Научная статья на тему 'Совершенствование корпоративной системы контроля качества медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник'

Совершенствование корпоративной системы контроля качества медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF CARE / ДЕФЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / MEDICAL CARE DEFECTS / ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА / TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич, Резе Андрей Геннадиевич

Качество медицинской помощи один из ключевых элементов неценовой конкуренции медицинских организаций. В связи с недостаточным уровнем этого показателя в сети негосударственных поликлиник нами была разработана система организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества медицинской помощи. Она предполагает вовлеченность врачей в процесс контроля и улучшения качества медицинской помощи и обучение медицинского персонала с целью устранения дефицита знаний, умений и навыков, а также инновационного развития. Показана схема процесса управления качеством медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич, Резе Андрей Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование корпоративной системы контроля качества медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник»

IMPROVEMENT OF THE CORPORATE CONTROL SYSTEM QUALITY HEALTH CARE NETWORK OF PRIVATE POLYCLINIC Volnukhin A.1, Reze A.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.1, Резе А. Г.2

'Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem — кандидат медицинских наук, ассистент; 2Резе Андрей Геннадиевич /Reze Andrej — кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: качество медицинской помощи - один из ключевых элементов неценовой конкуренции медицинских организаций. В связи с недостаточным уровнем этого показателя в сети негосударственных поликлиник нами была разработана система организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества медицинской помощи. Она предполагает вовлеченность врачей в процесс контроля и улучшения качества медицинской помощи и обучение медицинского персонала с целью устранения дефицита знаний, умений и навыков, а также инновационного развития. Показана схема процесса управления качеством медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник.

Abstract: quality of care - a key element of price competition medical organizations. Due to an insufficient level of this indicator in the network of non-governmental health centers we have developed a system of organizational measures to improve the monitoring of quality of care. It implies the involvement of doctors in the process of monitoring and improving the quality of care and medical staff training in order to eliminate the deficit of knowledge and skills, as well as innovative development. It shows a diagram of care quality management in the network of non-governmental clinics.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, дефекты медицинской помощи, обучение медицинского персонала.

Keywords: quality of care, medical care defects, training of medical personnel.

Качество медицинской помощи (КМП) - один из ключевых элементов неценовой конкуренции медицинских организаций [1-4]. Вместе с тем анализ КМП в сети негосударственных поликлиник показал недостаточно высокий ее уровень, о чем свидетельствуют частота дефектов медицинской помощи (4,5 на каждый законченный случай обращения), медицинская эффективность (67,6%) и социальная эффективность (81,1%). Основной причиной сложившейся ситуации был признан дефицит у медицинского персонала знаний, умений и навыков (ЗУН).

С целью исправления сложившейся ситуации нами была разработана система организационных мероприятий по совершенствованию контроля КМП в сети негосударственных поликлиник (рис. 1).

В первую очередь необходимо сформировать у врачей мотивацию к самоконтролю КМП, самодиагностике дефицита ЗУН и потребности в обучении. Для вовлечения врачей в процесс обеспечения КМП, а также с целью их самореализации, следует предоставлять им возможность формулировать предложения по улучшению КМП. Для разбора сложных клинических случаев целесообразно сформировать экспертный совет, состоящий из ведущих специалистов медицинской организации, а также (в случае необходимости) внешних экспертов. Основной его функцией является рассмотрение сложных случаев обращения и принятие коллегиального решения об оптимальной врачебной тактике. Врачам должна быть предоставлена возможность направления в данный совет запросов о рассмотрении случаев обращения с целью получения консультативной помощи в принятии клинических решений. При этом руководством должно быть гарантировано неприменение наказаний в отношении обратившихся врачей, даже в случае выявления врачебных ошибок, а также неразглашение информации о факте обращения. Коммуникации между врачом и представителем совета могут осуществляться по электронной почте.

Основные полномочия по контролю КМП следует возложить на заведующих отделениями, которые должны проводить внутреннюю экспертизу случаев обращения, выявлять дефекты

медицинской помощи, сообщать о них врачам в индивидуальном порядке и контролировать их устранение. Кроме того, в обязанности заведующего отделением должны входить своевременное информирование врачей обо всех изменениях; проведение на уровне отделения организационных изменений; сбор и консолидация предложений врачей по улучшению КМП; а также формирование запроса на обучение врачей отделения, на основании индивидуальных запросов и внутренней экспертизы КМП.

Главный врач и/или заместитель главного врача должны осуществлять контроль КМП в поликлинике по таким параметрам, как медицинская эффективность, социальная эффективность, а также качество заполнения медицинской документации. Они должны принимать решение о материальном и нематериальном стимулировании КМП на уровне поликлиники или отдельных специалистов. В их обязанности входит информирование заведующих отделениями о необходимости организационных изменений и разработка плана соответствующих мероприятий с учетом специфики поликлиники. Также они должны формировать консолидированный запрос от поликлиники на обучение и консолидированный пакет предложений по улучшению КМП.

Заместитель медицинского директора по контролю КМП должен осуществлять анализ состояния КМП в целом на основании оценок показателей медицинской и социальной эффективности медицинской помощи, оказываемой в поликлиниках; запросов на обучение; предложений по улучшению КМП; инноваций в области диагностики и лечения заболеваний; новых нормативно-правовых документов, затрагивающих КМП; подходов конкурентов к обеспечению КМП. В результате комплексной оценки им должны приниматься решения о необходимости организационных изменений в области КМП; разрабатываться план соответствующих мероприятий на уровне сети; инициироваться обучение медицинского персонала.

Уровень заместителя медицинского директора по контролю КМП

- Контроль показателен КМП в сета

- Мониторинг внешних изменении в области КМП

- Анализ предложений по улучшению КМП

- Решение оо организационных изменениях инновациям в области КМП

- Информирование об организационных изменениях инновациях в области КМП

- Инициирование обучения врачей сета

Уровень главного врача/заместителя главного врача

- Контроль показателен КМП в поликлинике

- Информирование об изменениях в области КМП

- Организационные изменения внедрение инноваций в области КМП в поликлинике

- Формирование предложений по улучшению КМП

- Формирование запроса на обучение грачей поликлиники

- Стимулирование улучшения КМП в поликлинике

_Уровень заведующего отделением_

- Профилактика дефектов медицинской помощи

- Выявление дефектов медицинской помоши

- Информирование об изменениях в области КМП

- Организационные изменения внедрение инноваций в области КМП в отделении

- Формирование предложений по улучшению КМП

- Определение потребности г обучении врачей отделения

Уровень врача

- Самоконтроль КМП

- Выявление сложных клинических случаев

- Устранение дефектов медицинской помоши

- Личные предложения по улучшению КМП

- Определение личной потребности в обучении

Рис. 1. Схема процесса управления качеством медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник

Литература

1. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.

2. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ves1mk.kstu.edu.ru/Images/ArticleFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 23.12.2016).

3. Gaynor M. What do we Know about competition and quality in health care markets, 2006. [Electronic resourse]. URL: http://www.bristol.ac.uk/media-library/sites/cmpo/migrated/documents/wp151.pdf/ (date of access: 23.12.2016).

4. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.