Научная статья на тему 'Трехуровневая корпоративная система непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник'

Трехуровневая корпоративная система непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF CARE / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / MEDICAL PERSONNEL / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА / NON-GOVERNMENT POLYCLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич, Резе Андрей Геннадиевич

Важность непрерывного профессионального развития медицинского персонала для функционирования медицинских организаций и системы здравоохранения подчеркивается отечественными и зарубежными авторами. С целью обучения медицинского персонала и достижения конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг сетью негосударственных поликлиник нами была разработана трехуровневая системы непрерывного профессионального развития. Ее внедрение в дополнение к основным образовательным программам, реализуемым медицинскими вузами, должно способствовать повышению профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала, улучшению качества медицинской помощи и достижению конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич, Резе Андрей Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трехуровневая корпоративная система непрерывного профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник»

Литература

1. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.

2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 592 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / под редакцией В. И. Стародубцева, О. П. Щепина и др. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 624 с.

THREE-LEVEL CORPORATE SYSTEM OF CONTINUOOUS PROFESSSIONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL STAFF NETWORK NON-GOVERNMENT

POLYCLINICS Volnukhin A.1, Reze A.2 (Russian Federation) ТРЕХУРОВНЕВАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.1, Резе А. Г.2 (Российская Федерация)

'Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem — кандидат медицинских наук, ассистент; 2Резе Андрей Геннадиевич /Reze Andrej — кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва

Abstract: the importance of continuing professional development of medical personnel for the operation of health care organizations and health care system emphasizes domestic and foreign authors. For the purpose of training of medical personnel and achieve competitive advantages in the market of medical services the network of non-governmental health centers we have developed a three-tier system of continuous professional development. Its implementation in addition to the basic educational programs implemented by medical universities, should enhance the capacity of professional qualification of medical personnel, improve the quality of care and achieve competitive advantages in the market of medical services.

Аннотация: важность непрерывного профессионального развития медицинского персонала для функционирования медицинских организаций и системы здравоохранения подчеркивается отечественными и зарубежными авторами. С целью обучения медицинского персонала и достижения конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг сетью негосударственных поликлиник нами была разработана трехуровневая системы непрерывного профессионального развития. Ее внедрение в дополнение к основным образовательным программам, реализуемым медицинскими вузами, должно способствовать повышению профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала, улучшению качества медицинской помощи и достижению конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг.

Keywords: continuous professional development, quality of care, medical personnel, competitive advantage, non-government polyclinic.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие, качество медицинской помощи, медицинский персонал, конкурентное преимущество, негосударственная поликлиника.

Важность непрерывного профессионального развития (НПР) медицинского персонала для функционирования медицинских организаций и системы здравоохранения подчеркивается отечественными и зарубежными авторами [1-3]. Как правило, НПР медицинского персонала решает такие задачи, как устранение дефицита знаний, умений и навыков (ЗУН); поддержание актуальности ЗУН; внедрение инноваций в практику; подтверждение лицензии; подготовка к аттестации [4,5]. НПР может способствовать повышению конкурентоспособности медицинской организации через качество медицинской помощи (КМП) [4, 6, 7].

С целью НПР медицинского персонала и достижения конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг сетью негосударственных поликлиник нами была разработана трехуровневая системы НПР, включающей уровни «Адаптация» (1 уровень), «Коррекция» (2 уровень) и «Развитие» (3 уровень) (рис. 1).

Рис. 1. Трехуровневая система НПР медицинского персонала в сети негосударственных поликлиник

Преимуществами трехуровневой системы НПР являются последовательность и преемственность учебного процесса, а также возможность коррекции его содержания, в зависимости от результатов работы сети и стратегии ее развития.

Целью обучения на уровне «Адаптация» является создание оптимальных условий для максимальной реализации профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала в конкретных условиях труда.

При этом решаются такие задачи, как:

• введение медицинского работника в должность;

• интеграция медицинского работника в трудовой коллектив поликлиники.

Целью обучения на уровне «Коррекция» является устранение дефицита ЗУН и повышение профессионально-квалификационного потенциала медицинских работников для оказания медицинской помощи высокого качества.

Задачи обучения включают:

• устранение дефицита ЗУН в области диагностики, лечения, профилактики и реабилитации заболеваний;

• устранение дефицита ЗУН, касающегося работы с электронной медицинской картой;

• устранение дефицита ЗУН, связанного с использованием медицинского оборудования и инвентаря;

• устранение дефицита ЗУН, связанного с работой с программами медицинского обслуживания;

• устранение дефицита ЗУН в области организации первичной медико-санитарной помощи, обеспечения и контроля ее качества.

Целью уровня НПР «Развитие» является повышение профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала для непрерывного улучшения КМП и инновационного развития.

Задачами обучения являются:

• обеспечение соответствия ЗУН современному уровню медицинской науки;

• приобретение ЗУН, необходимых для использования в работе инновационных методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации;

• приобретение ЗУН, необходимых для использования в работе инновационных организационных подходов;

• приобретение ЗУН, необходимых для работы с новым медицинским оборудованием и компьютерными программами;

• приобретение ЗУН, необходимых для работы с новыми программами медицинского обслуживания;

• аккредитация, тематическое усовершенствование, профессиональная переподготовка.

Формы и методы обучения медицинского персонала

В трехуровневой системе НПР медицинского персонала сети негосударственных поликлиник наиболее предпочтительным является использование форм обучения, позволяющих минимизировать

или полностью исключить отрыв от производства и методов обучения, максимально учитывающих специфику труда. Такой подход имеет ряд преимуществ:

• удобство для медицинских работников в связи с отсутствием необходимости ездить в учебное заведение;

• не наносится ущерб производственному процессу;

• не требуется замены или увеличения нагрузки на других сотрудников;

• приобретаемые ЗУН актуальны, имеют практическую значимость и могут сразу использоваться в рабочем процессе.

К таким формам обучения относятся: очная, очно-заочная и дистанционная. Очная форма предполагает обучение в учебном центре сети негосударственных поликлиник или непосредственно на рабочем месте; очно-заочная подразумевает обучение в учреждениях профессионального медицинского образования в виде коротких циклов с периодическим отрывом от работы на несколько дней (основное время отводится самоподготовке); дистанционное обучение (ДО) реализуется с помощью специальной учебной программы - системы дистанционного обучения (СДО).

Максимально учитывать специфику труда в сети при организации учебного процесса позволяют методы профессионального обучения - стажировка на рабочем месте, рабочая ротация и активные методы обучения - клинический разбор, тренинги. При необходимости могут использоваться и традиционные методы обучения - лекции, семинары, практические занятия.

Внедрение корпоративной трехуровневой системы НПР в дополнение к основным образовательным программам, реализуемым медицинскими ВУЗами, должно способствовать повышению профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала, улучшению КМП и достижению конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг. Отдельные элементы этой системы уже были внедрены в работу сети негосударственных поликлиник и успешно апробированы.

Литература

1. Манерова О. А. Профессиональный рост и карьера в здравоохранении: приоритеты и проблемы // Политика и управление в здравоохранении, 2011. № 2. С. 77-83.

2. Руженков В. А., Сергеева Е. А., Москвитина У. С. Качество жизни медицинских работников // Научные ведомости, 2013. № 18 (161). Вып. 23. С. 23-32.

3. Diallo K., Zurn P., Gupta N. et al. Monitoring and evaluation of human resources for health: an international perspective // Human Resources for Health, 2003. [Electronic resource]. URL: https://human-resources-health.biomedcentral.com/articles/10.1186/1478-4491-1-3/ (date of access: 24.12.2016).

4. Шестак Н. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России, 2006. № 12. С. 98-103.

5. Bloom B. S. Effects of continuing medical education on improving physician clinical care and patient health: A review of systematic reviews // Int J Technol Assess in Health Care, 2005. Vol. 21. P. 380-385.

6. Острополец С. С., Пшеничная Е. В. К проблеме непрерывного профессионального развития врачей // Здоровье ребенка, 2007. № 6 (9). [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.mif-ua.com/archive/article/3650/ (дата обращения: 24.12.2016).

7. Paul E. Mazmanian, David A. Davis, Robert Galbraith. Continuing Medical Education Effect on Clinical Outcomes // Chest, 2009. Vol. 135. P. 49-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.