Научная статья на тему 'Возможности использования информационных технологий в управлении сельскохозяйственными предприятиями Республики Мордовия'

Возможности использования информационных технологий в управлении сельскохозяйственными предприятиями Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимова О. Ю.

Эффективная деятельность агропромышленного комплекса Республики Мордовия в общем, и сельскохпредприятий в частности, как показывает практика, возможна сегодня только на основе использования информационных технологий. Перспективной формой информационного обеспечения становится информационно-консультационная служба. ИКС может сыграть существенную роль во внедрении передовых технологий в АПК Республики Мордовия и расширении уровня профессиональной грамотности специалистов агарного сектора. Она позволит адаптироваться агропредприятиям к рыночным условиям и будет способствовать их более эффективному функционированию. Однако при внедрении ИКС может возникнуть ряд определенных проблем…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования информационных технологий в управлении сельскохозяйственными предприятиями Республики Мордовия»

возможности ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О.Ю. ЯКИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент Мордовский госуниверситет им. Н. П. Огарева

Современный этап развития экономических систем, функционирующих в сложных социально-экономических условиях рыночных отношений, предъявляет повышенные требования к обоснованности и качеству управленческих процедур, от мониторинга до непосредственного принятия решений.

Реформа агропромышленного комплекса, увеличение финансовой и хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных предприятий, рост эффективности отдачи от мероприятий по оптимальному управлению требуют перестройки организационных структур управления предприятий, совершенствования форм и методов процессов управления, внедрения современных методов и средств оценки и анализа управленческих ситуаций и выработки наилучшего решения.

Однако, с увеличением круга решаемых задач, значительно возрастают информационные потоки, что требует разработки адекватной автоматизированной поддержки процессов управления на всех основных этапах, начиная с момента анализа проблемной ситуации и заканчивая оптимальным выбором сформулированных вариантов решений. Исследование теоретических и методических вопросов информатизации управления предприятием начало осуществляться в 1960 — 1970-х гг., в связи с разработкой проблем автоматизированных систем управления (АСУ).

Технической базой автоматизации процессов управления тех лет служили ЭВМ системы ЕС. Процесс сбора и обработки информации проводился на вычислительных центрах. Однако централизация обработки информации в мощных вычислительных центрах (ВЦ), характерная для ЭВМ старших поколений, привела к «отчуждению» информации от непосредственного пользователя.

Самые необходимые справочные и нормативные данные, плановые и отчетные показатели, после переноса их на машинные носители, исчезали в «анналах» ВЦ, оперативный доступ к ним ограничивался. Практически пользователь не мог воздействовать на ход расчетов, на методику анализа и обобщения. В конечном счете, это сказывалось на ухудшении качества принимаемых решений. Поэтому содержание подобных центров в сельскохозяйственных предприятиях было неэффективно, а их обслуживание требовало значительного количества высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации ЭВМ и обработки информации.

Отрыв процессов обработки информации от их пользователей и, как следствие, слабое знание последних специфики и возможностей использования ЭВМ в подготовке управленческих решений привели к тому, что широкого распространения АСУ на сельскохозяйственных предприятиях не получило.

Стремительное развитие в мире производства персональных ЭВМ, их доступность в связи с невысокими ценами, гибкость комплектации в соответствии с запросами потребителей, быстрый рост импорта техники в нашу страну привели к тому, что сбором и обработкой информации может и должен заниматься сам пользователь, обеспечивая поддержку своей профессиональной деятельности.

В связи с этим, в последние годы, большое внимание данной проблеме уделяется в двух аспектах: как обеспечивающей подсистеме менеджмента, так и технологии использования персональных компьютеров в организации и управлении производством. Существенные различия в целях и задачах этих аспектов привело к тому, что с одной стороны информационное обеспечение рассматри-

вается, в основном, теоретически, как важнейший ресурс и фактор управления, а с другой — как набор программных средств и методов получения необходимых данных для принятия управленческих решений.

В то же время очень мало научных разработок информационного обеспечения управления сельскохозяйственными предприятиями, решающие комплексно вопросы теоретические, программные и методологические, позволяющие органично использовать персональные компьютеры для повышения эффективности управления в сложных условиях развивающегося рынка. Попытаемся рассмотреть возможные варианты совершенствования информационного обеспечения управления сельскохозяйственными предприятиями на примере сельского хозяйства Республики Мордовия и отдельных аграрных товаропроизводителей.

Агропромышленный комплекс (АПК) Мордовии представляет собой часть общероссийского АПК и является совокупностью отраслей народного хозяйства, обеспечивающих производство продуктов питания, их переработку и изготовление изделий из сельскохозяйственного сырья, а также реализацию их потребителям. Характеристика производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий республики приведены в табл. 1.

В пореформенный период в республике постоянно сокращается число сельскохозяйственных предприятий. Если в 1996 г. в аграрном секторе РМ действовало 427 предприятий, то в 2000 г. — уже 382, а в 2005 г. — только 259.

Уменьшение числа сельскохозяйственных предприятий происходит большей частью вследствие присоединения экономически слабых хозяйств к более благополучным предприятиям. Также ряд сельскохозяйственных предприятий ликвидируется из-за их финансовой несостоятельности. Как показывает анализ, в республике

с 2001 г. рентабельность сельскохозяйственного производства снижена с 30,6 % до 7,7 %.

На сегодняшний день из 259 сельскохозяйственных предприятий республики 11 % являются государственными предприятиями, по 3 % акционерных обществ открытого типа и закрытых акционерных общества, 5 % товарищества на вере, 18 % общества с ограниченной ответственностью, 62 % производственных кооперативов, около 1 % предприятий прочих организационно-правовых форм. В итоге, можно констатировать, что в республике преобладает сельскохозяйственное производство, основанное преимущественно на частной форме собственности, организованное, главным образом, в производственные кооперативы.

К 2000 г. ситуация в аграрном секторе, как впрочем, и во всей экономике Республики Мордовия начала медленно стабилизироваться. За 2001 — 2005 гг. рост общего объема продукции сельского хозяйства республики в действующих ценах составил 58 %, особо высокими темпами был отмечен 2001, 2003 и 2005 гг., рост составил соответственно 2,2, 3,6 и 7,7 % (табл. 2).

Значительный рост наблюдается только по производству сахарной свеклы (на 92,3 %), мясу скота и птицы (26,1 %, в сельхозорганизациях — на 54,1 %). Наиболее критическая ситуация сложилась в овцеводстве: поголовье овец за последние пять лет сократилось на 36 % (с 1990 г. более, чем в 10 раз), производство баранины упало на 33 %, шерсти почти на 38 %.

Производство товарной продукции сельского хозяйства по состоянию на начало 2006 г. сконцентрировано в сельскохозяйственных предприятиях (45,7 %) и в личных подсобных хозяйствах населения, включая крестьянские (54,3 %). Личные подсобные хозяйства по ряду видов продукции превосходят объемы производства в сельскохозяйственных организациях. Так, например, по произ-

Таблица 1

Характеристика производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Мордовия

Показатель Годы 2005 г. в %

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 к 1999 г.

Число сельскохозяйственных 375,0 382 356 284 281 270 259 69,1

предприятий, ед.

Среднегодовая численность работников, тыс. чел. 51,2 51,1 47,4 44,6 38,0 33,6 29,1 56,8

Прибыль (+), убытки (-), млн. руб 130,0 168,0 439,0 377,0 356,0 609,0 336,0 в 2,6 р.

Уровень рентабельности, % 7,0 11,0 30,6 18,2 15,9 15,7 7,7 110,0

Число убыточных сельскохозяйс- 209,0 217,0 118,0 77,0 116,0 68,0 121,0 57,9

твенных предприятий, ед.

Среднемесячная оплата труда одного работника, руб. 426,0 586,0 934,0 1380,0 1728,0 2278,0 2971,0 в 7 р.

Таблица 2

Производство основной продукции сельского хозяйства Республики Мордовия, тыс. т

Виды продукции Год 2005 г. в % к 2001 г.

2001 2002 2003 2004 2005

Зерно (в весе после доработки) 795,1 937,9 738,3 631,3 767,7 96,6

Сахарная свекла (фабричная) 153,7 151,8 154,9 240,7 295,5 192,3

Картофель 334,4 306,4 401,8 282,7 346,7 103,7

в т. ч. в сельхозорганизациях 12,8 7,6 10,3 8,7 6,7 52,3

Овощи — всего 105,9 99,7 109,6 88,7 100,0 94,4

в т. ч. в сельхозорганизациях 16,9 17,0 21,0 17,7 19,1 113,0

Скот и птица (в убойном весе), тыс. т 50,2 57,9 51,1 65,4 63,3 126,1

в т. ч. в сельхозорганизациях 19,4 23,9 26,5 28,6 29,9 154,1

Молоко, тыс. т 406,5 429,9 439,6 439,0 411,4 101,2

в т. ч. в сельхозорганизациях 186,9 204,7 207,7 201,5 195,3 104,5

Яйца млн. шт., 357,8 349,8 351,5 375,6 486,1 135,9

в т. ч. в сельхозорганизациях 251,8 243,5 244,7 266,5 377,4 149,9

Шерсть (в физ. весе), т, 94,0 86,0 77,0 71,0 58,0 61,7

в т. ч. в сельхозорганизациях 11,0 8,0 3,0 2,0 1,0 9,1

водству картофеля (объем производства в 2005 г. составил 98 %) и овощей (81 %) личные подсобные хозяйства Республики Мордовия занимают лидирующее положение, а по молоку и мясу на их долю приходится чуть более половины производства.

Основа эффективного функционирования взаимосвязи всех элементов системы управления — информация. Процесс управления осуществляется посредством сбора и накопления информации об объекте управления, ее обработки и передачи. Без информации об объекте управления (информации обратной связи) невозможно само управление им, а ее недостаток снижает результативность (эффективность) предпринимательских действий.

Управление сельскохозяйственным производством носит циклический характер, связанный с годичным циклом технологических операций, что и вызывает необходимость регулярного повторения управленческих актов: анализа ситуации и постановки проблемы; выработки и выбора варианта управленческого решения; организации исполнения решения; контроля; оценки ситуации. Иными словами, потребность в информации для управления сельскохозяйственным производством постоянна, поскольку никакое эффективное управление невозможно без надлежащего информационного обеспечения.

Одна из причин малоэффективного управления сельским хозяйством Республики Мордовия — отсутствие системной оценки ситуации, возможных последствий принимаемых решений и ожидаемых результатов, а также отсутствие в республике информационных систем различного уровня и типа, применения методов математического моделирования и компьютерных технологий.

Организационно-управленческая структура АПК Республики Мордовия представляет собой совокупность органов планирования и управления, которые должны обеспечить скоординированное развитие всего агропромышленного комплекса. В ней сочетаются отраслевой, ведомственный и территориальный принцип управления.

Система управления агропромышленным комплексом республики имеет четыре уровня, которые и составляют структуру управления (рис. 1).

Высшее звено в этой структуре представляет собой Министерство сельского хозяйства страны. Далее, на ступень ниже Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

Основным органом по руководству сельскохозяйственным производством на территории

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Сельскохозяйственные предприятия Республики Мордовия

Рис. 1. Система управления АПК Республики Мордовия

административного района является управление сельского хозяйства. Районные органы управления сельским хозяйством имеют двойное подчинение:

1) с одной стороны, районное управление является подразделением администрации и возглавляется заместителем Главы Администрации района;

2) с другой стороны, районное управление подчиняется республиканскому управлению сельского хозяйства.

В каждом районе функционируют другие предприятия АПК, имеющие собственное управление: предприятия по агрохимобслуживанию; предприятия энергосервиса и мехсервиса; предприятия зернопродуктов (хлебопродуктов); предприятия мясной и молочной промышленности и др. У них также двойное подчинение: районной администрации и республиканскому ведомству.

К сожалению приходится констатировать тот факт, что отраслевой принцип управления порождает организационно-экономическую разобщенность отраслей, развитие узковедомственных интересов, сдерживает межотраслевое разделение труда.

Рис. 2. Схема потоков информации в АПК Республики Мордовия

Одной из серьезных причин снижения эффективности управления агропромышленным комплексом в условиях рыночной экономики является слабость информационного обеспечения. Во многих странах (таких как США, Франция, Германия и др.) такие системы сформированы на базе государственных служб и являются основой для принятия различных управленческих решений.

Нижний уровень управления включает сельскохозяйственные, промышленные, строительные, снабженческо-сбытовые, заготовительные и торговые предприятия. Многочисленные реорганизации в управлении АПК привели к нарушениям связей в информационной сети республики.

Потоки информации с самого верхнего уровня до сельскохозяйственного предприятия представлены на рис. 2.

Из Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в республиканские органы управления сельским хозяйством поступает информация об агропромышленном комплексе страны, мерах государственного регулирования, методах государственной поддержки, финансовом и налоговом регулировании и т. д., а также о результатах научных исследований и разработок.

На республиканском уровне управления АПК формируются базы данных (БД) по растениеводству, животноводству, хранению и переработке продукции, производимой в Республике Мордовия.

Базы данных по растениеводству, например, могут содержать следующую информацию: земельный кадастр; сорта растений; семена; техника; удобрения и т. д.

Базы данных по животноводству должны содержать: породный состав скота; корма; технологии производства молодняка и продукции; болезни и лекарственные препараты и т. д.

Базы данных по хранению и переработке могут состоять из информации касающейся: технологии производства; технологии доставки; технологии хранения и переработки продукции; тары и упаковочных материалов и т. д.

Здесь же накапливается нормативно-правовая информация,

8

К в

I

£

I

к

в £ О

данные о рыночной конъюнктуре, производственной деятельности.

Районный уровень управления АПК накапливает информацию, касающуюся материально-технического обеспечения, производственного обслуживания, финансирования сельского хозяйства и т. д.

В настоящее время большая часть информации, распространяемой Министерством сельского хозяйства и продовольствия РМ поступает к пользователям по двум каналам. Первый — информация рассылается Министерством в таких количествах, чтобы довести ее лишь до районов; там операция повторяется до предприятий. Второй — связь с районными агропромышленными комплексами по телефону.

На сегодняшний день у многих органов управления агропромышленными комплексами субъектов Российской Федерации есть и третий путь распространения информации и доведения ее до нижестоящих уровней системы — это Internet. Многие Министерства и департаменты сельского хозяйства различных регионов имеют свои сайты, а также эффективно используют преимущества, предоставляемые проектом поддержки осуществления реформы в сельском хозяйстве России (АРИС). Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республике Мордовия пока не использует в полной мере возможности мировой электронной сети и не имеет своего сайта. Новости, касающиеся агропромышленного комплекса республики, иногда размещаются на сайте www. moris. ru, являющимся информационным порталом Республики Мордовия.

Наличие системы рыночной информации позволило бы обеспечить все объекты хозяйствования в агропромышленной отрасли оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктах питания на всех этапах прохождения (от производителей, оптовых покупателей, перерабатывающих предприятий и т. п. до реализации в розничной торговой сети и на колхозных рынках). Это помогло бы сельским товаропроизводителям и прочим субъектам аграрного рынка:

• лучше ориентироваться в условиях рыночной экономики;

• разработать на основе объективных данных адекватные меры по государственному регулированию рынка в АПК;

• готовить и распространять регулярные аналитические материалы о состоянии и тенденциях развития рынков сельскохозяйственной про-

дукции в целом по республике и по отдельным регионам и продуктам.

Однако в настоящее время имеется ряд причин, препятствующих созданию эффективной системы информационного обеспечения АПК Республики Мордовия. Основные причины:

• отсутствие единой системы государственного управления АПК;

• недостаток финансовых средств на приобретение и эксплуатацию компьютерного оборудования, разработку программного обеспечения;

• дефицит специалистов в области информационного обеспечения и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что исследования применения информационных систем в объектах агропромышленного комплекса и пути дальнейшего развития информатизации управления предприятий регионального АПК изучены достаточно слабо. Данная проблема рассматривалась и рассматривается либо с финансово-экономических позиций, либо с позиций компьютерной обработки.

Формирование рыночных механизмов экономики, создание необходимых условий функционирования товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, требуют создания адекватной этим механизмам среды деловой информации.

Эта среда должна обеспечивать информационную поддержку субъектов рыночного механизма на всех стадиях производства и потребления сельхозпродукции и услуг, а также во всех отраслях АПК. Производителю нужна информация о других агропромышленных предприятиях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, об общей конъюнктуре, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. д.

При исследовании названной проблемы необходимо определить не только потребность в информации на различных уровнях управления предприятиями АПК, но и четко установить источники информации, с целью их рационализации и обеспечения информации требований, предъявляемых к ней.

Среди источников информации можно выделить следующие основные группы:

1) высшие законодательные и исполнительные органы;

2) средства массовой информации;

3) корпоративные форумы и организации;

4) печатная продукция;

5) совещания;

6) электронная продукция;

7) научно-практические конференции.

В качестве примера можно привести данные, полученные в результате анкетирования. В ходе исследования были опрошены 241 руководитель предприятий агробизнеса (малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, перерабатывающих предприятий и т. п.). Основным вопросом анкеты был вопрос об основных источниках информации для руководителей (табл. 3). Каждый из руководителей мог выбрать три основных источника из представленного списка.

Существенное отставание в информационном обслуживании хозяйствующих субъектов наблюдается среди консалтинговых фирм, информационных центров, совещаний, семинаров и конференций.

При проведении информатизации аграрной сферы необходимо выявить информационную потребность коммерческой ориентации руководителей хозяйствующих субъектов. С этой целью в таблице 4 представлены данные о распределении потребности в коммерческой информации. Анализ показывает, что насущными сведениями являются: сведения о каналах сбыта сельскохозяйственной продукции и ценах на нее — 81,4 %; информация о

конкурентах — 64,7 % и ценах на энергоносители и сельскохозяйственную технику — 60,6 %.

В меньшей степени руководителей хозяйствующих субъектов аграрной сферы интересуют данные о лизингодержателях, информационных технологиях и средствах информатизации. Это связано с неразвитостью механизма лизинга в аграрной сфере, сложностью подготовки необходимого пакета документов, а также отсутствием должной поддержки со стороны, как местных властей, так и лизингодержателей.

Все руководители сошлись во мнении, что для эффективного управления агропромышленным предприятием на современном этапе развития экономики необходима информация, комплексно характеризующая объект управления и к которой можно отнести следующую:

• положение в конкретной предметной области;

• финансовое состояние (текущее и за ряд лет);

• оценка состояния управления; оценка обеспеченности ресурсами;

• оценка потребности во вложениях; оценка патентной защищенности продукции, изделий, технологий и т. п.;

• аудиторские заключения; оценка качества ведения финансовой и статистической отчетности. Что касается дополнительной информации,

то ее необходимо собирать руководствуясь следующими факторами:

Таблица 3

Источники получения информации руководителями предприятий агробизнеса Республики Мордовия (по данным анкетирования)

Основные источники информации Количество голосов, шт. Проценты,%

1. Средства массовой информации и печатная продукция 174 72,2,9

2. Электронные издания 123 51,04

3. Знакомые предприниматели и партнеры 101 41,9

4. Законодательные, исполнительные органы власти и управления 98 40,66

5. Торговые ярмарки, выставки — продажи и т. п. 52 21,58

6. Семинары, конференции и т. п. 41 17,01

7. Совещания 39 16,18

8. Консалтинговые фирмы, информационные центры 25 10,37

9. Конфиденциальная информация 11 4,56

Потребность руководителей агропромышленных предприятий Республики Мордовия в информации

Виды необходимой информации Проценты, %

1. О каналах сбыта сельскохозяйственной продукции и ценах на нее 81,4

2. О конкурентах 64,7

3. О ценах на энергоносителели и сельскохозяйственную технику 60,6

4. О перспективных сортах сельскохозяйственных культур и породах с/х. животных и птицы 51,2

5. Об условиях получения возвратных вложении и надежности их держателей 49,1

6. О передовых технологиях и партнерах для совместного производства 36,4

7. О лизингодержателях 19,8

8. Об информационных технологиях и средствах информатизации 7,9

Таблица 4

• взаимоотношениями с органами власти различных уровней, в том числе с органами местного самоуправления;

• необходимостью проведения комплексного анализа;

• осуществлением стратегического и текущего планирования;

• разработкой бизнес-программ;

• проведением необходимых экспертиз;

• управлением вложениями и развитием. Руководству сельскохозяйственных предприятий необходима также аналитическая информация. Чтобы приносить хозяйству определенные выгоды, эта информация должна быть достоверной, своевременной и пригодной к использованию руководством, а сами выгоды, полученные благодаря этой дополнительной информации, должны соотноситься с затратами, прямыми или косвенными, связанными с ее получением.

Слабый интерес к информационным технологиям и средствам информатизации определяется их высокой стоимостью и слабой подготовленностью самих руководителей агробизнеса в данных вопросах.

Вместе с тем, следует отметить, что цивилизованная работа в рыночных условиях, рано или поздно, вынудит таких руководителей серьезно отнестись к решению этой насущной проблемы, какой является информатизация функционирования хозяйствующих субъектов аграрной сферы.

Несмотря на высокий уровень потребности предприятий в информации, в научной литературе нет единого мнения о месте информационного обеспечения в системе управления предприятиями. Проводимый опрос показал, что 81,3 % специалистов агропромышленного производства признают информацию самостоятельным производственным фактором. Это следствие понимания того, что под давлением конкуренции предприятия вынуждены снижать цены, работать над сокращением издержек, повышать качество продукции. Для того, чтобы сохранить и упрочить рыночные позиции, необходимы эффективные методы управления, поддерживаемые соответствующей информационной системой. Однако только 39,7 % опрошенных считают обязательным наличие и использование на предприятии автоматизированной системы управления и обработки информации.

Лишь 19,5 % респондентов ответили, что их предприятия хорошо обеспечены информацией, 41,5 % руководителей удовлетворены информационным обеспечением своего хозяйства и 39 % —

недостаточно удовлетворены информационным обеспечением (рис. 3).

Присутствие посторонней информации и создание помех в информационном потоке отмечают 14,3 % опрошенных руководителей. Постоянное наличие посторонней информации отмечают 39,7 % респондентов.

На эпизодическое присутствие посторонней информации указывают 42,4 % опрошенных, 3,6 % респондентов указывают на полное отсутствие посторонней информации в информационном потоке, поступающем различными способами на предприятие агропромышленного комплекса (рис. 4).

Как уже упоминалось выше, сельскохозяйственные предприятия республики, в основном, применяют бумажные носители информации.

Многочисленные исследования показывают, что слабое оснащение агропромышленного комплекса Республики Мордовия современной вычислительной техникой и системами связи сдерживает внедрение программно-технических комплексов, не позволяет в требуемом объеме создать банки и базы данных, то есть ту инфраструктуру информации, которая обеспечивает качественный скачок в решении проблем производства, сбыта и управления агропромышленным комплексом.

Современное состояние агропромышленного комплекса Республики Мордовия и новые требова-

19,5 %

39 %

41,5 %

И Неудовлетворительно И Удовлетворительно ШХорошо

Рис. 3. Степень обеспеченности информацией

Ш Присутствует и создает помехи И Присутсвует всегда □ Иногда присутсвует III Нет посторонней информации

Рис. 4. Наличие посторонней информации

ния, предъявляемые к управлению им, выказывают острую необходимость в создании информационно-консультационной службы АПК Республики Мордовия, которая должна способствовать установлению нового стиля взаимоотношений органов управления и сельских товаропроизводителей, обеспечению их конструктивного диалога.

В настоящее время подобные службы созданы в 66 регионах Российской Федерации. В соответствии с данными Министерства сельского хозяйства Российской федерации в Приволжском федеральном округе информационно-консультационные службы отсутствуют в республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия и в Саратовской области.

Между тем система в виде информационно-консультационной службы (ИКС) успешно функционирует во многих развитых странах и обеспечивает существенное повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Информационно-консультационная служба — одна из важнейших организационных структур по передаче сельхозпроизводителям новых знаний, информации по производственно-технологическим, организационно-экономическим и правовым аспектам развития аграрного производства.

ИКС должны руководствоваться рядом основных принципов:

• во-первых, они должны осуществлять деятельность в интересах сельских товаропроизводителей в той мере, в какой она не противоречит общественным интересам и существующему законодательству;

• во-вторых, центры должны обеспечивать эффективное взаимодействие всех организаций и предприятий района, влияющих на развитие аграрного сектора, с целью комплексного решения проблем сельских товаропроизводителей.

Отношения ИКС с сельскими товаропроизводителями должны выстраиваться исключительно на основе доверия, партнерства и базироваться преимущественно на обучении и убеждении.

Основной принцип консультирования, основной формы организации обучающей и управленческой деятельности, заключается в преобразовании информации об известных знаниях путем сообщения, систематизации и исследования их, а также получения дополнительных знаний, касающихся консультируемых объектов и окружающей среды, адаптации всех этих знаний к условиям и возможностям данных объектов. Предоставление консультационным объектам информации в форме

и объемах, обеспечивающих самостоятельное принятие решений, в наибольшей мере соответствующих условиям, месту и времени жизни и деятельности данных объектов. Существует несколько основных форм консультирования:

а) индивидуальная — реализуется с использованием методов убеждения каждого клиента в отдельности, нередко с применением демонстрации возможностей или важности предлагаемого знания, а также методов исследования операции, системного и ситуационного анализа и др.;

б) групповая — реализуется в ходе проведения лекций, семинаров, групповых обсуждений, масштабных демонстраций новшеств и др.;

в) массовая — различные виды информирования товаропроизводителей с помощью средств массовой информации, системы Internet, выставок и конференций. Соответственно этому консультанты должны вести непосредственную работу с клиентами и обеспечивать обучение работников хозяйств на местах, в конкретных передовых хозяйствах зоны, обслуживаемой ИКС. При этом они призваны решать проблемы и задачи своих клиентов.

В то же время информационно-консультационные центры должны осуществлять следующие функции:

• доведение до первичных товаропроизводителей данных ценового мониторинга, оказание маркетинговых услуг;

• содействие аграрным преобразованиям, оказание информационной поддержки, осуществление социальных программ на селе;

• организация выставок, работа с хозяйствами, имеющими демонстрационные поля и фермы, с целью проведения испытаний новых технологий;

• содействие инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК района и оказание им помощи по планированию хозяйственной деятельности, разработке бизнес-планов, поиску инноваций и инвесторов;

• проведение краткосрочных обучающих семинаров для сельских товаропроизводителей различных организационно-правовых форм;

• организация мониторинга проблем и потребностей, отработка обратной связи с сельскими товаропроизводителями;

• участие в рекламной деятельности и пропаганде достижений предприятий АПК в производстве сельскохозяйственной продукции. Наукой накоплен значительный потенциал

разработок, реализация которых может привести к существенному повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Научные учреждения могут оказать существенную помощь в разработке типовых и рабочих проектов информатизации сельхозпредприятий, критически оценивая экономическую эффективность таких проектов, постоянно консультируя работников сельскохозяйственного производства.

Республика Мордовия располагает значительным научным потенциалом, но приходится констатировать, что этот потенциал используется крайне слабо: всего 6 % местных научных разработок внедрены в агропромышленный комплекс республики, доля наукоемкой продукции в сельском хозяйстве Мордовии составляет 0,3 % (в США этот показатель превышает 50 %, в России — 2 %). Научные учреждения не подключены к формированию данных по научно-техническим разработкам, недостаточно эффективно осуществляется освоение инновационных технологий, не отработан мониторинг и механизм обратной связи науки с сельскими товаропроизводителями. В связи с этим возникает необходимость создания службы, обеспечивающей активное продвижение современных сельскохозяйственных знаний от их источника, которым является сельскохозяйственная наука, к товаропроизводителям. Именно информационно-консультационная служба должна обеспечивать обратную связь производства с наукой, побуждать научные учреждения разрабатывать новации, остро необходимые производству. От степени эффективности связей ИКС с научными учреждениями в значительной мере зависит успех ее работы.

Анализируя состояние сельского хозяйства и продовольственного рынка Мордовии можно говорить о необходимости и целесообразности создания информационно-консультационной службы при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, которое имеет тесные связи как с агротоваропроизводителями, так и учебными и научными заведениями республики.

Служба должна быть построена на принципах многоканальной интерактивной связи с производителями. Последние сами определяют те специфические задачи, для решения которых необходимы информация и новые технологии.

Таким образом, система сельскохозяйственной информационно-консультативной службы Республики Мордовия может быть представлена следующими составляющими:

1. Информационная подсистема. Это открытая

информационно-справочная структура общего доступа, с пополнением базы данных информационными ресурсами, поставляемыми научными организациями, библиотеками, имеющимися в регионе консультационными организациями, товаропроизводителями и т. д.

2. Консультационная подсистема. Структура консультационного обслуживания отрасли и предприятий АПК по определенным направлениям. Это самая большая составляющая всей деятельности ИКС.

3. Обучающая подсистема. Также открытая структура, опирающаяся на информационную подсистему и практическое консультирование, способная привлечь к обучающемуся процессу не только кадры консультационной службы, а и преподавателей высшей школы и ученых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Инновационная подсистема. Подсистема, которая обеспечивает создание инноваций на базе полученных учеными новых знаний, позволяющих потребителю перевести производство на более высокий уровень развития, их освоение. Это наиболее сложная и наукоемкая составляющая. При ее реализации необходимо тесное сотрудничество региональной консультационной системы с научными организациями, необходима совместная деятельность по адаптации достижений науки и техники к условиям сельскохозяйственной деятельности в республике.

5. Финансирование республиканской информационно-консультационной службы должно осуществляться в следующих направлениях:

а) полностью из регионального бюджета общественно-значимой деятельности ИКС. К общественно значимой деятельности относится все, что направлено на доведение до всех субъектов АПК информации по правовым, технологическим, организационно-экономическим и иным вопросам ведения сельскохозяйственного производства, обусловливаемым действующими в регионе законодательством и иными нормативными актами. Также можно отнести в эту группу работы по распространению информации о наличии сведений обо всех новшествах в АПК (в том числе посредством организации выставок, публичных семинаров и школ, выступлений в средствах массовой информации), разработку программ развития районов, регионального АПК, ведение или участие в разработке проблем неплатежеспособности предприятий и т. п.;

б) коммерческое финансирование индивидуальных заказов (индивидуально-коммерческих услуг). Индивидуальная работа с субъектами АПК, проведение районных семинаров, по решению проблем кооперации и интеграции конкретных структур АПК и так далее;

в) регулярные и единовременные поступления от учредителей;

г) взносы участников реализации районных программ развития ИКС, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;

д) целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ развития информационно-консультационной деятельности;

е) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

ж) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

з) другие поступления, не запрещенные законом.

Таким образом, предлагаемая система может сыграть существенную роль во внедрении передовых технологий в производство и расширении уровня профессиональной грамотности специалистов агарного сектора. Она позволит адаптироваться

хозяйствующим субъектам к рыночным условиям и будет способствовать продовольственной безопасности и более эффективному функционированию агропромышленного комплекса республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баутин, В. М. Совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК России. /Баутин В. М. // АПК: экономика, управление. 2000. № 3. С. 20 - 26.

2. Коваленко, Е. Г. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК в Республике Мордовия: первые итоги. /Коваленко Е. Г., Полушкина Т. М., Юткина И. П. / — Саранск: Тип. «Красн. Октябрь», 2006. — 140 с.

3. Коваленко, Е. Г. Экономика и организация крестьянских (фермерских) хозяйств: Курс лекций / Е. Г. Коваленко, Л. И. Зинина/. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 96 с.

4. Глухова Т. В. Информационно-консультационная служба АПК Мордовии. /Глухова Т. В. // Проблемы экономики, статистики и менеджмента: материалы науч. конф. «XXXIV Огаревские чтения», 5 — 9 дек. 2005 г. — Саранск Изд-во Мордов. ун-та, 2006. С. 107 — 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.