Научная статья на тему 'Информационно-консультационная деятельность сельских библиотек и ее влияние на социально-экономическую устойчивость развития сельского социума'

Информационно-консультационная деятельность сельских библиотек и ее влияние на социально-экономическую устойчивость развития сельского социума Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-консультационная деятельность сельских библиотек и ее влияние на социально-экономическую устойчивость развития сельского социума»

Рис. 1. Организационная структура системы ИКЦ в аграрном секторе Курганской области

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Н.А. Фисенко, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Концепция многофункциональности сельского хозяйства, возникшая в рамках ГАТТ, базируется на том, что сельскохозяйственная отрасль экономики не только производит продукты питания и сырье, но и выполняет многоплановые функции: защищает окружающую среду, сохраняет ландшафт, обеспечивает занятость населения, проживающего в сельской местности, сохраняет традиции уклада жизни и обеспечивает передачу культурного наследия, способствует интеграции жителей села в социум. В этом контексте представляется целесообразным рассмотреть проблему доступа сельского населения к информационным ресурсам как одного из важных направлений обеспечения устойчивого сельского развития и провести системный анализ факторов влияния внешнего окружения и внутренней среды на информационно-консультационную деятельность сельских библиотек, определить уровень ресурсов и способы их эффективного использования.

Сельская библиотека рассматривается нами концептуально как социальный институт, созданный для содействия развитию аграрного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе посредством

распространения знаний, в том числе обучения новшествам, оказания информационно-консультационных услуг хозяйствующим субъектам АПК, объектам инфраструктуры села и сельскому населению, институт, формирующий образовательное пространство и культурную атмосферу села. В настоящее время складывается новый подход к пониманию роли библиотек в обществе. Если раньше библиотеки рассматривались как идеологические учреждения, ориентированные прежде всего на поддержание государственных ценностей, то сейчас они разворачиваются к широкому спектру интересов личности и местного сообщества [1]. С одной стороны, библиотека развивается в условиях местного самоуправления, а с другой - становится субъектом, способным помочь его развитию. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию, в ней формируется культурный дух сельского социума. Кроме того, следует отметить, что в сложившейся сложной ситуации на селе, когда резко сокращается число клубов и школ, сельская библиотека часто является единственным очагом культуры и центром социальной коммуникации.

По статистическим данным Библиотечной ассамблеи Евразии [2], в настоящее время в России функционируют 38 тыс. сельских библиотек, которые обслуживают более 20 млн человек - каждого второго сельского жителя. При этом стационарные библиотеки есть только в каждом четвертом поселении, в каждом втором используются нестационарные формы, остальные же селяне вообще лишены библиотек. В условиях информационной дискриминации, увеличивающей разрыв между городом и селом, проблема сохранения и модернизации сельских библиотек в контексте развития культурно-образовательного комплекса на селе становится особо актуальной.

Результаты исследования деятельности сельских библиотек Калининской, Лысогорской и Советской центральных библиотечных систем Саратовской области свидетельствуют о том, что информационное обслуживание в условиях сельского социума характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приемов, подходов и форм. В аграрном секторе Саратовской области сформирована многоукладная экономика: по данным Роскомстата на 1.01.2006 г., в нем функционируют 750 коллективных сельскохозяйственных предприятий, имеющих разные организационно-правовые формы, и 7 481 крестьянских (фермерских) хозяйств. Оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по различным вопросам организации эффективного производства стало ключевым направлением в оказании информационных услуг сельскими библиотеками.

Особенность предоставления информации сельской библиотекой обусловлена ее каждодневными тесными контактами с жителями, позволяющими постоянно уточнять и углублять запросы и максимально индивидуализировать информацию в зависимости от категории потребителя. Значительной категорией потребителей на селе стали фермеры и предприниматели, к которым относятся коренные сельские жители; горожане, переехавшие в село, а также горожане, вернувшиеся в родное село из города. Последние представляют наиболее «продвинутую» группу способных, энергичных и инициативных людей, которым понятна роль информации в современном мире и которые четко формулируют свои запросы. Поскольку в новой системе общественных отношений сельские библиотеки выступают как один из механизмов взаимодействия общества и власти, особое место среди их пользователей занимают управленцы. В данную группу входят глава местной администрации, сотрудники аппарата, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители. Решая широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и других вопро-

сов, управленцы нуждаются в информации постоянного характера, как аналитической, так и фактографической. Традиционно сельская библиотека уделяет значительное внимание представителям сельской интеллигенции - учителям, врачам, медикам, специалистам-аграриям, а также студентам-заочникам. Следует выделить также такую категорию потребителей, как мигранты, которая в основном включает в себя беженцев и переселенцев из так называемых горячих точек. Среди жителей села в настоящее время высокую долю населения составляют безработные, которым библиотека предоставляет данные о возможностях переподготовки, получения образования, наличии рабочих мест как в районе, так и за его пределами, о правилах регистрации в качестве безработного и т.п. И, наконец, традиционно значительную группу пользователей сельской библиотеки составляют пенсионеры, ветераны и инвалиды, которым предоставляется информация по вопросам изменения в пенсионном законодательстве, положения о правах и льготах.

Изучение тематики информационных услуг, предоставляемых сельскими библиотеками Саратовской области, показывает, что наиболее распространенными и востребованными стали следующие направления: организация сельскохозяйственного производства; развитие социальной среды; правовая документация; краеведение. Среди форм информационного обеспечения наряду с традиционными (тематические выставки, обзоры, Дни информации, Дни специалиста, литературно-музыкальные вечера, «круглые столы») получили внедрение такие, как формирование видеоархивов, выпуск дайджестов, тематических досье и др. На базе 37 сельских библиотек Лысогорского, Калининского и Советского районов созданы информационно-просветительские центры, которые занимаются лекторской деятельностью с привлечением как местных, так и приглашенных преподавателей, библиотечных и медицинских работников. Получили развитие Центры правовой информации и кабинеты деловой информации, обучающие семинары и семинары для безработных.

Комплекс мер, направленных на совершенствование развития информационного обслуживания сельских библиотек, включает в себя рациональное размещение сети библиотек, гарантированное стабильное комплектование фондов, компьютеризацию сельских библиотек и подключение их к единому информационному пространству, организацию непрерывного повышения квалификации сельских библиотекарей. Несмотря на позитивный опыт создания в ряде регионов России модельных сельских библиотек в рамках отдельных грантов и проектов, отсутствует единая госу-

дарственная программа компьютеризации сельских библиотек, предусматривающая программное обеспечение для создания единой библиотечной сети, государственную поддержку образовательных Интернет-услуг, комплектование качественными информационными ресурсами. Информатизацию сельских библиотек необходимо активно осуществлять в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», нацеленной на распространение информационных и коммуникационных технологий и проникновение их во все сферы общественной жизни [3]. Как отмечается в программе, осуществление разработанных мер по информационной безопасности России позволит повысить конкурентоспособность экономики страны за счет издержек и повышения качества продукции и услуг, эффективности государственного

управления и местного самоуправления, также будет способствовать росту качества жизни населения, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.

Литература

1. Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы/ Ю.П.Мелентьева. -М.: «Издательство Либерия», 2003. - 96 с.

2. Высоцкая, Е.К. Библиотеки российского села (итоги исследования) / Е.К. Высоцкая //Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. - 2004, № 2. -С.49.

3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

СУБЪЕКТОВ АПК РЕГИОНА

А.В. Белокопытов, д.э.н., проф. Смоленской государственной сельскохозяйственной академии

Одним из основных каналов распространения знаний и информации о новых достижениях науки и практики является информационноконсультационная служба АПК. Информационноконсультационные службы ведут консультирование по технологическим, экономическим, правовым вопросам, бизнес-планированию, маркетингу, бухгалтерскому учету, проводят семинары и выставки новой техники. К оказанию консультаций помимо непосредственно специалистов ИКС активно привлекаются работники органов управления АПК, ученые, работники образовательных учреждений. Проводимые нами социологические исследования среди работников сельскохозяйственных предприятий Смоленской области показывают, что доля респондентов, оценивших работу ИКС на высоком уровне, достаточно мала и в последнее время снижается - 6,1% в 2005 г. против 16,4% в 2002 г. Большинство сельских тружеников высказывают мнение о неэффективности деятельности таких служб и необходимости активизации с ними работы. Так, если в 2002 г. неудовлетворительную оценку ИКС дали 31,7% опрошенных, то в 2005 г. уже 64,7%. Одним из слабых мест в организации работы ИКС, на наш взгляд, является отсутствия единого информационного пространства среди субъектов АПК региона.

Формирование единого информационного пространства предполагает включение управленческих и консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно также обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого звена, выстраиванием

вертикали управления, обеспечивающей гармоничное и динамичное развитие системы.

Такой подход предполагает совокупность организованных и оснащенных типовых рабочих мест с нормированным составом инструментов, средств, согласованных функций, интерфейсом, протоколом обмена и доступом к данным. При этом необходимо иметь в виду, что информационно-консультационная служба создает возможности для реализации дополнительных модулей (маркетингового центра, диспетчерской службы, управления ресурсами агропромышленного комплекса и т.д.), поскольку формируется единая система информационноконсультационного обеспечения АПК, способная выработать высокую степень стандартизации собственных решений.

Создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса окажет существенное влияние на решение таких стратегических задач, как:

- рост объемов производства пищевой сельскохозяйственной продукции на рынке региона;

- обеспечение импортозамещения продукции сельского хозяйства в условиях конкуренции и потребительского спроса;

- повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса;

- развитие формирования самой информационно-консультационной службы, рост уровня информационного обеспечения АПК.

Информатизация АПК не может быть решена только путем оснащения работников аппарата управления современными средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.