КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОКАЗАНИЯ АГРОКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ
П.В. БОЧКОВ,
соискатель, Уральская ГСХА
Ключевые слова: качество жизни населения, сельское население, консультационные услуги, технологии, инновации.
Критерием эффективной работы консультационных организаций является своевременное оказание консультационных услуг. При рассмотрении качества консультационных услуг следует учитывать:
■ область консультационных услуг;
■ методику предоставления консультационных услуг и сервис предоставления услуг.
Немаловажным фактором, оказывающим влияние на развитие консультационных услуг, является соответствие спроса и предложения на данные услуги. При этом необходимо учитывать, что спрос на консультационные услуги возникнет при условии решения проблем сельхозтоваропроизводителей.
Развитие консультационных услуг на селе предполагает необходимость повышения конкурентоспособности консультационных организаций на основе применения комплекса средств, позволяющих достигать поставленных результатов. Для этого необходимо изучить внешнюю среду и рынок на стадии проекта.
В настоящее время у сельских жителей возникает огромная потребность в консультировании. Она обусловлена изменениями правовой среды и экономической ситуации в стране. Создание информационноконсультационных центров (ИКЦ) способствует эффективному и устойчивому развитию агропромышленного производства, улучшению социальноэкономических условий жизни на селе. Потребность в ИКЦ возникает у руководителей агропромышленных предприятий ввиду недостатка информации в вопросах права, налого-
обложения, экономики, сбыта и переработки продукции.
Деятельность консультантов направлена на предоставление информации по социально-экономическому развитию сельских территорий.
В соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» предусматривается создание 240 информационно- консультационных центров на сельских территориях.
Повышение качества консультационных услуг сельскому населению невозможно без:
■ подготовки и повышения квалификации консультантов для сельской местности;
■ обеспечения достойного уровня заработной платы консультантов;
■ предоставления государством гарантированных субсидий сельхозтоваропроизводителям для пользования платными консультационными услугами;
■ комплектования ИКЦ современным вычислительным, копировальным и презентационным оборудованием;
■ оснащения ИКС портативными полевыми приборами и лабораторным оборудованием;
■ финансовой поддержки сельских консультантов органами местного самоуправления;
■ методической, организационной и информационной поддержки консультантов, работающих в сельской местности;
■ оценки платежеспособности сельских товаропроизводителей;
■ применения методик оценки эффективности функционирования агро-
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8 (343) 371-03-91
консультационных структур;
■ проведения мониторинга необходимости предоставления услуг;
■ наличия соответствующей материально-технической базы у консультационных центров.
Создание всех необходимых экономических условий является важнейшим шагом в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и способствует эффективному развитию сельского хозяйства и сельских территорий.
В Свердловской области развитие инфраструктуры инновационного процесса как совокупности организаций, ресурсов и средств, обеспечивающих научное, материально-техническое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности - одно из основных направлений стратегии социально-экономического развития. Приоритет отдаётся созданию эффективной системы развития инноваций (выставки, оказание информационноконсультационной помощи, полевые демонстрации), позволяющей массово внедрять в производство достижения науки и техники.
Первым этапом в формировании государственных информационных ресурсов является предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельхозтова-
Qualities of life of population, rural population, consultative services, technologies, innovations.
22
Аграрный вестник Урала
№ 1 (67), 2010 г.
ропроизводителей и создание информационно-аналитической системы программно-целевого управления АПК. Целью системы является повышение эффективности государственного управления, формирование и поддержание системы информационного обеспечения органов управления. В результате создания единой системы информационноконсультационного обслуживания происходит интеграция областных и районных центров информационного консультирования в единое информационное пространство АПК России.
Однако уровень информационноконсультационного обслуживания на селе чрезвычайно низкий, что вызвано неблагоприятными условиями функционирования сельского хозяйства, дефицитом квалифицированных кадров и другими факторами.
Развитие системы информационного обеспечения Свердловской области происходит за счёт финансирования ряда мероприятий в рамках программы развития сельского хозяйства на территории Свердловской области. В области крайне необходимо увеличить число районных информационно-консультационных центров и объём оказанных услуг, также необходим переход на новый этап развития информационно-коммуникационных технологий в сельском хозяйстве. Для эффективного взаимодействия всех звеньев производственного процесса - от планирования до выполнения намеченных объёмов работ - предлагается создание и внедрение информационной системы оперативного управления сельскохозяйственным производством, охватывающей такие сферы, как растениеводство, животноводство, инженерное обеспечение, организация производственных процессов, материально-техническое снабжение.
Цель создания системы управления - разработка и внедрение новых инновационных технологий в работе предприятий агропромышленного сектора. Информационная система оперативного управления обеспечивает:
■ выявление организационно-технических и экономических факторов, затрудняющих достижение заданных результатов;
■ создание условий для разработ-
ки информационных технологий по наиболее важным задачам управления механизированными процессами производства;
■ разработку технологических карт;
■ контроль состояния тракторов, комбайнов, автомобилей и другой сельскохозяйственной техники;
■ формирование баз данных по выполнению основных технологических операций в растениеводстве и животноводстве.
Широкое внедрение новых методов управления с использованием ИСОУ позволит изменить традиционный способ планирования производственных процессов и технологических операций, повысить его качество на основании учёта многообразия факторов, влияющих на конечные результаты.
Центральное звено информационной системы оперативного управления - единая диспетчерская служба, обеспечивающая разработку дневных (недельных) заданий. Диспетчерская служба действует на основе положений о сборе и передаче информации.
Целесообразно создание 3-уровневой единой информационной системы: информационная система сельскохозяйственных предприятий, районные организации, областные организации.
В информационную систему инженерного обеспечения Свердловской области (ИСИО) должны войти 300 внутрихозяйственных ИСОУ и около 30 районных информационно-консультационных центров (РИКЦ), которые консультируют кроме сельхозтоваропроизводителей перерабатывающие организации, транспортные предприятия, предприятия и организации, обслуживающие сельскохозяйственное производство, областной информационно-консультационный центр (ОИКЦ).
Планируется научно-исследовательскую деятельность по внедрению системы информационного обеспечения в работу РИКЦ и сельхозтоваропроизводителей проводить по трём направлениям.
1. Комплексные исследования и внедрение ИКС в сельские местности на примере пилотных проектов. ИКС в сельских территориях способствуют развитию и повышению качества консультационных услуг, повышению компьютеризации, внедрению
Экономика
новых технологий в производство сельхозпродукции.
2. Разработка и ввод в эксплуатацию подсистем оперативного управления на примере изучения работы движения информационных потоков в крупных сельскохозяйственных предприятиях.
3. Широкое внедрение в практику управления сельскохозяйственным производством информационных технологий, современных методов управления хозяйствами, повышение качества управленческого состава предприятий.
Полученный опыт от внедрения информационных технологий в работу сельскохозяйственных предприятий позволит повысить мобильность и эффективность товаропроизводителя.
Ожидаемый эффект от развития информационно-коммуникационных технологий в работе региональных информационно-консультационных центров:
■ хозяйственная составляющая (рост сельскохозяйственной продукции, модернизация материально-технической базы, применение новых технологий в производстве и т.д.);
■ социальная (повышение качества жизни сельских жителей, предоставление комплексной информации о рынке сбыта продукции и технологиях производства);
■ корпоративная (повышение активности работников, заинтересованность в результатах труда);
■ административная (решение вопроса продовольственной безопасности, предоставление финансовых дотаций сельским территориям).
Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий через региональные и областные информационно-консультационные центры - это важнейший этап в развитии аграрного сектора не только региона, но и страны в целом. Создание единой информационно-коммуникационной инфраструктуры невозможно без активного участия ИКЦ, способствующих переходу сельхозпредприятий на новый уровень отношений с государством, обслуживающими и перерабатывающими предприятиями, а также повышению эффективности управления сельхоз-производством и удовлетворению потребностей аграрных товаропроизводителей в новых информационных услугах.
Литература
1. Андреев П. А. Инновационные процессы в сельском хозяйстве. М. : Минсельхоз, 2000. С. 52.
2. Баутин В. М., Андреева Н. П. Устойчивое развитие сельских территорий. М. : Росинформагротех, 2004. С. 181.
3. Демишкевич Г. М. Организационно-методическое и информационно-консультационное обеспечение развития альтернативных видов деятельности сельского населения : учеб. пособие. М. : РАКО АПК, 2008. 37 с.
4. Сёмин А. Н. Агроконсультирование. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2009. С. 118.