Научная статья на тему 'Опыт, пути становления и проблемы функционирования информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве'

Опыт, пути становления и проблемы функционирования информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СССР / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / АГРАРНАЯ РОССИЙСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АРИС) / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ / AGRARIAN RUSSIAN INFORMATION SYSTEM (ARIS) / AGRICULTURAL CONSULTATION SERVICES / THE POLITICAL SYSTEM OF THE STATE OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL INFORMATION / THE UNITED SYSTEM OF THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL INFORMATION OF STATE AGRIBUSINESS OF THE USSR / INFORMATION AND ADVICE SERVICES / THE UNITED SYSTEM OF INFORMATION INPUT OF AGRIBUSINESS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова П. С.

Статья посвящена становлению и проблемам функционирования информационноконсультационных служб (ИКС) в сельском хозяйстве. Рассмотрены основные направления деятельности ИКС на различных уровнях. Выявлены основные причины неэффективной деятельности ИКС в России. Важное место в статье уделяется интеграции ИКС с глобальной сетью Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND WAYS OF FORMATION AND OPERATION OF PROBLEMS INFORMATION AND CONSULTANCY SERVICES IN AGRICULTURE

Article is dedicated to formation and problems of the functioning of informationconsultational services (ICS) in the agriculture. The basic directions of activity ICS at different levels are examined. Are revealed the basic reasons for ineffective activity ICS in Russia. Important place in the article is given to the integration ICS with the global network the Internet.

Текст научной работы на тему «Опыт, пути становления и проблемы функционирования информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве»

ЮНУСОВА П.С.

ОПЫТ, ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена становлению и проблемам функционирования информационно-консультационных служб (ИКС) в сельском хозяйстве. Рассмотрены основные направления деятельности ИКС на различных уровнях. Выявлены основные причины неэффективной деятельности ИКС в России. Важное место в статье уделяется интеграции ИКС с глобальной сетью Интернет.

Ключевые слова: сельскохозяйственные консультационные службы, Государственная система научно-технической информации, Единая система научно-технической информации Государственного агропромышленного комплекса СССР, информационно-консультационная служба, Аграрная российская информационная система (АРИС), Единая система информационного обеспечения агропромышленного комплекса России.

YUNUSOVA P.S.

EXPERIENCE AND WAYS OF FORMATION AND OPERATION OF PROBLEMS INFORMATION AND CONSULTANCY SERVICES IN AGRICULTURE

Abstract. Article is dedicated to formation and problems of the functioning of information- consultational services (ICS) in the agriculture. The basic directions of activity ICS at different levels are examined. Are revealed the basic reasons for ineffective activity ICS in Russia. Important place in the article is given to the integration ICS with the global network the Internet.

Keywords: agricultural consultation services, the Political system of the state of scientific and technical information, the United system of the scientific and technical information of State agribusiness of the USSR, information and advice services, Agrarian Russian information system (ARIS), the united system of information input of agribusiness of Russia.

Первые сельскохозяйственные консультационные службы в России появились в 1913 году. Ещё А.В. Чаянов в своей работе «Основные идеи и методы работы общественной агрономии» [8] дал теоретическое обоснование деятельности этих служб. Он писал, что сельскохозяйственные консультационные службы могут ускорять развитие аграрного хозяйства, доведя до товаропроизводителей научные открытия, результаты опытов или новые возможности рынка. Процесс развития сельскохозяйственных консультационных служб был прерван административно-командной системой управления.

В СССР многие годы существовали Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) и Единая система научно-технической информации (ЕС НТИ) Госагропрома СССР, которые были рассчитаны на принятие решений в условиях централизованной экономики и являлись основными источниками внешней информации для её отраслей.

Переход к рыночной экономике разрушил единую систему научно-технической информации. Начиная с середины 1990-х годов в информационном обеспечении АПК России наметились положительные тенденции. С реализации отдельных положений Федеральной целевой программы «Информатизация АПК», принятой в 1993 году, в частности, разработка системы информационно-консультационной службы (ИКС), началось возрождение сельскохозяйственных консультационных служб в России.

Большое влияние на формирование и развитие информационно-консультационных служб в АПК регионов оказало усложнение процессов учёта, планирования, контроля и управления на уровне предприятий, района, региона и страны в целом. Однако существенным моментом, оказавшим значительное влияние на формирование и развитие системы ИКС, стали проблемы управления отраслью.

Для решения этих проблем было необходимо создать государственную консультационную службу для сельских товаропроизводителей. В связи с этим в 1993 году Центральным НИИ инновационных проблем и маркетинга в АПК был разработан «Пилотный проект создания

ЮНУСОВА П.С.

ОПЫТ, ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ --В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ -

российской консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности».

Большую помощь в развитии отечественной ИКС оказал «Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве АРИС (Аграрная российская информационная система)», который кредитовался Мировым банком реконструкции и развития (МБРР). С 2008 года АРИС переименована в ЕСИО АПК (Единая система информационного обеспечения АПК России).

Проект АРИС был направлен на реализацию следующих главных составляющих:

- создание системы информации о сельскохозяйственных рынках и развитии рыночной инфраструктуры (компонента СИР);

- формирование службы консультаций и информации товаропроизводителей (компонента СКИФ);

- развитие семеноводческой индустрии;

- создание оптовых рынков сельскохозяйственной продукции.

В рамках проекта АРИС были созданы информационно-консультационные службы в 26 регионах страны. Сегодня ИКС организованы в 65 регионах и 265 районах страны. Согласно программе Минсельхоза РФ «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)» [7] планируется довести количество региональных ИКС в АПК до 80.

Основными целями ИКС, созданных в начале 90-х годов, были: проведение аграрной и земельной реформы, адаптация сельхозтоваропроизводителей к новым условиям хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса в отрасли.

Сегодня первые две цели достигнуты, и деятельность региональных ИКС в АПК связана с:

- информационно-консультационным обеспечением хозяйствующих субъектов о достижениях НТП в отрасли и прогрессивном производственном опыте;

- оказанием помощи при внедрении инновационных разработок и передового опыта деятельности в современных условиях;

- содействием в выборе и внедрении наиболее эффективных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и технических средств;

- оказанием помощи при подготовке инвестиционных проектов, бизнес-планов;

- реализацией государственной агропродовольственной политики и др.

Основной целью ЕСИО АПК является создание системы рыночной информации во всех субъектах Российской Федерации и информационно-консультационной службы АПК России.

Целевыми индикаторами программы ЕСИО АПК являются следующие:

- доля региональных органов управления АПК, использующих функциональные возможности, предоставляемые ЕСИО АПК (%) —95 %;

- доля органов управления АПК муниципальных районов, использующих функциональные возможности, предоставляемые ЕСИО АПК (%), — 48 %;

- доля регионов, использующих ценовой мониторинг агропродовольственного рынка (%), — 95 %;

- доля регионов, использующих дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий (%), — 95 %.

Всё это позволит повысить эффективность и устойчивость агропромышленного производства и улучшить социально-экономические условия жизни в сельской местности.

Основными направлениями деятельности ИКС в России являются инновационное, информационное и консультационное.

Первое направление охватывает структуры, которые обеспечивают создание инноваций, их освоение, что позволяет пользователю перевести производство на более высокий уровень развития, наращивать объёмы производства и сбыта, улучшать качество продукции и условия труда и жизни населения на селе.

Второе направление носит характер информационно-справочной системы, которая постоянно пополняется информацией, поступающей из различных источников. Основными источниками информационных ресурсов являются: научные организации, региональные и федеральные органы управления АПК, консультационные службы, товаропроизводители и др. До-

ступ в информационно-справочную систему является свободным.

Третье направление состоит из структур консультационного обслуживания АПК. Консультационное обслуживание обеспечивается по всем направлениям экономической деятельности (организации производства, планированию, прогнозированию, экономическому анализу, управлению кадрами, маркетингу и др.).

Развитие ИКС в регионе может стать одним из приоритетных мер государственной поддержки развития АПК, так как консалтинг, информационное обеспечение, модернизация сельской инфраструктуры, научные исследования и т. п. относятся, в соответствии с классификацией форм государственной поддержки аграрной сферы экономики, отражённой в Соглашении по сельскому хозяйству ВТО, к «зелёной корзине».

Структура ИКС в России, в отличие от США и стран Центральной и Восточной Европы, является трёхуровневой (федеральный, региональный, районный). В указанных выше странах она двухуровневая. ИКС состоит из консультационных центров и Национального центра по информационно-консультационному обслуживанию сельского хозяйства и сельских регионов.

В состав федерального уровня ИКС АПК России входят: Минсельхоз России, Российский центр сельскохозяйственного консультирования, Главный вычислительный центр Минсельхо-за России, Пресс-видеоцентр Минсельхоза России, Центр обучения кадров ИКС МСХА им. К. А. Тимирязева и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСБ).

На федеральном уровне ИКС реализуются следующие задачи:

- формирование единой федеральной сети информационно-консультационной службы;

- организация государственной поддержки ИКС;

- привлечение ИКС к реализации государственной агропродовольственной политики;

- формирование единой информационной среды и информационных ресурсов для субъектов информационно-консультационной деятельности;

- разработка стратегии и приоритетных направлений развития ИКС;

- подготовка проектов федеральных программ развития ИКС;

- разработка проектов законодательных и нормативно-методических документов по вопросам развития и деятельности ИКС;

- координация взаимодействия субъектов информационно-консультационной деятельности на федеральном и региональном уровнях;

-организация разработки прикладных программных продуктов, формирование и актуализация информационных баз данных;

- организация подготовки и переподготовки кадров для ИКС;

- обобщение и распространение передового опыта работы информационно-консультационных служб всех уровней;

- организация международного сотрудничества по вопросам информационно-консультационной деятельности;

- разработка предложений по расширению рынка информационно-консультационных услуг;

- издание справочной, учебно-методической и другой литературы по вопросам информационно-консультационной деятельности в АПК [4].

Региональный уровень ИКС состоит

из филиалов Российского центра сельскохозяйственного консультирования и структур, на которые возложены функции региональной ИКС.

На региональном уровне ИКС решаются такие задачи, как:

- оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового производственного опыта;

- формирование, систематизация и актуализация информационных ресурсов и доведение их до структур, осуществляющих информационно-консультационную деятельность;

- проведение государственной агропродовольственной политики;

- оказание маркетинговых услуг сельхозтоваропроизводителям;

- подготовка предложений для органов управления АПК на разработку прикладных научных проблем;

ЮНУСОВА П.С.

ОПЫТ, ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ --В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ -

- осуществление международного сотрудничества по проблемам информационно-консультационной деятельности;

- издание рекламной продукции, информационных бюллетеней и листков, распространение видеофильмов и т. д.;

- организация и проведение краткосрочных обучающих семинаров для сельхозтоваропроизводителей;

- проведение мониторинга потребностей сельхозтоваропроизводителей в информационных и консультационных услугах;

- взаимодействие с федеральными структурами информационно-консультационной службы [4].

Региональные ИКС являются главным передающим звеном в цепочке наука — производство. Это связано с тем, что в сельском хозяйстве зависимость условий и результатов производства от погодных, биологических факторов и конъюнктуры рынка особенно велика. Малейшая неосведомлённость в деталях технологии может привести к невосполнимым потерям и экологическому ущербу, что требует необходимости приспособления технологий производства к особенностям региона.

Районный уровень ИКС состоит из районных представительств региональных филиалов Российского центра сельскохозяйственного консультирования и других структур, на которые возложены функции районных ИКС. Они работают непосредственно с сельхозтоваропроизводителями.

В функции районных ИКС входит: оказание сельхозтоваропроизводителям практической помощи в освоении инновационных разработок и передового производственного опыта и содействие в принятии и реализации управленческих, организационно-экономических и технических решений.

В соответствии с этими функциями районные ИКС в АПК решают следующие задачи:

- содействие сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового производственного опыта;

- оказание консультационного обеспечения в вопросах организации и управления производством, переработки и реализации продукции и др.;

- предоставление сельхозтоваропроизводителям маркетинговых услуг;

- организация и проведение обучающих семинаров, выставок, ярмарок, демонстрационных и других мероприятиях;

- содействие в реализации экономических, социальных и экологических программ района.

Районные ИКС получают соответствующую правовую, методическую, информационную и

материально-техническую поддержку от региональных филиалов Российского центра сельскохозяйственного консультирования и других структур.

На сегодняшний день в Республике Дагестан функционируют 11 районных ИКС, которые являются филиалами регионального ИКС АПК, с тремя консультантами в каждом филиале. Они позволяют сглаживать возникший в период реформирования экономики дефицит в профессионально-подготовленных специалистах (агрономах, зоотехниках, ветеринарах и др.).

ИКС являются основным центрами аграрного консультирования и распространения информации о научно-технических разработках в сфере агропромышленного производства, которые повышают уровень знаний сельхозтоваропроизводителей, что позволяет оптимизировать использование ресурсного потенциала и увеличивать производительность труда.

Роль районных ИКС в АПК Республики Дагестан возрастает в связи с тем, что здесь высока доля крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в экономике региона (88,9 % всей производимой продукции сельского хозяйства приходится именно на них [1, с. 210]), в которых, как правило, трудятся люди, не имеющие специального образования.

Во многих регионах России, в том числе и в Республике Дагестан, деятельность ИКС пока недостаточно эффективна. Основными причинами, тормозящими работу ИКС, являются следующие:

- недостаточное финансирование;

- слабый мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей;

- отсутствие обратной связи с сельскими товаропроизводителями;

- низкая эффективность внедрения инновационных технологий, вследствие которой многие научно-технические разработки остаются невостребованными производством;

- недостаточное использование возможностей современных телекоммуникационных систем;

- неполнота диапазона сфер АПК, обслуживаемых ИКС (ими обслуживаются только сельхозпредприятия);

- недостаточность информационных, справочных, методических материалов и компетентных сотрудников в составе ИКС и т. д.

Многие регионы России самостоятельно, за счёт собственных средств создавали инфраструктуру ИКС, несмотря на то что ещё в 2006-2007 годах были подготовлены материалы по их методическому обеспечению и информационной поддержке. Однако эти материалы были доступны только руководителям и специалистам различных уровней, но не сельскохозяйственным товаропроизводителям и в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ) и личным подсобным хозяйствам (ЛПХ).

Организация и финансирование крупномасштабных всероссийских мероприятий с использованием возможностей СМИ для разъяснения сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению сути задач, финансовых, хозяйственных и организационных инструментов, предусмотренных национальным проектом, Минсельхозом России, практически не осуществлялись [6].

Вместе с тем использование возможностей СМИ и других современных информационных систем является важнейшим условием эффективного функционирования ИКС АПК всех уровней.

В стратегической перспективе ИКС должны развиваться и совершенствоваться за счёт интеграции с глобальной сетью Интернет, которая будет способствовать достижению максимального результата в сборе данных по вопросам, находящимся в компетенции служб всех уровней, а также распространению и пропаганде инноваций в отрасли, что позволит повысить эффективность и устойчивость агропромышленного производства, обеспеченность населения собственной продукцией и улучшить социально-экономические условия жизни на селе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Дагестан в цифрах — 2013. Краткий статистический сборник. Стат. сб. / ТОФС гос. стат. Республики Дагестан. — Махачкала, 2013.

2. Дохолян С. В. Прогнозирование развития промышленных предприятий в условиях рыночной неопределенности / С. В. Дохолян, З. С. Оруджева. — Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2011. — 156 с.

3. Дохолян С. В. Продовольственный рынок региона: теория и практика / С. В. Дохолян, П. С. Юнусова, Р. К. Ибаев, Ф. Р. Исхаков. — Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010. — 252 с.

4. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/6957.191.htm (дата обращения: 24.07.2014).

5. Курбанов К. К. Агропромышленный комплекс Северо-Кавказского федерального округа: тенденции и перспективы развития / К. К. Курбанов // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 3. — С. 130-138.

6. Одинцов М. В. Сводная аналитическая записка об использовании средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2006 году //Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. — 2007. — № 12.

7. Приказ Минсельхоза РФ от 31.03.2008 № 183 «Об утверждении целевой программы ведомства "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)"». URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jl-instrukcii/x5g.htm (дата обращения: 13.06.2014).

8. Чаянов А. В. Избранные работы. Том 4. Основные идеи и методы работы общественной агрономии (1918). Очерки по экономике трудового сельского хозяйства. Издательство S.R. Publishers Limited Johnson Reprint Corporation Mouton & Co, 1967. — 310 с.

9. Юнусова П. С. Профессиональное обучение и повышение квалификации руководителей сельхозорга-низаций / П. С. Юнусова // Вопросы структуризации экономики. — 2008. — № 2. — С. 100-103.

References:

1. Dagestan in figures - 2013. Short statistical compilation. Stat. Sat. / TOFS state. stat. Republic of Dagestan. - Makhachkala, 2013.

2. Dokholyan SV Forecasting development of industrial enterprises in the conditions of market uncertainty / SV Dokholyan, ZS Orudzheva. - Makhachkala: Izd ISEI DSC RAS, 2011. - 156p.

ЮНУСОВА П.С.

ОПЫТ, ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ --В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ -

3. Dokholyan SV Food Market Region: theory and practice / SV Dokholyan, PS Yunusov, RK Ibaev, FR Iskha-kov. - Makhachkala: Izd ISEI DSC RAS, 2010. - 252 p.

4. The concept of development of information and consultancy services APK Russia for the period up to 2010. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/6957.191.htm (date accessed: 24/07/2014).

5. Kurbanov K. Agriculture North Caucasus Federal District: trends and prospects / K. Kurbanov // Regional problems of economic transformation. - 2012. - № 3. - S. 130-138.

6. Odintsov MV Summary analytical note on the use offederal funds to ensure the implementation of the priority national project "Development of agriculture" in 2006 // Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. - 2007. - № 12.

7. Order of Ministry of Agriculture of the Russian Federation of31.03.2008 № 183 "On approval of the target program agency" Creating a unified system of information support of agriculture of Russia (2008-2010) ". " URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jl-instrukcii/x5g.htm (date accessed: 13/06/2014).

8. AV Chayanov Selected Works. Volume 4. The basic ideas and methods ofpublic agronomy (1918). Essays on the economics of labor in agriculture. Publisher S.R. Publishers Limited Johnson Reprint Corporation Mouton & Co, 1967. - 310 p.

9. Yunusov PS Vocational training and retraining of managers of agricultural enterprises / PS Yunusov // Questions of structuring the economy. - 2008. - № 2. - S. 100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.