Научная статья на тему 'Перспективы формирования единого информационного пространства субъектов АПК региона'

Перспективы формирования единого информационного пространства субъектов АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы формирования единого информационного пространства субъектов АПК региона»

дарственная программа компьютеризации сельских библиотек, предусматривающая программное обеспечение для создания единой библиотечной сети, государственную поддержку образовательных Интернет-услуг, комплектование качественными информационными ресурсами. Информатизацию сельских библиотек необходимо активно осуществлять в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», нацеленной на распространение информационных и коммуникационных технологий и проникновение их во все сферы общественной жизни [3]. Как отмечается в программе, осуществление разработанных мер по информационной безопасности России позволит повысить конкурентоспособность экономики страны за счет издержек и повышения качества продукции и услуг, эффективности государственного

управления и местного самоуправления, также будет способствовать росту качества жизни населения, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.

Литература

1. Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы/ Ю.П.Мелентьева. -М.: «Издательство Либерия», 2003. - 96 с.

2. Высоцкая, Е.К. Библиотеки российского села (итоги исследования) / Е.К. Высоцкая //Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. - 2004, № 2. -С.49.

3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

СУБЪЕКТОВ АПК РЕГИОНА

А.В. Белокопытов, д.э.н., проф. Смоленской государственной сельскохозяйственной академии

Одним из основных каналов распространения знаний и информации о новых достижениях науки и практики является информационноконсультационная служба АПК. Информационноконсультационные службы ведут консультирование по технологическим, экономическим, правовым вопросам, бизнес-планированию, маркетингу, бухгалтерскому учету, проводят семинары и выставки новой техники. К оказанию консультаций помимо непосредственно специалистов ИКС активно привлекаются работники органов управления АПК, ученые, работники образовательных учреждений. Проводимые нами социологические исследования среди работников сельскохозяйственных предприятий Смоленской области показывают, что доля респондентов, оценивших работу ИКС на высоком уровне, достаточно мала и в последнее время снижается - 6,1% в 2005 г. против 16,4% в 2002 г. Большинство сельских тружеников высказывают мнение о неэффективности деятельности таких служб и необходимости активизации с ними работы. Так, если в 2002 г. неудовлетворительную оценку ИКС дали 31,7% опрошенных, то в 2005 г. уже 64,7%. Одним из слабых мест в организации работы ИКС, на наш взгляд, является отсутствия единого информационного пространства среди субъектов АПК региона.

Формирование единого информационного пространства предполагает включение управленческих и консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно также обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого звена, выстраиванием

вертикали управления, обеспечивающей гармоничное и динамичное развитие системы.

Такой подход предполагает совокупность организованных и оснащенных типовых рабочих мест с нормированным составом инструментов, средств, согласованных функций, интерфейсом, протоколом обмена и доступом к данным. При этом необходимо иметь в виду, что информационно-консультационная служба создает возможности для реализации дополнительных модулей (маркетингового центра, диспетчерской службы, управления ресурсами агропромышленного комплекса и т.д.), поскольку формируется единая система информационноконсультационного обеспечения АПК, способная выработать высокую степень стандартизации собственных решений.

Создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса окажет существенное влияние на решение таких стратегических задач, как:

- рост объемов производства пищевой сельскохозяйственной продукции на рынке региона;

- обеспечение импортозамещения продукции сельского хозяйства в условиях конкуренции и потребительского спроса;

- повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса;

- развитие формирования самой информационно-консультационной службы, рост уровня информационного обеспечения АПК.

Информатизация АПК не может быть решена только путем оснащения работников аппарата управления современными средствами

вычислительной техники и связи. Одновременно с этим необходимо обеспечить сопряжение информационных потоков, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов всех структур, входящих в систему как ИКС, так и других организаций. При этом необходимо провести работы по созданию отраслевых баз и хранилищ данных, сбору, обработке, хранению и доступу пользователей к этой информации.

Для соблюдения в деятельности ИКС интересов хозяйствующих субъектов региона необходимо создание регионального совета ИКС, в состав которого целесообразно включение представителей основных структур АПК региона. Практика показывает, что необходимый баланс интересов может обеспечить включение в состав совета, наряду с руководителем региональной ИКС не менее двухчетырех представителей сельхозпредприятий, одного-двух фермеров, по одному представителю из числа объединений сельхозтоваропроизводителей, научных и образовательных организаций, не менее двух представителей от органов управления АПК. Во главе такого совета должен быть один из руководителей регионального органа АПК, осуществляющий оперативное руководство деятельностью ИКС.

Формированию эффективно работающей информационно-консультацион-ной службы будет способствовать ее рекламное обеспечение. Для этого необходимо совместно с органами управления АПК разработать специальные программы на региональном и районном уровнях по пропаганде, рекламе информационноконсультационной службы с самым широким привлечением радио, телевидения и других средств массовой информации. Суть этих программ должна сводиться, в первую очередь, к изменению менталитета сельхозпроизводителей, убеждению их в том, что успешно хозяйствовать в рыночных условиях возможно только в тесном взаимодействии с информационно-консультационной службой. Для повышения эффективности деятельности ИКС АПК необходимо достичь информированности сельских товаропроизводителей о возможностях такой службы.

Рекламно-пропагандистское обеспечение ИКС целесообразно формировать на основе:

- разработки и реализации совместно с органами управления АПК программ по пропаганде деятельности ИКС с широким привлечением печати, радио, телевидения и других средств массовой информации;

- организации на государственных теле- и радиоканалах специальных программ и циклов передач по проблемам государственной информационно-консультационной политики, привлечению внимания к положительному опыту и его распространению;

- активного участия в общественно значимых мероприятиях, организуемых органами управления АПК;

- организации собственных пропагандистских мероприятий в виде семинаров, выставок, полевых дней;

- широкого использования возможностей Интернета, открытие дополнительных специальных веб-страниц с размещением материалов, освещающих деятельность службы;

- выпуска каталогов, справочников, научно-производственных журналов, информационных бюллетеней, учебно-методической литературы для полевых консультантов.

Как показывает анализ деятельности Смоленского фермерского консультационного центра, недостаточно полно осуществляется разработка, формирование и обновление информационных ресурсов, особенно в части инновационных технологий, бизнес-планирования, рынков сбыта, зарубежного опыта (табл. 1). Не используются в полной мере возможности информационных систем. Не создан информационно-технологический портал в глобальной сети Интернет с функциями интеграции региональных информационных ресурсов ИКС АПК, что не позволяет проводить обоснованную научно-техническую политику информатизации отрасли, подключения к информационной сети сельхозтоваропроизводителей и создания, таким образом, единого информационного пространства АПК региона.

1. Показатели работы Смоленского фермерского консультационного центра

Единицы измерения 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Распространение сферы деятельности по районам области шт. 7 11 25

Количество организаций, с которыми центр имеет контакты и связи шт. 92 115 129

Количество с.-х. организаций, которым систематически оказывались услуги шт. 70 78 89

Количество с.-х. организаций, которым оказывались разовые услуги шт. 77 73 84

Реализовано официальных договоров шт. 4 8 10

Объем фактически выделенных бюджетных средств тыс. р. 78,2 125,5 129,2

Разослано информационных писем шт. 816 885 1366

Проведено семинаров всего: шт. 16 7 6

Единицы измерения 2002 г. 2003 г. 2004 г.

В том числе: с выездом в хозяйства шт. 2 3 3

в консультационном центре шт. 14 4 3

Оказано помощи в сбыте сельскохозяйственной продукции на сумму тыс. р. 76,0 110,0 92,0

Оказано помощи в приобретении премиксов на сумму тыс. р. 51,0 59,2 67,0

В том числе: коллективным с.-х. предприятиям тыс. р. 36,0 41,7 43,6

фермерским хозяйствам тыс. р. 15,0 17,5 23,4

Подготовлено бухгалтерских отчетов для К(Ф)Х шт. 46 50 0

Не решены вопросы финансирования службы из федерального бюджета. Поиск источников финансирования особенно важен для информационно-консультационных служб, созданных в рамках датско-российского проекта в связи с его завершением. Некоторым выходом из ситуации могло бы быть формирование внебюджетных фондов и поэтапный переход к оказанию платных услуг. Но основным источником финансирования службы в ближайшее время, на наш взгляд, все же должны являться местные бюджеты, как это делается во многих регионах России.

К серьезным недостаткам следует отнести слабую материально-техническую базу, недоукомплектованность коллективов региональных и районных ИКС Смоленской области кад-

рами высокой квалификации, отсутствие четко выстроенной вертикали управления службой, отсутствие федеральной целевой программы и концепции развития службы.

Устранение отмеченных недостатков и формирование единого информационного пространства, включающего систему взаимодействия регионального ИКС с органами управления, научными и образовательными учреждениями в сельском хозяйстве Смоленской области, более полно отвечает запросам рынка консультационных услуг и решает задачу объединения существующих разрозненных элементов, выполняющих в той или иной степени информационную, инновационную, консультационную, научно-исследовательскую и обучающую функции.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ФУНКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

О. В. Борисова, к.э.н., ведущий науч. сотр., доц. Алтайского фил. Сибирского НИИ экономики

сельского хозяйства

Утвержденная Правительством РФ программа развития АПК до 2010 г. предусматривает активное формирование информационноконсультационных структур, широкое использование инновационного потенциала аграрной науки, внедрение передовых информационных технологий, повышение роли регионов в этом процессе; тем не менее на сегодняшний день наблюдается значительное отставание в развитии информационно-консультационных структур регионов. При достаточно высоком кадровом потенциале и широких возможностях имеющихся научных и образовательных учреждений в регионах недостаточно развита информационно-консультационная сеть. Это обусловлено рядом причин: низким платежеспособным спросом сельхозтоваропроизводителей на консультационные услуги, ограниченным использованием имеющегося в регионах потенциала научных и образовательных учреждений, недостаточным вниманием к региональной составляющей развития информационно-консультационной системы со стороны областного (краевого) руководства АПК.

Базовыми звеньями здесь являются научные и образовательные учреждения, органы управления АПК, а также информационно-

консультационные структуры сельских муниципальных районов, обслуживающие участников воспроизводственного процесса в АПК. Указанные учреждения инфраструктуры имеют различные функции, ресурсы и степень влияния на информационно-консультационный процесс в АПК. Так, например, административные учреждения, в связи с институциональным характером своей деятельности, по большей части несут административную нагрузку, связанную с планированием, организацией, координацией, контролем и распоряжением финансовыми средствами. Такой состав функций обусловливает и наличие соответствующего ресурсного потенциала - административного, финансовораспорядительного и организационного.

Очевидно, что именно у региональных (областных) органов управления АПК сосредоточен основной информационно-консультационный потенциал, именно они являются основными звеньями системы. Это обусловливается рядом характерных особенностей современного агропромышленного производства в России.

Специфика сельскохозяйственного производства такова, что каждый хозяйствующий субъект, даже в рамках одной природноклиматической зоны, имеет свои специфические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.