Научная статья на тему 'Роль информационно-консультационной службы в настоящее время'

Роль информационно-консультационной службы в настоящее время Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-консультационной службы в настоящее время»

нообъемную достоверную информацию о прикладных разработках Россельхозакадемии в интересующих их областях сельскохозяйственного производства и, соответственно, принимать обоснованные решения об их использовании в своей практической деятельности.

Использование Интернета позволяет принципиально решать вопросы оперативного доведения действительно последних достижений отечественной агронауки до сельского товаропроизводителя как непосредственно, так и через информационно-консультационную службу АПК России. Некоторые институты РАСХН используют современные сетевые технологии для оперативного представления своих прикладных разработок на собственных вебпредставительствах в Интернете. К сожалению, возникают проблемы с использованием сельским товаропроизводителем информации, представляемой институтами на своих сайтах, из-за сложностей в поиске необходимых ему сведений по конкретной проблематике, связанной с его производственной деятельностью. Трудности с поиском необходимой информации происходят из-за ее нахождения на разрозненных сайтах институтов.

ВИАПИ им. А.А. Никонова предпринял попытку решить проблему оперативного доведения до сельского товаропроизводителя знаний агронауки с предоставлением ему простой и эффективной системы поиска научно-технической продукции по интересующей его тематике и с возможностью получения достоверной информации по конкретной продукции, интересующей пользователя, путем организации прямого электронного общения пользователя с разработчиками интересующих его видов НТП. При этом заинтересованные товаропроизводители могут использовать как непосредственно Интернет, так и возможности информационноконсультационной службы АПК России по использованию Интернета для организации взаимодействия с сайтами Россельхозакадемии.

В основу предлагаемых решений положен принцип интеграции сайтов отдельных институтов соответствующих отделений РАСХН в иерархическую систему, интегрируемую сайтом отделения. Параллельно с этим сайты отделений (и сайт Президиума РАСХН) будут интегрироваться в Агроакадемсеть Россельхо-закадемии с отражением на едином интегрирующем сайте Агроакадемсети всей проблемно ориентированной информации, представляемой на сайтах институтов, отделений и на сайте Президиума РАСХН.

Интегрирующий сайт Россельхозакадемии будет содержать перечень разработок всех институтов РАСХН, представляющих созданную ими научно-техническую продукцию на своих сайтах. Использование контекстного поиска в пределах интегрирующего сайта Россельхозака-демии обеспечит товаропроизводителю поиск необходимых ему разработок среди наименований и кратких аннотаций всех прикладных разработок Россельхозакадемии. Использование прямой переадресации с сайта Россельхозакаде-мии на рассмотрение описания интересующей пользователя научно-технической продукции на сайте института-разработчика с использованием возможности консультирования непосредственно у разработчика данной научно-технической продукции позволит оптимизировать процесс оперативного доведения до товаропроизводителя всего объема знаний и прикладных разработок научно-исследовательских учреждений Рос-сельхозакадемии.

Важнейшим является то, что для организации поиска и получения пользователем необходимых ему полнообъемных сведений и знаний по всей тематике агронауки ему достаточно будет осуществить со своего компьютера или с компьютеров информационно-консультационной службы АПК обращение только к одному интегрирующему сайту РАСХН.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Е.А. Соскиева, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Существует множество направлений инновационной деятельности. К ним, например, относятся:

- разработка и реализация комплекса мер по восстановлению и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса страны;

- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;

- внедрение новых, более совершенных технологий производства сельскохозяйственной продукции, как растениеводческой, так и животноводческой, с целью повышения эффективности производства;

- внедрение современных технологий хранения сельхозпродукции;

- осуществление маркетинговых инноваций: освоение новых рынков сбыта, повышение внимания к проблемам потребителя для наиболее полного удовлетворения его нужд.

Одним из направлений инновационной деятельности является обеспечение информационно-консультационными услугами сель-

ских товаропроизводителей. Для этого в сельской местности необходимо создавать информационно-консультационные службы. Причем их организация необходима не только в каждом регионе Российской Федерации, но и в каждом административном районе. А на региональном уровне следует создавать региональные информационно-консультационные центры для координации деятельности районных.

Например, в Орловской области уже создаются подобные центры и информационноконсультационная работа проводится значительно активнее, чем во многих других регионах Российской Федерации. Об этом свидетельствуют данные о том, что еще несколько лет назад большинство сельских жителей области выбрали способ распоряжения своей земельной долей. Кроме того, сельские жители Орловской области самостоятельно решают вопросы реорганизации крупных сельхозпредприятий. Т.е. во множестве появившихся в последние два десятилетия организационно-правовых форм в настоящее время разбираются не только руководители и специалисты сельхозпредприятий.

Также довольно успешно проводится организационно-консультационная работа и в Тюменской области. Проводится создание информационно-консультационных центров, идет подготовка специалистов для работы в таких центрах.

Кроме того, информационно-консультационные центры могут оказывать сельским жителям помощь не только в реорганизации крупных сельхозпредприятий, но и в создании новых предприятий, таких, как потребительские кооперативы, например, кооперативов фермеров или кооперативов по обслуживанию владельцев личных подсобных хозяйств.

Как производственные, так и потребительские кооперативы являются сравнительно новыми организационно-правовыми формами сельхозпредприятий, поэтому в целях грамотного проведения кооперирования следует уделять серьезное внимание подготовке и переподготовке кадров, а также проведению информационно-консультационной работы на селе. Это является особенно важным при создании потребительских кооперативов, так как их организация происходит гораздо сложнее, чем создание производственных кооперативов. Производственные кооперативы обычно организуют-

ся в ходе реорганизации крупных сельхозпредприятий, а потребительские в основном являются вновь созданными предприятиями. К тому же потребительская кооперация в России пока слабо развита, как и в государствах Восточной Европы, в основном создаются производственные кооперативы, а организация потребительских кооперативов характерна для развитых стран Западной Европы, где они создаются для обслуживания фермеров.

Кроме того, организация потребительских кооперативов зачастую производится безграмотно. Например, созданные в Орловской области так называемые сельскохозяйственные потребительские кооперативы по обслуживанию личных подсобных хозяйств на самом деле таковыми не являются, так как сами владельцы личных подворий, как правило, не вступают в данные кооперативы, а по существующему законодательству потребительские кооперативы не менее 50% услуг должны предоставлять своим членам. Следствием такого проведения кооперирования является то, что налоговые органы взимают налоги с таких потребительских кооперативов как с производственных кооперативов или даже промышленных предприятий.

Одной из причин, тормозящих проведение кооперирования, является недостаточное развитие на селе информационно-консультационной деятельности. Вполне возможно, что для организации информационно-консультационных центров в каждом административном районе не хватает специалистов, хотя в настоящее время уже ведется подготовка консультантов в сельскохозяйственных вузах. Например, в Тимирязевской академии ведется подготовка специалистов по кооперированию крестьянских (фермерских) хозяйств. Как известно, в последнее время особое внимание уделяется созданию и работе фермерских хозяйств как сравнительно новой форме, а личным подсобным хозяйствам уделяется недостаточное внимание, так как существует мнение, что развитие ЛПХ характерно лишь для переходного периода это подтверждается спадом производства сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах в последние годы (хоть и незначительным). Но личные подсобные хозяйства и далее будут развиваться, как развивались в докризисные времена, и также будут играть значительную роль в обеспечении продуктами питания сельского населения. Поэтому в сельскохозяйственных высших учебных заведениях необходимо готовить не только консультантов по кооперированию крестьянских (фермерских) хозяйств, но и специалистов, способных предоставить сельским жителям консультации по многим другим

вопросам, в частности, по кооперированию владельцев личных подсобных хозяйств.

Кроме того, организация информационноконсультационных центров поможет частично снизить уровень безработицы, который на селе выше, чем в городской местности.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что развитие информационно-консультационной службы является перспективным и значимым направлением инновационной деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК

М.Е. Голышев, к.э.н., доц. Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии

В условиях развития рыночных отношений в России граждане стали собственниками земли, однако несмотря на это они продолжают жить в бедности, а сельская молодежь по-прежнему мигрирует в города в поисках лучших возможностей.

Сегодня, когда прирост производства сельскохозяйственной продукции связан с экономическими трудностями, когда идет жесткая конкуренция среди производителей сельхозпродукции как внутри страны, так и между странами, когда идет массовое разорение сельхозпроизводителей, работающих неэффективно, особая роль возлагается на информационно -консультационную службу. Консультантами должна оказываться не только консультативная, но и практическая помощь товаропроизводителям по внедрению новой техники и прогрессивных технологий, принятию оптимальных управленческих решений, чтобы на этой основе добиваться повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Владельцы личных подсобных хозяйств, фермеры и индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные предприятия нуждаются в оперативном получении информации, касающейся различных аспектов их деятельности. Поэтому основной задачей информационноконсультационной службы агропромышленного комплекса являются предоставление сельскому труженику всей необходимой информации и оказание консультационной помощи. Полевой консультант обязан стать ключевой фигурой этой службы.

Информационно-консультационная служба, тесно взаимодействуя с сельхозпроизводителями, должна обеспечить обратную связь науки с производством, побуждать научные учреждения осуществлять исследования с большей практической направленностью, т.е. действительно необходимые сельхозтоваропроизводителям. Без внедрения передового производственного опыта формируемая служба консультирования, учитывая особенности сельского хозяйства России, не может существовать полноправно.

Исторический опыт показывает, что главной причиной возникновения консультационных служб практически во всех странах был кризис сельского хозяйства, когда отрасль не способна самостоятельно, без государственной поддержки, перейти на эффективный путь развития. Становление информационно-консультационной службы в России, как и за рубежом, проходило в период экономического спада в агропромышленном комплексе страны, при явно недостаточном бюджетном финансировании, отсутствии необходимой правовой и законодательной базы. Ее создание началось в 1994 г., и к концу года было зарегистрировано 22 службы, в том числе 14 в рамках проекта АРИС и 8 за счет финансирования из региональных бюджетов.

Отсутствие целенаправленного поиска альтернативных источников финансирования наряду с недостаточным бюджетным финансированием сдерживает укрепление материальнотехнической базы информационно-консультационной службы, привлечение высококлассных специалистов и в конечном итоге сказывается на уровне работы ИКС. При этом некоторые региональные консалтинговые структуры поэтапно стали осуществлять принцип самоокупаемости, т.е. добились в своей деятельности ситуации, когда товаропроизводитель признал их услуги товаром, за который готов платить. Однако переход к полной самоокупаемости при всей его привлекательности не должен форсироваться. Подобные зарубежные службы перешли на самоокупаемость через десятилетия работы, финансировавшейся из государственных бюджетов.

Этими обстоятельствами, безусловно, и объясняется образование различных типов информационно-консультационных служб, функционирующих на разных материально-технических основах, с использованием различных источников финансирования. С другой стороны, менталитет сельского хозяйства России таков, что почти в каждом регионе имеются свои отличительные черты, а самое главное - его масштабность и природно-климатические осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.