Научная статья на тему 'Перспективные направления повышения информационно-образовательного потенциала работников сельского хозяйства'

Перспективные направления повышения информационно-образовательного потенциала работников сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления повышения информационно-образовательного потенциала работников сельского хозяйства»

политику, способствовать эффективному и рациональному использованию природных и материальных ресурсов.

Таким образом, создание информационно-консультативных структур наряду с комплексом иных мероприятий государственной поддержки аграрного сектора будет, на наш взгляд, способствовать повышению его конку-

рентоспособности, эффективности производства, устойчивому развитию отрасли.

Литература

1. Аграрный сектор США / под ред. Б.А. Чернякова. -М., РИЦ «Пилигрим», 1997. - С. 176.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Ж.А. Телегина, к.э.н., доц. Российского государственного аграрного университета -

МСХА им. К.А. Тимирязева

С учетом реструктуризации рабочей силы необходимо дальнейшее развитие системы социального партнерства по регулированию условий труда и его оплаты, а именно повышение влияния общественных организаций на социальную защиту интересов работников различных форм занятости в сельском хозяйстве. Особенно возрастает роль местного самоуправления в социальной защите прав самозанятого населения, куда следует относить фермеров, лиц, ведущих семейное сельское хозяйство, а также тех, кто трудится только в крестьянских хозяйствах, незарегистрированных безработных и занятых на подворье.

Кадровая политика включает в себя огромный блок вопросов. Основополагающей проблемой, на наш взгляд, являются подготовка, переподготовка и использование кадров высшей квалификации, как руководителей, так и специалистов. Отсутствие целевого распределения выпускников вузов, финансовых средств для их обустройства, мотивации к трудовой деятельности привели к тому, что аграрный сектор за последние годы практически не пополнился молодыми специалистами [2].

Существует настоятельная необходимость в разработке и реализации областных программ по проблемам развития регионального агрокомплекса, в которых должны участвовать не только аграрные образовательные учреждения и НИИ, но и весь научнотехнический потенциал Курганской области, поскольку решение проблем требует усилий представителей самых разных наук - физиков, механиков, химиков, электронщиков, программистов и других специалистов. В ближайшей перспективе необходимо сделать решительные шаги по сближению научных исследований с аграрным производством. Коренное улучшение ситуации может быть достигнуто только за счет интенсивного внедрения новых технологий как в сфере производства, так и в сфере управления агрокомплексом. Для решения этой задачи необходима эффективно действующая система передачи ноу-хау от разработчиков к

производителям, своеобразная «горячая линия» между научными лабораториями и хозяйствами - независимо от формы собственности. Взаимодействие должно строиться по схеме: «наука - производство - наука».

Решить многие вопросы, волнующие ныне руководителей сельскохозяйственных организаций, могла бы информационно-консультационная служба. Однако ее становление идет крайне медленно. Создание полноценной системы консультирования и информационного обеспечения хозяйствующих субъектов должно стать первостепенной задачей органов государственного управления АПК России.

Научные и учебные заведения накопили значительный потенциал разработок, часть из которых относится к мировым достижениям в различных областях знаний. Путем их рекламы через печать, радио, телевидение, на выставках и презентациях они самостоятельно или через посредников взаимодействуют с товаропроизводителями, и часть разработок осваивается, принося зачастую высокий эффект. Однако стройной системы пока не создано.

На Западе уже в начале XX в. работали поддерживаемые государством службы (Extension), целью деятельности которых являлось продвижение в сельские районы новых производственных технологий [1].

Именно им эти государства в значительной степени обязаны эффективным сельским хозяйством, решением проблем продовольственной безопасности и, в конечном счете, высоким уровнем экономического развития. Острая необходимость создания информационно-консультационной службы в области обусловливается еще и тем, что сельскохозяйственные организации всех форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства и даже сельскохозяйственные органы управления испытывают сейчас настоящий информационный голод. Практически отсутствуют какие-либо источники научно-технической информации, что связано, с одной стороны, со сложным финансовым положением предприятий и дорого-

визной периодических изданий, с другой стороны, со снижением интереса, невосприимчивостью к инновациям значительной части руководителей и специалистов. Концепция развития информационно-консультационной службы (ИКС) основана на глубоком анализе мировой практики с учетом специфики современной социально-экономической ситуации и специфических местных условий. На начальном этапе в области предполагается создать двухуровневую модель ИКС. На первом, верхнем уровне сосредоточены подразделения, ответственные за содержание, методическое обеспечение и стратегию развития деятельности всей системы. К этой работе предполагается привлечь самых авторитетных ученых и специалистов из всех организаций, работающих в соответствующих сферах. На втором уровне находятся межрайонные центры, реализующие программы образовательного, информационного и консультационного содействия как на своей территории, так и непосредственно в хозяйствующих субъектах, посещаемых специально оснащенными мобильными группами. В качестве основополагающих направлений деятельности ИКС выделяются следующие:

- распространение информации обо всех нововведениях (в законодательстве, в организационно-экономических вопросах, в технике и технологиях), о всех новых сортах сельскохозяйственных культур и породах животных, адаптации их к местным условиям;

- экспериментальная проверка новых технологий, сортов, новых удобрений и пестицидов, отработка организационно-экономических нововведений в базовых сельскохозяйственных организациях;

- проведение краткосрочных семинаров, выставок и других мероприятий, обеспечение обмена опытом;

- планирование инвестиций (бизнес-планирование), финансовый менеджмент, планирование маркетинга, разработка инженернотехнических проектов;

- бухгалтерский учет, аудиторские

услуги;

- комплексная оценка эффективности работы организаций с правовой, экономической и технологический точек зрения и разработка мероприятий по стабилизации и повышению эффективности производства;

- оказание помощи в получении квот, материальной и технической поддержки, компенсаций и местных льгот;

- изучение опыта передовых сельскохозяйственных организаций, распространение которого поможет другим товаропроизводителям применять новые управленческие и производственные технологии [3].

Информационно-консультационная служба только тогда станет мощным фактором развития АПК Курганской области, когда будет принимать самое активное участие в реализации целевых программ комплексного развития сельского хозяйства.

Очевидно, что создание системы ИКС требует значительных материальных затрат. В подавляющем большинстве стран мира эти затраты покрываются из центральных и местных бюджетов, а служба «extension service» является общедоступной. С учетом современной экономической реальности в Курганской области единственно возможной представляется смешанная форма финансирования, сочетающая поддержку федерального и местного бюджетов, ресурсы ассоциации «Аграрное образование и наука» и учебно-базовых хозяйств, иностранные инвестиции, гранты российских и международных фондов и программ. Часть консультационно-информационных услуг должна оказываться на коммерческих условиях, причем со временем ее объем будет возрастать. Наряду с решением проблем финансирования необходимым условием успешного технологического перевооружения отрасли является профессиональная подготовка кадров как для самой ИКС, так и для АПК в целом, и, прежде всего, для корпуса руководителей сельскохозяйственных организаций.

Инфраструктура информационно-консультационной службы включает в себя центральный офис ИКЦ и сеть межрайонных информационно-консультационных центров в районах Курганской области.

Созданная информационно-консультационная служба в АПК Курганской области является частью единого информационного пространства АПК России. Они тесно взаимодействуют с районными органами власти, муниципальными образованиями поселений, сельскохозяйственными организациями, К(Ф)Х и ЛПХ. Образуется эффективная вертикаль, при которой информационно-консультационные услуги становятся доступными любому селянину. Вся работа проводится в соответствии с календарным планом и корректируется Департаментом сельского хозяйства Курганской области.

Литература

1. Анфиногентова А, Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов / А. Анфиногентова, Э. Крылатых // АПК: экономика, управление. - 2005. - № 10. - С. 4-11.

2. Бондаренко, Л. Социально-психологический климат в российской деревне / Л. Бондаренко // АПК: экономика, управление. - 2005. - № 11. - С. 36-41.

3. Савенко, В. Формирование системы освоения инноваций в сельском хозяйстве / В. Савенко // АПК: экономика, управление. - 2005. - № 10. - С. 23-26

Рис. 1. Организационная структура системы ИКЦ в аграрном секторе Курганской области

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Н.А. Фисенко, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Концепция многофункциональности сельского хозяйства, возникшая в рамках ГАТТ, базируется на том, что сельскохозяйственная отрасль экономики не только производит продукты питания и сырье, но и выполняет многоплановые функции: защищает окружающую среду, сохраняет ландшафт, обеспечивает занятость населения, проживающего в сельской местности, сохраняет традиции уклада жизни и обеспечивает передачу культурного наследия, способствует интеграции жителей села в социум. В этом контексте представляется целесообразным рассмотреть проблему доступа сельского населения к информационным ресурсам как одного из важных направлений обеспечения устойчивого сельского развития и провести системный анализ факторов влияния внешнего окружения и внутренней среды на информационно-консультационную деятельность сельских библиотек, определить уровень ресурсов и способы их эффективного использования.

Сельская библиотека рассматривается нами концептуально как социальный институт, созданный для содействия развитию аграрного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе посредством

распространения знаний, в том числе обучения новшествам, оказания информационно-консультационных услуг хозяйствующим субъектам АПК, объектам инфраструктуры села и сельскому населению, институт, формирующий образовательное пространство и культурную атмосферу села. В настоящее время складывается новый подход к пониманию роли библиотек в обществе. Если раньше библиотеки рассматривались как идеологические учреждения, ориентированные прежде всего на поддержание государственных ценностей, то сейчас они разворачиваются к широкому спектру интересов личности и местного сообщества [1]. С одной стороны, библиотека развивается в условиях местного самоуправления, а с другой - становится субъектом, способным помочь его развитию. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию, в ней формируется культурный дух сельского социума. Кроме того, следует отметить, что в сложившейся сложной ситуации на селе, когда резко сокращается число клубов и школ, сельская библиотека часто является единственным очагом культуры и центром социальной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.