Возрастание роли таможенных органов как одного из структурных подразделений системы федеральных органов исполнительной власти, наделенного специальными задачами и функциями в области таможенного дела, дает нам основание для выделения наиболее характеризующих их черт и формулирования понятия.
Таможенный орган — это федееальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, наделенный властными полномочиями, действующий от имени государства и реализующий возложенные на него задачи и функции в пределах таможенной территории и таможенной границы с помощью присущих ему фоом и методов.
УДК 343.98.062:621.391.2
В.А. Козинкин (Тула, Тул. ф-л МосУ МВД России)
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОБНАРУЖИВАЕМОЙ В СРЕДСТВАХ СОТОВЫХ СИСТЕМ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ
О процессуальных формах взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при получения информация яа средств сотовых систем подвижной связи.
Одним из важнейших элементов получения кри мин аист ически значимой информации из СССПС в процессе расследования преступлений являете с взаимодействие субъектов этой деятельности. Его важность обусловливается сложностью задач, решаемых в процессе такой деятельности, более тою, еле дет из требований социально-правовою контроля над пре-
38
ступностью . Формы и виды преступных появлений постоонно совершенствуются и усложняютсс, преступность представляет собой основу «криминального общества», которое существует и действует наряд с официальным и вызывает необходимость комплексного социальноправового контроля. Поэтому взаимодействие между различными субъектами расследования прecтуплeний можно рассматривать как частный слу-
39
чай этого системного конфоля .
38
См.: Лебедев С.Я. Что делать с пресіупюстью: бороться или контролировать? // Криминологический яунал. — 2001. — № 1. — С. 3 8-39.
39
Дзуганов А.А. Взаимодействие органов внуренних дел Северо-Кавказского региона с учреждениями юстиции по государственной региерации прав на недвижимое имущество и сделокс нимврас-крытии и рассхлдовании прерплений против собственности: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2002.— С. 11-12.
Накопленный к настоящему времени опыт расследования преступлений с использованием ифоомации, обнаруживаемой в СССПС, позволяет со всей определенностью утверждать, что злотом успеха в таком случае выступает тесное взаимодействие различных подразделений и служб правоохранительных органов как на внутриведомственном, так и межведомственном уровнях, а также с операторами ССПС. Диапаон пре-ступлeний, в процессе расследования котoчых возникает необходимость в получении указанной информации, весьма широк. Его задачи могут быть сттатегическими, касающимися отдельных направлений борьбы с пре-ступноcтыo, например с терроризмом, контрабандой, наркобизнесом и т. п. или тактическими, связанными с раскрытием и расследованием отдельных преступлений или их групп.
Правовые основы взаимодействия определяются уголовнопроцессуальным и иным законодательством, а основы его oчгaнизaцди — ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами. В настоящее время на территории Российской Федерации вопросы взаимодействия подраделений органов предварительного сседстви и оперативных подразделений криминальной милиции регулируются совместным прикаом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИ, ФСКН и МО Российской Федееации от 17 апреля 20 07 г. № 368/185/164/481/32\184/97/147 «Об ут-велждении Инструкции о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», прикаом МВД России от 17 августа 2000 г. № 871 «О предоставлении информации по уголовным делам», приказом МВД России от 7 маата 2002 г. № 215 «Об утверждении Временной инструкции об особенностях взаимодействия подраделений органов предварительного следствия по расследованию организованной прecтуIшoй деятельности и оперативных подраделений криминальной милиции».
При этом в целях получения информации, обнаруживаемой в СССПС в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, как установлено в результате изучения уголовных дел, реализуются следующие основные правовые (процессуальные) формы взаимодействия:
а) распознание и оценка органами дознания следственных ситаций, в которых необходимо получение информации, обнаауживаемой в СССПС, с последующим инициативным представлением ее следователю;
б) осуществление органами дознания опелативно-розыскных мероприятий и следственных действий по поучению следователя, уведомление его о полученных результатах, имеющих отношение к расследуемому им преступлению;
в) содействие органов дознания следователю по его поручению при проведении следственных действий;
г) осуществление ооганами дознания по поручению следователя мер, направленных на установление лиц, совел шивших преступление, п делам, приостановленным производством, и розыск подозреваемых (обвиняемых), скрывшихся от следствия (в пооядке ст. 210 УПК РФ).
Рассмотрим их подробнее.
Распознание и оценка органами дознания следственных ситуаций, в которых необходимо получение информации, обнаруживаемой в СССПС, с последующим инициативным прлдставлением ее сседователю.
Принима во внимание, что подавляющее большинство преступлений совершается в соучастии, и, имея ввиду, что при их совершении используются сседства мобильной связи, не только в рамках способа их совершения, сокрытия, так и при осуществлении связи по бытовым вопросам, соттудник органов дознания в рамках расследования конкретного уголовного дела, инициативно на месте происшествия применяют метод контрольного звонка с целью установления круга лиц, причастных к совершению преступления. Впоследствии, после проверки информации, поступившей от операторов связи, и сопоставления ее с обстоятельствами уголовного дела они предоставляют ее следователю.
Осуществление ооганами дознания оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по поручению следователя, уведомление его о полученных результатах, имеющих отношение к расследуемому им преступлению.
Закон предостави следователю право давать оогану дознания обязательные для исполнения поручения и укаания. На органе дознания лежит обязанность выполнять эти требования. Следователь, дава такое поручение, ставит задачу перед органом дознания, однако, он не вправе предписывать фоомы, средства и методы ж исполнения. При этом важно отметить, что единственно возможной формой такого поручения выступает письменная фоома, поскольку, например, поручение, даваемое устно при совместных выездах для осмотта места происшествия, является сседством реализации такой ооганизационной фоомы как следственно-оперативна группа40. Особенности оформления такого получения детально описаны в специальной литературе .
Следователь дает оогану дознания розыскные поручения, поручения по производству отдельных следственных действий и раличного рода мероприятий. К выполнению поручений следователя можно отнести содействие в получении протоколов соединений конкретного абонента.
Так, в процессе расследования уголовного дела о безвестном исчезновении гр. П. следователь, обладая инфоомацией о том, что пропавший поддерживал отношения с гр. М., дает поручение органу дознания проверить путем анализа протоколов соединений М., не общался ли П. с М. в день исчезновения.
40
См.: Нечаев В.В. Оугaнизaциoннo-ШУУOвыe основы взаимодействия олганов пуeДвaУитeльнoгo следствия и органов дознан ия. — М.: Изд-во «Юултинфоум», 2007. — С. 112-113.
41 См., например: Есина А.С. Каким должно быть содержание оттельного поручения следователя? // Российский следователь. — 2002. — № 2. — С. 6; Гуиненко А.В. Получения следователя о пуoдзуoуcт-ве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, уозскных мелопуиэтий) // Руководство по уaчлeдoуaнлю пуecтУIшeний. — М.: НОРМА, 2002. — С. 108.
Содействие органов дознания следователю по его поручению пуи проведении следственных действий. Правовой основой для осуществления взаимодействия в этой форме служит положение УПК РФ, закрепляющее полномочие следователя получать содействие органа дознания пуи осуществлении отдельных следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Данная форма начинается с момента получения ттебования следователя об оказании содействия пуи производстве следственного или иного процессуального действия и заканчивается с окончанием такого действия. Как правило, реализация этой формы бывает вызвана необходимостью) дополнительных сил и средств.
В основе такой формы взаимодействия лежит, с одной стороны, право следователя получать содействие от опелативных работников пуи производстве следственных и иных процессуальных действий, а с другой — их обязанность оказывать следователю необходимую помощь. Процессуальная форма взаимодействия всегда предполагает его документальное отражение, соответственно оно осуществляетст либо по письменному поручению или постановлению, либо в порядке совместного проведения следственного действия с отражением этого факта в протоколе.
По справедливому замечанию Л.М. Карнеевой, такое взаимодействие может выражатьст в обеспечении условий для успешного производства следственного действия, непосредственном участии в работе следователя, в проведении оперативных мер, направленных на повышение эффективности следственного действия42.
Так, в процессе расследования уголовного дела о хищении мобильного телефона следователем было принято решение о производстве выемки данных об абоненте, использующем похищенный мобильный телефон за период времени с момента хищения по настоощее время, у ведущих операторов сотовой связи. После получения постановления суда об удовлетворении ходатайства о производстве выемки непосредственное осуществление ее производства было получено органу дознания43.
Осуществление органами дознания по поручению следователя мер, направленных на установление лиц, совел шивших преступление, по делам, приостановленным производством, и розыск подозреваемых (обвиняемых), скрывшихся от следствия (в пооядке ст. 210 УПК РФ).
В случае приостановления предварительного следствия за неуста-новлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, закон возлагает на следователя обязанность как непосредственно, так и через органы дознания принимать меты, направленные на его установление. По-
42
См.: Кaхнeeут Л.М. Правовые основы взаимодействия следователя с сотуудаиками милиции // Социалистическая законность. — 1981. — № 5. — С. 14.
43 По материалам СО пуи ОВД по городскому округу Протвино Московской области. Уголовное дело № 53020. — 2007 г.
скольку после приостановления преДваРительного следствия следователь не имеет права проводить по нему следственные действия, по сути, основным способом раскрытия преступления являются оперативно-розыскные и розыскные мероприятия. В ходе взаимодействия по приостановленному уголовному делу особое внимание уделяется обмену информацией между следователем и оперативным работником, так как сведения, полученные в результате ОРМ, нередко служат основанием для возобновления производства по делу.
Розыск скрывшегосс обвиняемого может быть объявлен как во время производства по уголовному делу, так и после его приостановления. Следователь вправе давать поручения органу дознания на выполнение отдельных следственных действий, связанных с розыском данного лица. Всс работа в рамках данной формы взаимодействия строится на постоянном контакте следователя и оперативного работника, своевременном обмене информацией, совместном составлении планов проводимых мероприятий, возможности ознакомления с материалами уголовного и розыскного дел"44. Розыск скрывшегося обвиняемого является одной из важнейших и сложных форм процессуального взаимодействия следователя и органа дознания.
Так, в целях установления местонахождения раыскиваемого лица органами дознания могут анализироваться детализации соединений лиц, входящих в круг его общения, с целью обнааужения информации, служащей основой для получения данных о мобильном оборудовании, используемом раыскиваемым в настоощий момент.
Таким обраом, эффекттное использование для целей расследования преступлений информации, обнаруживаемой в СССПС, во многом зависит от тесного взаимодействия раличных подраделений и служб правоохранительных ооганов в процессе ее получения как между собой, так и с оператооами средств сотовых систем подвижной связи.
УДК 343.369.1:343.98
В.Т. Константинов (Моска, МосГУ)
РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ В МИНИМИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ
Проанализированы различные субъекты и ссособы противодеествим предварительному расследованню, осу^ществлммого лицами из числа осужденных. Определена роль территориального управления ФСИН в минимизации указанного противодействия.
44 См.: Безруцких. Особенности взаимодействия на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: дисс. ... канд. юрид. наук. — С. 42.