%
(М УДК 631.158:65.012 В.В. Луговнина
ББК 65.32ф
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
о В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА
<М ___
Рассмотрено дальнейшее развитие информационно-консультационной службы путем совершенствования организационной структуры регионального информационно-консультационного центра и комплексной системы подготовки кадров в агропромышленном комплексе.
Ключевые слова: информационно-консультационная служба, организационная структура, агропромышленный комплекс, система подготовки кадров, сельские товаропроизводители.
V.V. Lugovnina
KEY DIRECTIONS OF DEVELOPING INFORMATIONAL AND CONSULTING SERVICE IN THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
The author plans further development of informational and consulting service by means of improving the organizational structure of the regional informational and consulting centre and a complex staff training system in agro-industrial sector.
Keywords: informational and consulting service, organizational structure, agro-industrial complex, staff training system, rural commodity producer.
Основные направления дальнейшего развития информационно-кон-os! сультационной службы в сельском хозяйстве рассмотрены в Государс-
! твенной программе «Развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на ой | 2008-2012 годы», разработанной в соответствии со ст. 8 Федерального
| закона «О развитии сельского хозяйства» [1; 2].
| Одним из важных мероприятий по реализации этой программы яв-
У
°о| ляется развитие и расширение информационно-консультационного
8 обслуживания сельского населения, включающее оказание консульта-
| ционной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и передо і подготовка специалистов для сельского хозяйства.
ио§ Целями осуществления мероприятий по оказанию консультаци-
к®1 онной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пеНН реподготовке специалистов для сельского хозяйства являются рас-
12 ширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и
сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.
Согласно этим основным направлениям дальнейшего развития информационно-консультационной деятельности, закрепленной в госу-Ри дарственной федеральной программе можно предложить мероприятия
со по дальнейшему развитию информационно-консультационной службы
в регионе.
о
н
© В.В. Луговнина, 2011
Создание учреждения Иркутский ИКЦ АПК с филиальной (дочерней) сетью в районах области. Назрела острая необходимость построения трехуровневой организационной структуры ИКЦ: областной ИКЦ — районные ИКЦ (дочерние предприятия) — сельские (поселенческие) представители (рис.).
Организационная структура ИКС АПК Иркутской области (предлагаемая)
«К1 Яз =
€і'
НА
Ой"
^ 1
1
«Л*
ь Е
« V I 8Н! ЕнО а
£мЦ
ЙО I &ЙІ
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Согласно представленной автором организационной структуры ИКС АПК Иркутской области функции ИКЦ будут распределены следующим образом:
Первый уровень — областной ИКЦ — будет отвечать за научно-методическое сопровождение всей консультационной деятельности и решение всех сложных задач. В инвестиционной деятельности он будет обеспечивать связь с научными и обучающими организациями, научнометодическое руководство специалистами низших уровней, организацию опытной и демонстрационной деятельности, обучение кадров и т.д.
Второй уровень — районные ИКЦ (дочерние предприятия) — будут выполнять следующие функции:
- получать и обрабатывать информацию о каждом новшестве, применяемом в конкретных условиях сельскохозяйственной деятельности, при необходимости с адаптацией его к этим условиям и восприятию сельхозтоваропроизводителями;
- привлекать внимание к новшеству потенциальных пользователей путем распространения информации о нем в различных информационных источниках;
- обучать в целевых группах представителей сельскохозяйственного производства приемам использования новшества;
- оказывать индивидуальные консультационные услуги клиентам в определении и приобретении необходимых материалов, оборудования и т.п. для освоения новшества, в выполнении работ по его реализации;
- организовывать деятельность сельских (поселенческих) представителей ИКЦ.
На сегодня в Иркутской области проработан вопрос организации таких центров в Тулунском и Аларском районах.
%
М | Третий уровень — сельские (поселенческие) представители.
Согласно предлагаемой организационной структуре ИКС АПК, районные ИКЦ будут организовывать деятельность сельских (поселенческих) представителей. Представительство в поселениях предлагается ^ организовать на хозрасчетной основе.
5^ Представительства ИКЦ в сельских поселениях предлагается сде-
лать структурным подразделением (удаленным рабочим местом) районного Информационно-консультационного центра Иркутской области, далее РИКЦ.
Представители ИКЦ в сельских поселениях будут осуществлять свою деятельность в одном или нескольких сельских поселениях района в соответствии с планами, основными задачами и функциями РИКЦ под общим руководством директора РИКЦ и функциональным — его специалистами — консультантами.
Целью деятельности представителей РИКЦ в сельских поселениях будет являться оказание информационно-консультационных и консалтинговых услуг всем заинтересованным лицам, в первоочередном порядке предприятиям АПК, способствующим повышению эффективности их деятельности на основе повышения профессионального уровня руководителей и специалистов этих предприятий, внедрения прогрессивных технологий и оказания помощи местным, сельским администрациям в создании необходимых для этого условий, а также другие услуги.
Основными функциями представителей РИКЦ в сельских поселениях будут следующие:
- планирование и организация своей деятельности представителей РИКЦ в сельских поселениях в целях решения проблем и задач ведения эффективного производства в хозяйствах сельских поселений;
- установление контактов с субъектами АПК и иными заинтересованными лицами в зоне действия представителей РИКЦ в сельских поселениях с целью выявления проблем ведения производства в хозяйствах;
; - консультирование всех заинтересованных лиц, в первоочередном
порядке субъектов АПК по вопросам планирования и организации про-ой § изводства продукции с учетом агроклиматических условий сельских по-
селений и действующих экономических условий, бухгалтерского учета р?® | и аудита, управления хозяйством и другим вопросам, входящим в ком-
1 петенцию представителей РИКЦ в сельских поселениях;
в- сбор информации о прогрессивных формах и методах хозяйство-§к§ вания; передовых технологиях производства, переработки и реализа-
в ции продукции сельского хозяйства. Анализ собранной информации
йоэ на предмет ее целесообразного применения в существующих агрокли-
к®Э матических и действующих экономических условиях сельских поселе-
ний и предоставление этой информации всем заинтересованным субъектам АПК;
23 - оказание помощи товаропроизводителям и сельскому населению в
реализации информационно-консультационных услуг;
- статистический учет и анализ информационно-консультационных услуг с целью координации и дальнейшего усовершенствования работы представителей РИКЦ в сельских поселениях;
- обеспечение тесного сотрудничества с консультантами район-
со ных ИКЦ, с сельскохозяйственными учебными заведениями и други-
Нми предприятиями и организациями по вопросам агропромышленного производства.
«К1
2нё Яч >
«31
оК
^ 1
1
^ Л £ ё§! ь Е
« цт I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
К примеру, при организации Аларского РИКЦ возможно будет одновременно создать такие удаленные рабочие места в муниципальных образованиях «Тыргетуйское» и «Ангарское», поскольку в них уже имеются подготовленные специалисты.
Создание разветвленной сети ИКЦ, в том числе организация представительств ИКЦ в сельских поселениях, даст возможность быстро и эффективно реагировать на запросы товаропроизводителей и сельского населения, положительно влиять на развитие сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех форм собственности.
Таким образом, предложенная организационная структура ИКС АПК Иркутской области создаст стройную систему взаимоотношений центра с пользователями услуг практически в любом уголке огромной территории Иркутской области, позволяющую быстро и эффективно реагировать на потребности сельского населения в этих услугах.
Одним из непременных условий эффективной работы службы должна стать организация комплексной системы подготовки кадров, включающая организацию повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств в целях кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства.
Организация комплексной системы подготовки кадров включает не только повышение квалификации сельских товаропроизводителей, но и самих сотрудников службы (т.е. кадров ИКС).
Система подготовки кадров будет включать:
- консультирование, информирование сельских товаропроизводителей через систему обучающих мероприятий;
- организацию опытно-демонстрационной и выставочной деятельности в системе информационно-консультационной службы;
- организацию проведения целевых семинаров на областном и районном уровнях;
- повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, органов управления АПК в областном и районных ИКЦ;
- базовая подготовка кадров для ИКС в рамках программ высшего аграрного образования;
- повышение квалификации руководителей, специалистов и консультантов информационно-консультационной службы, включающей организацию стажировок специалистов ИКЦ региона;
- проведение краткосрочных семинаров для руководителей и консультантов районных ИКЦ, а также представителей ИКЦ в сельских поселениях.
Подготовку кадров консультантов для работы в областном учреждении и его районных филиалах планируется осуществлять как в ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», так и непосредственно в областном ИКЦ. Финансирование подготовки кадров планируется осуществлять из различных источников: федерального, областного бюджетов и собственных средств регионального ИКЦ.
На наш взгляд, реализация предложенных мероприятий позволит снизить дефицит кадров в сельскохозяйственном производстве и в дальнейшем восполнить необходимое кадровое обеспечение сельских товаропроизводителей всех форм собственности в регионе.
(N
%
О
(N
Список использованной литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О развитии сельского хозяйства: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 264 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Referenses
1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel’skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaistvennoi produktsii, syr’ya i prodovol’stviya na 2008-2012 gody: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 14 July 2007 g. № 446 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».
2. O razvitii sel’skogo khozyaistva: feder. zakon ot 29 Dec. 2006 g. № 264 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».
Информация об авторе
Луговнина Виктория Владимировна — старший преподаватель, кафедры организации и управления на предприятиях АПК, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный.
Author
Lugovnina Victoria Vladimirovna — Senior Lecturer, Chair of Organization and Management of Enterprises in Agro-industrial Complex, Irkutsk State Agricultural Academy, 664038, Molodyozhnyi, Irkutsk district.
SS?
2s!
K4!S
«51
ОЙ"
^ I
5s і
Ла іE
I
« і
8s! M 25 15
Е-Ю!
H
H
о
H P3
CO
H