Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ'

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новичкова В. В., Кириллова С. С.

Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса реформирования системы расходов бюджетов муниципальных районов. Анализ проведен на примере бюджета муниципального района Никифоровский Тамбовской области. Определены основные направления оптимизации расходов местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новичкова В. В., Кириллова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET EXPENDITURES OF MUNICIPAL DISTRICTS AND WAYS TO OPTIMIZE THEM

The article is devoted to the consideration of the topical issue of reforming the system of expenditures of budgets of municipal districts. The analysis is carried out on the example of the budget of the Nikiforovsky municipal district of the Tambov region. The main directions of optimization of expenses of local budgets are defined.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ»

УДК 336.14

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ПУТИ

ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Валерия Викторовна Новичкова

студент

lera.novichkova2002@yandex.ru Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

sv_kirillova@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса реформирования системы расходов бюджетов муниципальных районов. Анализ проведен на примере бюджета муниципального района Никифоровский Тамбовской области. Определены основные направления оптимизации расходов местных бюджетов.

Ключевые слова: местные бюджеты, муниципалитеты, расходы бюджета, социальные расходы.

Местные бюджеты в национальной бюджетной системе представлены бюджетами городских округов, муниципальных районов и сельских и городских поселений. По состоянию на 01.01.2022 года в Российский Федерации в систему местных бюджетов включено 622 городских округов, 1599 муниципальных районов и более 17000 сельских и городских поселений. На местном уровне предоставляется значительный объем государственных и муниципальных услуг населению. От финансового состояния данных бюджетов во многом зависит качество услуг, их эффективность и результативность функционирования бюджетной системы в целом.

Проведенными нами исследования показали, что уровень финансовой обеспеченности местных бюджетов, особенно муниципальных районов, крайне низок. Собственные доходы составляют не более 20-25 % от расходов. Это характеризирует современную систему перераспределения ресурсов как централизованную. Причем в современных условиях такой высокий уровень централизации становится очень серьезным препятствием на пути укрепления финансовых основ органов местного самоуправления, поскольку они не заинтересованы в росте налогового потенциала подведомственной территории, не испытывают острую потребность в привлечении инвесторов на свою территорию. Практика показывает, что рост собственной доходной базы самым положительным образом влияет на производственную сферу, способствует существенному повышению заинтересованности органов местного самоуправления в привлечении инвесторов, создании условий для формирования благоприятного инвестиционного климата на подведомственной территории.

Основным проводником общегосударственной политики в области бюджета и бюджетной политики муниципального образования являются в современных условиях расходы муниципалитетов.

Расходы местных бюджетов определяются полномочиями, закрепленными за ними действующим бюджетным законодательством. Так, современные тенденции в использовании средств бюджетов муниципальных районов можно проанализировать на примере бюджета Никифоровского района Тамбовкой области (таблица 1).

Таблица 1

Динамика состава и структуры расходов бюджета Никифоровского муниципального района

Тамбовской области за 2019-2021 годы

Показатели 2019 год 2020 год 2021 год Отклонение

сумма, уд. сумма, уд. сумма, уд. в структуре

млн. вес, млн. вес, млн. руб. вес, 2021 года

руб. % руб. % % от 2019 года (+,-)

Общегосударственные 69,4 16,2 72,7 17,5 77,6 17,6 +1,4

вопросы

Национальная 1,0 0,2 1,2 0,3 1,2 0,3 +0,1

оборона

Национальная 37,2 8,7 46,7 11,2 43,2 9,8 +1,1

экономика

ЖКХ 42,7 9,9 20,0 4,8 20,6 4,7 -5,2

Образование 219,2 51,2 217,2 52,2 243,8 55,2 +4,0

Культура и кинематография 35,5 8,3 36,0 8,7 37,7 8,5 +0,2

Социальная политика 22,6 5,3 20,9 5,0 16,7 3,8 -1,5

Прочие 0,9 0,2 1,0 0,3 0,6 0,1 -0,1

Всего 428,5 100,0 415,7 100,0 441,4 100,0 Х

Данные таблицы показывают, что бюджет Никифоровского района Тамбовской области имеет исключительно социальную направленность. За анализируемый период около 70 % всех расходов ориентировано на решение социальных задач. В целом данная концепция не противоречит задачам, стоящим перед муниципалитетами. Ведь они создаются именно для удовлетворения социальных потребностей населения. Вместе с тем, настораживает негативная тенденция низкого уровня расходов на реальный сектор экономики, на жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местного самоуправления фактически лишены возможностей оказывать сколь-нибудь значимое воздействие на производственную сферу. А ведь именно в производстве

создаются реальные финансовые ресурсы, закладываются потенциальные основы для успешной деятельности не только органов местного самоуправления, но и всех органов управления в стране. Также весьма отрицательным можно считать наметившийся тренд роста общегосударственных вопросов. Под общегосударственными вопросами на местном уровне, как правило, понимают управленческие расходы. В условиях цифровизации большинства управленческих функций, оптимизации структуры местных администраций и наличия широких возможностей по использованию элементов искусственного интеллекта в управлении, данный тренд можно характеризовать как крайне негативный, противоречащий современному социально-экономическому развитию. Полагаем, что необходимо проводить оптимизацию управленческих расходов как с позиции сокращения их абсолютной суммы, так и с точки зрения структурных сдвигов. Также важно наращивать расходы на сферу ЖКХ. С одной стороны, это в определённой степени противоречит реформам, проводимым в данном сегменте. Но, с другой стороны, современное состояние сферы, особенно степень изношенности сетей, не предоставляет возможности по использованию исключительно средств потребителей жилищно-коммунальных услуг. В условиях крайне низкого уровня доходов граждан, любой рост тарифов на ЖКХ может привести к серьезным социальным потрясениям. Поэтому без привлечения бюджетных источников решить проблему коренным образом невозможно.

Полагаем, что современная структура расходов в целом отражает современное состояние бюджетного сектора и при этом обнаруживает большинство его проблем. Решение обозначенных проблем в области расходов бюджетов муниципальных районов позволит создать благоприятные условия для развития бюджетов муниципальных образований.

Список литературы:

1. Анциферова О.Ю., Сутормина Е.С. Современное состояние и перспективы развития инновационной инфраструктуры агропромышленного комплекса//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (58). С. 117 - 123

2.Волкова Л.Г. Влияние механизма межбюджетных отношений на экономическое развитие муниципалитетов в современных условиях//Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета. В 4 т.. Мичуринск, 2016. С. 50 - 53

3.Волкова Л.Г. Экономические критерии разграничения налоговых полномочий между бюджетами разных уровней/Финансы и кредит. 2006. № 16 (220). С. 45 - 47

4.Кириллова С.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов//Финансы и кредит. 2007. №2 15 (255). С. 32 - 35

5. Кириллова С.С. Совершенствующие управления доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение. 2011. № 12. С. 4 -9

UDC 336.14

BUDGET EXPENDITURES OF MUNICIPAL DISTRICTS AND WAYS TO

OPTIMIZE THEM

Valeria V. Novichkova

Student

lera.novichkova2002@yandex.ru Svetlana S. Kirillova

candidate of economic Sciences, associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the consideration of the topical issue of reforming the system of expenditures of budgets of municipal districts. The analysis is carried out on the example of the budget of the Nikiforovsky municipal district of the Tambov region. The main directions of optimization of expenses of local budgets are defined.

Keywords: local budgets, municipalities, budget expenditures, social expenditures.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.