Научная статья на тему 'Формирование основных направлений деятельности консультационных служб АПК'

Формирование основных направлений деятельности консультационных служб АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основных направлений деятельности консультационных служб АПК»

вопросам, в частности, по кооперированию владельцев личных подсобных хозяйств.

Кроме того, организация информационноконсультационных центров поможет частично снизить уровень безработицы, который на селе выше, чем в городской местности.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что развитие информационно-консультационной службы является перспективным и значимым направлением инновационной деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК

М.Е. Голышев, к.э.н., доц. Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии

В условиях развития рыночных отношений в России граждане стали собственниками земли, однако несмотря на это они продолжают жить в бедности, а сельская молодежь по-прежнему мигрирует в города в поисках лучших возможностей.

Сегодня, когда прирост производства сельскохозяйственной продукции связан с экономическими трудностями, когда идет жесткая конкуренция среди производителей сельхозпродукции как внутри страны, так и между странами, когда идет массовое разорение сельхозпроизводителей, работающих неэффективно, особая роль возлагается на информационноконсультационную службу. Консультантами должна оказываться не только консультативная, но и практическая помощь товаропроизводителям по внедрению новой техники и прогрессивных технологий, принятию оптимальных управленческих решений, чтобы на этой основе добиваться повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Владельцы личных подсобных хозяйств, фермеры и индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные предприятия нуждаются в оперативном получении информации, касающейся различных аспектов их деятельности. Поэтому основной задачей информационно -консультационной службы агропромышленного комплекса являются предоставление сельскому труженику всей необходимой информации и оказание консультационной помощи. Полевой консультант обязан стать ключевой фигурой этой службы.

Информационно-консультационная служба, тесно взаимодействуя с сельхозпроизводителями, должна обеспечить обратную связь науки с производством, побуждать научные учреждения осуществлять исследования с большей практической направленностью, т.е. действительно необходимые сельхозтоваропроизводителям. Без внедрения передового производственного опыта формируемая служба консультирования, учитывая особенности сельского хозяйства России, не может существовать полноправно.

Исторический опыт показывает, что главной причиной возникновения консультационных служб практически во всех странах был кризис сельского хозяйства, когда отрасль не способна самостоятельно, без государственной поддержки, перейти на эффективный путь развития. Становление информационно-консультационной службы в России, как и за рубежом, проходило в период экономического спада в агропромышленном комплексе страны, при явно недостаточном бюджетном финансировании, отсутствии необходимой правовой и законодательной базы. Ее создание началось в 1994 г., и к концу года было зарегистрировано 22 службы, в том числе 14 в рамках проекта АРИС и 8 за счет финансирования из региональных бюджетов.

Отсутствие целенаправленного поиска альтернативных источников финансирования наряду с недостаточным бюджетным финансированием сдерживает укрепление материальнотехнической базы информационно-консультационной службы, привлечение высококлассных специалистов и в конечном итоге сказывается на уровне работы ИКС. При этом некоторые региональные консалтинговые структуры поэтапно стали осуществлять принцип самоокупаемости, т.е. добились в своей деятельности ситуации, когда товаропроизводитель признал их услуги товаром, за который готов платить. Однако переход к полной самоокупаемости при всей его привлекательности не должен форсироваться. Подобные зарубежные службы перешли на самоокупаемость через десятилетия работы, финансировавшейся из государственных бюджетов.

Этими обстоятельствами, безусловно, и объясняется образование различных типов информационно-консультационных служб, функционирующих на разных материально-технических основах, с использованием различных источников финансирования. С другой стороны, менталитет сельского хозяйства России таков, что почти в каждом регионе имеются свои отличительные черты, а самое главное - его масштабность и природно-климатические осо-

бенности. Поэтому развитие информационноконсультационных служб в субъектах Федерации идет неадекватно, зависит как от субъективных, так и от объективных причин. Ясно одно: это уже необратимый процесс. Хотя ИКС пока не оказывает существенного влияния на позитивное изменение экономической ситуации в агропромышленном комплексе и на его реформирование, у органов управления АПК это направление развития системы продвижения новых знаний к сельхозтоваропроизводителям не вызывает сомнений.

Создание сельских консультационных центров на территории Нижегородской области началось в 1994 г. при финансовой поддержке Британского ноу-хау фонда и активном участии консалтинговой фирмы ADAS. За счет гранта ноу-хау фонда были образованы и содержались центральный офис в Нижнем Новгороде, Городецкий, Арзамасский и Шахунский СКЦ.

Расширение сети сельских консультационных центров с 1997 г. (организованы Семеновский, Сергачский и Лукояновский СКЦ) обеспечено в рамках проекта АРИС, кредитуемого Всемирным банком со значительным привлечением средств из областного бюджета. Дополнительные средства на развитие службы стали привлекаться за счет оказания платных услуг. Принятая Программа развития Нижегородской информационно-консультационной службы на 1998-2000 гг. в основном была выполнена, консультационные услуги представлялись более чем в половине районов области.

Начиная с 2003 г. для Нижегородской консультационной службы наступили критические времена, так как финансирование за счет грантов прекратилось. Были закрыты Арзамасский, Городецкий и Шахунский СКЦ.

В настоящее время Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса является юридическим лицом и зарегистрирована как независимая консалтинговая компания Фонд «НКС АПК». Она пользуется правами и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», уставом фонда.

Основная цель Нижегородской консультационной службы - содействие развитию аграрного производства и улучшению социальноэкономических условий жизни на селе посредством распространения знаний, оказания информационно-консультационных услуг хозяйствующим субъектам АПК, объектам инфра-

структуры села и сельскому населению, иным заинтересованным лицам в выработке рекомендаций, позволяющих решать стоящие перед ними задачи и возникающие проблемы.

Фонд «НКС АПК» осуществляет следующие виды деятельности:

- индивидуальное консультирование и обучение фермеров, работников сельскохозяйственных предприятий и организаций, специалистов районных администраций путем организации курсов лекций, практических занятий и семинаров, проведения встреч, совещаний, круглых столов по всем основным вопросам (агрономия и зоотехния, экономика и организация производства, юриспруденция, бухгалтерский учет и налогообложение, развитие сельских территорий);

- опытно-демонстрационная деятельность, направленная на внедрение передовых производственных технологий, пропаганду и распространение новейших достижений науки;

- выполнение социально значимых работ и проектов, направленных на улучшение условий жизни сельского населения и развитие сельских территорий, оказание консультаций в выработке и принятии управленческих решений;

- освещение аграрной политики Нижегородской области через издаваемый фондом «Нижегородский аграрный журнал», радиопередачу «Аграрный вестник» и выпускаемые методические пособия;

- содействие в подготовке и проведении мероприятий по реорганизации и реформированию предприятий и организаций агропромышленного комплекса путем оказания правовой и иной консультационно-методической поддержки, технической помощи по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с использованием специальных процедур для создания на их базе платежеспособных, эффективно действующих хозяйствующих субъектов;

- осуществление других мероприятий, предусмотренных уставом фонда.

Структура Фонда «НКС АПК» сегодня состоит из центрального офиса в Нижнем Новгороде, Лукояновского, Семеновского, Сергачско-го, межрайонных сельских консультационных центров, Арзамасского и Кстовского информационно-консультационных центров. В рамках федеральной программы «Социальное развитие села до 2010 года» идет формирование еще четырех ИКЦ, что позволит охватить услугами территорию почти всей области. На развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовку специалистов для сельского хозяйства в 2008 г. из областного бюджета выделяется 10 млн р.

В каждом СКЦ работают специалисты сельскохозяйственного профиля: зоотехник,

агроном, экономист, а также бухгалтер и юрист, которые обладают высокой квалификацией и профессиональным опытом.

СКЦ стали одной из первых организаций на рынке по оказанию консалтинговых услуг на селе. До этого в российском сельском хозяйстве практически не существовало специальных организаций, предоставляющих консультационные услуги сельскохозяйственным предприятиям, - в этом практически не было особой необходимости, так как в каждом колхозе и совхозе был целый набор специалистов по всем отраслям сельскохозяйственного производства. В современных условиях руководителям сельхозпредприятий приходится нелегко в решении многих проблем: с чего начать, какую организационно-правовую форму выбрать, на какой продукции специализироваться, какие технологии использовать?

В связи с этим предстоит большая и целенаправленная работа по формированию эффективно работающей общегосударственной системы информационно-консультационной

службы, которая на федеральном уровне отнесена к приоритетным направлениям развития науки и техники. На развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовку специалистов для сельского хозяйства Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. предусмотрено выделение 5,1 млрд р.

Для создания единой системы информационно-консультационной службы АПК необходимо определить ее организационно-правовой статус и обеспечить формирование законодательной базы. С этой целью надо разработать концепцию развития информационно-консульта-

ционной службы до 2012 г. и принять федеральный закон «Об информационно-консультационной службе АПК», учитывая все узкие места создаваемой службы.

Составными звеньями этой структуры должны стать начало информационно-аналитической деятельности, формирование инновационных предложений и их освоение в производстве, координация системы информационноконсультационного обслуживания сельских товаропроизводителей, повышение квалификации кадров, издательско-полиграфическая деятельность, создание баз данных и других информационных ресурсов для ИКС.

Со всей остротой встает вопрос о формировании и постоянном пополнении информационной базы данных, в которой на первый план выдвигаются вопросы, связанные с технологическим консультированием, бизнес-планированием, рынками сбыта и др. В качестве первоочередной задачи необходимо обеспечить создание единого информационного пространства для сельхозтоваропроизводителей на региональном и федеральном уровнях. Нужно шире использовать возможности телекоммуникационных систем, решить вопросы оснащения сельхозтоваропроизводителей современной компьютерной техникой и подключения их к единой информационной сети.

Процесс обобщения мнений и запросов сельхозтоваропроизводителей по интересующим их проблемам о ценовом мониторинге, формировании, актуализации и доведении до сельхозпроизводителей коммерческой информации, представляющей интерес для потребителей, взаимодействующих в рыночном пространстве, является одной из главных задач ИКС.

Информационно-консультационной службе АПК предстоит стать инструментом, обеспечивающим развитие сельского хозяйства и сельских территорий на современном этапе истории.

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.М. Козина, к.э.н., проф., дир. Института сельского хозяйства и природных ресурсов Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого, Е.П. Никифорова, к.э.н., доц. Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого

Сельскохозяйственная деятельность является многогранной и очень сложной. Еще Д.И. Менделеев отмечал, что она представляет собой «страшную сложность задач», поскольку имеет дело «с лучистой энергией солнца, землей, водой и воздухом; живыми организмами; капиталом и трудом». При этом «сельский хозяин больше раб, стесненный в своих

действиях, чем большинство других промышленников».

Кроме того, что эта деятельность связана со множеством природных факторов, она еще является носителем целого ряда факторов, касающихся качества и безопасности продукции и технологий, здоровья используемых растений и животных. Поэтому если не отдавать все на от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.