Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ'

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Л. Г., Волков А. В.

Статья посвящена вопросам финансовой самостоятельности регионов. Определена важная роль собственных налоговых доходов как для самого субъекта, так и для физических и юридических лиц данной территории. Показано влияние структуры межбюджетных трансфертов, изменений в налоговом законодательстве на уровень финансовой самостоятельности регионов. Новизна научной статьи заключается в систематизации мероприятий по эффективному развитию регионального бюджетного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FINANCIAL INDEPENDENCE OF THE REGIONS

The article is devoted to the issues of financial independence of the regions. The important role of own tax revenues is determined both for the subject itself and for individuals and legal entities of the given territory. The influence of the structure of interbudgetary transfers, changes in tax legislation on the level of financial independence of the regions is shown. The novelty of the scientific article lies in the systematization of measures for the effective development of the regional budgetary mechanism.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ»

УДК 336.143.21

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

РЕГИОНОВ

Лариса Геннадьевна Волкова

кандидат экономических наук, доцент lvolkovaa@rambler.ru Андрей Владимирович Волков

магистрант andrew-wolf68@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена вопросам финансовой самостоятельности регионов. Определена важная роль собственных налоговых доходов как для самого субъекта, так и для физических и юридических лиц данной территории. Показано влияние структуры межбюджетных трансфертов, изменений в налоговом законодательстве на уровень финансовой самостоятельности регионов. Новизна научной статьи заключается в систематизации мероприятий по эффективному развитию регионального бюджетного механизма.

Ключевые слова: финансовая самостоятельность регионов, собственные доходы бюджета, налоговые доходы, бюджетный механизм.

Важной задачей для регионов является преодоление проблем, возникших в условиях пандемии и экономических санкций, и создание условий для последующего инновационного развития. Решение этой задачи необходимо осуществлять в рамках реализации инновационной политики государства. Одной из основных проблем при выполнении поставленной задачи для большинства регионов в современных условиях является низкий уровень их финансовой самостоятельности.

Следует отметить, что финансовая самостоятельность регионов и муниципалитетов является одним из основных принципов бюджетного федерализма. Для того, чтобы иметь самостоятельность необходимо иметь в достаточном объеме собственные средства или собственные доходные источники.

«В настоящее время лишь пятая часть субъектов РФ обладают достаточными собственными доходными источниками, а большинство регионов зависит от финансирования из федерального бюджета» [2].

Полушкина Т.М. справедливо отмечает, что «для региональных бюджетов доходные поступления могут являться действительно собственными только при соблюдении следующих условий: поступающие в бюджеты доходы должны быть на постоянной основе закреплены за конкретным бюджетом, а соответствующие органы государственной власти должны иметь достаточно широкие полномочия по управлению указанными доходными источниками. Только при соблюдении указанных условий у регионов появится возможность прогнозировать поступление налоговых доходов на перспективу, а также появятся экономические стимулы и реальные рычаги для развития производства и расширения налоговой базы на соответствующей территории» [5].

Согласно ст. 47 БК РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.12.2022), к собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций» [1].

Однако, считаем, что внесение доходов в форме безвозмездных поступлений под категорию собственных доходов бюджетов является не вполне корректным, т.к. вводит слушателей бюджета в заблуждение относительно реальной экономической ситуации в определенных регионах РФ. В число таких регионов входит дотационная Тамбовская область, включая муниципальные образования.

По состоянию на 01.01.2021 г. бюджет Тамбовской области получил за 2020 год собственных доходов в объеме 52 075 млн руб., согласно существующему законодательству. Однако, если при расчете собственных доходов опираться на их определение по Бюджетному кодексу до изменений 2004 г. можно сказать, что собственные доходы составили лишь 25 785 млн руб.

Таким образом, видно, что даже с учетом безвозмездных поступлений бюджету Тамбовской области катастрофически не хватает собственных доходов для обеспечения финансирования общегосударственных и национальных расходов. Ситуация усугубляется, если брать в расчет только «реальные» собственные доходы в виде налоговых и неналоговых поступлений: с такой точки зрения расходы областного бюджета превышают доходы более чем в 2 раза!

Из полученных в 2020 г. собственных доходов имеет смысл выделить «недополученные» областным бюджетом, перечисленные в нижестоящие местные бюджеты, «регулирующие» доходы. Данные показатели возможно рассчитать из

нормативов отчислений налогов и сборов на 2020 год, после чего имеет смысл составить сводную таблицу из фактически уплаченных населением налогов, полученных областным бюджетом доходов, а также процентных нормативов отчислений в областной бюджет.

В таблице 1 рассмотрим возможные налоговые и неналоговые доходы при условии их полного возвращения в областной бюджет.

Таблица 1

_Регулирующие доходы бюджета Тамбовской области за 2020 г._

Наименование Полученные областным бюджетом доходы, тыс. руб. Фактически уплаченные населением налоги, тыс. руб. Нормативы отчислений в областной бюджет, %

Налог на доходы физических лиц 8 742 668,34 43 713 341,70 20,0

Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента 52 058,26 104 116,52 50,0

Таким образом, можно заметить, что при условии полного возвращения собственных доходов в областной бюджет существует возможность реального покрытия всех расходов. Однако, в этом случае будет диспропорциональное распределение денежных средств по местным бюджетам.

Следует отметить, что рост расходов региональных бюджетов в 2019-2021 годах был обеспечен за счет увеличения межбюджетных трансфертов. С учетом изменения цен налоговые и неналоговые доходы растут значительно медленнее, чем расходы. Это создает риски для устойчивости региональных бюджетов после завершения национальных проектов.

Также изменение структуры межбюджетных трансфертов в пользу субсидий, что видно на рисунке 1, негативно влияет на самостоятельность

бюджетов большинства регионов России, так как субсидии в отличие от дотаций предполагают софинансирование расходов и целевое использование.

Негативным моментом также является ежегодный рост доли безвозмездных поступлений в объеме доходов консолидированных бюджетов регионов. В 2020 году она составила 27,5 %.

Также при наличии резервов для повышения доходной части бюджетов, изменение налогового законодательства не стимулирует данный процесс. В частности, исключение движимого имущества из объектов налогообложения налогом на имущество организаций, введение КГН (консолидация прибыли в целях уплаты налога) с 1января 2012 года по 31 декабря 2022 года, изменение ставок для зачисления налога на прибыль в бюджет субъектов с 18% до 17%, ограничение размера переноса убытков (не более чем на 50%) привело по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) к снижению собственных доходов региональных бюджетов на 36,8 млрд. руб.

Нельзя забывать о том, что «следующий бюджетный цикл будет осуществляться в условиях жесткой санкционной политики в отношении России. В связи с этим меры бюджетной и экономической политики должны быть направлены в том числе на поддержание устойчивости отраслей и секторов экономики с обеспечением возможности оперативного реагирования на изменения экономической ситуации, способствовать

устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации в целом» [4, с. 42].

Подводя итоги, отметим, что финансовая самостоятельность регионов в последние годы снижается. Ее необходимо усилить, увеличивая долю доходов, которыми они смогут распоряжаться.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 02.10.2022)

2. Афанасьева Е.Е. Финансовая самостоятельность бюджетов субъектов Центрального федерального округа: состояние и перспективы достижения // Вестник Евразийской науки. 2020. №2.

3. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Бюджетные риски на муниципальном уровне// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2.

4. Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А., Шильцин Е.А. Моделирование бюджетной обеспеченности регионов // Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92.№ 1. С. 35-45.

5. Полушкина Т.М., Козырева Н.Е. Обеспечение финансовой самостоятельности региональных бюджетов // УЭкС. 2015. №8 (80).

UDC 336.143.21

ON THE QUESTION OF THE FINANCIAL INDEPENDENCE OF THE

REGIONS

Larissa G. Volkova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

lvolkovaa@rambler.ru Andrey V. Volkov master student andrew-wolf68@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the issues of financial independence of the regions. The important role of own tax revenues is determined both for the subject itself and for individuals and legal entities of the given territory. The influence of the structure of interbudgetary transfers, changes in tax legislation on the level of financial independence of the regions is shown. The novelty of the scientific article lies in the systematization of measures for the effective development of the regional budgetary mechanism.

Key words: financial independence of regions, own budget revenues, tax revenues, budgetary mechanism.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.