Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА С ПОСТРОЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА С ПОСТРОЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / СИМУЛЯТОР / ТРЕНАЖЕР / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Евгений Викторович, Гордеева Юлия Владимировна

В статье рассмотрена концепция программного продукта, представляющего собой обучающий комплекс с применением имитационных тренажеров и метода построения траектории развития индивидуальных профессиональных компетенций. Рассматриваемый комплекс является эффективным методом обучения за счет систематической корректировки уровня знаний, умений и навыков персонала и предназначен для подготовки и переподготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF THE COMPUTERIZED TRAINING COMPLEX WITH CONSTRUCTION OF THE TRAINING INDIVIDUAL PATH

The article discusses the concept of a software product, which represents a training complex using imitating simulators and a method for constructing a path of development of individual professional competencies. It is proved that the described complex is an effective method of training through systematic improvement of the personnel’s knowledge, abilities and skills and is designed for training and retraining of specialists.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА С ПОСТРОЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ»

тестовыми заданиями интегративного типа, показывающими умение находить практическое применение усвоенному материалу.

Список литературы

1. Мампория С. В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 57-59.

2. Матиенко А. В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования: автореф. дис. докт. пед. наук / Матиенко Анжелика Валерьевна. - Иркутск, 2008. - 49 с.

3. Нордман И. Б. Значение тренировочного контроля для повышения качества учебного процесса. Проблемы повышения качества профессионального образования: сборник статей заочной Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2014. - С. 35-39.

Сведения об авторе

Нордман Ирина Борисовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200992, e-mail: nordman.i@inbox.ru

Nordman I. B., senior lecturer of the chair of foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone 8(3452)200992, e-mail: nordman.i@inbox.ru

УДК 004.9

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА С ПОСТРОЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ

BASIC PRINCIPLES OF THE COMPUTERIZED TRAINING COMPLEX WITH CONSTRUCTION OF THE TRAINING INDIVIDUAL PATH

Е. В. Сергиенко, Ю. В. Гордеева

E. V. Sergienko, Yu. V. Gordeeva

Ключевые слова: квалификация; инновационные системы обучения; тренажер; симулятор; компетенции Key words: qualification; innovative educating system; simulator; competence

В статье рассмотрена концепция программного продукта, представляющего собой обучающий комплекс с применением имитационных тренажеров и метода построения траектории развития индивидуальных профессиональных компетенций. Рассматриваемый комплекс является эффективным методом обучения за счет систематической корректировки уровня знаний, умений и навыков персонала и предназначен для подготовки и переподготовки специалистов.

The article discusses the concept of a software product, which represents a training complex using imitating simulators and a method for constructing a path of development of individual professional competencies. It is proved that the described complex is an effective method of training through systematic improvement of the personnel's knowledge, abilities and skills and is designed for training and retraining of specialists.

В последнее время подготовка персонала привлекает все больше внимания руководства организаций. От качества подготовки зависит успешность любой фирмы, что влияет на внедрение различных технологий и систем обучения персонала как для оценки текущего уровня подготовки персонала, так и для его повышения. На практике применяются различные виды обучения: инструктажи, мастер-классы, тренинги, обучение с применением компьютерных тренажеров и стендов.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием общественности к системе профессионального образования в целом и к ее важнейшему звену — к подсистеме подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

При подготовке и переподготовке студентов, обучающихся по инженерным направлениям, и повышении квалификации инженерно-технического персонала необходимо получение практических умений и навыков работы на реальных объектах [1].

Создание реальной лаборатории требует больших финансовых затрат (в среднем 20 млн рублей), наличия производственных площадей и постоянного совершенствования оборудования в соответствии с техническим развитием автомобильной отрасли. Объем реализуемой учебной нагрузки в лаборатории невелик в рамках одного учебного подразделения, а разнообразие технических решений не позволяет скомпилировать их в единый лабораторный центр. Следовательно,

108

создание лаборатории для учебного центра изначально является нерентабельным. Однако отсутствие подобных лабораторий приводит к низкому уровню развития умений и навыков и невозможности отработки порядка действий при аварийных ситуациях.

На сегодняшний день в процессе обучения отсутствует единый совместно с профильными предприятиями комплексный подход к формированию профессиональных компетенций, что доказали опросы работодателей: при приеме специалистов на работу они больше всего ценят уровень профессиональных знаний, умений, навыков и наличие опыта работы на практике [2].

После анализа предметной области и проведения эксперимента по определению уровня подготовки студентов к работе на реальных объектах и по оценке эффективности работы инженерно-технического персонала было установлено, что скорость выполнения технологических операций зависит от уровня подготовки и может отличаться в 3-5 раз.

Выявлено, что в первую очередь на скорость выполнения типовых технологических операций влияет наличие и уровень требуемых умений и навыков. На качество выполняемых работ при ремонте в первую очередь влияет наличие определенных знаний по выполняемой задаче.

В результате было выявлено, что 50-80 % времени специалист тратит на выполнение технологических операций, для выполнения которых необходим высокий уровень владения умениями и навыками [3].

Предложенный подход к обучению подразумевает на начальной стадии обучения для допуска к реальным ремонтным производствам получать знания и умения с помощью автоматизированного обучающего комплекса, структура которого рассмотрена далее.

Базовый модуль «81;^уОп» определяет структуру комплекса, взаимосвязь с системой обучения, сохранение результатов, осуществляет вход и выход пользователя. Производит запуск лекционного материала, тестов, тренажеров, видеороликов и просмотр фотографий и 3Б-моделей.

Для реализации требований к знаниям специалистов система предусматривает наличие теоретического материала; видеороликов; тестовых материалов по контролю знаний.

Для реализации требований к умениям специалистов система предусматривает наличие мини-тренажеров; тренажерных комплексов; сценарии контроля умений.

Для реализации взаимосвязи между знаниями, умениями и дальнейшим приобретением навыков АОС предусматривает наличие иерархической системы ссылок; итоговой аттестационной работы.

Для реализации потребностей в групповом обучении АОС предусматривает наличие сетевого взаимодействия в тренажерах группы обучающихся; модуля контроля и анализа результатов группы обучающихся.

Таким образом, создаваемый АОС состоит из следующих основных блоков, перечисленных ниже и представленных на рис.1:

1. Теоретические материалы.

2. Контрольно-измерительные материалы.

3. Тренажеры.

4. Видеоролики.

5. База фотографий отказов, дефектов износов и пр.

6. База нормативно-технической документации.

7. Тестовые задания.

Методика составления матрицы компетенций и построения индивидуальной траектории обучения заключается в следующем.

При приеме на работу для каждого специалиста проводится тестирование, определяющее уровень имеющихся знаний, умений, навыков (ЗУН), которые сравниваются с эталонным уровнем компетенций. Эталонный уровень компетенций определяется экспертной комиссией на производстве согласно требованиям к специалисту из нормативной документации и должностным инструкциям. Текущий уровень компетенций каждого специалиста сохраняется в базе данных с целью его периодической корректировки посредством регулярных тестирований.

На основании результатов первичного и промежуточных тестирований для каждого специалиста строится модель потери уровня компетенций, на основе которой формируется индивидуальный график обучения (рис. 2).

В процессе обучения и по его завершении проводятся контрольные тестирования для построения модели усвоения материала и выработки необходимых компетенций. На основании

моделей усвоения материала и потери компетенций формируется траектория регулярного обучения специалиста с целью поддержания уровня знаний, умений, навыков на требуемом уровне в соответствии с эталонной матрицей компетенций.

Индивидуальная траектория обучения формируется, опираясь на умственные и физические способности конкретного обучающегося, и является динамической, постоянно корректирующейся моделью.

Рис. 1. Структура разрабатываемой системы

При обучении наиболее востребованы курсы, включающие в себя тренажеры, которые моделируют в учебных целях управляемый типовой технологический процесс для формирования профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся перед выходом их на штатную практику.

Прогнозный показатель уровня ЗУН

Индивидуальная траектория обучения

Рис. 2. Принципиальная схема процесса формирования индивидуальной траектории обучения В процессе обучения с использованием комплекса обучающиеся изучают теоретический курс и видео-материалы и закрепляют полученные знания путем прохождения тестов. Далее у них есть возможность получить на практике умения на основе полученных знаний или развить имеющиеся

110

умения и навыки на виртуальных тренажерах. В процессе работы на тренажерах обучающиеся отрабатывают технологию выполнения различных операций, а также учатся работать в команде при помощи сетевого взаимодействия в системе.

За процессом обучения наблюдает оператор и моделирует различные нештатные ситуации с целью оперативной отработки действий. В процессе работы на тренажере в систему записывается любой опыт обучения (с использованием Tin Can API), и в случае неправильных действий выстраивается система ссылок на материал, который необходимо изучить. Таким образом, после завершения обучения в системе формируется индивидуальная траектория корректирования обучения для каждого обучающегося путем сопоставления результатов обучения с матрицей компетенций [4].

Отличительной особенностью разрабатываемого автоматизированного обучающего комплекса является реализация составления матрицы компетенций и построения траектории обучения для развития индивидуальных профессиональных компетенций с учетом дальнейшего развития профессионального роста специалиста.

Размещение контента в магазинах App Store и Google play позволит обучающимся проходить комплекс в режиме игрового обучения, что, в свою очередь, способствует лучшему усвоению пройденного материала [5].

После разработки и внедрения автоматизированного обучающего комплекса в образовательные учреждения и транспортные предприятия ожидаются следующие результаты:

• снижение потенциальных потерь при обучении персонала за счет снижения стоимости образовательных услуг и безотрывного от производства обучения на 5-20 %;

• повышение эффективности и качества выполнения технологических операций непосредственно на производстве: сокращение времени выполнения технологических операций на 10-30 %;

• снижение нерационального и неэффективного распределения ресурсов на 5-25 %;

• повышение экономической эффективности предприятия.

Таким образом, разработка и внедрение автоматизированного обучающего комплекса с построением матрицы компетенций и индивидуальной траектории обучения повышает эффективность обучения студентов в образовательных учреждениях, сокращает затраты на обучение персонала и нерациональное использование ресурсов на транспортных предприятиях, что также повышает эффективность деятельности предприятия.

Список литературы

1. Гордеева Ю. В., Егоров А. И., Сергиенко Е. В. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения в образовательный процесс // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 1. - С. 86-88.

2. Егоров А. И., Сергиенко Е. В. Внедрение инновационных систем обучения на автотранспортные предприятия для повышения квалификации рабочего персонала // Транспортные и транспортно-технологические системы: сб. статей. / ТюмГНГУ - Тюмень, 2014. - С. 43-47.

3. Егоров А. И., Сергиенко Е. В. Внедрение имитационных тренажеров на предприятия, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта // Проблемы функционирования систем транспорта: сб. науч. трудов / ТюмГНГУ. -Тюмень, 2013.-С. 81-85.

4. Егоров А. И., Сергиенко Е. В., Гордеева Ю. В. Внедрение имитационных тренажеров для дистанционного обучения персонала с использованием современных стандартов // Тенденции и перспективы развития электронного образования: материалы Международной научно-методической видеоконференции (г. Тюмень, 22 ноября 2013 г.) / под ред. В. В. Майера, С. М. Моор, С. В. Соколковой. ТюмГНГУ -Тюмень, 2014.-С. 23-25.

5. Сергиенко Е. В., Гордеева Ю. В. Разработка автоматизированного обучающего комплекса с применением компетентностного подхода к обучению// Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург 10-13 марта 2015 г. // Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 279-284.

Сведения об авторах

Сергиенко Евгений Викторович, директор НИИ электронных образовательных ресурсов, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89129221316, 8(3452)417986, e-mail: sergien.evgeny@gmail.com

Гордеева Юлия Владимировна, специалист 2 категории НИИ электронных образовательных ресурсов, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89048879997, e-mail: julikan@list.ru

Sergienko E. V. Director of the Research Institute of electronic educational resources, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone: 89129221316, 8(3452)417986, e-mail: sergien.evgeny@gmail.com

Gordeeva Yu. V., II-category specialist of the Research Institute of electronic educational resources, Tyumen State Oil and Gas University», Tyumen, phone: 89048879997, e-mail: julikan@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.