Научная статья на тему 'Информационный ресурс АПК республики Дагестан'

Информационный ресурс АПК республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова Патимат Сулеймановна

Статья посвящена роли информационного ресурса в управлении АПК региона. Выявлены основные факторы, оказывающие негативное влияние на распространение информационных технологий и развитие информационного общества в России. Определено место Республики Дагестан среди республик СКФО в развитии информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный ресурс АПК республики Дагестан»

Юнусова Патимат Сулеймановна

Аннотация: Статья посвящена роли информационного ресурса в управлении

Информационный ресурс АПК Республики Дагестан

К.э.н., доцент, АПК региона. Выявлены основные факторы, оказывающие негативное влияние ст.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН на распространение информационных технологий и развитие информацион-unus5252@mail.ru ного общества в России. Определено место Республики Дагестан среди республик СКФО в развитии информационных технологий. Ключевые слова: информация, информационный ресурс, информационное общество, экономическая информация, экономический информационный ресурс.

Yunusova P.S. INFORMATION RESOURCE OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN Abstract: Article is dedicated to the role of information resource in the administration APK of region. Are revealed the basic factors, which render negative influence on the propagation of information texnologies and development of information society in Russia. Is determined the place of the republic of Daghestan among the republics SKFO in the development of information texnologies.

Key words: information, information resource, information society, economic information, economic information resource.

Сегодня для большинства постиндустриальных стран мира свойственен переход к «информационному» (или интеллектуальному) типу общества, связанный с исключительной ролью в развитии человеческой цивилизации новых видов ресурсов, основанных на знаниях, - информационных.

Информационный ресурс существовал всегда (особенно заметно стал проявлять себя в последние сто лет [1]), но из-за своей специфичности он не рассматривался как экономическая категория. И только благодаря информатизации общества информационный ресурс стал ключевым понятием^].

Информационные ресурсы представляют собой совокупность данных, необходимых для получения достоверной информации. Согласно ФЗ от 20.02.1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем[3].

Информационная картина мира состоит из естественных и искусственных информационных структур[1]. Естественные информационные структуры, в свою очередь, делятся на:

- естественные информационные структуры, возникающие в неорганической природе (физико-химическая информация);

- естественные информационные структуры, возникающие в органической природе (биологическая информация).

Искусственные информационные структуры создаются целенаправленной деятельностью человека (социально-экономическая информация).

В данной статье мы будем рассматривать «экономическую информацию» и «экономический информационный ресурс». Под экономической мы понимаем информацию, которая возникает в обществе в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности - это информация об общественных процессах производства, обмена, распределения, накопления и потребления экономических благ.

Особую актуальность информационные ресурсы приобретает в условиях усиления международной конкуренции, когда развитие агропромышленного комплекса региона в значительной мере зависит от внедрения информационных систем, новых технологий, достижений науки и техники в процесс управления и производства.

Исследования показывают, что перестройка экономики развитых стран направлена в сторону интенсификации интеллектуальной сферы деятельности, как ее материальной основы [4]. В структуре инвестиций этих стран стремительно растет доля, направляемая в человеческий капитал - расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и НИОКР[5].

Не осталась в стороне от этого процесса и Россия. По проведенному нами анализу данных Госкомстата РФ, с 1990 г. в российской экономике произошли значительные изменения. Это касается, прежде всего, структуры численности занятых по сферам экономической деятельности: постепенно растет удельный вес людей, занятых в непроизводственной сфере в общей численности занятых в экономике страны (это - один из показателей интенсификации интеллектуальной сферы деятельности).

Так, если в 1990 г. доля занятых в непроизводственной сфере экономики составляло всего 44,5%, то в 2012 г. - 62,6%. Аналогичная тенденция наблюдается и в экономике Республики Дагестан (в 2000г. -37,7% в 2012г. - 56,5%) (Табл. 1).

Таблица 1

Структура численности занятых по сферам экономической деятельности (в % к итогу)

Российская Федерация [6] Республика Дагестан [7]

1990 2000 2010 2012 1990 2000 2010 2012

Численность занятых в экономике, всего: 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе: в производственной сфере 55,5 43,8 37,7 37,4 62,3 41,7 43,4

в непроизводственной сфере 44,5 56,2 62,3 62,6 37,7 58,3 56,5

В 2000-2008 гг. информационные технологии в России развивались высокими темпами. Достаточно высокие темпы роста были достигнуты в основном благодаря сотовой связи, компьютерному оборудованию, консалтингу и другим услугам на фоне низкого стартового уровня развития информационных технологий.

По ряду параметров в этот период Россия не сильно отличалась от европейских стран, где доля сектора информационных технологий составляет около 5% ВВП, около 30 % населения никогда не пользовались сетью Интернет и только 38 % граждан использовали сеть Интернет при получении государственной услуги (в основном для получения формы заявления) [8].

Вместе с тем сводные индексы и межстрановые сопоставления свидетельствовали о том, что она отстает от мировых лидеров в развитии отрасли информационных технологий.

На уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России негативно влияет ряд факторов:

- высокий уровень различия в использовании информационных технологий в регионах (индекс лидера в 22 раза превышает показатель региона-аутсайдера);

- наличие проблем организации широкополосного доступа для конечных пользователей (только около 21,5 процента всех российских домашних хозяйств имели широкополосный доступ в сеть Интернет);

- высокая стоимость услуг, предоставляемых населению на основе информационных технологий;

- низкое качество оказываемых услуг;

- недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий;

- высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий и др.

В Республике Дагестан уделяется большое внимание информационному обеспечению сельскохозяйственных предприятий. Сегодня в составе Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан имеется Государственное бюджетное учреждение «Информационно-консультационная служба» (ИКС), которая занимается консультированием сельскохозяйственных предприятий. ИКС образовала свои филиалы в 11 районах республики, в каждом из которых работает по три консультанта.

Подбор консультантов в районные филиалы производится с учетом мнения глав соответствующих районов, что позволяет обеспечивать слаженную работу районных сельхозуправлений и муни-

ципальных структур. Районные филиалы обеспечиваются необходимой оргтехникой для оперативного реагирования на запросы сельхозтоваропроизводителей.

Создание ИКС в Республике Дагестан преследует следующую цель - повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации, способствующей реализации достижений НТП и передового производственного опыта. В соответствии с этой целью ИКС решает такие задачи как оказание помощи:

- органам управления АПК в реализации государственной агропродовольственной политики;

- субъектам АПК в сборе и обработке информации в области инноваций и передового опыта;

- сельхозтоваропроизводителям во внедрении инновационных разработок, имеющегося научно-технического потенциала и передового опыта деятельности в условиях рыночной экономики;

- сельхозтоваропроизводителям в выборе и внедрении наиболее эффективных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и технических средств;

- сельхозтоваропроизводителям в подготовке инвестиционных проектов, бизнес планов, консультационному сопровождению производства и др.

ИКС республики позволяет сглаживать дефицит в профессионально-подготовленных специалистах (агрономах, зоотехниках и др.), возникший в период реформирования экономики. В частности, сегодня в сельском хозяйстве республики один агроном приходится на 4 сельхозпредприятия, один зоотехник - на 6 сельхозпредприятий т.д. Недостаточность подготовленных специалистов ведет к упрощению агро-зоотехнологий; несоблюдению таких основ технологической дисциплины, как севооборот, обоснованная система обработки почвы, внесения удобрений и т.д., что в результате ведет к снижению эффективности и конкурентоспособности продукции АПК.

Кроме того, актуальность организации ИКС в республике возрастает с ростом доли крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в экономике региона. Большинство таких хозяйств не имеют в своем составе специалистов с сельскохозяйственным образованием, что вынуждает их обращаться в ИКС за помощью. Представители ИКС по своей инициативе проводят встречи с главами КФХ и ЛПХ в сельских населенных пунктах, о чем заблаговременно информирую их.

Вместе с тем надо отметить, что в республике не развита система маркетинговой информации регионального рынка продукции на базе единой технологической сети, о чем свидетельствует низкая посещаемость официального сайта Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан товаропроизводителям из районов, которым предоставлялась возможность бесплатно прорекламировать свою продукцию на «торговой площадке» этого сайта.

Активными посетителями сайта оказались предприниматели из других регионов страны (в основном Центра и Северо-Запада), заинтересованные в освоении рынка республики. А в республике лишь около десятка хозяйств из районов изъявили желание участвовать на выставке продукции.

Возможно, одной из причин пассивности сельхозтоваропроизводителей в рекламе своей продукции является недоступность Интернета во многих районах республики. Поэтому необходимо (помимо развития интернет-технологий) создание специализированного средства массовой информации плодоовощной отрасли, которое сегодня более доступно, чем Интернет, что даст возможность предоставлять серьезную качественную и целенаправленную информацию.

Форма специализированного средства массовой информации может быть как печатной, так и в виде телевизионной программы, в которой будет предоставляться следующая информация:

- о каналах реализации плодоовощной продукции;

- о выгодных поставщиков промышленный продукции;

- о научных инновациях в сфере АПК и др.

Создание специализированного средства массовой информации должно сыграть важную роль в развитии системы маркетинговой информации регионального рынка продукции на базе единой технологической сети, что позволит увеличить посещаемость официального сайта Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан товаропроизводителям из районов.

На формирование информационных ресурсов управления предприятиями АПК большое влияние оказывает наличие информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ). Без использования ИиКТ в процессе производства и управления, реализации уже имеющегося научно-технического потенциала, невозможно развитие современного АПК, выход агарного сектора из кризисного состоя-

9

ния, а также укрепление конкурентоспособности его продукции на внутреннем и мировом рынках продовольствия.

В связи с этим, в Республике Дагестан растут расходы на развитие ИиКТ. Так, если в 2005 г. затраты на ИиКТ составляли 111,5 млн руб., то в 2011г. они выросли до 367,2 млн руб. [9] (почти в 3,3 раза). В рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)» в 2014 году республике будет выделено из бюджета РФ субсидий на сумму 30 млн руб. на реализацию проекта программы [10]. Вместе с увеличением затрат растет и оснащенность организаций ИиКТ (Табл. 2).

В 2010 г. в общем числе обследованных организаций РФ СКФО имели ПК 93,8 и 93,7% соответственно, против 91,1 и 87,9% в 2005 г. Полностью были оснащены ПК обследованные организации Кабардино-Балкарской (100%) и Чеченской республик (100%).

Почти все показатели, приведенные в табл. 2, в организациях Республики Дагестан выше, чем в среднем по республикам СКФО, а по использованию локальных вычислительных сетей (84%), глобальных информационных сетей (94,7%) (в том числе Интернета - 94,7%) выше, чем у всех республик СКФО и средних показателей субъектов РФ.

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан для информационного обеспечения сельскохозяйственных предприятий региона наряду с Государственным бюджетным учреждением «Информационно-консультационная служба» имеются:

Таблица 2 Удельный вес организаций, использовавших ИиКТ, в республиках СКФО в общем числе обследованных организаций [9]

персональные компьютеры ЭВМ других типов локальные вычислительные сети глобальные информационные сети из них - Интернет в том числе широ-копо-лосный доступ

2005 2010 2005 2010 2005 2010 2005 2010 2005 2010 2010

Российская Федерация 91,1 93,8 9,3 18,2 52,4 68,4 54,3 83,4 53,3 82,4 56,7

СевероКавказский федеральный округ 87,9 93,7 7,7 17,1 44,9 63,3 49,2 85,9 48,3 85,5 55,5

Республика Дагестан 99,1 98,4 9,8 18,0 37,4 84,0 50,2 94,7 50,2 94,7 41,5

Республика Ингушетия 89,4 94,9 8,5 12,8 10,6 38,5 27,7 71,8 27,7 71,8 46,2

Кабардино- Балкарская Республика 99,8 100,0 5,5 13,2 44,7 46,5 49,2 92,5 48,6 91,6 64,4

Карачаево-Черкесская Республика 74,3 76,3 5,5 11,4 29,1 40,4 35,6 65,4 34,6 65,4 42,2

Республика Северная Осетия - Алания 75,4 87,4 7,1 15,5 28,7 46,3 43,2 80,4 43,2 80,3 58,4

Чеченская Республика - 100,0 - 12,8 - 66,4 - 69,7 - 69,7 43,6

- каталог актуальных научно-технических разработок (Каталог);

- информационные системы, банки данных и т.д. (Табл. 3).

Таблица 3

Перечень информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

№ п/п Наименование информационных систем, банков данных, реестров, регистров Назначение

1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан. Информационная поддержка деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.

2. Правовая система "Консультант плюс". Правовая справочная информационная система.

3. Система электронного документооборота "eDocLib". Позволяет вести учет входящей и исходящей корреспонденции, осуществлять поиск документов по ряду критериев.

4. Программный комплекс "Свод -WEB". Обеспечивает формирование консолидированной отчетности всеми участниками бюджетного процесса в масштабе субъекта Российской Федерации, главного распорядителя, муниципального образования.

5. 1С: Предприятие. Система автоматизации финансово-хозяйственной деятельности.

6. 1С: Зарплата+Кадры. Автоматизированное рабочее место бухгалтера расчетного стола.

7. 1С предприятие 8.2: Свод отчетов АПК. Бухгалтерские отчеты по с/х и продовольствию республики.

8. Автоматизированная система «СЭД». Электронный документооборот финансовых и платежных документов с Управлением Федерального казначейства по Республике Дагестан.

9. Реестр государственных услуг. Управление данными в Федеральном реестре государственных услуг.

10. Программный комплекс «Налогоплательщик». Программный комплекс для формирования налоговой отчетности.

11. Программный комплекс «Документы ПУ 5». Программа для формирования документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователем, и подготовки их для сдачи в территориальные органы ПФР.

В Каталоге приведены результаты научных и научно-исследовательских разработок, подготовленные Дагестанским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства (ДНИИСХ), Дагестанским государственным аграрным университетом (ДагГАУ), Прикаспийским институтом биологических ресурсов ДНЦ РАН, Дагестанским государственным университетом (ДГУ), Дагестанским государственным техническим университетом (ДГТУ), Прикаспийским зональным научно-исследовательским ветеринарным институтом.

Даны аннотации предлагаемых прогрессивных агротехнологий и технологических процессов; новых видов машин, приборов и оборудования; высокопродуктивных пород, породных групп и кроссов сельскохозяйственных животных и птицы, высокоэффективных препаратов и систем мероприятий для защиты растений и животных; другой научной продукции.

Приведены контактные реквизиты разработчиков, у которых можно получить необходимые сведения по каждой разработке для освоения ее в производстве.

В заключении следует отметить, что совершенствование управления предприятиями агропромышленного комплекса на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий станет платформой для модернизации отрасли, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.

Список литературы

1. Мальцев В. Экономика информационного общества // Консультант директора, 1998. №17 (77). С. 25—

29.

2. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962.

3. Федеральный Закон от 20.02.1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts24/txt24657.htm (дата обращения: 22.01.2014).

4. Юнусова П.С. Инновационное развитие АПК как инструмент мобилизации ресурсного потенциала / П.С. Юнусова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. - № 3 - С. 170-173.

5. Мельянцев В. Информационная революция - феномен "новой экономики". // МЭ и МО. 2001. - №2. -

C.3-10.

6. Российский статистический ежегодник 2013: Стат сб. /Росстат. М., 2013. - С.117, 118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дагестан в цифрах - 2013 .Краткий статистический сборник. Стат. сб. /ТОФС гос. Стат. РД. Махачкала, 2013. - С. 53-54.

8. Государственная программа Информационное общество (2011-2020 годы). URL: http://protown.ru/information/doc/7230.html (дата обращения 21.03.2014г.).

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. С.- 700.

10. Дагестан получит на развитие информационного общества 30 млн руб. URL: http://www.skfo.ru/news/2014/03/20/Dagestan poluchit na razvitie informacionnogo obshchestva 30 mln rubl ey/ (дата обращения 20.03.2014г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.