Научная статья на тему 'Основные принципы функционирования корпоративной системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник'

Основные принципы функционирования корпоративной системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / MEDICAL STAFF / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА / NON-GOVERNMENTAL CLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич, Резе Андрей Геннадиевич

С целью совершенствования непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник города Москвы, в дополнение к дополнительному профессиональному образованию, реализуемому вузами, нами было предложено создание корпоративной системы непрерывного профессионального развития. На основании рекомендованных международных стандартов по улучшению качества непрерывного профессионального развития медицинского персонала Всемирной федерации медицинского образования, с учетом особенностей сети негосударственных поликлиник были сформулированы основные принципы организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич, Резе Андрей Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы функционирования корпоративной системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник»

16. Грипп и другие ОРВИ / Под редакцией В. П. Малого и М. А. Андрейчина. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2013.

17. Киселев О. И., Ершов Ф. И., Быков А. Т., Покровский В. И. Пандемия гриппа 2009/2010: противовирусная терапия и тактика лечения. Санкт-Петербург-Москва-Сочи. НИИ гриппа, 2010.

18. Ершов Ф. И., Киселев О. И. Ранние цитокиновые реакции на вирусное инфицирование // Интерфероны и их индукторы (от молекул до лекарств). Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005. 42-48.

19. СамсыгинаГ. А. Хронический кашель в детском возрасте. Педиатрия, 2015. № 4.

20. Синопальников А. И.., КлячкинаИ. Л. Кашель. Москва. МИА, 2013.

21. Удальцова Е. В., Мельников И. М., Мизерницкий Ю. Л. Современные аспекты патогенеза и диагностики кашлевого синдрома у детей /Пульмонология детского возраста под ред. Ю. Л. Мизерницкого. Москва, 2015. Выпуск 15.

22. Камалтынова Е. А. Пластический бронхит - редкая причина обструкции у детей / Пульмонология детского возраста под ред. Ю. Л. Мизерницкого. Москва, 2015. Выпуск 15.

23. Гете Н. А., Розинова Н. Н., Волков И. К. и др. Внебольничная пневмония у детей / Пульмонология детского возраста под ред. Ю. Л. Мизерницкого. Москва, 2015. Выпуск 15.

24. Таточенко В. К. Клинические рекомендации. Педиатрия (Пневмония у детей) Под ред. А. А. Баранова. Москва.изд.группа «ГЭОТАР-Медиа, 2005.

25. Лихорадочные синдромы у детей. Рекомендации по диагностике и лечению / под редакцией А. А. Баранова, В. К. Таточенко, М. Д. Бакрадзе. Москва. Союз педиатров России, 2011.

The basic principles of corporate system of continuous professional development of medical personnel polyclinics private network Volnukhin A.1, Reze A.2 Основные принципы функционирования корпоративной системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник Волнухин А. В.1, Резе А. Г.2

'Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem — кандидат медицинских наук; 2Резе Андрей Геннадиевич / Reze Andrej — кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва

Аннотация: с целью совершенствования непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник города Москвы, в дополнение к дополнительному профессиональному образованию, реализуемому вузами, нами было предложено создание корпоративной системы непрерывного профессионального развития. На основании рекомендованных международных стандартов по улучшению качества непрерывного профессионального развития медицинского персонала Всемирной федерации медицинского образования, с учетом особенностей сети негосударственных поликлиник были сформулированы основные принципы организации обучения.

Abstract: in order to improve the continuing professional development of medical personnel of nongovernmental network of clinics of Moscow, in addition to additional vocational training realized by universities, we proposed the creation of a corporate system of continuous professional development. On the basis of the recommended international standards to improve the quality of continuing professional development of medical staff of the World Federation of Medical Education, taking into account the characteristics of the network of non-governmental health centers were formulated the basic principles of training.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие, медицинский персонал, негосударственная поликлиника.

Keywords: continuous professional development, medical staff, non-governmental clinic.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.

Порядок прохождения аккредитации медицинским персоналом определяется положением об аккредитации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». В соответствии с этим положением, аккредитация должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет и к ней допускаются медицинские работники, освоившие программы дополнительного профессионального образования, реализуемые медицинским вузом.

Программы подготовки на базе ВУЗа унифицированы и не всегда могут удовлетворить все потребности в знаниях умениях и навыков, необходимых для конкретных условий труда, а также не учитывают специфику конкретной медицинской организации. В связи с этим, с целью совершенствования непрерывного профессионального развития (НИР) медицинского персонала сети негосударственных поликлиник города Москвы, в дополнение к дополнительному профессиональному образованию, реализуемому ВУЗами, нами было предложено создания корпоративной системы НПР.

На основании рекомендованных международных стандартов по улучшению качества НПР медицинского персонала Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) [3], с учетом особенностей сети негосударственных поликлиник были сформулированы основные принципы организации обучения:

1. Внедрение системы НПР в сети негосударственных поликлиник предусматривает непрерывное повышение уровня профессионального и личностного развития медицинского персонала для достижения конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг.

2. Содержание НПР определяется актуальными образовательными потребностями отдельного медицинского работника.

3. Организационные формы и методы обучения обеспечивают решение целей и задач, стоящих перед образовательным процессом при минимальном отрыве медицинского персонала от производства. При этом организация рабочего процесса предусматривает наличие у медицинского персонала времени для участия в НПР.

4. НПР медицинского персонала сети имеет плановый характер и планируется заблаговременно.

5. Провайдерами НПР являются поликлиники сети и государственные учреждения среднего и высшего профессионального медицинского образования.

6. В процессе НПР осуществляется обратная связь медицинских работников с провайдерами НПР с целью обсуждения образовательных потребностей и корректировки образовательного процесса.

7. В ходе НПР у медицинского персонала формируются, закрепляются и совершенствуются ЗУН, необходимые для оказания медицинской помощи высокого качества и непрерывного его повышения.

8. Материальная база и оснащение, необходимые для реализации НПР в Сети негосударственных поликлиник, включают выделенные помещения, компьютеры, мультимедиа-аппаратуру, сеть интернет, внутрисетевую информационную систему (интранет) и необходимые учебные материалы на бумажных и/или электронных носителях.

9. Оценка эффективности НПР проводится с использованием внутренних ресурсов и, при необходимости, с привлечением внешних - государственных учреждений профессионального медицинского образования.

10. Система НПР полностью интегрирована в медицинскую практику поликлиник сети.

11. Мотивация медицинских работников к участию в НПР включает нематериальное стимулирование (повышение имиджа специалиста; обеспечение карьерного роста; участие в наставничестве; предоставление возможности посещения конференций, прохождение стажировок в других клиниках; оплата медицинской литературы и подписки на медицинские периодические издания), а также материальное стимулирование (премирование, надбавки, повышение зарплаты).

12. Цели и задачи НПР адаптируются к меняющимся условиям функционирования сети. В зависимости от этого пересматриваются необходимые компетентности, подходы к обучению и методы подготовки.

13. Реализация внутрисетевого принципа НПР предусматривает создание собственного УЦ и координацию его деятельности с руководством поликлиник для обеспечения процесса непрерывной подготовки медицинского персонала и создания условий для его саморазвития.

Литература

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

3. Международные стандарты ВФМО по улучшению качества, 2003.

Corporate system of distance learning network of non-governmental

polyclinics Volnukhin A.1, Reze A.2 Корпоративная система дистанционного обучения в сети негосударственных поликлиник Волнухин А. В.1, Резе А. Г.2

'Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem — кандидат медицинских наук, ассистент; 2Резе Андрей Геннадиевич /Reze Andrej — кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва

Аннотация: непрерывному профессиональному развитию медицинского персонала в настоящее время уделяется значительное внимание. Одной их эффективных его форм является дистанционное обучение. Для осуществления непрерывного профессионального развития медицинского персонала в сети негосударственных поликлиник была внедрена корпоративная система дистанционного обучения. Она структурирована по модульному принципу. Каждый учебный модуль включает блок информации и блок тестовых вопросов. Ее внедрение позволяет организовать учебный процесс без отрыва от производства.

Abstract: continuing professional development of medical staff is currently receiving considerable attention. One of its forms is an effective distance learning. For the implementation of continuous professional development of medical personnel in the network of non-governmental health centers was implemented a corporate system of distance learning. It is structured in a modular fashion. Each training module includes information block and the block test questions. Its introduction allows to organize the educational process on the job.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, непрерывное профессиональное развитие, медицинский персонал, негосударственная поликлиника.

Keywords: the system of distance learning, continuing professional development, medical staff, nongovernmental polyclinic.

Непрерывному профессиональному развитию (НПР) медицинского персонала в настоящее время уделяется значительное внимание. К эффективным его формам и методам относятся: мультимедийные интерактивные лекции, самообучение, семинары, конференции, ролевые игры, видеозапись приема, тренинги, ситуационные задачи, моделирование клинических ситуаций, практические занятия, симуляционное обучение, обмен опытом, аудит, лекции, посещение симпозиумов, конференций, дистанционные технологии [1-5].

Для осуществления НПР медицинского персонала в сети негосударственных поликлиник была внедрена корпоративная система дистанционного обучения (СДО) - специальная программа, разработанная программистами сети на основе общедоступных учебных программ.

Корпоративная СДО структурирована по модульному принципу (рис. 1). Каждый учебный модуль включает блок информации и блок тестовых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.