Научная статья на тему 'Влияние категории обслуживания пациентов на качество медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник'

Влияние категории обслуживания пациентов на качество медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич

В последнее время корпоративная культура часто обсуждается в качестве фактора, формирующего конкурентоспособность организации. Установлено, что корпоративная культура может быть важным механизмом повышения качества медицинской помощи. Нами была проведена комплексная оценка конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы, в рамках которой проводилась оценка влияния категории обслуживания пациента, как фактора корпоративной культуры, на качество медицинской помощи. Было установлено, что это влияние носит в большей степени негативный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние категории обслуживания пациентов на качество медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ КАТЕГОРИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.

Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет УИа1уеу1ск - кандидат медицинских наук,

ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в последнее время корпоративная культура часто обсуждается в качестве фактора, формирующего конкурентоспособность организации. Установлено, что корпоративная культура может быть важным механизмом повышения качества медицинской помощи. Нами была проведена комплексная оценка конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы, в рамках которой проводилась оценка влияния категории обслуживания пациента, как фактора корпоративной культуры, на качество медицинской помощи. Было установлено, что это влияние носит в большей степени негативный характер. Ключевые слова: конкурентоспособность, качество медицинской помощи, корпоративная культура, негосударственная поликлиника.

В последнее время корпоративная культура (КК) часто обсуждается в качестве фактора, формирующего конкурентоспособность организации [1-3]. Выделены факторы и механизмы, через которые КК реализует формирующее влияние на конкурентоспособность медицинской организации. Факторы - это внимание руководства к профессионализму сотрудников, координация и согласованность действий сотрудников, эффективность стиля руководства, атмосфера в коллективе, мотивация сотрудников, осознание миссии организации, наличие социального пакета, существование корпоративных традиций и досуга. Механизмы: вовлеченность в процесс труда и инновации, удовлетворенность компанией, формирование этики общения с клиентами и партнерами [4].

Интерес к КК медицинских организаций как к предмету научных изысканий значительно вырос. В зарубежных работах рассматриваются вопросы, касающиеся социальных аспектов здоровья, взаимоотношений врача и пациента, качества медицинской помощи (КМП), особенностей применения персонал -технологий [5-7]. Отечественные публикации посвящены изучению кадрового потенциала организаций здравоохранения, управлению медицинским персоналом, взаимоотношениям врача и пациента [8-9].

Установлено, что КК может быть важным механизмом повышения КМП [11,12]. Но при этом обязательном условием является эффективное управление КК.

Нами была проведена комплексная оценка конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы, в рамках которой проводилась оценка влияния КК на КМП. Одним из параметров влияния КК была категория обслуживания пациентов в медицинской организации. Это позволило оценить допускает ли существующая КК различные модели поведения в отношении пациентов разных категорий обслуживания.

Влияние категории обслуживания было достоверным только для таких параметров КМП, как адекватность консультативной помощи и своевременность лечения

(табл. 1). Следует признать, что это влияние можно характеризовать в большей степени, как негативное.

Так частота адекватного назначения консультаций была наибольшей у пациентов, имеющих индивидуальный контракт. Самая высокая частота избыточных назначений консультативной помощи была зафиксирована у пациентов, обслуживающихся по программам ДМС.

Частота своевременного назначения лечения была самой низкой у контрактных пациентов, а самой высокой - у пациентов, обслуживающихся за наличный расчет.

Таблица 1. Качество медицинской помощи, оказываемой пациентам различных категорий обслуживания

Катего- Консультативная помощь (%): Своевременность лечения (%):

рия

медицин-

ского

обслуживания пациента Адекватная Недостаточная Избыточная Всего Своевреме нное Несвоевременное Всего

по

принци-пу

оплаты

ДМС 63,3*? 15,7* 21,0* 100,0 93,7* 6,3* 100,0

Контракт 71,6* 11,5*? 16,9 100,0 90,4*? 9,6*? 100,0

Наличный расчет 70,0? 16,6? 13,3* 100,0 94,7? 5,3? 100,0

р-значение (фи-критерий) *p<0,001 ?p<0,01 *p<0,05 ?p<0,01 *p<0,01 *р<0,05 ?p<0,01

Хи-квадрат = 11,62 (р=0,02) Коэффициент Чупрова/Крамера = 0,06 Хи-квадрат = 6,05 (р=0,05) Коэффициент Чупрова/Крамера = =0,05

Таким образом, КК сети негосударственных поликлиник не препятствует формированию различных моделей поведения в отношении пациентов разных категорий обслуживания, что не может благоприятно влиять на КМП. Это требует изменения существующей КК с целью формирования внутриорганизационных ценностей с приоритетом КМП и непрерывного его улучшения.

Литература

1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 c.

2. Зайцева Н. В., Левитский М. В. Роль руководителя в формировании организационной культуры медицинской организации // Детская хирургия, 2013. № 5. С. 52-55.

3. Дашкова Е. С. Особенности корпоративной культуры в организациях системы здравоохранения // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление, 2014. № 1. С. 68-72.

4. Первакова Е. Е. О механизмах воздействия корпоративной культуры на эффективность и производительность труда // Управление корпоративной культурой, 2012. Т. 3. С. 194-205.

5. Marmot M. G., Davey Smith G., Stansfeld S. A. et al. Health inequalities among British civil servants: the Whitehall II Study // Lancet, 1991. Vol. 337. P. 1387-93.

6. Link B., Phelan J. Social conditions as fundamental causes of disease // J. Hlth Soc. Behav., 1995. Extra Issue. P. 80-94.

7. Deaton A. Health, inequality, and economic development, 2001. [Electronic resourse]. URL: http://www.nber.org/papers/w8318.pdf/ (дата обращения: 26.12.2016).

8. Решетников А. В. Социология медицины: Учебник. М.: Издательство «ГЕОТАР-Медиа», 2006. 256 с.

9. Ефименко С. А., Зарубина Т. В. Медико-социологический мониторинг как инструмент современных технологий в управлении здоровьем // Врач и информационные технологии, 2007. № 2. С. 59-65.

10. Вардосанидзе С. Л., Лихота А. И. Управление качеством лечебно-диагностического процесса с использованием медицинских стандартов (протоколов) // Экономика здравоохранения, 2000. № 2, 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medi.ru/doc/8200202.htm/ (дата обращения: 26.12.2016).

11. Грабская И. А., Михнова Т. А., Богомаз В. М. Развитие организационной культуры медицинского центра. Украшський медичний часопис, 2005. № 4 (48). С. 93-98.

12.Marshall M. N., Mannion R., Nelson E. et al. Managing change in the culture of general practice: qualitative case studies in primary care trusts // BMJ., 2003. Vol. 327 (7415). P. 599-602.

ОСНОВАТЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ -УРОЖЕНЕЦ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Е. Н. ПАВЛОВСКИЙ Линник М. С.1, Вовк Я. Р.2, Кистенева О. А.3

1Линник Марина Сергеевна /Linnik Marina Sergeevna - студент; 2Вовк Яна Руслановна / Vovk Jana Ruslanovna - студент; 3Кистенева Ольга Алексеевна /Kisteneva Olga Alekseevna - кандидат исторических наук,

доцент,

кафедра факультетской терапии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье исследованы жизнь и деятельность уроженца Белгородского края, выдающегося русского врача-паразитолога, зоолога, генерал-лейтенанта медицинской службы, академика Евгения Никаноровича Павловского (1884 - 1965 гг.). Отмечено, что под его руководством было проведено более 200 комплексных экспедиций в Крым, Закавказье, Среднюю Азию. Особым успехом увенчались исследования на Дальнем Востоке, в ходе которых было установлено, что возбудителями энцефалита являются клещи, что помогло спасти тысячи человеческих жизней. Ключевые слова: паразитология, экологическая паразитология, паразитологические заболевания, эпидемиология, Павловский Е. Н.

Рис. 1. Павловский Евгений Никанорович 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.