Литература
1. Северский А. В., Сергеева Е. О. Значение протоколов ведения больных в судебной практике // Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2005. № 11. С. 6-12.
2. Арутюнов А. Т., Турзин П. С., Шарапова Е. И. и др. Разработка и внедрение системы менеджмента качества медицинской помощи в многопрофильной поликлинике // Сертификация, 2009. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniis.ru/file/bulletin1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/iile /2082/ (дата обращения: 19.12.2016).
3. Стародубов В. И., Воробьев П. А., Якимов О. С. и др. Основные положительные концепции стандартизации медицинских услуг // Экономика здравоохранения, 1997. № 10. С. 5-10.
4. Шарабчиев Ю. Т., Дудина Т. В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2013. № 4. С. 16-34.
5. Patrick A. Rivers, Saundra H. Glover. Health care competition, strategic mission, and patient satisfaction: research model and propositions // J Health Organ Manag, 2008. Vol. 22. № 6. P. 627-641.
6. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.
7. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.kstu.edu.ru/Images/ArticleFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 19.12.2016).
8. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.
АНАЛИЗ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК ВРАЧЕБНЫМ НАЗНАЧЕНИЯМ Волнухин А. В.
Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет Vitalievich - кандидат медицинских наук,
ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: конкурентоспособность медицинской организации зависит и от социальной эффективности лечебно-диагностического процесса. В ходе экспертной оценки законченных случаев обращения в сеть негосударственных поликлиник города Москвы нами было выявлено 18,9% случаев недостаточного соблюдения врачебных назначений. На приверженность пациентов врачебным назначениям оказывали статистически значимое влияние такие индикаторы качества медицинской помощи, как продолжительность лечения, медицинская эффективность, кратность посещений, адекватность консультативной помощи, обоснованность диагноза и адекватность лабораторного обследования.
Ключевые слова: социальная эффективность, качество медицинской помощи, конкурентоспособность, негосударственная поликлиника.
В настоящее время качество медицинской помощи (КМП) рассматривается как один из основных предметов конкуренции медицинских организаций (Тельнова Е. А., 2010; Краевой С. А., Медалье С. В., Фесенко В. В., 2012; Кораблев В. Н., Савкова В. М., Савков Д. С., 2012). В свою очередь современная наука трактует это понятие, как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям и ожиданиям пациента, а также современному уровню медицинской науки, стандартам и нормативно-правовым актам (Северский А. В., Сергеева Е. О., 2005; Арутюнов А. Т., Турзин П. С., Шарапова Е. И. и др., 2009; Шарабчиев Ю. Т., Дудина Т. В., 2009). Наличие в этом определении терминов «потребность» и «ожидание» делает правомочным утверждение о том, что конкурентоспособность медицинской организации зависит и от социальной эффективности лечебно-диагностического процесса.
В ходе экспертной оценки 1070 законченных случаев обращения в сеть негосударственных поликлиник города Москвы нами было выявлено 202 случая недостаточного соблюдения врачебных назначений, что составляет 18,9% от всех случаев обращения. Несоблюдение врачебных назначений является проявлением недостаточного доверия к врачу, низкой приверженности его рекомендациям, то есть, низкой социальной эффективности.
Нами был проведен анализ индикаторов КМП, влияющих на приверженность пациентов врачебным назначениям (табл. 1). Было установлено, что таковыми являются продолжительность лечения, медицинская эффективность, кратность посещений, адекватность консультативной помощи, обоснованность диагноза и адекватность лабораторного обследования. Они оказывали статистически значимое влияние на изучаемый параметр. Справедливо заметить, что по каждому из этих индикаторов в ходе экспертизы были выявлены недостатки.
Таблица 1. Индикаторы КМП, влияющие на приверженность пациентов врачебным
назначениям
Приверженность пациентов лечению
Индикаторы КМП Хи-квадрат ^2) Коэффициент Крамера (V) Ранг
Продолжительность лечения 379,56 р<0,05 0,3439 1
Медицинская эффективность 345,32 р<0,05 0,3412 2
Кратность посещений 358,94 р<0,05 0,3344 3
Адекватность консультативной помощи 15,07 р=0,004 0,0675 4
Обоснованность диагноза 14,16 р=0,007 0,0667 5
Адекватность лабораторного обследования 9,96 р=0,04 0,0488 6
Как видно из табл. 2, доля случаев высокой приверженности лечению была статистически значимо выше среди пациентов с адекватной продолжительностью лечения, его высокой медицинской эффективностью, с адекватной кратностью посещений, полностью обоснованным диагнозом и адекватным лабораторным обследованием. У пациентов с адекватным назначением консультативной помощи удельный вес случаев с высокой приверженности лечению был сопоставим с
пациентами, которым консультации специалистов были назначены в недостаточном объеме и был статистически значимо выше аналогичного показателя у пациентов с избыточным назначением консультативной помощи.
Таблица 2. Приверженность врачебным назначениям при различных значениях индикаторов
качества медицинской помощи
Приверженность врачебным назначениям (%) Продолжительность лечения р-значение (фи- критерий)
Адекватная Недостаточная Избыточная
Высокая 48,0* 94,91 *р<0,001 1р<0,05
Недостаточная 2,3*1 52,0* 5,11 *р<0,001 1р<0,05
Приверженность врачебным назначениям (%) Медицинская эффективность р-значение критерий)
Выздоровление/у лучшение/ремисс ия Без динамики/ухудшение
Высокая 94,5 48,4 < 0,001
Недостаточная 5,5 51,6 < 0,001
Приверженность врачебным назначениям (%) Кратность посещений р-значение (фи- критерий)
Адекватная Недостаточна я Избыточная
Высокая 97,0* 48,8* 90,31 *р<0,001 1р<0,02
Низкая 3,0*Т 51,2* 9,71 *р<0,001 1р<0,02
Приверженность врачебным назначениям (%) Консультативная помощь р-значение (фи- критерий)
Адекватная Недостаточна я Избыточная
Высокая 81,7* 85,9 72,1* *р<0,001
Низкая 18,3* 14,1 27,9* *р<0,001
Приверженность врачебным назначениям (%) Обоснованность диагноза р-значение (фи- критерий)
Обоснован Обоснован не достаточно/ не обоснован
Высокая 84,1 75,2 р<0,001
Недостаточная 15,9 24,8 р<0,001
Приверженность врачебным назначениям (%) Лабораторное обследование р-значение (фи- критерий)
Адекватное Недостаточно е Избыточное
Высокая 87,8*| 80,7* 78,21 *р<0,01 1р<0,001
Недостаточная 12,2*Т 19,3* 21,81 *р<0,01 1Р<0,001
Таким образом, приверженность пациентов врачебным назначениям, как косвенный показатель социальной эффективности, во многом определяется состоянием индикаторов качества оказываемой медицинской помощи. В свою очередь, снижение приверженности лечению оказывает непосредственное влияние на его медицинскую эффективность, тем самым замыкая порочный круг; а также способствует уменьшению клиентской базы сети негосударственных поликлиник. Все это не может не оказывать негативного влияния на конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.
Литература
1. Тельнова Е. А. Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения // Вестник Росздравнадзора, 2010. № 5. С. 4-9.
2. Краевой С. А., Медалье С. В., Фесенко В. В. Анализ некоторых аспектов конкуренции на рынке медицинских услуг в современных условиях акционирования системы здравоохранения // Современные проблемы науки и образования, 2012 год. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: И11р://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/апа117-пеко1огуЬ-а8рек1оу-копкигеп1811-па-гупке-meditsinskih-us1ug-v-sovremennyh-us1oviyah-aktsionirovaniya-sistemy-zdravoohraneniya/ (дата обращения: 21.12.2016).
3. Кораблев В. Н., Савкова В. М., Савков Д. С. Организационно-экономические и правовые аспекты модернизации здравоохранения в современных условиях. Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. мед. ун-та, 2012. 96 с.
4. Северский А. В., Сергеева Е. О. Значение протоколов ведения больных в судебной практике // Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2005. № 11. С. 6-12.
5. Арутюнов А. Т., Турзин П. С., Шарапова Е. И. и др. Разработка и внедрение системы менеджмента качества медицинской помощи в многопрофильной поликлинике // Сертификация. 2009. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniis.ru/fi1e/bu11etin1/DEFAULT/org.stretto.p1ugins.bu11etin.core.Artic1e/fi1e /2082/ (дата обращения: 21.12.2016).
6. Шарабчиев Ю. Т., Дудина Т. В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Медицинские новости, 2009. № 12. С. 6-12.
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Волнухин А. В.
Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет УИа1уеу1сЬ - кандидат медицинских наук,
ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: эффективность реализации подходов к непрерывному улучшению качества медицинской помощи во многом зависит от руководителя конкретной медицинской организации. Анкетирование представителей администрации сети негосударственных поликлиник, в котором приняли участие 46 респондентов, продемонстрировало, что политика в области качества медицинской помощи отсутствует, непрерывное его улучшение не является приоритетной стратегией, а выбранные механизмы обеспечения качества не оптимальны. Недооценивается роль управления медицинским персоналом. Без должного внимания остаются обучение и развитие, а также организация труда.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, руководители, управление персоналом, конкурентоспособность, негосударственная поликлиника.
Качеству медицинской помощи (КМП) в настоящее время уделяется большое внимание, в том числе, как источнику конкурентоспособности медицинской организации (Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А., 2007; Кофанова Т. А.,