здравпункта ИГМА, факторы риска на различных курсах обучения распределились следующим образом: наибольшее количество курящих людей обучается на втором курсе - 19,09 на 100 обучающихся, максимальное количество студентов, употребляющих алкоголь, - на шестом курсе (51,5 на 100 студентов), наибольший процент людей с избыточной массой тела отмечается среди обучающихся на третьем курсе (13,0 на 100 студентов).
Важным аспектом сохранения здоровья является профилактика, - с этим утверждением согласны 94,7 из 100 опрошенных нами студентов. Однако, все вышеприведенные данные свидетельствуют о неведении студентами здорового образа жизни, несмотря на признание важной роли профилактики в сохранении здоровья, и как следствие, к росту числа хронических заболеваний, и частому их обострению. Это означает, что низок уровень самосознания в студенческой среде и самосохранительное поведение не является приоритетным. Причины различны и эта проблема подлежит углубленному изучению.
Вывод: В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что заболеваемость студентов Ижевской государственной академии высокая, количество хронических заболеваний и частота их обострений находятся на высоком уровне. Однозначную причину этого назвать трудно. Несомненно одно - студентам присущ низкий приоритет самосохранительного поведения, и даже рациональное мышление не способно заставить представителей молодежи относиться к своему здоровью бережно. Безусловно, сохранение здоровья нации и улучшение качества жизни является приоритетным направлением политики государства. Однако, здоровье каждого из нас, в первую очередь, зависит от нашего образа жизни, мышления и отношения к самим себе. По нашему мнению, необходимо развивать не только профилактическое направление, но и воспитывать самосознание молодого поколения.
Литература
1. Гаджиев Р. С. Образ жизни подростков в условиях крупного города / Р. С. Гаджиев, З. Н. Айвазова // Здравоохранение РФ, 2005. № 2. С. 44-47.
2. Попов А. В. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья студентов медицинского вуза: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: 12.01.2008 / А. В. Попов. Ижевск, 2008. С. 1-2.
3. Горбунов В. И. Медико-социальные аспекты состояния здоровья студентов / В. И. Горбунов, Г. В. Возженникова, И. Н. Исаева, А. Ш. Махмутова, О. С. Осипова // Ульяновский медико-биологический журнал, 2014. № 1. С. 94-98.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.1, Резе А. Г.2
'Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem Vitalievich — кандидат медицинских наук, ассистент; 2Резе Андрей Геннадиевич /Reze Andrej Gennadievich — кандидат медицинских наук, ассистент,
кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: зарубежными и отечественными авторами отмечается перспективность корпоративного обучения. В рамках организационного эксперимента на базе одной из поликлиник сети негосударственных поликлиник был развернут корпоративный учебный центр с собственным штатом, включающим руководителя, преподавателя и методиста. Описаны функциональные обязанности каждого сотрудника и принципы организации обучения. В составе учебного центра выделены собственные помещения, включающие лекционную аудиторию, компьютерный класс и преподавательскую. Результаты работы корпоративного учебного центра свидетельствуют о его эффективности.
Ключевые слова: корпоративный учебный центр, непрерывное профессиональное развитие, медицинский персонал, негосударственная поликлиника.
Зарубежными [1-3] и отечественными авторами [4] отмечается перспективность корпоративного обучения. Кравец А. Г., Гуртяков А. С. [5] выделяют основные цели корпоративной системы обучения: повышение эффективности труда; формирование культуры обучения; профессиональное развитие персонала; создание корпоративной системы знаний; внедрение инноваций; формирование кадрового резерва; адаптация новых сотрудников; обеспечение лояльности персонала; обеспечение вовлеченности сотрудников; укрепление и развитие корпоративной культуры.
Для достижения перечисленных целей в рамках организационного эксперимента на базе одной из поликлиник сети негосударственных поликлиник был развернут корпоративный учебный центр (УЦ) с собственным штатом.
Штатная структура корпоративного учебного центра
В штатную структуру корпоративного УЦ входят руководитель, которому подчиняются преподаватель и методист (рис. 1).
преподавателями учреждений
медицинским педагогике.
образованием и Он подчиняется
Рис. 1. Штатная структура корпоративного учебного центра сети негосударственных поликлиник
Руководителем УЦ является специалист с высшим медицинским образованием, прошедший подготовку по педагогике, подчиняющийся директору по персоналу. Состав его основных обязанностей включает:
• определение образовательных потребностей медицинского персонала и формирование контингента для обучения;
• выбор форм и методов обучения;
• определение сроков обучения;
• разработка индивидуальных учебных планов и групповых учебных программ;
• организация обучения;
• оценка эффективности обучения;
• взаимодействие с внешними контрагентами -профессионального медицинского образования.
Преподаватель УЦ - это специалист с высшим дополнительным профессиональным образованием по руководителю УЦ. К его основным обязанностям относятся:
• методическая подготовка учебных занятий;
• проведение в УЦ лекционных, семинарских и практических занятий.
Методист УЦ - специалист с высшим образованием, подчиняющийся руководителю УЦ. В его обязанности входит:
• составление расписания занятий, согласно учебному плану;
• доведение информации, касающейся обучения, до сведения администрации поликлиник;
• ведение учета численности обучающихся и результатов обучения;
• подготовка помещений УЦ и оборудования к проведению учебных занятий.
Организация обучения в корпоративном учебном центре
Инициаторами обучения могут быть заместитель медицинского директора по контролю качества медицинской помощи (КМП) (цель обучения - устранение дефицита или приобретение новых ЗУН с целью улучшения КМП) или кадровая служба (цель обучения - адаптация новых сотрудников). Информацию получает руководитель УЦ, который осуществляет планирование обучения, включающее определение образовательных потребностей медицинского персонала, выбор оптимальных форм, методов, механизмов и сроков обучения, составление учебных программ. Составленный им учебный план утверждает директор по персоналу. Руководитель УЦ согласует с медицинским директором возможность привлечения медицинских работников к учебному процессу в качестве преподавателей или наставников, а также возможность
использования в обучении материально-технической базы поликлиник. Кроме того он организует привлечение преподавателей образовательных учреждений к обучению в УЦ. При организации обучения в УЦ организационно-методическая подготовка осуществляется преподавателем УЦ. Методист УЦ составляет расписание занятий и доводит его до сведения администрации поликлиник. Обучение в корпоративном УЦ проводится преподавателем УЦ, сотрудниками Сети или внешними преподавателями с использованием таких форм, как лекции, семинары и практические занятия. Оценка эффективности обучения осуществляется на основании посещаемости, результатов входного и выходного тестового контроля. Учет этой информации проводит методист УЦ, анализ - руководитель УЦ. По итогам обучения руководитель УЦ представляет отчетность директору по персоналу.
Статьи расходов корпоративного учебного центра
В УЦ выделяют следующие статьи расходов:
• заработная плата штатных сотрудников УЦ;
• надбавки и премии привлекаемым к учебному процессу сотрудникам сети негосударственных поликлиник;
• оплата лекций, семинаров, практических занятий, проводимых преподавателями учреждений профессионального медицинского образования;
• расходные материалы (канцелярские товары) для УЦ;
• техническое обслуживание оборудования УЦ.
Структура и материально-техническое оснащение корпоративного учебного центра
В составе УЦ выделены собственные помещения, включающие лекционную аудиторию, компьютерный класс и преподавательскую (рис. 2).
Рис. 2. Структура и оснащение учебного центра сети негосударственных поликлиник
В лекционной аудитории развернуты место преподавателя, а также 30 учебных мест. В компьютерном классе, организовано место преподавателя и 10 учебных мест. В преподавательской имеется три рабочих места: руководителя УЦ, преподавателя УЦ и методиста УЦ. Все рабочие места и учебные места компьютерного класса оснащены компьютерами, подключенными к сети интранет и интернет. Лекционная аудитория и компьютерный класс оборудованы мультимедиа-аппаратурой.
Результаты работы корпоративного УЦ свидетельствует об эффективности его использования в качестве внутреннего ресурса сети негосударственных поликлиник для реализации непрерывного профессионального развития медицинского персонала, дополнительного к вузовским образовательным программам.
Литература
1. Senge P. The fifth discipline. New York: Doubleday, 1990. 360 p.
2. Confessore S. Building a learning organization: communities of practice, self directed learning and CME // J Continuing Educ Health Professions, 1997. Vol. 17. P. 5-11.
3. Robert D. Fox, Nancy L. Bennett. Learning and change: implications for continuing medical education // BMJ, 1998. Vol. 316. P. 466-468.
4. Непогодина А. Н. Практика применения компетентностного подхода для оценки качества внутрифирменного обучения персонала // Образование и наука, 2008. № 4 (52). С. 43-59.
5. Кравец А. Г., Гуртяков А. С. Виртуальные средства обучения в корпоративных системах дистанционного образования // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». Вып. 13: межвуз. сб. науч. ст. Волгоград: ВолгГТУ, 2012. № 4 (91). C. 103-107.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ СЕТЬЮ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Волнухин А. В.1, Резе А. Г.2
'Волнухин Артем Витальевич / УоЫикЫп АНет Уиа1уеу1ек — кандидат медицинских наук, ассистент; 2Резе Андрей Геннадиевич /Кеге Ап^еу Оепп^геугеН — кандидат медицинских наук, ассистент,
кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: на сегодняшний день государственно-частное партнерство является одним из приоритетных направлений стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период (2015-2030 гг.), а также представляет одно из актуальных направлений исследований в области здравоохранения. Нами предложена организация государственно-частного партнерства между сетью негосударственных поликлиник и медицинским вузом. Данная форма государственно-частного партнерства позволяет добиться улучшения качества медицинской помощи и ее доступности для населения; способствует достижению сетью конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг; является источником дополнительной прибыли для медицинского вуза; позволяет получить вузу постоянного заказчика платных образовательных услуг.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, медицинский вуз, негосударственная поликлиника.
На сегодняшний день государственно-частное партнерство (ГЧП) является одним из приоритетных направлений стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период (2015-2030 гг.), а также представляет одно из актуальных направлений исследований в области здравоохранения [1] Справедливо заметить, что развитие ГЧП в здравоохранении представляет не только Российскую, но общемировую тенденцию [2]. Анализ литературы свидетельствует о том, что для медицинской организации ГЧП может позволить повышать качество медицинской помощи (КМП), осуществлять непрерывное профессиональное развитие (НПР) медицинского персонала, участвовать в реализации государственных программ, оказывать медицинскую помощь в системе обязательного медицинского образования, внедрять инновации [1 -3]. Все это благоприятствует формированию конкурентных преимуществ на рынке медицинских услуг. На сегодняшний день ГЧП в РФ регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим законом ГЧП - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков