Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ (ВИРТУАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Владимир Викторович, Моор Светлана Михайловна

Работа посвящена наиболее актуальным проблемам качества электронного образования в России, представляет обобщение практического опыта авторов, накопленного за время работы в реализации дистанционного образования на примере одного из ведущих вузов Тюменского региона. В современных условиях назрела необходимость решения проблем, которые препятствуют развитию образования и реализации интеграционных процессов на уровне мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF QUALITY OF E-EDUCATION

This article covers to the most important problems of quality of electronic education in Russia; it is a summary ofpractical experience that the authors gained during implementation of distance education at one of the leading universities of Tyumen Region. At the moment there is necessity to solve the problems that stop development of education and stop integration processes world-wide.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК: 378.018.43-027.44

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF QUALITY OF E-EDUCATION

В. В. Майер, С. М. Моор

V. V. Mayer, S. M. Moor

Ключевые слова: электронное обучение, система образования, цифровые технологии, ИКТ, электронное образование, дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные технологии, Интерент-образование, электронное (виртуальное) образовательное пространство Key words: e-larining, education system, digital technologies, information communication technologies, e-education, distance learning, distance education, distance technologies, Internet-education, electronic (virtual) educational space

Работа посвящена наиболее актуальным проблемам качества электронного образования в России, представляет обобщение практического опыта авторов, накопленного за время работы в реализации дистанционного образования на примере одного из ведущих вузов Тюменского региона. В современных условиях назрела необходимость решения проблем, которые препятствуют развитию образования и реализации интеграционных процессов на уровне мирового сообщества.

This article covers to the most important problems of quality of electronic education in Russia; it is a summary ofpractical experience that the authors gained during implementation of distance education at one of the leading universities of Tyumen Region. At the moment there is necessity to solve the problems that stop development of education and stop integration processes world-wide.

В соответствии с новым законом об образовании электронное обучение становится обязательной составляющей учебного процесса в вузах, а не просто выбором учебных заведений, что усиливает актуальность исследований в области повышения качества электронного образования.

Общественная значимость образования признана на государственном уровне, но реализация не всегда соответствует целевым установкам. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г., «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Дальнейшее развитие системы образования может быть обеспечено путем достижения основной задачи взаимодействия между субъектами учебного процесса — удовлетворения потребностей общества в доступном, качественном образовании. Сегодня все больше говорят об образовании «по требованию», на уровне учебных заведений это использование сетевых технологий в целях консолидации усилий в совершенствовании технологий и электронных ресурсов.

Развитие новых современных технологий в различных сферах деятельности требует в первую очередь обеспечения кадрами, обладающими профессиональной компетенцией, умением адаптировать свои знания к быстро меняющимся условиям и правилам игры на образовательном поле.

Для решения данной проблемы необходима инновационная парадигма обучения, обеспечивающая требуемый уровень мобильности специалиста. В настоящее время в систему образования внедряется дистанционное образование (Distance Education), интернет-образование (сетевое), е-learning (электронное обучение).

Полагаем, что все виды цифровых технологий не могут заменить традиционное образование, а могут дополнить, изменить его качественно, придать новый вектор развития и сформировать инновационные подходы при условии приемлемой технической базы.

В области содержания всех уровней обучения и организации образовательного процесса приоритетными задачами являются:

• внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образование;

• формирование учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; нового поколения учебников и учебных пособий, в том числе универсальных электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК); средств обучения;

• развитие различных форм обучения (в том числе и электронного), их гибкого сочетания в образовательном процессе;

• введение новых технологий и методов обучения (включая личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии) и контроля знаний.

Следует отметить, что ситуация в образовательной сфере сложилась непростая, так как традиционные формы образования не удовлетворяют возросшим потребностям в образовательных услугах и их требованиям: к их качеству, доступности, стоимости и процессу получения образования.

Выходом из сложившейся ситуации может стать системное развитие электронного образования как дополнения к традиционным формам обучения, создание и развитие единой информационно-образовательной среды в глобальной сети Интернет.

В электронном образовательном пространстве (виртуальном) наблюдается отсутствие единой политики, стандартов, терминологии, что вызывает не только разночтения, но и порождает проблемы, которые заводят в тупик обучающие структуры. К примеру, обучение в исправительных колониях связано с невозможностью прохождения практики в соответствии с программами обучения.

Что касается терминологии, статья 16 закона «Об образовании» дает определение терминам «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии». А что такое в этом случае «дистанционное обучение», которое вошло в практику российской действительности?

Однако все эти проблемы решаемы, так как глобализация наиболее удачных проектов и формирования стандартов (в том числе и международных) — это лишь вопрос времени, что предполагает переход от ограниченной концепции только физического перемещения студентов и преподавателей из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

В этих условиях все более актуальной становится задача создания единого образовательного и информационно-коммуникационного пространства учебного заведения при сохранении вариативных функционирующих моделей образования.

В связи с этим следует направить усилия на решение задач:

• обучения специалистов использованию современных ИКТ в профессиональной деятельности;

• внедрения новейших информационных технологий с учетом особенностей телекоммуникационной инфраструктуры региона;

• выполнения совместных проектов в области электронного образования (создание курсов, модулей курсов, виртуальных лабораторных работ, учебных программ и т. п.);

• развития международного сотрудничества в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовании.

С целью успешного использования в учебном процессе новых информационно-коммуникационных технологий считаем необходимым принятие ряда положений, регламентирующих их применение на российском и международном уровнях.

Указанная задача в Тюменском государственном нефтегазовом университете решается путем непрерывной разработки и реализации инноваций в технологиях образовательного процесса, одна из которых — создание в университете в 2009 г. Центра дистанционного образования [2].

Центр дистанционного образования динамично развивается, уровень организации образовательного процесса совершенствуется путем активизации педагогических, экономических, технических, социальных факторов.

Значительный потенциал развития электронного образования в университете содержится в реализации социальных технологий обучения.

Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации [3].

Взаимодействие между основными субъектами образовательного процесса — обучающимися, преподавателями, специалистами по учебно-методической работе ЦДО — осуществляется в системе поддержки учебного процесса «Educon», в которой размещены электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные преподавателями университета, в состав которых входят электронные учебники, практические задания, курсовые, контрольные, виртуальные лабораторные работы, промежуточные и итоговые тесты.

При дистанционном образовании студент самостоятельно изучает дисциплины, в связи с чем возрастают потребности в помощи при освоении учебного материала. Такую поддержку оказывают тьюторы-преподаватели, технически грамотно, осмысленно и эффективно управляя образовательной деятельностью обучающихся: процессом получения знаний, овладения навыками, развитием способностей обучающихся посредством реализации особых подходов и техник в образовательном процессе.

Кроме этого создан институт тьюторов-организаторов, занимающихся организацией деятельности тьюторов-преподавателей на кафедрах. Координационную функцию выполняют сотрудники ЦДО, реализующие функцию тьюторов-кураторов, которые несут ответственность за организацию учебного процесса в группах, закрепленных за ними.

Преподаватели ТюмГНГУ проходят курсы повышения квалификации в Центре дистанционного образования:

• «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения»;

• «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении»;

• «Информационные технологии дистанционного обучения».

На курсах повышения квалификации «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения» преподаватели получают знания о функциях, видах деятельности, характеристиках и ролях субъектов дистанционного обучения — преподавателя и обучающегося, этикете в виртуальной образовательной среде, специфике организации контроля знаний и способов обеспечения качества, получают навыки преподавания в электронной среде и др.

На курсах повышения квалификации «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» слушатели осваивают первые ступени менеджмента в организации дистанционного обучения в образовательном учреждении.

Курсы «Информационные технологии дистанционного обучения» дают тьюторам-преподавателям Центра дистанционного образования ТюмГНГУ углубленные знания в области информационных технологий, а также формируют навыки их использования в учебном процессе, дают возможность освоить технологии проведения вебинаров и виртуального общения.

Посредством курсов преподаватели овладевают компетенциями в области планирования, организации, мотивации и контроля процесса обучения студентов ЦДО. Курсы позволяют решить проблему недостаточной адаптированности субъектов электронного образования к взаимодействию в виртуальной образовательной среде.

Полученные знания и приобретенные навыки преподаватели применяют в работе с обучающимися путем совершенствования ЭУМК, поиска и реализации новых форматов общения со студентами в режиме онлайн, oфлайн, проведения плановых вебинаров.

Результаты опроса, проведенного среди тьюторов-преподавателей ЦДО в 2012 г., позволяют выявить эффективность проводимых курсов, так как затруднения в работе с электронными ресурсами испытывают лишь

12 % преподавателей, 80 % преподавателей не испытывают затруднений в работе с электронными ресурсами, 8 % затрудняются ответить на вопрос.

Удовлетворены организацией учебного процесса 72 % респондентов, не удовлетворены — 13 % и затрудняются ответить на вопрос — 15 %.

Ответы преподавателей на вопрос «Хотели бы сотрудничать с Центром дистанционного образования» распределились следующим образом: 85 % — хотели бы сотрудничать; 2 % — не хотели бы сотрудничать;

13 % — затрудняются ответить.

В опросе участвовали 39 тьюторов-преподавателей.

Специалисты по учебно-методической работе ЦДО осуществляют консультационную поддержку студентов и преподавателей как по техническим вопросам работы в системе поддержки учебного процесса «Edu-con», так и по вопросам виртуального взаимодействия.

Указанные социальные технологии мотивируют субъектов образовательного процесса к овладению современными технологиями образовательного процесса, новыми формами взаимодействия, что приводит к непрерывному развитию электронного образования и повышению его качества.

В настоящее время контингент Центра дистанционного образования составляет около 2 тыс. студентов из различных городов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В Центре было проведено анкетирование студентов в 2012 г. (на момент опроса контингент составлял около тысячи человек), в котором приняли участие всего 67 человек, что свидетельствует об очень низкой социальной активности обучающихся.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы отношением преподавателей» обучающиеся ответили следующим образом: 51 % — удовлетворены; 12 % — не удовлетворены; 37 % — затрудняются ответить.

В сложившейся ситуации есть над чем поразмыслить: и специалистам центра, и преподавателям предстоит системная работа для повышения своего рейтинга.

Следует отметить, что 63 % обучающихся удовлетворены обучением в ЦДО; 15 % — не совсем удовлетворены обучением; 0 % — не удовлетворены обучением в ЦДО; 22 % — затрудняются ответить.

ЦДО развивает партнерские отношения с образовательными учреждениями России и ближнего зарубежья, а также филиалами университета.

Каждый партнер имеет статус территориального пункта доступа (ТПД) ЦДО. С ТПД заключены договоры, в рамках которых пункты проводят рекламные кампании, осуществляют прием документов абитуриентов, проводят вступительные испытания, оформляют и отправляют в ЦДО личные дела студентов. Кроме этого территориальные пункты доступа предоставляют компьютерные классы студентам в целях подключения к системе «Educon», участия в вебинарах, прохождения промежуточного и итогового контролей.

Таким образом, Центр дистанционного образования — инновационное структурное подразделение ТюмГНГУ, созданное в 2009 г., — развивается, реализуя инновационные технологии как в подготовке специалистов по программам среднего специального образования и направлениям подготовки бакалавриата, так и преподавателей Тюменского государственного нефтегазового университета.

На основе проведенного анализа развития дистанционного образования в университете можно сделать вывод о возрастающей виртуализации взаимодействия субъектов заочного образования с использованием дистанционных технологий.

Для дальнейшего развития дистанционного образования в ТюмГНГУ представляется целесообразным поиск инновационных социальных технологий взаимодействия субъектов интернет-партнерства в электронном образовании.

В ТюмГНГУ обучаются представители всей России и зарубежья, поэтому можно говорить о том, что тенденции и закономерности характерны для всего региона и виртуального пространства России.

На современном этапе стратегия развития предполагает сетевое взаимодействие и консолидацию усилий по формированию качественной образовательной виртуальной среды, что является выгодным как с экономических, так и с социальных позиций.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /Лйр://минобрнауки.рф.

2. Материалы официального сайта Центра дистанционного образования ТюмГНГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.tsogu.ru/distantsionnoe-obrazovanie/205432/.

3. Материалы свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Майер В. В., Моор С. М. Инновационный проект по продвижению дистанционного образования нефтегазового университета // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ - 2012): Сборник материалов (IX Международной научно-методической конференции, 8-10 февраля, 2012 г.) / Отв. за выпуск А. В. Щербаков. - Екатеринбург: УРФУ, 2012. - С. 114-119.

5. Майер В. В., Моор С. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // НЕФТЬГАЗТЭК: Сборник материалов форума // Тюменский международный инновационный форум (17-18 сентября 2013 г.). - Тюмень: Экспресс, 2013. - С. 152-153.

Сведения об авторах

Майер Владимир Викторович, д. с. н., профессор; проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)256935, e-mail: mayer-v-v@ yandex.ru

Моор Светлана Михайловна, д. с. н., профессор директор Центра дистанционного образования, профессор кафедры социальных технологий, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)256932, e-mail:moorsm@mail.ru

Mayer V. V., Phd in Sociology, professor, prorectorforMethodology of Studying and Innovation development, Tyumen State Oil and Gas University, phone:8(3452)256935, e-mail: mayer-v-v@yandex.ru

Moor S. M., PhD in Sociology, professor, Head of the Center for Distance Education, professor, Department of Social Technologies, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)256932, e-mail: moorsm@mail.ru

УДК 371.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»

USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE SYSTEM «SCHOOL-UNIVERSITY»

М. А. Саитова

M. А. Saitova

Ключевые слова: повышение качества подготовки, студенты неязыковых профилей вуза, компьютерно-информационные технологии Key words: improvement of training quality, students pursuing non-linguistic careers, computer-information technologies

Рассмотрены некоторые аспекты преподавания дисциплины «Иностранный язык» в системе «школа-вуз». Представлены возможности компьютерно-информационных технологий, применение которых в обучении сделает иностранный язык эффективным средством профессиональной подготовки.

The paper deals with some aspects of foreign language teaching in the system «school-university». The potentials of computer-information technologies which make a foreign language an effective tool ofprofessional training are outlined.

В настоящее время значение иностранного языка в системе высшего профессионального образования приобрело особую актуальность. Проблема преемственности школьного и вузовского образования не нова. Вопросы взаимосвязи содержания общего и профессионального образования отражены в исследованиях С. М. Годника, Ю. А. Кустова и др. Несмотря на наличие большого количества теоретических исследований в этой области, на практике все еще существует разрыв между школьным и вузовским образованием, который проявляется в несогласованности содержания, методов и средств обучения в школе и в вузе.

Подготовка специалиста не получает дидактической преемственности на разных этапах развития личности. Без коренной перестройки учебных программ и учебников, программирующих сегодня запоминание готовых знаний, без включения в них материалов, стимулирующих интерес, преподаватель не может один справиться с задачей коренной перестройки образования. Одним из наиболее слабых мест в языковой подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.