культуры местного сообщества», «Коммуникационная библиотека - новая модель библиотечной деятельности», «Сельская библиотека -центр муниципальной культуры, интеллектуального общения местного сообщества», «Программа модернизации межпоселенческой центральной библиотеки», «Культура. Сельский житель. Библиотека».
Таким образом, дальнейшее развитие сельских информационно-библиотечных ресурсов связано с одной стороны, с политикой государства в целом по отношению к селу, а с другой стороны, с пониманием государством значения библиотеки как института, форми-
рующего информационно-образовательное пространство на селе, а также с осознанием самой значимости доступа к информации, образованию и культуре для всех категорий населения.
Источники
1. Муниципальные библиотеки Саратовской области в 2014 году / Министерство культуры Саратовской области, Областная универсальная научная библиотека. — Саратов, 2015. — 147 с.
2. http:www.idea-russia.ru/about/.
МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ АГРАРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Иванова Е.В., инженер Института социально-экономических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
С целью изучения состояния и улучшения информационно-консультационного обеспечения аграрного сектора автором в конце 2013 - начале 2014 г.г. проведен опрос руководителей и специалистов сельхозоргани-заций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Руководители и специалисты аграрных хозяйствующих субъектов, ответивших на вопросы анкеты, были в основном из малых и средних организаций.
В процессе анкетирования изучалось мнение респондентов об источниках информации, о видах и качестве предоставляемых услуг, расширении спектра оказываемых услуг, формах консультирования, готовности платить за определенные виды информационно-консультационных услуг, о перспективных организационно-правовых формах информационно-консультационной службы (ИКС).
Респондентам было предложено указать источники используемой информации. Обобщив результаты опроса, удалось установить долю каждого источника: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми - 15,9 %; семинары, совещания, обучения - 15,7; районные (городские) отделы сельского хозяйства и продовольствия - 14,4; Интернет - 11,6; поездки в другие предприятия и хозяйства Республики Коми, России и зарубеж -11,4; правовые системы (Гарант, Консультант Плюс), электронные справочники - 10,1; сельскохозяйственные профессиональные журналы, газеты, специальная литература - 5,9; поставщики промышленных средств производства - 5,7; радио и телевидение - 5,0; информационно-консультационная служба республики - 2,9; доля прочих источников - 1,4 %.
Представляет интерес ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством информации, поступающей из различных источников?» (см. табл.). Большая часть респондентов полностью удовлетворены качеством информации от специалистов отделов сельского хозяйства районов и городов. 13,3 % респондентов ответили, что не удовлетворены качеством информации от НИИ и образовательных учреждений (при этом к их помощи не обращались 63,3 % опрошенных).
Удовлетворенность респондентов полученной информацией из источников, %
Источник Полностью удовлетворен Частично удовлетво- Не удов ле-тво- Не обращались за информацией
рен рен
Министерство
сельского хозяйства и про- 33,3 54,5 3,3 13,3
довольствия
Отделы сель-
ского хозяйства районов и 46,7 36,7 10, 0 16,7
городов
Научно-
исследователь- 13, 3
ские и образо- 13,3 26,6 63,3
вательные уч-
реждения
Производители
и поставщики средств произ- 23,3 56,7 - 30,0
водства
Другие организации 10,0 63,3 6,7 30,0
В ходе социологического опроса респондентам задавался вопрос: «Обращались ли Вы к услугам в Информационно-консультационный центр (ИКЦ)10 при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК Республики Коми?» - респонденты ответили: обращаемся к услугам ИКЦ раз в полгода и чаще - 3 %; раз в год - 21,2 %. 27,3 % респондентов ответили, что не знают о существовании ИКЦ, а 48,5 % - знают о его деятельности, но не сотрудничали с ним.
Ответы на вопрос: « Если Вы обращались в ИКЦ, то насколько Вы довольны качеством предоставленных услуг?» распределились следующим образом: довольны (получили всю необходимую информацию) - 26,7 %; частично довольны (не получили всю необходимую информацию) - 26,6; недовольны ( не получили информацию) - 6,7; затрудняюсь ответить -40,0 %.
Отвечая на вопрос «Какие информационные услуги Вы хотели получить?», можно было выбрать несколько вариантов. Обобщим полученные данные: информацию о спросе на сельхозпродукцию в районах, городах республики, других регионах страны - 75,8 %; информация о ценах на сельхозпродукцию на рынках республики, других регионах страны - 72,7; информация о ценах на сельхозтехнику, оборудование, удобрения, гербициды, семена, стройматериалы и другие материальные ресурсы -72,6; информация о новых технологиях, сортах растений и породах скота - 67,7; о действующих законах, указах, постановлениях и других нормативно-правовых актах - 60,6; о бизнес-планировании - 42,4; о программном обеспечении бухучета и отчетности (1С Бухгалтерия, 1С Склад) - 42,3; о новых формах организации и управления производством - 36,4; об условиях оформления кредита - 27,3; прочую информацию - 3,0 %.
В анкете было предложено указать области, по которым организациям и хозяйствам необходимо консультирование (можно было выбрать несколько вариантов ответов). В следующей очередности были названы: консультирование по правовым вопросам - 65,6 %; по
10 До 2030 г. в республике функционировал информационно-консультационный центр при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК в составе 2 человек. Сейчас на базе Государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства Республики Коми» действует консультационная служба в составе информационно-консультационного отдела и службы по предоставлению услуг в АПК.
содержанию и кормлению животных, технологиям на фермах - 50,3; по составлению бизнес-плана - 50,1; по налоговым вопросам - 50,0; по разработке инвестиционных проектов - 46,9; по новым технологиям, сортам растений и породам скота - 40,8; льготных условия приобретения машин, оборудования, семян, кормов, удобрений, животных- 40,6; по вопросам организации бухучета - 34,4; по вопросам кормопроизводства, выращивания продовольственных культур - 31,3; о новых формах организации и управления производством - 22,1; о работе в условиях членства страны в ВТО - 21,9; по страхованию урожая и животных - 21,8; кредитное консультирование - 12,5; по вопросам кооперации и интеграции - 9,4; по вопросам работы с персональным компьютером - 9,3 %.
На вопрос: «Какой форме консультирования Вы отдаете предпочтение?» был возможен выбор нескольких вариантов: персональное консультирование - 69,7 %; консультирование с помощью Интернета - 39,4; консультирование через присылаемые профессиональные информационные материалы - 33,5 %.
Представляют интерес ответы на вопрос: «Какие из индивидуальных методов консультирования ИКС Вы предпочитаете?»: консультирование в хозяйстве - 62,5 %; при посещении выставок, ярмарок, семинаров - 50,0; по переписке - 43,8; по телефону - 34,5; консультирование в помещении ИКС - 15,6 %. Как видим, предпочтение товаропроизводители отдали консультированию в хозяйстве. Специалисты консультационной службы в этом случае лучше узнают потребности клиента, могут ознакомиться с состоянием дел в растениеводстве и животноводстве, получить достоверную информацию о существующих проблемах в хозяйстве. В то же время посещение хозяйств связано с высокими расходами на поездки и большими затратами времени.
В анкете было предложено назвать виды информационно-консультационных услуг, которые необходимо развивать в республике. Респондентами даны следующие ответы: проведение семинаров, совещаний, конференций -62,5 %; консультирование по вопросам организации производства, бухучета, планирования, маркетинга, правового и инвестиционного обеспечения - 56,3; организация выставок, демонстрационных объектов - 43,8; распространение и внедрение инноваций, передового опыта и методов хозяйствования - 40,6; знакомство с правилами и нормами, установленными ВТО, - 28,2; участие в разработке стратегий и программ развития агропродовольственного сектора республики, муниципальных образова-
ний, организаций и хозяйств - 28,1; издание информационных материалов и бюллетеней, обзоров - 21,9; обучение пользованию компьютерной техникой - 21,8; организация специальных телепередач - 3,1 %.
Интересны ответы на вопрос: «Какое обслуживание от ИКС Вы хотели бы получить?»: проведение профессионального обучения работников - 66,7 %; внедрение инноваций - 53,3; оказание помощи в принятии решении по конкретным проблемам - 46,7; разработка бизнес-плана - 33,3; выявление проблем и анализ состояния предприятия - 33,3; пропоганда и передача передового опыта - 30,0; оценка эффективности инвестиционных проектов - 26,7; разработка стратегии развития хозяйства - 23,3; обучение пользованию компьютером - 13,3 %. Анкетирование показало, что наряду с обучением работников, оказанием помощи по решению конкретных проблем сельхозпроизводители проявляют большой интерес к оказанию таких услуг, как внедрение инноваций, разработка бизнес-планов, экономическая оценка инвестиционных проектов, анализ хозяйственно-финансовой деятельности.
На предложение выявить форму сотрудничества с ИКС 66,7 % анкетируемых руководителей сельхозорганизаций и хозяйств высказали желание сотрудничать с консультационной службой на основе разовых заявок. 33,3 % -проявили интерес работать по договорам с ИКС.
При изучении возможности оплаты оказанных услуг установлено следующее: разработку бизнес-планов согласны оплачивать 45,5% респондентов; консультирование по применению передовых технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке продукции -27,3; консультирование по вопросам реализации продукции - 15,2; разработка стратегии развития хозяйства - 15,1; разработку и оценку эффективности инвестиционных проектов - 12,1%.
Мнение руководителей и специалистов сельхозорганизаций и фермерских хозяйств об организационно-правовых формах ИКС, которые в настоящее время подходят для Республики Коми: службы в составе Минсельхозпрода республики и муниципальных отделов сельского хозяйства - 63,3%; службы формируемые на базе образовательных и научных организаций -13,5; государственные и муниципальные службы в форме самостоятельных предприятий -10,2; кооперативные службы - 3,3; частные службы - 3,2; затруднялись ответить 26,7% респондентов.
Анализ результатов анкетирования показал следующее:
• респондентами были в основном руководители средних и малых предприятий и кре-стьянско-фермерских хозяйств. На анкету практически не откликнулись руководители крупных аграрных предприятий, видимо, не нуждающиеся в услугах консультационной службы;
• основную информацию (почти половину) респонденты получали от специалистов Минсельхозпрода республики, отделов сельского хозяйства районов и городов, а также на семинарах, совещаниях и при прохождении обучения. Почти 2/3 опрошенных не обращались за информацией к научно-исследовательским и образовательным учреждениям. К этим организациям были высказаны пожелания об улучшении качества оказываемых услуг;
• половина респондентов не обращались к оказанию услуг по решению возникающих проблем в процессе производственной деятельности к Информационно-консультационному центру при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК Республики Коми;
• наибольший интерес сельхозпроизводителей пользуется информация о спросе на аграрную продукцию и ее ценах на локальных и региональных рынках, ценах на материально-технические ресурсы, новых технологиях, селекционно-генетических инновациях, о действующих нормативно-правовых актах.
• в ходе социологического опроса предпочтение отдано консультированию в хозяйстве. Посещение специалистами консультационной службы сельхозорганизаций и хозяйств требует больших финансовых расходов и затрат времени;
• сельхозпроизводители проявляют значительный интерес к таким видам консультационной деятельности, как внедрение инноваций, разработка бизнес-планов, стратегии развития хозяйства, разработка и оценка инновационно-инвестиционных проектов, оказание помощи по решению конкретных проблем. Эти консультационные услуги клиенты согласны оплачивать;
• при изучении перспективных организационно-правовых форм ИКС респонденты отдали предпочтение консультационным службам в составе Минсельхозпрода республики и муниципальных отделов сельского хозяйства.