной базы связано с изменениями в бюджетном законодательстве. Отменены отельные местные налоги, не поступают в настоящее время в местный бюджет НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Как следствие, растут объемы межбюджетных трансфертов и пропорционально им сокращается заинтересованность органов управления в укреплении налоговых доходов.

Вместе с тем, сегодня уже нельзя рассчитывать на кардинальные изменения ситуации, на возможность пересмотра пропорций в распределении доходов.

Необходимо рассчитывать на собственные силы и, прежде всего, привлекать инвесторов на территорию муниципального образования. Даже в условиях действующей системы межбюджетных отношений с расширением инвестиционных объектов существенно возрастают собственные доходы за счет налога на доходы физических лиц, земельного налога. Самое главное достижение - это рост доходов домохозяйств и повышение уровня и качества жизни населения.

В целом состояние доходов местных бюджетов можно представить на примере городского округа Мичуринск. В таблице 2 отражены данные о составе и структуре доходов города за 2017-2021 годы.

Таблица 2

Состав и структура доходов бюджета города Мичуринск за 2017-2021 годы

Показатели 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год Отклонени

сумма, уд. сумма, уд. сумма, уд. сумма, уд. сумма, уд. е 2021 года

млн. вес, млн. вес, % млн. вес, млн. вес, млн. вес, от 2017

руб. % руб. руб. % руб. % руб. % года (+,-)

Доходы, всего 2363, 100, 1809, 100,0 2001, 100, 2112, 100, 1964, 100, Х

0 0 7 1 0 0 0 0 0 0

Собственные 468,8 19,9 470,8 26,0 468,7 24,7 461,8 21,9 510,5 25,9 +6,0

доходы, всего

в том числе: 381,1 82,3 384,6 81,7 401,2 85,6 402,6 87,2 428,9 84,1 +1,8

-налоговые

доходы

из них: 231,3 60,0 250,1 64,2 262,0 65,3 266,7 66,2 283,0 66,0 +6,0

-налог на

доходы

физических

лиц

-ЕНВД 51,5 13,4 43,1 11,1 39,6 9,9 30,6 7,6 8,9 2,1 -11,3

-налог на 25,6 6,6 26,2 6,7 34,4 8,6 36,8 9,1 41,6 9,7 +3,1

имущество физических

лиц

-земельный 63,5 16,5 56,6 14,5 50,1 12,5 47,2 11,7 51,0 11,9 -4,6

налог

-патентная - - - - - - - - 19,1 4,4 +4,4

система

-прочие 13,6 3,5 13,6 3,5 15,1 3,7 21,3 5,4 25,3 5,9 +2,4

налоговые

доходы

-неналоговые 87,7 18,7 86,2 18,3 67,5 14,4 59,2 12,8 81,6 15,9 -1,8

доходы

Безвозмездны 1894, 80,1 1338, 74,0 1532, 75,3 1650, 78,1 1453, 74,1 -6,0

е 2 9 5 2 5

перечисления

Подавляющее большинство доходов - это безвозмездные перечисления. Следующая значительная группа доходов - это поступление от федеральных налогов (НДФЛ, государственная пошлина). И, наконец, исключительно собственные доходы - местные налоги и неналоговые доходы. Последняя группа обеспечивает не более 6-7 % от общих доходов и в среднем за анализируемый период 16 % от собственных. Этого недостаточно для достижения финансовой независимости в решении вопросов местного значения, для политической и социально-экономической устойчивости. Кроме того, отсутствуют реальные стимулы к наращиванию налогового потенциала, к его укреплению.

Проблема несовершенства межбюджетных отношений во взаимодействии регионов и муниципалитетов все больше препятствует достижению объективности и эффективности политики муниципалитета, в том числе в области доходов [2].

Перераспределение налоговых доходов в пользу местных бюджетов позволяет повысить их заинтересованность, укрепит собственную доходную базу, придаст уверенности в возможностях полной реализации полномочий. Также появится резерв в доходах и, как следствие, формируются финансовые условия расширения обязательств муниципалитета, повышения объема и качества муниципальных услуг [3].

Кроме того, низкий уровень собственных доходов не позволяет в полной мере реализовать в практике муниципального образования ББО - повестку. А именно последовательная политика муниципалитета в части экономики, экологии и социальной сферы - это гарантия повышенного внимания со стороны инвесторов, повышение преимуществ в борьбе с другими территориями за привлечение свободных денежных средств.

Полагаем, что бюджетная политика муниципалитета в области доходов должна быть запрограммирована на федеральном и региональном уровнях и согласована с их политическими ориентирами. Только в этом случае можно

добиться существенных результатов и роста доходной базы всей бюджетной системы страны.

Список литературы:

1. Анциферова О.Ю., Сутормина Е.С. Современное состояние и перспективы развития инновационной инфраструктуры агропромышленного комплекса//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (58). С. 117 - 123

2.Волкова Л.Г. Влияние механизма межбюджетных отношений на экономическое развитие муниципалитетов в современных условиях//Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета. В 4 т.. Мичуринск, 2016. С. 50 - 53

3.Волкова Л.Г. Экономические критерии разграничения налоговых полномочий между бюджетами разных уровней//Финансы и кредит. 2006. № 16 (220). С. 45 - 47

4.Кириллова С.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов//Финансы и кредит. 2007. № 15 (255). С. 32 - 35

5. Кириллова С.С. Совершенствование управления доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение. 2011. № 12. С. 4 -9

UDC 336.143

THE MAIN PRIORITIES OF THE BUDGET POLICY OF THE MUNICIPALITY IN THE FIELD OF INCOME

Maxim A. Makarov

Deputy Head of the Michurinsk City Administration

Head of the Financial Department Svetlana S. Kirillova

candidate of economic Sciences, associate Professor Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the topical issue of the formation of the budget policy of the municipality in the field of income. The problems of the current system of inter-budgetary alignment are outlined, the directions of strengthening the revenues of local budgets in modern conditions are determined.

Keywords: local budgets, budget revenues, inter-budgetary relations, tax potential, own income.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.