Научная статья на тему 'Основные принципы формирования политики информатизации библиотечных ресурсов села (на примере Саратовской области)'

Основные принципы формирования политики информатизации библиотечных ресурсов села (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования политики информатизации библиотечных ресурсов села (на примере Саратовской области)»

профессиональную консультацию с указанием специалистов-консультантов и формы связи на коммерческой основе, из них на 10 сайтах имеется прайс-лист на услуги ИКС. На 18 сайтах имеется список районных ИКЦ, а также представлена издательская деятельность организации. Многие сайты имеют четкую структуру, рациональное меню.

Однако следует отметить, что улучшения качества сайтов не наблюдается. Как и в 2011 году, в настоящее время сайты ИКС имеют низкую информативность, мало служб, оказывающих консультации в режиме реального времени, нет электронных библиотек, крайне мало информации о разработках и научно-технических достижениях, а также аналитической и ценовой информации, видеоконференций, нет электронных торговых площадок, бирж труда, дистанционного обучения.

В данной ситуации возникает необходимость создания типового сайта ИКС, охватывающего все стороны информационно-консультационной деятельности. Разработка, внедрение и сопровождение такого сайта уменьшит финансовые расходы организаций

сельскохозяйственного консультирования на создание своего сайта, облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации.

Источники

1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынко в сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [Электронный ресурс]. 2012. URL: www.mcx.ru/documents/file_document/show/188 99.297.htm

2. ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» приглашает [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://mcx-consult.ru/

3. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия. 2012.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ СЕЛА (на примере Саратовской области)

Фисенко Н.А., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем Российской академии наук

Важной составляющей формирования аграрной политики является проведение мер по информатизации села. Инновационное развитие сельских территорий предполагает создание открытого информационного общества, одной из задач которого является преодоление информационного неравенства. Информационная бедность становится одной из форм проявления социально-экономической дифференциации населения. Поэтому для определения политических стратегий, направленных на её смягчение, крайне актуальной становится задача исследования проблемы информационного обеспечения жителей села на основе использования библиотечных ресурсов.

В этом контексте представилось целесообразным провести анализ состояния информационно-библиотечных ресурсов Саратовской области, результаты которого позволили выделить ключевые принципы формирования политики информатизации библиотечных ресурсов села.

Соответствующие политические меры должны быть направлены, прежде всего, на проведение оперативной модернизации представляемых информационных услуг с исполь-

зованием информационно-коммуникационных технологий.

В связи с реализацией Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, ФЦП «Информационное общество» (2011-2020 гг.) одним из приоритетных направлений информационной политики в регионе является информатизация библиотек и развитие информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения равных возможностей доступа к информационным ресурсам для всех жителей региона.

Как показывают данные статистики, в 2014 году в Саратовской области компьютеризированы 373 муниципальные библиотеки, что на 82 единицы больше, чем в предыдущем году. Число персональных компьютеров в библиотеках также возросло по сравнению с 2013 годом на 111 единиц, доступ к Интернету стали иметь ещё 85 библиотек. Несмотря на некоторый рост этих показателей уровень компьютеризации муниципальных библиотек в целом остаётся низким (табл. 1). В процентном отношении доля компьютеризированных библиотек составляет 39,9%, подключенных к Интернету — 32,2%. Доля каталогов, переведён-

ных в электронную форму, от совокупного объёма фонда муниципальных библиотек, составляет 30,6%. [1]

Таблица 1 - Информатизация муниципаль-

Проведение дальнейшей модернизации муниципальных библиотек невозможно без развития материально-технической базы, состояние которой является одной из болевых точек в деятельности библиотек области. Следует отметить, что всего на улучшение материально-технической базы библиотечных ресурсов Саратовской области в 2014 г. поступило 8790,0 тыс. руб., что на 2353,0 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. [1]. Из них - 5481,0 тыс. руб. (62%) от учредителей, 519,0 тыс. - собственные средства, 2790,0 тыс. руб. (32%) - из бюджетов других уровней (федерального и областного). Позитивным моментом в плане улучшения материально-технической базы является выделение 14 сельским библиотекам денежного поощрения в размере 100 тыс. руб. за участие в областном конкурсе на лучшее муниципальное учреждение культуры , находящееся на территории сельских поселений.

Важнейшим стратегическим направлением разработки информационной политики является формирование единого информационного пространства. Оно предусматривает, прежде всего, разработку комплекса мер, направленных на интеграцию информационно-библиотечных ресурсов. Безусловно, следует продолжить работы по созданию единой корпоративной библиотечной компьютерной сети общедоступных библиотек Саратовской области с целью их объединения.

Большое значение для жителей села имеет обеспечение условий удалённого доступа к электронным ресурсам международных и отечественных баз данных, осуществляемое через подключение муниципальных библиотек к

электронному читальному залу областной библиотеки- их информационного координирующего центра.

В качестве позитивного регионального опыта следует отметить размещение на сайтах муниципальных библиотек виртуального информационного стенда «Саратовская область -территория развития», на котором представлены аналитические материалы об итогах социально-экономического развития Саратовской области, Программа социально-экономического развития Саратовской области до 2015 г., Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 г., Инвестиционный паспорт Саратовской области и другая социально значимая информация.

При разработке политических мер информатизации библиотечных ресурсов необходимо принимать во внимание и тот факт, что интенсивное внедрение компьютерных технологий во многом изменило направление информационного обслуживания пользователей. Расширяются информационно-консультационные возможности библиотек и они превращаются в культурно-образовательные центры, которые оказывают просветительское влияние на развитие местного сообщества. Так, в Саратовской области на базе муниципальных библиотек действуют 103 центра правовой информации, которые обеспечивают доступ жителей села к оперативной правовой информации и в качестве активных посредников в информационном взаимодействии власти и населения выполняют особую социальную миссию.

Поиску новых форм информационного обеспечения способствуют и специальные программы, направленные на техническую модернизацию и расширение деятельности библиотек. Доказал свою востребованность и получил заслуженное признание Проект «Открытый мир информационных технологий» (Information Dissémination and Equal Access),где библиотеки выступали в качестве учебно-методических центров. Основная деятельность проекта была направлена на улучшение доступа населения к информационно-коммуникационным технологиям, развитие компьютерной грамотности и культуры населения российских регионов, расширение возможностей трудоустройства и повышение качества жизни людей, находящихся в невыгодном социально-экономическом положении [2]. На региональном уровне среди наиболее перспективных и эффективно действующих следует выделить такие программы как «Муниципальная библиотека-центр информационной

ных библиотек Саратовской области

Доли библиотек, имеющих Доля записей электронного

персональ-

ный компьютер доступ в Интернет (%) каталога (ЭК) от объема

(ПК) (%) фонда

Саратовская область 39,9 32,2 30,6

Российская Федерация 65,4 52,3 10,8

Приволжский Федеральный 56,7 46,5 8,1

округ

культуры местного сообщества», «Коммуникационная библиотека - новая модель библиотечной деятельности», «Сельская библиотека -центр муниципальной культуры, интеллектуального общения местного сообщества», «Программа модернизации межпоселенческой центральной библиотеки», «Культура. Сельский житель. Библиотека».

Таким образом, дальнейшее развитие сельских информационно-библиотечных ресурсов связано с одной стороны, с политикой государства в целом по отношению к селу, а с другой стороны, с пониманием государством значения библиотеки как института, форми-

рующего информационно-образовательное пространство на селе, а также с осознанием самой значимости доступа к информации, образованию и культуре для всех категорий населения.

Источники

1. Муниципальные библиотеки Саратовской области в 2014 году / Министерство культуры Саратовской области, Областная универсальная научная библиотека. — Саратов, 2015. — 147 с.

2. http:www.idea-russia.ru/about/.

МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ АГРАРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Иванова Е.В., инженер Института социально-экономических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН

С целью изучения состояния и улучшения информационно-консультационного обеспечения аграрного сектора автором в конце 2013 - начале 2014 г.г. проведен опрос руководителей и специалистов сельхозоргани-заций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Руководители и специалисты аграрных хозяйствующих субъектов, ответивших на вопросы анкеты, были в основном из малых и средних организаций.

В процессе анкетирования изучалось мнение респондентов об источниках информации, о видах и качестве предоставляемых услуг, расширении спектра оказываемых услуг, формах консультирования, готовности платить за определенные виды информационно-консультационных услуг, о перспективных организационно-правовых формах информационно-консультационной службы (ИКС).

Респондентам было предложено указать источники используемой информации. Обобщив результаты опроса, удалось установить долю каждого источника: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми - 15,9 %; семинары, совещания, обучения - 15,7; районные (городские) отделы сельского хозяйства и продовольствия - 14,4; Интернет - 11,6; поездки в другие предприятия и хозяйства Республики Коми, России и зарубеж -11,4; правовые системы (Гарант, Консультант Плюс), электронные справочники - 10,1; сельскохозяйственные профессиональные журналы, газеты, специальная литература - 5,9; поставщики промышленных средств производства - 5,7; радио и телевидение - 5,0; информационно-консультационная служба республики - 2,9; доля прочих источников - 1,4 %.

Представляет интерес ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством информации, поступающей из различных источников?» (см. табл.). Большая часть респондентов полностью удовлетворены качеством информации от специалистов отделов сельского хозяйства районов и городов. 13,3 % респондентов ответили, что не удовлетворены качеством информации от НИИ и образовательных учреждений (при этом к их помощи не обращались 63,3 % опрошенных).

Удовлетворенность респондентов полученной информацией из источников, %

Источник Полностью удовлетворен Частично удовлетво- Не удов ле-тво- Не обращались за информацией

рен рен

Министерство

сельского хозяйства и про- 33,3 54,5 3,3 13,3

довольствия

Отделы сель-

ского хозяйства районов и 46,7 36,7 10, 0 16,7

городов

Научно-

исследователь- 13, 3

ские и образо- 13,3 26,6 63,3

вательные уч-

реждения

Производители

и поставщики средств произ- 23,3 56,7 - 30,0

водства

Другие организации 10,0 63,3 6,7 30,0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.