качества человеческого капитала - важнейшие концептуальные направления догоняющего развития аграрной отрасли экономики северного регион.
Проведение параллельных исследований по вопросам инновационной активности, особенностей инновационных процессов в среде аграрного предпринимательства наряду со сбором официальной статистической отчетности может дать много важной информации для оценки инновационной деятельности и выработки рекомендаций по совершенствованию механизмов развития сельскохозяйственного производства на инновационной основе.
Источники
1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушаче-ва, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Сан-ду. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
2. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2008. - 255 с.
3. Микушева Т.Ю. Особенности современного этапа долгосрочного технико-экономического развития аграрного предпринимательства северного региона / Теоретико-методологические проблемы измерения, прогнозирования и управления продовольственной безопасностью России. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2014. - С. 233-236.
4. Oslo Manuel. [Электронный ресурс].Ц^: www.oecd.org/.. ./oslomanualguidelinesforcolle / (дата обращения: 28.07.2015)
5. Bogota Manuel. [Электронный ре-сурс].URL:www.uis.unesco.org / (дата обращения: 28.07.2015)
6. Микушева Т.Ю. Особенности инновационной активности и процесса управления знаниями в среде аграрного предпринимательства северного региона / Информатизация в АПК: состояние, тенденции, перспективы. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2012. - С. 29-31.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИКС АПК
Муратова Л.Г., к.э.н., ведущий науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова»
Одной из важнейших задач центров сельскохозяйственного консультирования
является своевременное обеспечение сельхозтоваропроизводителей необходимой для их деятельности информацией, распространение знаний и передового опыта, поэтому в работе информационно-консультационной службы (ИКС) должны применяться современные информационные технологии, основанные на использовании компьютеров, систем
компьютерной связи, Интернет-технологий.
Эффективность деятельности, как больших сельскохозяйственных предприятий, так и фермерских и крестьянских хозяйств в значительной мере зависит от того, насколько товаропроизводители информированы о новых технологиях, о ценах на ресурсы и сельхозпродукцию, о возможностях реализации продукции, о прогнозах развития рыночной ситуации, о нормативно-правовых документах и т.д. Многие средства, используемые в ИКС для передачи информации (телевидение, радио, печатные средства), обеспечивают лишь общее консультирование для крупных групп потребителей информации, поэтому необходимо использование современных информационных технологий, способных выдавать конкретную информацию персонально по запросу любого клиента. Кроме того, учитывая тенденцию к
постоянному удешевлению компьютерных услуг и удорожанию труда специалистов, необходимо в деятельности ИКС предусматривать частичную замену индивидуальных
консультаций, осуществляемых традиционными способами, доступом к необходимым сведениям с помощью Интернет-технологий. Важной особенностью современных информационных технологий является регулярность и оперативность обновления информации в отличии от традиционных способов сбора, накопления и поиска информации (библиотеки, картотеки и др.).
Эффективная организация работы информационно-консультационных центров во многом зависит от их укомплектованности современными средствами связи, компьютерной техникой, программным обеспечением. Деятельность ИКС предполагает в каждой организации сельскохозяйственного
консультирования обязательное наличие Web-сайта, где будет располагаться информация о центре, список консультантов, услуги, публикации, различные базы данных, сведения о выставках, семинарах, ярмарках и т.д. Сайт необходим для быстрого донесения информации до товаропроизводителя, для оказания консультаций в режиме реального времени, для размещения публикаций, разработок,
оперативной информации по ценам, правовой информации, о даче объявлений о купле-продаже товаров, проведения
видеоконференций, дистанционного обучения.
В 2012 и 2015 гг. в ВИАПИ им. А. А. Никонова были проведены мониторинги состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве за 2011 и 2014 года. Согласно проведенного исследования из 83 субъектов Российской Федерации сельскохозяйственное консультирование в 2011 году осуществлялось в 64 регионах, а в 2014 году - в 60. В 2011 году на региональном уровне функционировало 64 центра, на районном (межрайонном) 539 [1]; в
2014 году 73 и 495 соответственно [2]. Количество региональных служб увеличилось в 5 федеральных округах (Центральном, СевероКавказском, Приволжском, Сибирском, Дальневосточном), осталось на прежнем уровне в 2 округах (Северо-Западном и Южном), в Уральском округе уменьшилось с 3 до 2 ИКС. Рост числа региональных центров произошел, в основном, за счет того, что активизировалась работа различных форм фермерских объединений (ассоциации, союзы и пр.) в сфере оказания консультационных услуг.
В табл. 1 представлено наличие сайтов в организациях сельскохозяйственного консультирования в разрезе федеральных округов в 2011 и 2014 годах.
Таблица 1 - Наличие сайтов в организациях сельскохозяйственного консультирования
Федеральный округ Количество Количество региональных Количество сайтов регио-
регионов ИКС нальных ИКС
2011 г. 2014 г. 2011 г. 2014 г.
Центральный 18 16 19 6 13
Северо-Западный 11 8 8 2 5
Южный 6 5 5 3 2
Северо-Кавказский 7 7 5 3 2
Приволжский 14 13 17 10 15
Уральский 6 3 2 2 1
Сибирский 12 8 10 5 7
Дальневосточный 9 4 7 0 1
Итого 83 64 73 31 46
В 2011 г. сайты имели менее половины (31) региональных организаций сельскохозяйственного консультирования, из 64 региональных центров 26 организаций поддерживали самостоятельные сайты, а 5 служб имели лишь странички на сайтах региональных управлений сельского хозяйства или институтов, в структуре которых они находились. Районные службы своих сайтов не имели. На некоторых сайтах региональных служб имелся перечень районных служб, их координаты и электронные адреса. На двух региональных сайтах располагались странички районных служб [3].
Проведенный в 2014 г. анализ сайтов региональных ИКС показал, что количество сайтов увеличилось одновременно с ростом служб (число ИКС увеличилось на 19, а сайтов на 15). При этом из 73 региональных центров самостоятельные сайты поддерживают лишь 29 организаций, 17 служб имеют только странички на сайтах региональных управлений сельского хозяйства или институтов, в структуре которых они находятся. На таких страничках представлена крайне скудные данные о работе ИКС, это, в основном, информация о направлении деятельности и контакты. Следу-
ет отметить, что из работающих в 2011 году 31 сайта 8 сайтов не поддерживаются, одна из основных причин уменьшение объема финансирования информационно-консультационных служб.
Как и в 2011 г., так и в анализируемый период на большинстве сайтов региональных организаций сельскохозяйственного консультирования имеется информация о направлении деятельности центра, контактная информация и тематика консультаций. Как положительный момент следует отметить, что на большинстве сайтов появилась возможность обратной связи пользователя с ИКС, это указание адреса электронной почты, а также возможность задать вопрос и получить ответ.
На половине сайтов представлены сведения об образовании ИКС, перечислены основные руководители предприятия, имеется список консультантов, виды обучения, нормативно-правовая информация (в основном, в полноформатном представлении), публикации, ссылки на вышестоящие организации, на предприятия-партнеры и на родственные сайты. На 19 сайтах размещен перечень вопросов, по которым пользователи могут получить
профессиональную консультацию с указанием специалистов-консультантов и формы связи на коммерческой основе, из них на 10 сайтах имеется прайс-лист на услуги ИКС. На 18 сайтах имеется список районных ИКЦ, а также представлена издательская деятельность организации. Многие сайты имеют четкую структуру, рациональное меню.
Однако следует отметить, что улучшения качества сайтов не наблюдается. Как и в 2011 году, в настоящее время сайты ИКС имеют низкую информативность, мало служб, оказывающих консультации в режиме реального времени, нет электронных библиотек, крайне мало информации о разработках и научно-технических достижениях, а также аналитической и ценовой информации, видеоконференций, нет электронных торговых площадок, бирж труда, дистанционного обучения.
В данной ситуации возникает необходимость создания типового сайта ИКС, охватывающего все стороны информационно-консультационной деятельности. Разработка, внедрение и сопровождение такого сайта уменьшит финансовые расходы организаций
сельскохозяйственного консультирования на создание своего сайта, облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации.
Источники
1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынко в сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [Электронный ресурс]. 2012. URL: www.mcx.ru/documents/file_document/show/188 99.297.htm
2. ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» приглашает [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://mcx-consult.ru/
3. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия. 2012.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ СЕЛА (на примере Саратовской области)
Фисенко Н.А., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем Российской академии наук
Важной составляющей формирования аграрной политики является проведение мер по информатизации села. Инновационное развитие сельских территорий предполагает создание открытого информационного общества, одной из задач которого является преодоление информационного неравенства. Информационная бедность становится одной из форм проявления социально-экономической дифференциации населения. Поэтому для определения политических стратегий, направленных на её смягчение, крайне актуальной становится задача исследования проблемы информационного обеспечения жителей села на основе использования библиотечных ресурсов.
В этом контексте представилось целесообразным провести анализ состояния информационно-библиотечных ресурсов Саратовской области, результаты которого позволили выделить ключевые принципы формирования политики информатизации библиотечных ресурсов села.
Соответствующие политические меры должны быть направлены, прежде всего, на проведение оперативной модернизации представляемых информационных услуг с исполь-
зованием информационно-коммуникационных технологий.
В связи с реализацией Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, ФЦП «Информационное общество» (2011-2020 гг.) одним из приоритетных направлений информационной политики в регионе является информатизация библиотек и развитие информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения равных возможностей доступа к информационным ресурсам для всех жителей региона.
Как показывают данные статистики, в 2014 году в Саратовской области компьютеризированы 373 муниципальные библиотеки, что на 82 единицы больше, чем в предыдущем году. Число персональных компьютеров в библиотеках также возросло по сравнению с 2013 годом на 111 единиц, доступ к Интернету стали иметь ещё 85 библиотек. Несмотря на некоторый рост этих показателей уровень компьютеризации муниципальных библиотек в целом остаётся низким (табл. 1). В процентном отношении доля компьютеризированных библиотек составляет 39,9%, подключенных к Интернету — 32,2%. Доля каталогов, переведён-