Научная статья на тему 'Модель современной информационно-консультационной системы: региональный аспект'

Модель современной информационно-консультационной системы: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / АПК / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INFORMATION SYSTEM / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапеев Владимир Андреевич

В статье обосновано использование в организационно-управленческой структуре регионального агропромышленного комплекса информационно-консультационной системы (ИКС), выполняющей не только функции поддержки сельхозтоваропроизводителей, но и косвенного воздействия на них. Данную систему предполагается позиционировать только как консультационную. Тем не менее специалисты ИКС будут осуществлять сбор и анализ объективных данных непосредственно от сельхозтоваропроизводителей, разработку на их основе различного рода проектов и их внедрение непосредственно через консультации. Кроме того, функционирование ИКС рассматривается как инструмент реализации государственной аграрной политики, как неотделимая часть стратегического планирования устойчивого развития АПК, как индикатор и одновременно способ преодоления проблем в информационной инфраструктуре региона. В этом состоит коренное отличие авторской модели ИКС от других теоретических и практических разработок в данной сфере, которые сводятся либо к образовательной функции, либо, наоборот, к аутсорсингу. Предлагаемая информационно-консультационная система должна в своей деятельности выйти за рамки устоявшихся подходов, но не отрицать их, а сочетать в себе лучшие наработки плановой и рыночной экономики, современные информационные и маркетинговые технологии и методы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гапеев Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF MODERN INFORMATION-CONSULTING SYSTEM: REGIONAL ASPECT

The use of the information-consulting system (ICS) in the organizational and management structure of the regional agro-industrial complex is substantiated in the article. This system is supposed to be positioned mostly as an advisory system performing not only the functions of farm commodity producers’ support, but also those of indirect influence on them. Nevertheless, experts of ICS are to collect and analyze objective data, obtained directly from farm commodity producers, to develop different projects on the basis of these data and then to introduce them through consultation. Moreover, the functioning of ICS is considered as an instrument of state agrarian policy implementation, as an integral part of strategic planning of the AIC sustainable development, both as an indicator and a way to solve the problems in the information infrastructure of the region. This is the fundamental difference of the author''s ICS model as compared with other theoretical and practical developments in this sphere, which are concerned either with an educational function, or, just the opposite, with the function of outsourcing. The proposed information-consulting system must be in its activities beyond the established approaches, but it should not deny them, and combine the best practices of planned and market economy, modern information and marketing technologies, as well as methods of management.

Текст научной работы на тему «Модель современной информационно-консультационной системы: региональный аспект»

Модель современной информационно-консультационной системы: региональный аспект

В.А. Гапеев, аспирант, Алтайская ГАО

При планировании устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса (АПК) возникает необходимость более эффективной реализации государственных функций стимулирования, координации и контроля производственных процессов в соответствующих экономических структурах.

Проведение дальнейших аграрных реформ требует систематизации знаний в области формирования внутри- и межрегиональных коммуника-

ций, активизации в субъектах и структурах АПК рыночного типа мышления, направленности на повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Основной задачей государственной поддержки в данном контексте должно стать оказание квалифицированной помощи в адаптации сельхозтоваропроизводителей к меняющимся условиям рынка.

В качестве решения данной задачи часто называют построение сетевой общегосударственной информационно-консультационной системы

(ИКС). Действительно, запуск подобной системы позволит не только создать современную организационно-технологическую базу реализации региональной аграрной политики, но и совершенствовать межрегиональные, межотраслевые и внутрихозяйственные взаимоотношения, а следовательно, повысить эффективность функционирования всех звеньев агропромышленного комплекса.

Предлагаемая в данной статье модель ИКС должна работать одновременно на микро- и мезо-уровне, являясь при этом частью макросистемы, и может быть определена как совокупность процедур и методов, предназначенных для целенаправленного, регулярного сбора, анализа и распределения информации для подготовки и принятия управленческих решений [1].

Рассматриваемую далее систему предполагается позиционировать только как консультационную. Тем не менее специалисты ИКС смогут осуществлять сбор и анализ объективных данных непосредственно от производителей, разработку на их основе маркетинговых проектов и их внедрение через непосредственно консультации.

В этом состоит коренное отличие описываемой в статье модели ИКС от других теоретических и практических разработок в данной сфере, которые сводятся либо к образовательной функции, либо, наоборот, к аутсорсингу.

Разработки первого типа подразумевают, как правило, создание институтов подготовки и переподготовки кадров на базе научно-исследовательских организаций, цель которых — обеспечение специалистов АПК базовым набором знаний в соответствующих областях. Далее специалисты, согласно таким разработкам, должны самостоятельно решать возникающие перед ними проблемы.

Разработки второго типа противоположны. Согласно таким проектам создаваемые структуры должны всецело и полностью взять на себя отдельные функции по управлению предприятием и/или его производственным процессом, что и подразумевает аутсорсинг.

Слабые стороны первых — необходимость полноценного государственного финансирования, дублирование функций уже имеющихся систем и, как следствие, спорная эффективность; вторых — высокая стоимость услуг, проблемы доверия, снижение кадрового потенциала в АПК.

Таким образом, предлагаемая информационно-консультационная система должна в своей деятельности выйти за рамки устоявшихся, консервативных подходов, но не отрицать их, сочетать в себе лучшие наработки плановой и рыночной экономики, современные методы управления, информационные и маркетинговые технологии.

Что касается услуг, то их можно разделить на несколько направлений:

1. Экономическое прикладное. Подразумевается помощь в решении вопросов бухгалтерского учёта

и аудита, налогообложения, страхования, кадрового обеспечения в подготовке заявок на участие в проектах и грантах, получении кредитов и субсидий, приобретении техники и оборудования (в том числе в лизинг). Услуги в этом направлении следует сделать наиболее дорогими, но привязать большую их часть не к определённой тарифной сетке, а к получаемой сельхозтоваропроизводителями прибыли (экономической выгоде) по результату консультаций. Это повысит мотивацию консультантов к тщательному выполнению своей работы, а сельхозтоваропроизводители получат гарантии того, что оказанная помощь будет иметь непосредственное финансовое выражение.

2. Правовое. Подразумевается полноценная юридическая помощь, в том числе представительство в судах, предоставление адвокатов. В отличие от предыдущего направления, в силу тонкостей юридической системы целесообразно взимать плату за услуги по фиксированным тарифам. При этом тарифы следует сделать существенно ниже среднерыночных. Разумеется, это может понизить мотивацию специалистов, поэтому стоит ввести систему премирования за успешную работу, оговорённую в тарифах или оплачиваемую из бюджета ИКЦ.

3. Информационно-консалтинговое и маркетинговое. Одни из наиболее стратегически важных направлений. По сути, они представляют собой не только помощь, но и опосредованное влияние на сельхозтоваропроизводителей, инструменты стратегической реализации концепции устойчивого развития. Поддержка в этих направлениях решает две проблемы: во-первых, слабой экономической и производственной эффективности большинства фермерских хозяйств, во-вторых, недоверия фермеров к политике и инициативам государства.

Консультации должны подразумевать не предоставление данных о конъюнктуре мирового и российского рынка, а готовый их анализ; рекомендации по диверсификации производства и сбыта, учитывающие весь спектр индивидуальных особенностей территорий, представителям которых оказывается поддержка; прогнозирование развития; бизнес-планирование; поддержку в реальном времени. Да, это уже не консультации, а аутсорсинг, но разумно использовать первый термин; руководитель или специалист предприятия должен думать, что он управляет процессом сам. При этом некоторый инструментарий аутсорсинга также можно внедрить, но как отдельный прайс. Например, разработка маркетинговой и рекламной политики, PR, HR-менеджмент и так далее.

Так как подобные услуги являются наиболее дорогими, а их результат важен не только для сельхозтоваропроизводителей, но и для устойчивого развития сектора и экономики в целом, повышения продовольственной безопасности, то финансирование этого направления должно осуществляться

за счёт федеральных (региональных) средств. При этом плата за услуги может и должна взиматься, но минимально возможная. Разумно составить тариф из двух составляющих: обязательная ставка + процент от полученного результата.

4. Информационно-коммуникативное. Ещё одно важное, но малоразвитое в настоящее время направление. Фактически это 1Т-сопровождение, что подразумевает поддержку в выборе, установке и настройке специального оборудования и программного обеспечения, монтаже локальных вычислительных сетей, подключения к сети Интернет.

Но на самом деле кроме обозначенных выше функций специалисты должны будут заинтересовывать и побуждать сельхозтоваропроизводителей к активным действиям по обмену информацией, опытом и знаниями в специально созданных районных, региональных и федеральных сетях и/ или интернет-площадках, что будет поощряться системой премирования. В качестве таких площадок подразумевается создание для работников аграрной сферы узконаправленных и закрытых социальных сетей, а для организаций в целом — систем электронной коммерции. Например, создание интернет-магазинов — для прямых поставок аграрной продукции жителям и организациям региона. Обслуживание систем электронной коммерции и услуги хостинга может взять на себя ИКЦ, а каналы обработки заявок могут быть организованы онлайн.

Развитие этого направления обоюдовыгодно как для фермеров, так и для государства. Сельхозтоваропроизводители смогут наладить или развить межрегиональные связи, увеличить сбыт, обеспечить в определённом объёме самоконсультирование и самообразование, а государство, опять же, получит предпосылки для устойчивого и динамичного экономического развития.

5. Агрономное и зооветеринарное. Учитывая специфику сельского хозяйства и наличие достаточных практических знаний в этих областях у сельхозтоваропроизводителей, по вопросам растениеводства и животноводства консультации следует оказывать на платной основе, но с относительно невысокими тарифами.

Специалисты в данном случае должны заинтересовывать и побуждать фермеров к внедрению систем орошаемого земледелия и селекции, использованию определённых удобрений и так далее.

Механизм внедрения информационно-консультационной составляющей в организации АПК предполагается следующий. При обращении во властные структуры, кредитные и страховые организации сельхозтоваропроизводителям настоятельно рекомендуется пользоваться услугами ИКЦ. Но не следует принуждать, следует заинтересовывать. Возможны какие-либо преференции в виде скидок, особых условий, льгот. Далее ИКЦ

заключает договор с предприятием АПК региона об оказании им услуг по организации определённых процессов. Договор должен предполагать, с одной стороны, ответственность ИКЦ за некачественное предоставление услуг в виде частичной или полной компенсации их стоимости и, с другой — обязанность предприятия неукоснительно следовать получаемым рекомендациям. Основными потребителями услуг предполагаются директора сельскохозяйственных организаций, руководители экономических, производственных и технических служб перерабатывающих предприятий, торговых компаний. Часть обязанностей, выполняемых ранее определёнными структурными подразделениями или работниками организаций, передаётся, таким образом, непосредственно в ИКЦ.

Таким образом, кроме функций консультирования и поддержки ИКЦ будут выполнять и другие, это:

— сбор информации о производстве и сбыте, более соотносящейся с реальностью, чем данные статистики, так как консультируемые лица будут заинтересованы в предоставлении объективных данных;

— сбор сведений о реальных потребностях и особенностях психологии сельхозтоваропроизводителей;

— разработка и реализация маркетинговой концепции управления устойчивым развитием АПК региона;

— разработка и реализация целевых маркетинговых программ и проектов;

— косвенное воздействие на ценообразование на продовольствие и сырьё;

— мониторинг рынков, в том числе исследование динамики спроса и предложения с последующим использованием информации при консультировании в интересах отраслевого и регионального социально-экономического развития;

— развитие межрегиональных, межотраслевых и внутрихозяйственных интеграционных связей.

Исходя из указанных направлений и функций, в ИКЦ должны будут оказывать услуги квалифицированные специалисты по многим областям знаний. Таким образом, особую важность приобретает кадровый вопрос: кто будет работать в ИКЦ в условиях предоставления недорогих, но качественных услуг?

Наилучшим вариантом представляется вовлечение в деятельность ИКЦ студентов старших курсов аграрных, политехнических, классических вузов, магистрантов, аспирантов различных специальностей и их научных руководителей. ИКЦ для данных категорий исследователей может стать научной лабораторией прикладного характера, обеспечив тем самым практическую составляющую обучения. Кроме того, упомянутые специалисты обладают рядом достоинств:

— широкая осведомлённость в научной литературе;

— незашоренность повседневной практикой стандартных решений;

— способность работать в команде;

— совпадение интересов консультирующихся и консультантов при недорогой стоимости услуг, где первые получают довольно качественные консультации, а вторые, и это очень важно, бесценный опыт и компетенции.

Таким образом, одной из главных задач аграрной политики государства на региональном уровне должно явиться формирование информационно-консультационного центра (как составной части информационно-консультационной системы). Разумеется, выполнение этой задачи тесно связано с разработкой стратегии устойчивого развития.

Предлагаемая модель ИКС включает в себя все потенциально заинтересованные стороны функционирования регионального АПК, объединённые коммуникационными процессами, где каждый из них потребляет, хранит и производит информацию. Причём именно своевременный обмен информацией является залогом эффективной деятельности агропромышленного комплекса и возможности выработки адекватной стратегии устойчивого развития [2, 3].

Основополагающими принципами, которые позволят повысить вероятность достижения положительных результатов в процессе формирования и функционирования региональной ИКС, должны стать следующие: научное обоснование и нормативно-правовая регламентация; социальная ориентация; комплексный подход; направленность на устойчивый и инновационный путь развития; единство теории и практики управления; рациональное использование средств, выделяемых на поддержку и развитие АПК.

ИКС также позволит решить целый ряд проблем в информационной инфраструктуре региона:

1. Проблема достоверности. В настоящее время информация о региональном АПК часто ограничивается лишь официальной статистикой, которая, во-первых, отражает далеко не все необходимые показатели и процессы и, во-вторых, формируется только из тех данных сельхозтоваропроизводителей, которые они согласны или обязаны предоставить. Оценка, прогноз и рекомендации только на основе статистических данных представляются в этом свете недостаточно исчерпывающими и полезными для принятия своевременных и правильных управленческих решений.

2. Проблема интерпретации. Как правило, собираемые в рамках статистики данные носят чи-

сто информативный характер, а показатели на их основе сводятся лишь к ряду индексов. Собираемая информация, таким образом, не представляет особой ценности и полезности для непосредственно производителей, что, в свою очередь, не даёт им заинтересованности в её объективном предоставлении. Более того, наличествуют значительные временные отклонения в сборе, анализе, обработке и интерпретации информации, которые затрудняют, а порой делают невозможным её использование для общеэкономических и маркетинговых исследований.

3. Проблема оперативности. Информация в АПК, и особенно это касается аграрных рынков, быстро устаревает и становится несущественной. Поэтому и необходима её обработка в реальном времени. Но важна в данном аспекте не столько обработка, сколько оперативное донесение её результатов до сельхозтоваропроизводителей. На данный момент действенных механизмов подобного рода во многих регионах не существует.

4. Проблема конфликта целей. Не является секретом, что интересы государства и сельхозтоваропроизводителей часто не только не согласованы, но и даже противоположны. Это вызывает у фермеров желание саботировать инициативы властей, а у государства — всё более жёстко регламентировать деятельность предприятий АПК. По сути, это образует замкнутый круг. Тем самым формирование аграрной политики и функционирование ИКС как её инструмента не должно происходить по принципу «сверху — вниз», что, с другой стороны, не означает, что инициатива изначально не может принадлежать государственным органам власти, просто она должна быть обоснована требованиями со стороны сельхозтоваропроизводителей, участников потребительского рынка и других заинтересованных лиц.

Таким образом, предлагаемая модель региональной ИКС, как субъекта стратегической реализации концепции устойчивого развития АПК, призвана отражать объективно сложившуюся ситуацию в информационном пространстве на его региональном уровне, оперативно реагировать на её изменения, а также помочь наладить и развить коммуникационные процессы в комплексе.

Литература

1. Баканов Г.Б. Маркетинг: лекции. URL: http://www.aup.ru/ books/m168. (Дата обращения: 11.11.2013).

2. Суганова М.И. Стратегия развития маркетинговой информационной системы в региональном АПК. URL: http://economy-lib.com/strategiya-razvitiya-marketingovoy-informatsionnoy-sistemy-v-regionalnom-apk. (Дата обращения: 11.11.2013).

3. Матвеев Д.М., Омарова Н.Ю. Приоритетные направления устойчивого развития агропромышленного комплекса: монография. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. 151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.