Научная статья на тему 'ИДЕИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИДЕИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF NOOSPHERE EDUCATION AT HIGHER EDUCATION SCHOOL

Keywords: noosphere, technosphere, civilization, axiology, humanization

Текст научной работы на тему «ИДЕИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.046

ИДЕИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

IDEAS OF NOOSPHERE EDUCATION AT HIGHER EDUCATION SCHOOL

Н. А. Беззубцева, Горемыкина Л. И.

N. A. Bezzubtseva, Goremykina L. I.

Ключевые слова: ноосфера; техносфера; цивилизация; аксиология; гуманизация Key words: Noosphere; technosphere; civilization; axiology; humanization

В статье подчеркивается, что предлагаемые модель и линии ноосферного образования и пути их реализации в Тюменском государственном нефтегазовом университете решают не только проблему искоренения технократической парадигмы образования, но и помогают овладеть культурой здорового образа жизни, приобрести гуманные качества, проявить свои способности, развиться как личность — в конечном итоге это позволит человеку актуализироваться, жить в гармонии с другими людьми, с природой и самим собой.

It is underlined in the article, that the proposed model and policy of noosphere education and the ways of their realization in the Tyumen State Oil and Gas University solve not only the problem of eradication of technocratic paradigm of education but also help to take over the culture of healthy life-style, acquire humane qualities, display one's capabilities, develop as personality, which finally will permit a person to become actualized, to live in harmony with other people, with nature and with oneself.

Ноосферное образование является опережающей системой, ориентированной на будущее, служащей развитию творческой личности, ее индивидуальных качеств, реализующей приоритет интеллектуального и практически-волевого начал человека, развития духовно-нравственных ориентиров в воспитании и обучении. В современной образовательной практике реализуются многие идеи ноосферного образования. Наиболее значимые его проявления: ориентация образования на устойчивое развитие, ценности коэволюционного развития, формирование планетарного мышления, целеполагание с учетом идей глобальности, взаимопроникновение естественно-научного и гуманитарного знаний, духовного, физического совершенствования [4].

В содержании и методике ноосферного образования признается необходимость системного подхода к воспитанию и обучению на основе единства теоретических знаний, убеждений и жизненной практики как непосредственно в обучении, так и вне образовательного пространства. Ноосферное образование приоритетными считает вопросы становления личности, Человека, его духовно-нравственного стержня [1].

Воспитание в период обучения в вузе — существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. На наш взгляд, процесс социализации, содействие становлению профессиональной и социальной компетентности личности выпускника наиболее эффективно осуществляется в условиях ноосферного образования.

Принимая за основу линии ноосферного образования, предложенные С. А. Ивановым [2], дополнив их как содержательными, так и методическими линиями, привнеся в них качественно новые элементы, мотивированные реалиями сегодняшнего дня и спроецированные на высшее учебное заведение, мы предлагаем собственную модель и линии ноосферного образования и пути их реализации в Тюменском государственном нефтегазовом университете. Можно надеяться, что предложенные нами линии ноосферного образования не только решат проблему искоренения технократической парадигмы образования, когда преимущественно предметные знания представляются главной ценностью образования и средством достижения жизненного успеха, но и поможет овладеть культурой здорового образа жизни, приобрести гуманные качества, проявить свои способности, развиться как личность — в конечном итоге это позволит человеку актуализироваться, найти себя в этой жизни, жить в гармонии с другими людьми, с природой и самим собой. На наш взгляд, именно содержательные и методические линии образования наиболее комплексно выстраивают образовательную структуру в высшем учебном заведении.

Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ) — мощный образовательный университетский комплекс, включающий в себя сеть институтов, Центр довузовской подготовки, Городской технический лицей, сеть учреждений НПО и СПО, филиалы и представительства в крупных городах Западной Сибири. Одним из первых в стране ТюмГНГУ внедрил систему менеджмента качества образования, получив сертификаты лицензирующих органов, как в России, так и за рубежом. Университет путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционного обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ различных уровней и направлений. Поэтому, на наш взгляд, линии ноосферного образования органично вписываются в существующую модель образовательного стандарта.

В общем виде линии ноосферного образования мы представляем следующим образом (таблица).

Линии ноосферного образования

Содержательные линии Методические линии

Профессиональная Развивающая

Экологическая Интегративная

Научно-исследовательская Деятельно-ролевая

Валеологическая Творческая

Социальная Социометрическая

Гражданско -патриотиче ская Самоуправленче ская

Правовая

Нравственно -аксиологическая

Гуманистиче ская

Этическая

Культурно -эстетиче ская

Культурно-историческая

Философская

Информационная

Все перечисленные линии ноосферного образования имеют современную ориентацию и одинаковые философско-методологические основы. Выделим основные моменты:

1. Модернизация традиционных методов, форм, средств (лекция-диспут, практикум-игра, семинар-дискуссия и т. д.).

2. Использование инновационных форм обучения, включение обучающихся в различные формы активной, самостоятельной деятельности (дидактические игры, лаборатории, экспедиции, проблемные и исследовательские методы, индивидуальные занятия и пр.).

3. Разработка и внедрение новых технологий. Цель ноосферных образовательных технологий заключается в высвобождении высших творческих возможностей человека во всех сферах на физическом, личностном, межличностном, социальном и универсальном уровнях (технологии глобального мышления, диалоговые технологии, биоадекватные технологии, сетевые, наукоемкие образовательные технологии и др.).

4. При организации образовательного процесса основными задачами становятся построение субъект-субъектных взаимоотношений на основе сотрудничества, создание особого эмоционального, творческого, благоприятного образовательного климата, в котором рассматриваемые проблемы осмысливаются наиболее эффективно.

Рассмотрим наиболее подробно реализацию профессиональной линии ноосферного образования в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Профессиональная линия ноосферного образования в ТюмГНГУ является одной из самых основных, так как реализуется в образовательном учреждении высшего звена. В этой связи очень важен фактор обновления, что отражается в вопросах развития экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий. Одной из важных задач этой линии является создание условий, способствующих становлению профессиональной компетентности личности [3]. Профессиональная

№ 1, 2016. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

компетентность подразумевает: профессиональные знания, умения, навыки (информационно-технологические, проектно-конструкторские, маркетинговые, правовые, организационно-управленческие, научно-исследовательские); профессионально-корпоративную культуру (чувство гордости за принадлежность к выбранной профессии, следование канонам профессиональной этики, творческий подход к профессиональной деятельности).

Профессиональное образование в вузе осуществляется через содержание образования, что подразумевает акцептуализацию нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработку специализированных гуманистически ориентированных курсов, а также акцентирование культурологического и регионального компонентов содержания образования [5]. Профессиональными и в то же время социально значимыми качествами личности являются: коммуникативность, самостоятельность, компетентность, креативность, адекватность, социальная зрелость.

Существенной характеристикой будущего специалиста как личности мы считаем такое ее качество, как социальная зрелость. Совершенно очевидно, что вузовское развитие человека как личности и как субъекта будущей профессиональной деятельности занимает существенное место в структуре социальной зрелости и профессиональной мотивации. Подход к личностно-профессиональному развитию и самореализации как к целостному процессу дает возможность создать оптимальную модель будущего специалиста для определения степени его соответствия требованиям будущей профессии. Подготовка к будущей профессии не сводится лишь к передаче знаний студентам и формированию у них профессиональных навыков, а включает в себя процесс социального и профессионального самоопределения.

В структуре личности будущего специалиста представляется возможным выделить три взаимосвязанных между собой уровня:

1. Восприятие и оценка самого себя как личности и как будущего профессионала.

2. Самоуважение и способность к личностному и профессиональному развитию.

3. Чувство личной ответственности за принятие решений.

Таким образом, формирование будущего специалиста, на наш взгляд, должно отвечать следующим критериям: помогать вступающему в самостоятельную жизнь человеку составить о будущей профессии и самом себе как личности точное, адекватное представление; укреплять самоуважение личности специалиста, что дает ощущение собственной значимости, независимости и автономности в принятии ответственных решений; создавать такую профессиональную самооценку, в которой находит выражение не только достигнутый уровень знаний, умений и навыков, но и позитивная оценка специалистом своей личности в целом, веры в свои силы и возможности.

По завершении учебного процесса университет оказывает содействие выпускникам в их трудоустройстве. Университет организует сбор информации о потребности в специалистах, оказывает содействие студентам в заключении договоров на трудоустройство. Выпускник университета, направленный на работу в соответствии с договором, считается молодым специалистом в течение срока, установленного индивидуальным договором. Студентам 3-5 курсов предлагается на добровольной основе заключить договор на дополнительную подготовку и трудоустройство. Традиционным стало вовлечение студентов старших курсов в работу на предприятиях, с которыми у ТюмГНГУ есть долговременные партнерские отношения.

Во внеучебной деятельности профессиональная линия ноосферного образования и воспитания обеспечивается через развитие научной деятельности студентов в рамках Студенческой академии наук ТюмГНГУ, участие студентов в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Таким образом, профессиональная линия ноосферного образования в ТюмГНГУ имеет разноплановый характер и носит выраженный региональный аспект.

Необычайную актуальность сегодня приобретают вечные проблемы гуманизма, духовности и нравственности. Все здравомыслящие люди понимают, что вузы должны не только давать

профессиональную подготовку, но и содействовать формированию высококультурной, нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, умению жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и толерантности. Только социально зрелая, духовно развитая личность характеризуется глубиной профессиональных знаний и широтой культурного кругозора [6].

Будущее России во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки современного поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в возрождении страны, умением проявить свой профессиональный и творческий потенциал.

Список литературы

1. Актуальные вопросы современного образования: монография / под ред. Д. Ю. Трушникова. - Тюмень. - ТюмГНГУ, 2010.

2. Бахтизин Р. Н., Павлов С. В., Павлов А. С. Научно-образовательный геопортал как интегрирующая среда для объединения научной пространственной информации о территории Республики Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. -2011.-Т. 16. -№ 4. - С. 36-42.

3. Беззубцева Н. А. Через ноосферологию - к ноосферному видению мира // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 4. - С. 64-67.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе. - М., 2014.

5. Горемыкина Л. И. Интеллигенция и интеллигентность / В сборнике: Современный мир: экономика, история, образование, культура / Сборник научных трудов. Министерство образования и науки РФ. - Уфа, 2007. - С. 167-171.

6. Евтушенко Е. В. Стратегии инновационного развития ведущих компаний РФ// Инновации и инвестиции. -2012. -№4. - С. 21-23.

7. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе / Иванов С. А. Модель реализации ноосферного образования в общеобразовательной школе // Актуальные проблемы образования: региональный аспект. Материалы первой региональной интернет-конференции Уральского науч.-обр. Центра УрО РАО Екатеринбург, 2005-2006. - М., 2014.

8. Православие, образование и воспитание в XXI веке (VI Рождественские образовательные чтения). Материалы всероссийской научно-практической конференции (6-7 февраля). - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007.

9. Социально-гуманитарное образование и воспитательная работа в вузе. Материалы «Круглого стола». - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005.

10. Трушников Д. Ю., Беззубцева Н. А. Ноосферное образование — взгляд в будущее. - Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2007.

Сведения об авторе

Беззубцева Нина Александровна, к. филос. н., учитель лицея Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень, тел. 8(3452)463772, e-mail: ninel1157@mail.ru

Горемыкина Лилия Ивановна, к. с. н., доцент кафедры философии и истории, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, тел. 8 (3472)280617, e-mail: gli-11@mail.ru

Bezzubtseva N. A., Candidate of Science in Philosophy, teacher of the junior college at Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)463772, e-mail: ninel1157@mail.ru

Goremykina L. I., PhD in Sociology, associate professor of Bashkir State Agrarian University, phone: 8(3472)280617, e-mail: gli-11@mail.ru

УДК 378.14

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM AS A TOOL OF DISTANT LEARNING

И. А. Дельцова

I. A. Deltsova

Ключевые слова: дистанционное обучение; личностный маршрут развития; индивидуальная образовательная программа; обучающая среда Key words: distance learning; personality route of development; individual educational program; training environment

Анализируется возможность повышения качества дистанционного обучения через проектирование каждым учеником личного образовательного маршрута.

The article analyzes the possibility of the distance learning quality improvement through designing a personal educational route by each student.

Снижение качества современного образования обусловлено уменьшением заинтересованности учащихся в личностных результатах. Внешняя оценка обученности выпускника, определяемая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.