7. Bynum W. F. The dermatology and syphilology of the nineteenth century. Med Hist., 1983. Vol. 27. № 3. P. 325-326.
8. Crissey J. T., Parish L. C., Shelly W. B. Dermatology and syphilology of the 19th Century. Praeger, New York, 1981. P. 181-198.
9. JanierM. Venereal diseases in Paris, 1801-2001. P. 197-225 / In Dermatology in France / Eds D. Wallach, G. Tilles. Paris: Privat, 2002. 829 p.
10. Janier M., Saada V. De la vénéréologie aux maladies sexuellement transmossibles. Annales Dermatologie et de Vénéréologie, 1989. Vol. 116. P. 957-964.
11. Oriel J. D. Eminent venereologists. 3. Philippe Ricord. Genitourinary medicine, 1989. Vol. 65. № 6. P. 388-393.
12. Philippe Ricord (1800-1889), syphilographer. Journal of the American Medical Informatics Association, 1970. Vol. 211. № 1. P. 115-116.
13. Renner C. About Philippe Ricord. Hist Sci Med., 2008. Vol. 42. № 4. P. 365-370.
14. Ricord Ph. «Letters sur la syphilis» Bureau de l'Union Medicale. Paris, 1851. P. 147.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕДИЦИНСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.
Волнухин Артем Витальевич / УоЫикЫп А^ет Vitalyevich — кандидат медицинских наук, ассистент,
кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва
Аннотация: в современном здравоохранении качество медицинской помощи рассматривается как важный элемент неценовой конкуренции медицинской организации. В рамках проведения комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы был выявлен недостаточно высокий уровень медицинской эффективности лечебно-диагностического процесса. Основными индикаторами качества медицинской помощи, оказывающими на него влияние, были кратность посещений, продолжительность лечения, адекватность обследования и лечения, что было связано с дефицитом соответствующих знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, медицинская эффективность, конкурентоспособность, негосударственная поликлиника.
В современном здравоохранении качество медицинской помощи (КМП) рассматривается, как важный элемент неценовой конкуренции медицинской организации [1-3]. Определенную роль в этом играет процесс увеличения количества медицинских организаций [4, 5]. КМП, как предмет конкуренции актуально и для государственного, и для негосударственного секторов здравоохранения [6, 7].
Под КМП следует понимать совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям и ожиданиям пациента, а также современному уровню медицинской науки, стандартам и нормативно-правовым актам [8-10]. Для определения качества оказываемой медицинской помощи, как правило, используют такие критерии, как доступность, своевременность, адекватность, преемственность, непрерывность, эффективность, ориентированность на пациента, безопасность, отсутствие (минимизацию) дефектов оказания медицинской помощи, научно-технический уровень [11-13].
По данным литературы [14, 15], дефекты медицинской помощи можно условно разделить на предотвратимые и непредотвратимые. К первым относятся позднее обращение за медицинской помощью, кратковременность пребывания пациента в лечебном учреждении, атипичное течение заболевания. В свою очередь, большинство из них являются предотвратимыми: недостаточная квалификация медицинского персонала, недостаточный/избыточный объем обследования, переоценка данных лабораторных, инструментальных методов исследования и консультаций, поспешность в обследовании пациента, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, недостатки в организации
лечебного процесса, невнимательное отношение к пациенту, недооценка тяжести состояния пациента. Они рассматриваются в качестве основных объектов для повышения качества медицинской помощи.
В рамках проведения комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы нами была проведена экспертная оценка 1070 законченных случаев обращения к врачам общей практики и терапевтам, как к врачам первого контакта. Был выявлен недостаточно высокий уровень медицинской эффективности - 67,6% положительных исходов. Проведенный анализ показал, что этот параметр лечебно-диагностического процесса, в первую очередь, зависит от следующих индикаторов КМП (табл. 1): кратности посещений, продолжительности лечения, адекватность обследования и лечения. По каждому из этих индикаторов экспертиза показала наличие проблем, обусловленных в первую очередь дефицитом знаний, умений и навыков (ЗУН) у медицинского персонала. То есть, справедливо говорить о том, что именно дефицит ЗУН определяет недостаточно высокий уровень медицинской эффективности лечебно -диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник.
Таблица 1. Влияние индикаторов качества лечебно-диагностического процесса на медицинскую
эффективность
Индикаторы качества лечебно-диагностического процесса Медицинская эф< >ективность Ранг
Хи-квадрат (x2) Коэффициент Крамера (V)
Кратность посещений 360,93 p<0,05 0,3490 1
Продолжительность лечения 353,44 p<0,05 0,3453 2
Адекватность лечения 126,63 p<0,05 0,2535 3
Адекватность консультативной помощи 17,62 р=0,0015 0,0759 4
Адекватность лабораторного обследования 15,06 р=0,0045 0,0621 5
Адекватность инструментального обследования 10,25 р=0,036 0,0564 6
Таким образом, дефицит ЗУН, приводя к снижению медицинской эффективности лечебно-диагностического процесса, создает угрозу конкурентоспособности медицинской организации и является барьером для наращивания ею конкурентных преимуществ. Это свидетельствует о необходимости совершенствования профессионального развития медицинского персонала сети негосударственных поликлиник с целью устранения имеющегося дефицита ЗУН и повышения медицинской эффективности ее деятельности.
Литература
1. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.
2. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный документ]. Режим доступа: http://vestnik.kstu.edu.ru/Images/ArtideFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 26.12.2016).
3. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.
4. Новицкая Е. В., Соляник Е. В. Современные подходы к формированию конкурентного преимущества учреждения здравоохранения // Тихоокеанский медицинский журнал, 2013. № 2. С. 102-104.
5. Агеева Н. А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки, 2013. № 6. С. 77-86.
6. Корабле в В. Н., Савкова В. М., Савков Д. С. Организационно-экономические и правовые аспекты модернизации здравоохранения в современных условиях. Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. мед. ун-та, 2012. 96 с.
7. Краевой С. А., Медалье С. В., Фесенко В. В. Анализ некоторых аспектов конкуренции на рынке медицинских услуг в современных условиях акционирования системы здравоохранения // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 5. [Электронный документ]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-nekotoryh-aspektov-konkurentsii-na-rynke-meditsinskih-uslug-v-sovremennyh-usloviyah-aktsionirovaniya-sistemy-zdravoohraneniya/ (дата обращения: 26.12.2016).
8. Северский А. В., Сергеева Е. О. Значение протоколов ведения больных в судебной практике // Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2005. № 11. С. 6-12.
9. Арутюнов А. Т., Турзин П. С., Шарапова Е. И. и др. Разработка и внедрение системы менеджмента качества медицинской помощи в многопрофильной поликлинике // Сертификация, 2009. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniis.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/2082/ (дата обращения: 26.12.2016).
10. Шарабчиев Ю. Т., Дудина Т. В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Медицинские новости, 2009. № 12. С. 6-12.
11. Стародубов В. И., Воробьев П. А., Якимов О. С. и др. Основные положительные концепции стандартизации медицинских услуг // Экономика здравоохранения, 1997. № 10. С. 5-10.
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 2005. 800 с.
13. Шарабчиев Ю. Т., Дудина Т. В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2013. № 4. С. 16-34.
14. Leape L. L. Error in medicine // JAMA, 1994. Vol. 272. P. 1851-1857.
15. Татаринцев А. В., Баринов Е. Х., Ромодановский П. О. и др. Изучение дефектов оказания медицинской помощи больным с абдоминальной хирургической инфекцией // Медицинская экспертиза и право, 2010. № 5. С. 17-22.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.1, Резе А. Г.2
'Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem Vitalievich — кандидат медицинских наук, ассистент; 2Резе Андрей Геннадиевич /Reze Andrej Gennadievich — кандидат медицинских наук, ассистент,
кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва
Аннотация: в современном менеджменте большое внимание уделяется мотивации персонала. Для оптимизации системы материального стимулирования в сети негосударственных поликлиник нами было предложено включение в дополнительную часть заработной платы выплат, стимулирующих улучшение качество медицинской помощи, непрерывное профессиональное развитие и приверженность медицинской организации. Их использование будет способствовать непрерывному улучшению качества медицинских услуг, оказываемых в сети негосударственных поликлиник, повышению-профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала, инновационному развитию и удержанию наиболее ценных кадров в медицинской организации.
Ключевые слова: мотивация, материальное стимулирование, конкурентоспособность, негосударственная поликлиника.
В современном менеджменте большое внимание уделяется мотивации персонала [1]. Мотивация персонала выступает ключевым направлением кадровой политики любой организации, обеспечивающим повышение производительности труда через заинтересованность сотрудников в своей профессиональной деятельности [2] и основным рычагом управления ее конкурентоспособностью [3].
В связи с этим для оптимизации системы материального стимулирования в сети негосударственных поликлиник нами было предложено включение в дополнительную часть заработной платы выплат, стимулирующих улучшение качество медицинской помощи (КМП), непрерывное профессиональное развитие (НИР) и приверженность медицинской организации.