Научная статья на тему 'Структуризация доходной части бюджета муниципального образования'

Структуризация доходной части бюджета муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОТАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородина Ю. А.

Посвящена структуризации доходов бюджета муниципального образования. Рассмотрены различные подходы к определению видов доходов. Особое внимание уделено классификации собственных доходов, источникам их образования. Представлена структура бюджета дотационного муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURIZATION OF THE PROFITABLE PART OF THE BUDGET OF MUNICIPAL UNION

Article is devoted structurization of incomes of the budget of municipal union. Various approaches to definition of types of income are considered. The special attention is given classification of own incomes, sources of their formation. The budget structure of municipal union is presented.

Текст научной работы на тему «Структуризация доходной части бюджета муниципального образования»

УДК 336.143

Ю.А. Бородина, аспирант, (920) 2716777, borodina_ia@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Посвящена структуризации доходов бюджета муниципального образования. Рассмотрены различные подходы к определению видов доходов. Особое внимание уделено классификации собственных доходов, источникам их образования. Представлена структура бюджета дотационного муниципального образования.

Ключевые слова: бюджет, налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образования, дотационный бюджет.

Местные бюджеты имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на социальное развитие и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших финансовых ресурсов.

Доходы бюджета муниципального образования по действующему Бюджетному кодексу представляют собой поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Существуют различные подходы к определению видов доходов бюджета. Их можно условно разделить на несколько групп (рисунок).

Виды доходов бюджета

В соответствии с действующим законодательством доходная часть местных бюджетов состоит из:

- собственных доходов;

- поступлений от регулирующих доходов;

- может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

В свою очередь собственные доходы местного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации;

- пени и штрафы.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

- земельного налога, взимаемого на межселенных территориях по нормативу 100 процентов;

- налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях по нормативу 100 процентов [1, ст. 61.1].

Их доля в доходах местных бюджетов составляет в среднем по России около 4 %. Для сравнения: в ряде зарубежных стран местные налоги формируют до 2/3 бюджета того или иного муниципалитета (например, во Франции, Италии, Бельгии — до 60 %, в США — 65 %, в Германии — 60 %) [3].

Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таких случаях вышестоящий бюджет предоставляет нижестоящему финансовую помощь в виде:

- дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности;

- доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

- части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

По объему и экономическому значению ведущее положение в налоговых доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов (акцизы, налог на прибыль (доход) предприятий, подоходный налог с физических лиц). Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

В ходе исследования было определено, что на сегодняшний день очень большое число муниципальных бюджетов принадлежит к группе дотационных, основным источником доходов которых являются безвозмездные и безвозвратные перечисления. В таблице представлена структура доходов бюджета МО Плавский район Тульской области, также принадлежащего к группе дотационных.

Структура доходов бюджета МО Плавский район

2004 2005 2006 2007 2008

Показатель тыс. о/ тыс. о/ тыс. о/ тыс. о/ тыс. о/

руб. /0 руб. /0 руб. /0 руб. /0 руб. /0

Доходы — всего 127218 100,00 154672 100,00 144758 100,00 209881 100,00 243407 100,00

Налоговые доходы 48996 38,51 39518 25,55 38532 26,62 44007 20,97 51384,1 21,11

- налог на прибыль

2212 1,74 4224 2,73 5481 3,79 3870 1,84 2381,9 0,98

- налог на доходы физических 21060 22226 15,35

лиц 19448 15,29 13,62 25991 12,38 32758,5 13,46

- налоги на товары и услуги, ли- 18578 14,60 5087 3,29 946 0,65

цензионные и регистрационные сборы,

в том числе акцизы 16287 4731 946

- налоги на совокупный доход 1127 0,89 2313 1,47 4193 2,90 7025 3,35 8041,8 3,30

- налоги на имущество 2402 1,89 763 0,48 5595 3,87 4352 2,07 5816,3 2,39

- платежи за пользование при-

родными ресурсами 4216 3,31 5361 3,40 912 0,63 571 0,27 204,2 0,08

- прочие налоги, пошлины, сбо- 1013 0,80 710 0,45 790 0,55

ры 2198 1,05 2181,4 0,90

Неналоговые доходы 2638 2,07 3179 2,02 5101 3,52 18424 8,78 6670 2,74

Безвозмездные перечисления 48926 38,46 98995 62,79 98043 67,73 147450 70,25 185353 76,15

Доходы от предпринимательской

и другой приносящей доход дея-

тельности 1461 1,15 1531 0,97 2261 1,56 - - - -

Получение средств по взаимным

расчетам, остатки на начало года 12383 9,73 3449 2,19 - - - - - -

Получение кредитов, бюджетных

ссуд 12814 10,07 8000 5,07 - - - - - -

На основе данных, представленных в таблице, можно проследить динамику и структуру различных поступлений в бюджет МО. Из результата анализа данных видно, что на протяжении последних пяти лет поступления в бюджет из различных источников неравномерны. На протяжении всего рассматриваемого периода величины налоговых доходов и безвозмездных перечислений постоянно меняются. При этом доля безвозмездных перечислений с каждым годом увеличивается (более 60 %), что свидетельствует о серьезной зависимости от данных поступлений. Неналоговые доходы и доходы от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности на протяжении рассматриваемого периода достаточно постоянны.

Следовательно, для дальнейшего стабильного развития муниципального образования и снижения зависимости от бюджетов других уровней необходима разработка комплекса мероприятий, способствующих повышению и укреплению собственной доходной базы.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011 г.).

2. Приложения к решениям Собрания представителей МО Плавский район об итогах исполнения доходов бюджета МО Плавский район за 2004-2008 гг. по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации расходов бюджета.

3. Гребенникова В.А., Степанова Е.А. Совершенствование взаимоотношений между Российской Федерацией и субъектами РФ (муниципальными образованиями) в целях снижения рисков для доходов территориальных бюджетов // Финансы и кредит. 2010. № 46(430).

4. Качанова Е.А. Оценка влияния реформы бюджетного сектора экономики на структуру местного бюджета // Финансы. 2011. № 1.

5. Федотов Д.Ю. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов российской Федерации // Финансы и кредит. 2011. № 8(440).

Y.A. Borodina

Structurization of the profitable part of the budget of municipal union

Article is devoted structurization of incomes of the budget of municipal union. Various approaches to definition of types of income are considered. The special attention is given classification of own incomes, sources of their formation. The budget structure of municipal union is presented.

Keywords: the budget, tax and non-tax incomes of the budget of municipal union, дотационный the budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.