Научная статья на тему 'Основные направления развития информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе региона'

Основные направления развития информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / СЕЛЬСКИЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / INFORMATIONAL AND CONSULTING SERVICE / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STAFF TRAINING SYSTEM / RURAL COMMODITY PRODUCER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луговнина Виктория Владимировна

Рассмотрено дальнейшее развитие информационно-консультационной службы путем совершенствования организационной структуры регионального информационно-консультационного центра и комплексной системы подготовки кадров в агропромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Луговнина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DIRECTIONS OF DEVELOPING INFORMATIONAL AND CONSULTING SERVICE IN THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The author plans further development of informational and consulting service by means of improving the organizational structure of the regional informational and consulting centre and a complex staff training system in agro-industrial sector.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе региона»

%

(М УДК 631.158:65.012 В.В. Луговнина

ББК 65.32ф

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

о В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА

<М ___

Рассмотрено дальнейшее развитие информационно-консультационной службы путем совершенствования организационной структуры регионального информационно-консультационного центра и комплексной системы подготовки кадров в агропромышленном комплексе.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, организационная структура, агропромышленный комплекс, система подготовки кадров, сельские товаропроизводители.

V.V. Lugovnina

KEY DIRECTIONS OF DEVELOPING INFORMATIONAL AND CONSULTING SERVICE IN THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The author plans further development of informational and consulting service by means of improving the organizational structure of the regional informational and consulting centre and a complex staff training system in agro-industrial sector.

Keywords: informational and consulting service, organizational structure, agro-industrial complex, staff training system, rural commodity producer.

Основные направления дальнейшего развития информационно-кон-os! сультационной службы в сельском хозяйстве рассмотрены в Государс-

! твенной программе «Развития сельского хозяйства и регулирования

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на ой | 2008-2012 годы», разработанной в соответствии со ст. 8 Федерального

| закона «О развитии сельского хозяйства» [1; 2].

| Одним из важных мероприятий по реализации этой программы яв-

У

°о| ляется развитие и расширение информационно-консультационного

8 обслуживания сельского населения, включающее оказание консульта-

| ционной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и передо і подготовка специалистов для сельского хозяйства.

ио§ Целями осуществления мероприятий по оказанию консультаци-

к®1 онной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пеНН реподготовке специалистов для сельского хозяйства являются рас-

12 ширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и

сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

Согласно этим основным направлениям дальнейшего развития информационно-консультационной деятельности, закрепленной в госу-Ри дарственной федеральной программе можно предложить мероприятия

со по дальнейшему развитию информационно-консультационной службы

в регионе.

о

н

© В.В. Луговнина, 2011

Создание учреждения Иркутский ИКЦ АПК с филиальной (дочерней) сетью в районах области. Назрела острая необходимость построения трехуровневой организационной структуры ИКЦ: областной ИКЦ — районные ИКЦ (дочерние предприятия) — сельские (поселенческие) представители (рис.).

Организационная структура ИКС АПК Иркутской области (предлагаемая)

«К1 Яз =

€і'

НА

Ой"

^ 1

1

«Л*

ь Е

« V I 8Н! ЕнО а

£мЦ

ЙО I &ЙІ

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Согласно представленной автором организационной структуры ИКС АПК Иркутской области функции ИКЦ будут распределены следующим образом:

Первый уровень — областной ИКЦ — будет отвечать за научно-методическое сопровождение всей консультационной деятельности и решение всех сложных задач. В инвестиционной деятельности он будет обеспечивать связь с научными и обучающими организациями, научнометодическое руководство специалистами низших уровней, организацию опытной и демонстрационной деятельности, обучение кадров и т.д.

Второй уровень — районные ИКЦ (дочерние предприятия) — будут выполнять следующие функции:

- получать и обрабатывать информацию о каждом новшестве, применяемом в конкретных условиях сельскохозяйственной деятельности, при необходимости с адаптацией его к этим условиям и восприятию сельхозтоваропроизводителями;

- привлекать внимание к новшеству потенциальных пользователей путем распространения информации о нем в различных информационных источниках;

- обучать в целевых группах представителей сельскохозяйственного производства приемам использования новшества;

- оказывать индивидуальные консультационные услуги клиентам в определении и приобретении необходимых материалов, оборудования и т.п. для освоения новшества, в выполнении работ по его реализации;

- организовывать деятельность сельских (поселенческих) представителей ИКЦ.

На сегодня в Иркутской области проработан вопрос организации таких центров в Тулунском и Аларском районах.

%

М | Третий уровень — сельские (поселенческие) представители.

Согласно предлагаемой организационной структуре ИКС АПК, районные ИКЦ будут организовывать деятельность сельских (поселенческих) представителей. Представительство в поселениях предлагается ^ организовать на хозрасчетной основе.

5^ Представительства ИКЦ в сельских поселениях предлагается сде-

лать структурным подразделением (удаленным рабочим местом) районного Информационно-консультационного центра Иркутской области, далее РИКЦ.

Представители ИКЦ в сельских поселениях будут осуществлять свою деятельность в одном или нескольких сельских поселениях района в соответствии с планами, основными задачами и функциями РИКЦ под общим руководством директора РИКЦ и функциональным — его специалистами — консультантами.

Целью деятельности представителей РИКЦ в сельских поселениях будет являться оказание информационно-консультационных и консалтинговых услуг всем заинтересованным лицам, в первоочередном порядке предприятиям АПК, способствующим повышению эффективности их деятельности на основе повышения профессионального уровня руководителей и специалистов этих предприятий, внедрения прогрессивных технологий и оказания помощи местным, сельским администрациям в создании необходимых для этого условий, а также другие услуги.

Основными функциями представителей РИКЦ в сельских поселениях будут следующие:

- планирование и организация своей деятельности представителей РИКЦ в сельских поселениях в целях решения проблем и задач ведения эффективного производства в хозяйствах сельских поселений;

- установление контактов с субъектами АПК и иными заинтересованными лицами в зоне действия представителей РИКЦ в сельских поселениях с целью выявления проблем ведения производства в хозяйствах;

; - консультирование всех заинтересованных лиц, в первоочередном

порядке субъектов АПК по вопросам планирования и организации про-ой § изводства продукции с учетом агроклиматических условий сельских по-

селений и действующих экономических условий, бухгалтерского учета р?® | и аудита, управления хозяйством и другим вопросам, входящим в ком-

1 петенцию представителей РИКЦ в сельских поселениях;

в- сбор информации о прогрессивных формах и методах хозяйство-§к§ вания; передовых технологиях производства, переработки и реализа-

в ции продукции сельского хозяйства. Анализ собранной информации

йоэ на предмет ее целесообразного применения в существующих агрокли-

к®Э матических и действующих экономических условиях сельских поселе-

ний и предоставление этой информации всем заинтересованным субъектам АПК;

23 - оказание помощи товаропроизводителям и сельскому населению в

реализации информационно-консультационных услуг;

- статистический учет и анализ информационно-консультационных услуг с целью координации и дальнейшего усовершенствования работы представителей РИКЦ в сельских поселениях;

- обеспечение тесного сотрудничества с консультантами район-

со ных ИКЦ, с сельскохозяйственными учебными заведениями и други-

Нми предприятиями и организациями по вопросам агропромышленного производства.

«К1

2нё Яч >

«31

оК

^ 1

1

^ Л £ ё§! ь Е

« цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

и

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о

н

м

со

Н

К примеру, при организации Аларского РИКЦ возможно будет одновременно создать такие удаленные рабочие места в муниципальных образованиях «Тыргетуйское» и «Ангарское», поскольку в них уже имеются подготовленные специалисты.

Создание разветвленной сети ИКЦ, в том числе организация представительств ИКЦ в сельских поселениях, даст возможность быстро и эффективно реагировать на запросы товаропроизводителей и сельского населения, положительно влиять на развитие сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех форм собственности.

Таким образом, предложенная организационная структура ИКС АПК Иркутской области создаст стройную систему взаимоотношений центра с пользователями услуг практически в любом уголке огромной территории Иркутской области, позволяющую быстро и эффективно реагировать на потребности сельского населения в этих услугах.

Одним из непременных условий эффективной работы службы должна стать организация комплексной системы подготовки кадров, включающая организацию повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств в целях кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства.

Организация комплексной системы подготовки кадров включает не только повышение квалификации сельских товаропроизводителей, но и самих сотрудников службы (т.е. кадров ИКС).

Система подготовки кадров будет включать:

- консультирование, информирование сельских товаропроизводителей через систему обучающих мероприятий;

- организацию опытно-демонстрационной и выставочной деятельности в системе информационно-консультационной службы;

- организацию проведения целевых семинаров на областном и районном уровнях;

- повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, органов управления АПК в областном и районных ИКЦ;

- базовая подготовка кадров для ИКС в рамках программ высшего аграрного образования;

- повышение квалификации руководителей, специалистов и консультантов информационно-консультационной службы, включающей организацию стажировок специалистов ИКЦ региона;

- проведение краткосрочных семинаров для руководителей и консультантов районных ИКЦ, а также представителей ИКЦ в сельских поселениях.

Подготовку кадров консультантов для работы в областном учреждении и его районных филиалах планируется осуществлять как в ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», так и непосредственно в областном ИКЦ. Финансирование подготовки кадров планируется осуществлять из различных источников: федерального, областного бюджетов и собственных средств регионального ИКЦ.

На наш взгляд, реализация предложенных мероприятий позволит снизить дефицит кадров в сельскохозяйственном производстве и в дальнейшем восполнить необходимое кадровое обеспечение сельских товаропроизводителей всех форм собственности в регионе.

(N

%

О

(N

Список использованной литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О развитии сельского хозяйства: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 264 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Referenses

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel’skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaistvennoi produktsii, syr’ya i prodovol’stviya na 2008-2012 gody: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 14 July 2007 g. № 446 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

2. O razvitii sel’skogo khozyaistva: feder. zakon ot 29 Dec. 2006 g. № 264 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

Информация об авторе

Луговнина Виктория Владимировна — старший преподаватель, кафедры организации и управления на предприятиях АПК, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный.

Author

Lugovnina Victoria Vladimirovna — Senior Lecturer, Chair of Organization and Management of Enterprises in Agro-industrial Complex, Irkutsk State Agricultural Academy, 664038, Molodyozhnyi, Irkutsk district.

SS?

2s!

K4!S

«51

ОЙ"

^ I

5s і

Ла іE

I

« і

8s! M 25 15

Е-Ю!

H

H

о

H P3

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.