Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий в деятельности информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса'

Использование современных информационных технологий в деятельности информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий в деятельности информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса»

2.2 Модернизация системы агроконсалтинга как задача информатизации аграрной экономики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Л.Г. Муратова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики имени А.А.Никонова

Информационно -консультационная деятельность является одним из эффективных средств повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики и повышения уровня жизни сельского населения. Информационно-консультационные службы (ИКС) обеспечивают сельхозтоваропроизводителей информацией, оказывают консультационные

услуги, помогают в освоении инновационных разработок и научно-технических достижений.

В настоящее время в агропромышленном комплексе Российской Федерации функционирует система сельскохозяйственного консультирования, включающая федеральный, региональные и районные уровни (табл.1).

Таблица 1 - Структура системы сельскохозяйственного консультирования АПК России

в 2006-2011 г.г.

Структурные субъекты Годы

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество регионов развивающих сельскохозяйственное консультирование 52 54 58 62 64 64

В том числе имеющие районные консультационные центры 21 29 31 41 44 42

Количество районных центров сельскохозяйственного консультирования 309 385 465 549 531 539

Федеральный уровень системы сельскохозяйственного консультирования представлен: отделом сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров в Департаменте научно-технологической политики и образования Минсельхоза России; ФГУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК» и учебно-методическими центрами при подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях. Региональные формирования системы сельскохозяйственного консультирования действуют в 64 субъектах Российской Федерации (целевой индикатор Госпрограммы - 67) [1]. На районном (межрайонном) уровне функционирует 539 центров сельскохозяйственного консультирования.

Источниками финансирования информационно-консультационной деятельности формирований системы сельскохозяйственного консультирования являются бюджеты федерального, региональных и муниципальных уровней, а также внебюджетные источники, формируемые в основном за счет оказания платных консультационных услуг.

В 2010 и 2011 гг. в регионах на развитие консультационной деятельности отрицательно повлияло отсутствие финансирования из федерального бюджета, а в некоторых случаях и регионального.

В результате сокращения финансирования не выполнены целевые индикаторы Госпрограммы в эти годы по количеству консультантов, а в 2011 г. по количеству региональных центров и количеству оказанных услуг. В 2010 г. в сельскохозяйственном консультировании были заняты 3155 консультантов, в 2011 г. 3017 консультантов (целевой индикатор Госпрограммы - 3500 и 4000 человек соответственно). Отсутствие в 2010 и 2011 гг. поддержки развития консультационной помощи из федерального бюджета и снижения платежеспособности сельхозтоваропроизводителей, вызвало снижение заработной платы и, как следствие, переход квалифицированных консультантов в другие организации.

В 2011 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению было оказано чуть более 767 тыс. консультационных услуг (целевой индикатор Госпрограммы - 792

тыс. услуг). Также в 2010 и 2011 гг. уменьшилось по сравнению с 2009 г. количество районных консультационных центров.

Профессиональную переподготовку и повышение квалификации в 2011 г. прошли 5245 руководителей сельскохозяйственных организаций (целевой индикатор Госпрограммы -4800 человек).

В 2011 г. суммарный объем финансирования по всей системе сельскохозяйственного консультирования составил 508,9 млн руб., или 77,5% к уровню 2009 г. Снижение финансирования мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению произошло за счет прекращения государственной поддержки из федерального бюджета. В результате, если в 2009 г. основную роль в финансировании деятельности организаций системы сельскохозяйственного консультирования играл федеральный бюджет, то в 2010 и 2011 гг. лидирующее значение приобрели бюджеты субъектов Российской Федерации. Объем финансирования из бюджетов субъектов в 2011 г. составил 274,4 млн руб., или 54,5% от общего объема финансирования.

Эффективная организация работы информационно-консультационных центров во многом зависит от их укомплектованности современными средствами связи, компьютерной техникой, программным обеспечением. Деятельность ИКС предполагает в каждой организации сельскохозяйственного консультирования обязательное наличие Web-сайта, где будет располагаться информация о центре, список консультантов, услуги, публикации, различные базы данных, сведения о выставках, семинарах, ярмарках и т.д. Сайт необходим для быстрого донесения информации до товаропроизводителя, для оказания консультаций в режиме реаль-

Однако следует отметить низкую информативность сайтов, мало служб, оказывающих консультации в режиме реального времени, нет электронных библиотек, крайне мало информа-

ного времени, для размещения публикаций, разработок, оперативной информации по ценам, правовой информации, о даче объявлений о купле-продаже товаров, проведения видеоконференций, дистанционного обучения.

ВИАПИ имени А.А. Никонова в 2012 г. провел мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве. Согласно исследованиям, сайты имеют менее половины региональных организаций сельскохозяйственного консультирования, из 64 региональных центров 26 организаций поддерживают самостоятельные сайты, а 5 служб имеют лишь странички на сайтах региональных управлений сельского хозяйства или институтов, в структуре которых они находятся. Районные службы своих сайтов не имеют. На некоторых сайтах региональных служб имеется перечень районных служб, их координаты и электронные адреса. На двух региональных сайтах расположены странички районных служб. В табл. 2 представлено наличие сайтов в организациях сельскохозяйственного консультирования в разрезе федеральных округов.

На всех сайтах региональных организаций сельскохозяйственного консультирования имеется информация о направлении деятельности центра и контактная информация; на большинстве сайтов представлена тематика консультаций и новости; на половине сайтов есть список консультантов, нормативно-правовая информация, публикации, доска объявлений, ссылки на вышестоящие организации и на внешние источники информации. На некоторых сайтах имеются разработки, информация по ценам, коммерческие услуги, вакансии, ссылки на родственные сайты и сайты партнеров. Многие сайты имеют четкую структуру, рациональное меню.

ции о разработках и научно-технических достижениях, не представлена информационно-аналитическая деятельность, нет электронных торговых площадок, бирж труда, дистанцион-

Таблица 2 - Наличие сайтов в информационно-консультационных службах АПК

Федеральный округ Количество регионов Количество Количество сайтов

региональных ИКС региональных ИКС

Центральный ФО 17 16 7

Северо-Западный ФО 10 8 3

Южный ФО 6 3 3

Северо-Кавказский ФО 7 7 3

Приволжский ФО 14 13 10

Уральский ФО 6 3 1

Сибирский ФО 11 8 3

Дальневосточный ФО 9 4 1

Итого 80 64 31

ного обучения, видеоконференций. Некоторые сайты в связи с уменьшением финансирования в 2010 и 2011 гг. не поддерживаются или обновляются в незначительном объеме.

В данной ситуации возникает необходимость создания типового сайта ИКС, охватывающего все стороны информационно -консультационной деятельности. Разработка, внедрение и сопровождение такого сайта уменьшит финансовые расходы организаций сельскохозяйственного консультирования на создание своего сайта, облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации. ВИАПИ имени А.А. Никонова дано научное обоснование возможности создания единого информационного пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) [1], а также рассмотрена возможность разработки типового сайта информационно-консультационного центра. Анализируя различные сайты сельскохозяйственной направленности, предложена структура типового сайта информационно-консультационного центра, имеющая следующие разделы: «Общая информация об ИКС» (6 подразделов, в которых помещена информация об истории и направлениях деятельности центра, представлена структура центра, контактная информация, список районных ИКЦ с их адресами и сотрудниками),

«Консультирование» (3 подраздела, в которых представлены консультанты, тематика консультирования, On-line консультации), «Обучение» (2 подраздела), «Публикации» (3 подраздела), «Разработки» (3 подраздела), «Нормативно-правовая информация» (4 подраздела),

«Торговая площадка» (3 подраздела), «Общая доска объявлений», «Биржа труда» (3 подраздела), «Рыночная информация» (2 подраздела),

«Коммерческая деятельность» (3 подраздела),

«Издательская деятельность,

«Выставочно-демонстрационная деятельность»,

«Информационно-аналитическая деятельность,

«Информационные ресурсы» (5 подразделов),

«Новости», «Гостевая книга», «Форумы», «Сервисы».

Для повышения эффективности работы информационно-консультационной службы АПК, в частности, необходимо:

— увеличить финансирование организаций системы ИКС из федерального бюджета;

— активизировать работу по подготовке и повышению квалификации кадров ИКС;

— развивать сеть консультационных центров на региональном и, особенно, на районном уровнях;

— взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями и профильными высшими учебными заведениями для формирования информационной базы инновационных разработок;

— разработать и внедрить типовой сайт информационно-консультационного центра.

Источники

1 Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия, 2004.

2 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» http://ecfs.msu.ru/docs/ Nats doklad 2010.pdf

БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

Е.А. Погребцова, к.э.н., доц. Омского государственного аграрного университета им.П.А.Столыпина Института экономики и финансов

Для эффективного функционирования аг-ропродовольственного рынка необходима доступная и своевременная рыночная информация о ценах, объемах продаж на данном рынке, наличии запасов продукции. Рынок должен хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых агропродовольственных товаров. Главной целью информационно-коммуника-

ционной системы агропродовольственного рынка является на основе полной и достоверной информации о потребностях, состоянии и потенциале рынка осуществлять эффективную координацию производства, товародвижения и сбыта агропродовольственной продукции.

Поддержка предпринимательства осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.