Научная статья на тему 'Анализ медицинской эффективности лечебно-диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник'

Анализ медицинской эффективности лечебно-диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF CARE / МЕДИЦИНСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MEDICAL EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА / NON-GOVERNMENT HEALTH CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич

Медицинская эффективность лечебно-диагностического процесса является одним из ключевых критериев качества медицинской помощи. В свою очередь качество медицинской помощи в настоящее время принято рассматривать, как элемент неценовой конкуренции медицинских организаций. При оценке конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник нами была проведена оценка качества медицинской помощи. Для этого экспертной оценке подверглись 1070 законченных случаев обращения к врачам общей практики и терапевтам. Одним из параметров оценки была медицинская эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ медицинской эффективности лечебно-диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник»

конкурентоспособности организации - это не только улучшение качества оказываемой

медицинской помощи, но и потенциальное повышение экономической прибыли.

Литература

1. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.

2. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.kstu.edu.ru/Images/ArtideFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 21.12.2016).

3. Gaynor M. What do we Know about competition and quality in health care markets? [Electronic resource]. URL: http://www.bristol.ac.uk/medialibrary/sites/cmpo/migrated/documents/wp151 pdf/ (date of access: 21.12.2016).

4. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.

5. Тогунов И. А. Конкуренция в здравоохранении и медицине // Корпоративный менеджмент, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfn.ru/ (дата обращения: 21.12.2016).

6. Демченко С. Г., Файзханова А. Л. Формирование конкурентной среды на рынке медицинских услуг // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика, 2014. № 1. С. 99-107.

7. Селезнев В. Д., Волков С. Д. Проблемы конкуренции в российском здравоохранении // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2016. № 1. С. 112-117.

ANALYSIS OF MEDICAL EFFICACY OF CLINICAL PROCESSES POLYCLINICS PRIVATE NETWORK Volnukhin A. АНАЛИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.

Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem — кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: медицинская эффективность лечебно-диагностического процесса является одним из ключевых критериев качества медицинской помощи. В свою очередь качество медицинской помощи в настоящее время принято рассматривать, как элемент неценовой конкуренции медицинских организаций. При оценке конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник нами была проведена оценка качества медицинской помощи. Для этого экспертной оценке подверглись 1070 законченных случаев обращения к врачам общей практики и терапевтам. Одним из параметров оценки была медицинская эффективность. Abstract: medical effectiveness of the diagnostic and treatment process is one of the key criteria for quality of care. In turn, the quality of care is now usually regarded as an element of price competition medical organizations. In assessing the competitiveness of the network of nongovernmental clinics we assessed the quality of care. To this end, the expert evaluation of completed cases were subjected to in 1070 appeal to general practitioners and therapists. One of the parameter estimates was a medical efficiency.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, медицинская эффективность, конкурентоспособность, негосударственная поликлиника.

Keywords: quality of care, medical efficiency, competitiveness, non-government health center.

Медицинская эффективность лечебно-диагностического процесса является одним из ключевых критериев качества медицинской помощи (КМП) [1-3]. В свою очередь КМП в настоящее время принято рассматривать, как элемент неценовой конкуренции медицинских организаций [4-6]. Это характерно для медицинских организаций как государственного, так и негосударственного секторов здравоохранения [7, 8]. В связи с этим достижение высокой медицинской эффективности лечебно-диагностического процесса следует рассматривать и как инструмент обеспечения конкурентоспособности медицинской организации.

При оценке конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник нами была проведена оценка КМП. Для этого экспертной оценке подверглись 1070 законченных случаев обращения к врачам общей практики (ВОП) и терапевтам. Одним из параметров оценки была медицинская эффективность.

Как видно из табл. 1, медицинскую эффективность лечебно-диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник можно оценить, как среднюю: частота достижения выздоровления, улучшения состояния или ремиссии составила 67,6%. Основной причиной этому являются выявленные дефекты диагностики (3,3 на каждый законченный случай обращения) и лечения (1,1 на каждый законченный случай обращения), в основе которых находится дефицит знаний, умений и навыков у врачебного персонала. Динамика трудоспособности не страдает так сильно в связи с тем, что основной контингент пациентов, обращающихся в данную медицинскую организацию, находится в трудоспособном состоянии.

Таблица 1. Медицинская эффективность лечебно-диагностического процесса (на 100 законченных случаев)

Индикаторы качества результатов лечения Оценки показателя

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Выздоровление/ улучшение/ремиссия Отсутствие динамики Ухудшение/ госпитализация

Динамика состояния 67,6 31,8 0,6

Восстановление/сохранение - Ограничение

Динамика трудоспособности 93,2 - 6,8

Более глубокий анализ эффективности лечебно-диагностического процесса выявил 320 случаев низкой и средней медицинской эффективности лечения, частота которых составила 29,9 на 100 законченных случаев обращения. Их структура представлена на рис. 1. Среди всех случаев недостаточной медицинской эффективности основная доля принадлежала отсутствию динамики состояния на фоне терапии (98,2%). При этом из этих 320 случаев в 20,9% отмечалось сохранение нетрудоспособности.

0,9%__0,9%

Отсутствие динамики

Ухудшение состояния

_' Госпитализация

98,2°%

Рис. 1. Структура случаев средней и низкой эффективности лечения

Таким образом, медицинская эффективность лечебно-диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник, как параметр ее конкурентоспособности, находится на недостаточно высоком уровне. В связи с тем, что основной причиной сложившейся ситуации является дефицит у врачей знаний, умений и навыков, требуется проведения соответствующего обучения.

Литература

1. Стародубов В. И., Воробьев П. А., Якимов О. С. и др. Основные положительные концепции стандартизации медицинских услуг // Экономика здравоохранения, 1997. № 10. С. 5-10.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 2005. 800 с.

3. Patrick A. Rivers, Saundra H. Glover. Health care competition, strategic mission, and patient satisfaction: research model and propositions // J Health Organ Manag., 2008. Vol. 22. № 6. P. 627-641.

4. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.

5. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный документ]. Режим доступа: http://vestnik.kstu.edu.ru/Images/ArticleFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 19.12.2016).

6. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.

7. Кораблев В. Н., Савкова В. М., Савков Д. С. Организационно-экономические и правовые аспекты модернизации здравоохранения в современных условиях. Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. мед. ун-та, 2012. 96 с.

8. Краевой С. А., Медалье С. В., Фесенко В. В. Анализ некоторых аспектов конкуренции на рынке медицинских услуг в современных условиях акционирования системы здравоохранения // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 5. [Электронный документ]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-nekotoryh-aspektov-konkurentsii-na-rynke-meditsinskih-uslug-v-sovremennyh-usloviyah-aktsionirovaniya-sistemy-zdravoohraneniya/ (дата обращения: 19.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.