Научная статья на тему 'Основные принципы государственного управления и их реализация в деятельности таможенных органов ФТС России'

Основные принципы государственного управления и их реализация в деятельности таможенных органов ФТС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3261
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князева О. А.

Проанализировано содержание принципов государственного управления применительно к сфере организации деятельности таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы государственного управления и их реализация в деятельности таможенных органов ФТС России»

УДК 339.543:005.966

О. А. Князева (Москва, Российская таможенная академия)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ФТС РОССИИ

Проанализировано содержание принципов государственного управления

применительно к сфере организации деятельности таможенных органов.

Для деятельности таможенных органов наиболее характерными являются следующие принципы:

Демократизм формирования и функционирования. Он проовляется в свободном участии граждан в формировании органов исполнительной власти (таможенных ооганов ФТС России), реальном их влиянии на практическую деятельность по управлению и осуществлению контроля над их работой, использовании в необходимых случаях возможности судебной защиты. Статья 3 Конституции Российской Федееации определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти является много национальный нард, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пункт 1 ст. 32 Основного Закона РФ устанавливает, что граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Выражая свое мнение, например, при проведении референдума или реализуя право на обращение в органы государственной власти, гражданин использует индивидуальню форму участи в процессе управления. Вместе с тем он может участвовать и в коллективных акциях, способных воздействовать на деятельность органов государственной власти: в митинге, демонстрации, забастовке.

Демократизм функционирования таможенных ооганов ФТС России проявляется, прежде всего, в признании, соблюдении и защите ими конституционных прав и свобод граждан. Сюда же относится и принцип равенства субъектов в государственном управлении: с одной стороны — таможенные органы, а с другой — гражданин. В управленческой практике абсолютно недопустим произвол со стоооны таможенных органов (госу-дaтcтвeнных служащих, должностных лиц).

Таможенные органы, как органы управления, обязаны учитывать мнение граждан и решать управленческие задачи в условиях гласности, обеспечивая ее путем:

а) создан и механизма учета мнен и граждан;

б) установления правовых условий безопасности граждан за критику в адрес исполнительной власти и органов управления;

в) обеспечения гласности в процессе осуществления государственными служащими своих управленческих функций (используя средства массовой информации).

Принцип законности. Законность — один иу главнейших принципов в сфере деятельности таможенных органов ФТС России и осуществления их управленческих действий. Формирование и функционирование системы таможенных органов базируется на нормах права и преследует цели обеспечения выполнения государственных функций, признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Государственна защита прав и свобод человека и гражданина являетст одним из главных появлений принципа законности деятельности таможенных органов ФТС России.

Учитывая это, идею господства закона заменили требованием к го-cyдaрствeннoму управлению — не противоречить закону. При этом проблема «свободного» усмотрения чиновников в начале нынешнего века сузилась до исследования конккетных административных актов с точки зрения допустимых пределов в ходе применения правовых норм аппаратом государственного управлени я.

Организационные принципы функционирования таможенных органов. Организационные принципы являются основой, на которой баииуется структурная и фyнфиoнльна организация таможенных органов и их управления. Эти принципы вырабатываютсс управленческой и административно-правовой теорией и, как правило, устанавливаются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий. Любой орган государствен ого управления не в состоянии выполнять ничем не ограниченный и не закв^снный нормативно перечет функций и полномочий; в противном случае управленческя деятельность будет лишена дeмoфатичecкoгo смысла, а государство станет неуправляемым. Управленческа практик двкаала необходимость раумно-го рассредоточения функций и полномочий исполнительной власти по специальным ооганам управления, составляющим систему органов исполнительной власти.

Наиболее купное ра деление системы органов исполнительной власти проводится в области управления экономикой (управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, жилитттно-

коммунальным хозяйством, охраной окружающей природной среды и т. д.), социально-культурной (управление обраованием, здравоохранением, наукой, культурой) и административно-политической (или социальнополитической) сферой (управление обороной безопасностью, внутренними делами, юстицией).

Принцип распределения и нормативного фиксирования функций и полномочий предполагает четкое определение в нормативных аках компетенции таможенных органов, их струкурных подраделений, а также определение правового статуса должностных лиц.

Принцип централизации и децентрализации. Принцип сочетания централизации и децентрализации в системе управления непосредственно связан с принципом федерализма, а также принципом распределения и нормативного фиксирования функций и полномочий.

Централизация обусловлена единством системы, котооое в свою очередь определяется наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении центральных таможенных органов и ж структурных подраделений на местах. Однако и сам принцип сочетания централизации и децентрализации в построении системы таможенных органов призван обеспечивать единство их деятельнот, повышение их эффекивности пи надлежащем использовании существующих способов и фоом управления.

Создание центральными органами региональных управлений и есть реализация принципа децентрализации управления. Вышестоощий орган, делегируя отдельные полномочия тepритoлиальнoмy органу, не вмешива-етст в процесс осуществления этих полномочий органами на местах.

Если законодательство устанавливает за конкретным органом управления предметы ведения и функции, которые должны осуществляться им самостоятельно, независимо от других органов управления (например, центральных олганов), без оперативного вмешательства даже вышестоящих олганов и должностных лиц, то речь идет о децентрализации, децентрализованном управлении. Децентаизаци управления создает условия для раработки творческих подходов к решению управленчески задач таможенных органов.

Расширение действия принципа децентрализации управления может вызвать существенные изменения и в содержании принципа непосредственной подчиненности и подотчетности нижестоощих органов вышестоящим, а также в принятии и реализации такми органами управления собственны: решений по тем предметам ведения, которые законодательно за-ккеплены за ними.

Принцип отраслевого управления. Система анализируемых органов зависит от отраслевого начла государственного управления и баируется на двух предыдущих принципах. Однако принцип отраслевого управления имеет и специфическое значение: он предполагает такую организацию системы управления, пи которой конкретные органы госсдарственного управления обособляются в отдельную отрасль и соединяются в единое целое на основе специфически, самостоятельных и аналогичных для отрасли и задач управления; внутри этой отрасли управления могут использоваться специальные формы управления и применятьст специфические методы, которые могут не распространяться на другие отрасли. Принцип отаслевого управления позволяет заккепить за кждым органов государственного управления специальный объект управления, который характеризуется качественным своеоббаием и олганически взаимосвязан с субъектом управления в зависимости от специфики хозяйственной, социальнокультурной, административно-политической деятельности. Отраслевые олганы управления осуществляют руководство специальными объектами

управления непосредственно либо через создаваемые структууные подра-деления и телриториальные органы.

Принцип территориального управления. Рассмотенный выше принцип отраслевого управления напрямую связан с тeлpитopиальным управлением, и только единство этих принципов обеспечивает качество управленческой деятельности в системе таможенных органов. Президент и Правительство РФ создают цeнтральныe органы управления в таможенной сфере. Центтльные таможенные органы обрауют региональные органы на местах, которые согласовывают планы своей деятельности, совместно рарабатывают региональные и отраслевые программы, заключают публично-правовые договолы. Террилл иальный принцип лежит в основе

37

управления в свободных экономических зонах .

Тeлpлтopиaльнoe управление призвано способствовать обеспечению общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан как в регионах, так и на территории РФ.

Принцип межотраслевого управления. Рассмоттенное выше оттасле-вое управление занимает по отношению к межотраслевому управлению подчиненно положение, так как в процессе реализации межотраслевой коолдинации и надведомственных контрольно-надзорных функций органы межоттаслевого управления осуществляют деятельность по государственному регулированию, контролю и координации органов отраслевого управления. Однако координирующие полномочия имеют не только специальные олганы межоттаслевого управ лени. Практически все органы го-cyдaрcтвeннoгo управления в той или иной степени осуществляют координирующие функции в рамках деятельности своего олгана, имея, естественно, ограниченный масштаб действия. Межотраслевое управление направлено на усиление в управлении координирующих, объединяющих и контролирующих функий и полномочий. Оно призвано выполнять конкретные задачи по коолдинации определенной деятельности и сдерживать возможные отрицательные последствия ведомственного (отраслевого, централизованного) управления. Межотраслевое управление осуществляется так наываемыми органами надведомственного, межотраслевого управления и межотраслевой координации по определенным направлениям управленческой деятельности (в том числе и таможенной).

Принцип линейности и функциональности. Линейный тип организации государственного управления тгадиционно считается простейшей организационной формой строительства управления и состоит в установлении между руководством таможенного органа (органа управления) и объектом управления прямых организационных связей, как правило, без находящихся между ними других звеньев управленческой структуры.

37

См., например: Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1259 «О федеральной целевой пуогамме развития Особой экономической зоны и Кaлининл,ч^cк0й области на 1998-2005 годы» // СЗ РФ. — 1997. — № 41. — Ст. 4707.

Линейная власть объединяет множество управленчески функций, использует предоставленный ей в распоряжение огромный арсенал правовых, организационно-техническх и располядительных средств и в конечном счете она должна обеспечить качественное состояние объека управления, за работт которого единолично отвечает руководитель.

Линейный тип организации управления баируется на такх формах связей между субъеками госудааственного управления, как непосредственное подчинение (когда между субъектом и объектом управления отсутствуют промежуточные звенья, а объек управления находится в значительной организационно-правовой зависимости от субъекта управления) и прямое подчинение (аналогичное непосредственному, но включающее в определенных случаях промежуточные звенья; прямые отношение между руководителями и другими сотрудниками персонала управления), т. е. линейное управление характелизуется прямым служебным подчинением.

Функциональный тип организации управления в широком понимании предполагает рассредоточение специальных функций государственного управления для нeпocуeдcтвeннoгo выполнения по отдельным струк-тууным подраделениям органа управления. При функциональном способе управления руководитель имеет несколько заместителей, с которыми он и осуществляет практическую работт, минимизируя контакты с другими служащими. Однако это не означает его полного oтcтрaнeния от управления коллективом или государственным органом.

Принцип коллегиальности и единоначалия. Организация деятельности таможенных органов осуществляется в форме коллегиального или единоличного управления (руководства). Коллегиальные начла в олгани-зации органа госудааственного управления состоят в том, что он представляет собой по составу и количеству должностных лиц коллегиальный орган. Коллегиальным является орган, который возглавляет созданна в соответствии с законом коллегия. В определенной степени коллегиальным можно считать и такой орган, организационна струкура которого включает какую-то коллегию, котора этот орган не возглавляет.

Единоначалие означает, что орган управления возглавляет руководитель, несущий персональную ответственность за организацию и функционирование этого олгана. Руководитель осуществляет общее руководство олганом управления, имеет конфольные полномочия, может применять к подчиненным меры диcцлрлинaрнoгo принуждения.

Таким оббаом, вышеизоженное дает основание говорить о том, что таможенные органы, являясь федеральными органами исполнительной власти, входят в их струкууу с непосуедственным подчинением Правительству Российской Федерации.

Организация и деятельность таможенных органов Российской Федерации составляет предмет особого правового регулирования. И хотя их выделение из числа органов исполнительной власти по форме правового регулирования весьма условна, все же специфика места и роли их в системе субъектов исполнительной власти является для этого достаточным поводом.

Возрастание роли таможенных органов как одного из структууных подразделений системы федеральных органов исполнительной власти, наделенного специальными задачами и функциями в области таможенного дела, дает нам основание для выделения наиболее характеризующих их черт и формулирования поняия.

Таможенный орган — это феделальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, наделенный властными полномочиями, действующий от имени государства и реализующий возложенные на него задачи и функции в пределах таможенной территории и таможенной границы с помощью присущих ему фолм и методов.

УДК 343.98.062:621.391.2

В.А. Козинкин (Тула, Тул. ф-л МосУ МВД России)

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОБНАРУЖИВАЕМОЙ В СРЕДСТВАХ СОТОВЫХ СИСТЕМ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ

О процессуальных формах взаимодействия следователя с оперативными подразделениями прп получения информация пз средств сотовых систем подвижной связи.

Одним из важнейших элементов получения криминалист шеек значимой информации из СССПС в процессе расследования преступлений я-ляетст взаимодействие субъектов этой деятельности. Его важность обусловливается сложностью задач, решаемых в процессе такой деятельности, более тога, еле дет из требований социально-правового контроля над пре-

38

ступностью . Формы и виды преступных проявлений постоонно совершенствуются и усложняютст, преступность представляет собой основу «фиминaльнoгo общества», которое существует и действует наряд с официальным и вызывает необходимость комплексного социальноправового контроля. Поэтому взаимодействие между различными субъектами расследования пpecтрплeний можно рассматривать как частный слу-

39

чай этого системного конт)оля .

38

См.: Лебедев С.Я. Что делать с преступностью: бороться или контролировать? // Криминологический жунал. — 2001. — № 1. — С. 3 8-39.

39

Дзуганов А.А. Взаимодействие органов внутренних дел Северо-Кавказского региона с учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рас -крытии и рaPJEдoлaи прeстрплeний протт coбстлeнноcтр: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2002.— С. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.