При постоянной клипово-блиповой смене впечатлений, представлений, идей, отсутствии устойчивости базовых понятий в любых сферах индивидуумы в массе легко идентифицируют себя со стоящими над ними сущностями: нацией, корпорацией, сетевой группой в интернете. В результате человеком постсовременности утрачивается чувство целостности, он имеет дело с разорванной и хаотичной картиной мира. Преобладание подобных тенденций расшатывает духовные основы социальной жизни, поскольку подобная «расколотость» мира, его децентрирование ведет к утрате самости, что создает риск деперсонализации. Не чувствуя себя органичной частью единого целого, испытывая отчуждение, перенасыщение материальными благами и комфортом в реальном мире, индивид в постсовременную эпоху находит утешение в виртуальных мирах социальных сетей, блогов и онлайн-игр, где чувствует свою полную свободу, власть и возможность личного, пусть и виртуального, но бессмертия. Такой хаос может повлечь инверсию виртуальности и реальности в сознании индивида, где виртуальный субмир становится доминирующим и полностью закрывает иные ниши духовной жизни — религиозно-мифологическую, научную, повседневную.
Дефрагментация сознания, ведущая к утрате духовных ориентиров и расшатыванию экзистенциальных основ жизни людей в постсовременном обществе, на социально-практическом уровне ведет к ослаблению механизма социального контроля, размыванию социальных связей и институтов, социальной аномии, росту деви-антного поведения, вплоть до проявлений агрессии и физического насилия, то есть к дестабилизации общественной системы.
Список литературы
1. Антипов М. А. Экран как коммуникационная основа постсовременного общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. - Пенза: Изд-во ПГТАXXI век. 2013. Выпуск 08(12). - С. 216-221.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
3. Мамардашвили М. К. Введение в философию // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. - М.: Лабиринт, 1996. - С. 13-19.
4. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. - М.: Искусство,1989. - 304 с.
5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический проспект, 2008. - 303 с.
6. Антипов М. А. Эволюция мышления: диалектика мифа и логоса // Социосфера. - 2012. -№ 3. - С. 9-14.
7. Дорошин Б. А. Антропокосмическое в трактовке проблемы соотношения Вселенной и общества К. Э. Циолковским // Социосфера. - 2011.-№ 3.-С. 15-18.
8. Нургалеева Л. В. Электронные медиа: проблема выбора исследовательских подходов // Социосфера. - 2012. -№ 1.- С. 17-22.
9. Тоффлер А. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. - М., 1982. - № 7. - С. 99.
Сведения об авторе
Антипов Михаил Александрович, к. ф. н., доцент кафедры «Философия», Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза, тел. 89063953192
Antipov M. A., Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor of Penza State Technological University, phone: 89063953192
УДК 316.32
НООСФЕРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
NOOSPHERE REALITY IN PEOPLES LIFE SAFETY
Н. А. Беззубцева
N. A. Bezzubtseva
Ключевые слова: ноосфера, техносфера, цивилизация, аксиология, экология Key words: Noosphere, technosphere, civilization, axiology, ecology
Обеспечить устойчивое развитие России в настоящее время представляется возможным только через ее духовное возрождение. Теория ноосферной цивилизации позволяет формировать человека творческого, осторожного и наблюдательного, волевого и гуманного. Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления — целостное, ноосферное мышление.
To ensure sustainable development of Russia is now possible only through its spiritual rebirth. The theory of noosphere civilization enables to form a creative, cautious and observant, strong-willed and humane person. The noosphere development is aimed at restoring the ecological balance on the planet and upbringing a new person, whose distinctive feature will be a new quality of thinking. i.e. holistic, noosphere thinking.
Центральной проблемой современной науки является изучение условий коэволюции Человека и Природы. Одновременно возникает задача — по какому пути пойдет перестройка общества, то есть обеспечение такого его состояния и такого изменения шкалы ценностей, которые позволили бы реализовать условия этой коэволюции. На основе этих задач выделяется актуальность проблемы развития ноосферной науки и культуры. Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на организованную научную мысль, человек создал в биосфере новую
биогенную силу, поддерживающую дальнейшее заселение различных частей биосферы, вместе с тем человечество представляет собой все более сплоченную силу, так как развивающиеся средства связи окутывают весь Земной шар.
Критерием национального и индивидуального богатства в ноосфере являются духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающим миром. В ноосфере приоритетными являются абсолютные моральные принципы, которые обеспечивают устойчивое безопасное развитие на планете. Ноосферное развитие направлено на воспитание нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления — целостное мышление.
Характерной основной чертой ноосферной личности является ее способность включиться в процессы, происходящие в ноосфере. Ноосферная личность обладает самодостаточностью, ответственностью, внутренней гармонией. Регулировочные процессы в пределах ноосферы осуществляются при активном ее участии на основании «биосферных» наук. При этом все процессы, протекающие в ноосфере, должны стремиться к минимуму энергетических и информационных затрат, а также сохранять многообразие в мире неживого, живого и духовного. Тем самым обеспечивается появление «ноосферной духовности» и возможность ее существования в течение длительного времени. Концепция ноосферы не может быть построена только методами естественных наук, поскольку взаимосвязи, имеющие место в ноосфере, должны быть гармоничным образом дополнены процессами мышления и рефлексии в пределах как отдельного человека, так и ноосферы в целом.
Именно концепция ноосферы позволяет выделить конкретную силу, радикально отличающую сегодняшнее и завтрашнее общество от предшествующих эпох — это научная мысль, вооруженная всеми возможностями техники и ставшая воистину планетарным явлением, способным преобразовать геологический облик Земли уже не за тысячелетия, а за соизмеримый с человеческой жизнью период.
Обеспечить устойчивое развитие России в настоящее время, как мы считаем, представляется возможным только через ее духовное возрождение (главные источники — наука и культура). Теория ноосферной цивилизации позволяет формировать человека творческого, осторожного и наблюдательного, волевого и гуманного. Его знания о себе и окружающем мире не ограничиваются нашей планетой, а выходят в Космос, поэтому его экологическая культура и социальная созидательная активность приобретает новый смысл и качество. Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления — ноосферное мышление.
Именно в XXI веке ноосферная (экологическая) культура становится неотъемлемой частью функциональной грамотности гражданина. Согласно международным документам ЮНЕСКО устойчивого развития общество может достичь, преследуя фундаментальные цели — научить получать знания, научиться жить, научиться работать и зарабатывать, научиться жить вместе. Общество с примитивной культурой и современное общество эволюционируют в той мере, в какой реализуют общую для них социальную тенденцию.
Ноосферное мировоззрение опирается на то, что лишь при гармоничных отношениях научного знания, философии и религии возможно понимание мира и выработка плодотворного и ответственного отношения к нему. Ноосфера, подобно человеку, ее носителю и творцу, имеющему тело, душу и дух, также имеет трехчаст-ное строение. Ее тело — Техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорта и коммуникаций, созданные совокупной мыслью человечества. Ее душа — Социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений. Ее дух — Идеосфера, сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания.
По мнению А. К. Адамова, у человека должно формироваться правильное научное мировоззрение, а единственно правильным научно обоснованным мировоззрением является ноосферное мировоззрение. Оно представляет собой систему взглядов на Мироздание, науку, культуру, формируемую сознанием. Оно повышает роль философского осмысления разнообразных форм и структур человеческого бытия. Ноосферное мировоззрение научно и философски обосновано. В нем объединены все научные достижения человеческой мысли (науки, культуры, техники, религии, искусства), оно приводит к осознанию устойчивого развития человечества [1].
Понятие «устойчивое развитие» получило широкое распространение после публикации доклада в 1987 г. под названием «Наше общее будущее», специально созданного Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В ситуации кризиса, охватившего почти все сферы жизнедеятельности российского общества, особенно необходимы четкие ориентиры, способствующие его консолидации. Поэтому разработка национальной стратегии перехода России на путь устойчивого развития с системой целей, показателей и механизмов реализации приобретает особое значение. Это понятие возникло потому, что в мире господствуют агрессивные, в основе своей завоевательные и потребительско-разрушительные принципы природопользования, достигшие апогея на стадии индустриальной цивилизации. В наше время стало понятным, что сама по себе парадигма такого разрушительно-потребительского развития человечества, ведущая к гибели биосферы, изжила себя, ставя вопрос о переходе на новые основы цивилизационного развития [5].
Устойчивое развитие мы рассматриваем как комплексное развитие человеческого общества, которое на основе принципов целесообразного существования, рационального природопользования, экономической эффективности и социальной справедливости представляет экологические, экономические и социальные услуги всем членам общества, поддерживая при этом природно-экологические, социально-экономические и жизнеобеспечивающие системы в стабильном состоянии, и служит целям удовлетворения нормальных духовных и материальных потребностей нынешних и будущих поколений людей и всестороннего развития личности.
В свете ноосферного образования экологическая безопасность определяется как одно из важнейших направлений обеспечения безопасности человека, связанное с необходимостью восстановления нарушенного баланса взаимодействия человека и природы, гармонизации их сосуществования и рационального использования природных ресурсов. Истинной угрозой человечества является его невежество, а также инертность, конформизм и неверие в себя.
Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности при переходе общества к устойчивому развитию предполагает развитие ноосферной деятельности на благо своего народа, укрепление ноосферного сознания и мировоззрения в целях противоборства угрозам государству и обществу.
Именно в наше время во всех сферах деятельности нарастает противоречие, которое с философской точки зрения можно определить как противоречие между старым и новым, то есть между новой моделью развития (устойчивого развития) и старой — моделью неустойчивого развития, в которой мы по необходимости вынуждены жить и действовать в современной жизни. В модели неустойчивого развития общественное сознание отстает от социальной действительности, оно с опозданием выявляет истину, которая уже не может стать основанием для принятия своевременных и конструктивных решений. Обычный механизм кардинальной переориентации сознания, характерный для модели неустойчивого развития, оказывается неприемлемым для решения глобальных проблем окружающей среды и тем более — перехода к устойчивому развитию. Философия при этом фокусирует внимание на мировоззренческих, аксиологических, методологических и других вопросах; рассматривает проблему соотношения природы и общества под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества на нашей планете.
В последние десятилетия угроза для безопасности существования человека все чаще исходит от неблагоприятного состояния окружающей среды. Состояние экологической составляющей национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время вызывает глубокую тревогу по ряду причин: под угрозой находится здоровье десятков миллионов человек; растут масштабы эколого-техногенных катастроф и опасность экологического терроризма; происходит загрязнение продуктов питания, воды, появляются новые виды загрязнения (в том числе на генетическом уровне); усиливаются тревожные тенденции деградации почв, сокращения биоразнообразия, расточительного использования природных ресурсов, нарушается в целом круговорот веществ и энергии. Сложившаяся таким образом экологическая ситуация в России становится препятствием на пути устойчивого развития страны. «Концепция национальной безопасности», «Экологическая доктрина Российской Федерации» предполагают наличие сбалансированной экологической безопасности общества на пути ноосфе-рогенеза. Только ноосферная концепция устойчивого развития поможет вывести мировое сообщество из состояния глобального кризиса цивилизации [3].
В концепции академика Н. Н. Моисеева устойчивое развитие — это «коэволюция человека и природы». Деловые круги общества, бизнесмены, предприниматели понимают устойчивое развитие как возможность работать без политических и экономических потрясений и преумножать блага общества [4].
В качестве приоритетов национальной стратегии устойчивого развития можно выделить следующие:
• достижение экономического достатка;
• создание политической системы гражданского общества;
• установление социальной справедливости;
• рациональное управление ресурсами;
• экологически чистая окружающая среда;
• здоровье населения;
• образование, наука и культура;
• взаимовыгодное международное сотрудничество.
Мы уверены, что общество, которое будет воздвигнуто при эффективной реализации устойчивого развития мировым сообществом, будет ни чем иным, как сферой разума, поскольку все известные определения этого типа развития, принципы, средства, пути его воплощения базируются на научно-рациональной основе. Это действительно свободный научный поиск, творчество, стимулируемое потребностью выживания цивилизации. Как указывают А. Д. Урсул и А. Л. Романович, цели перехода к устойчивому развитию определяют основные принципы:
• сохранения биосферы;
• коэволюции общества и природы;
• равных возможностей в удовлетворении жизненно важных потребностей;
• справедливости;
• приоритета нравственно-справедливого разума и интеллектуально-духовных потребностей и ценностей над материально-вещественными [4].
Устойчивое развитие характеризуется следующими основными критериями: экономической эффективностью, экологической безопасностью, социальной справедливостью, интеллектуальным развитием и духовной зрелостью человечества. С научной точки зрения идея устойчивого развития представляет собой мировоззренческую концепцию развития системы: природа — общество — человек.
Также мы хотим отметить, что без восстановления и дальнейшего развития духовного потенциала невозможно реализовать ноосферный вариант стратегии развития России. Поэтому путь к выживанию человечества в третьем тысячелетии лежит через:
1) изменение стереотипов взаимодействия человека с природой;
2) регулирование народонаселения;
3) сокращение потребления ресурсов;
4) энергосбережение и экономию;
5) формирование разумных материальных потребностей.
Обеспечение безопасности через устойчивое развитие осуществляется поэтапно и зависит от реализации ряда целей на пути устойчивого развития. Общей целью является становление ноосферы. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном итоге приведет к формированию сферы разума, ноосферы, когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Устойчивое развитие можно сформулировать через понятие ноосферы как конечной цели движения, таким образом: устойчивое развитие — это грядущая форма коэволюции природы и общества, обеспечивающая их взаимобезопасное сосуществование и становление ноосферы. Мы твердо убеждены в том, что формирование такой социоприродной глобальной системы, как ноосфера, может реализоваться только через устойчивое развитие, по ноосферным ориентирам безопасности, так как это развитие носит эволюционный характер.
В переходе к устойчивому развитию на основе принципов безопасности Россия имеет ряд особенностей. В первую очередь — это высокий интеллектуальный потенциал и наличие маловостребованных территорий, составляющих более 60 % всей территории страны, благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. Специфика перехода России к устойчивому развитию состоит еще и в том, что этот переход совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии [4].
Мы считаем, что государственная стратегия должна стать мировоззренческим ориентиром, важным аспектом для всего XXI века и даже для всего III тысячелетия. На наш взгляд, именно в этом веке и тысячелетии должно разрешиться противоречие между старой моделью цивилизационного развития и новой моделью устойчивого развития, которой необходимо придать ноосферную ориентацию, а также связать переход к устойчивому развитию с обеспечением национальной безопасности.
В основании новой цивилизации лежат принципы разумности. Однако человек не может ограничиваться возможностями своего индивидуального интеллекта. Человек способен осознавать, что его разум — часть Коллективного разума, что только ему под силу сохранять стабильность биосферы и выбирать тот канал эволюции, который и обеспечит коэволюцию человека и биосферы. На наш взгляд, эпоха ноосферы будет характеризоваться тем, что человечество научится управлять процессами самоорганизации биосферы [2].
В современную эпоху становление ноосферы теснейшим образом связано с овладением различными формами движения материи — первоначально механической, затем тепловой, химической, атомно-ядерной. На очереди овладение биологическими формами — создание живых организмов с помощью методов и средств биотехнологий и генной инженерии, что затрагивает этические вопросы, но на более высоком, нравственно-этическом уровне. С этим связано и возникновение новых по качеству круговоротов веществ в биосфере.
В модели ноосферы, формируемой через устойчивое развитие, достойное место должны занять права, свободы и ответственность человека. В Конституции Российской Федерации перечень принципов устойчивого развития начинается с того, что каждый человек имеет право на экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой (Конституция РФ, ст. 41, 42). Вместе с тем каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (Конституция РФ, ст. 58).
Мы хотим подчеркнуть, что по мере развития человечества, усложнения стоящих перед ним задач, постепенно мы приближаемся к той форме сосуществования, которую можно назвать планетарной цивилизацией или ноосферой. Именно поэтому так важно сейчас, в начале третьего тысячелетия, задуматься об оптимальных путях решения глобальных проблем человечества, наметить правильный путь устойчивого развития общества, выбрать наилучшие, наиболее безопасные формы взаимодействия людей на планетарном уровне.
Жизнь в условиях ограничений, накладываемых экологическим императивом, связана со сменой мировоззренческих установок общества, осознанием идей экоцентризма, необходимости жесткого регулирования и
сознательного ограничения потребления. Современная цивилизация приходит к осознанию необходимости воспитания людей в духе реального гуманизма, так как в современном мире наблюдается очередной кризис мировоззрения, вызванный экологической ситуацией. Экологический императив всегда играл заметную роль в истории, и от того, как люди решали проблему своих взаимоотношений с природной средой, зависела судьба целых культур. На современном этапе человечество уже стало единой глобальной силой на планете. Переход человечества к ноосферной цивилизации предполагает в первую очередь изменение сознания каждого человека, человеческих групп и человечества в целом, то есть смену ценностных, морально-этических и других жизненно важных ориентиров. Только при главенствовании этих изменений для человечества будет возможно движение вперед. Ноосферное развитие предполагает постепенный поэтапный переход к ноосферной цивилизации, обязательными элементами которого является экологизация производства, сохранение биосферы, новый природосберегающий тип производства и экономического развития, переориентация всего человеческого сообщества с ценностей общества потребления на ценности общества культурного, интеллектуального, духовного развития и сохранения среды обитания на основе рационального природопользования. Профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Н. Г. Хайруллина в своих исследованиях доказывает, что коренные народы Тюменского Севера всегда были ориентированы на сохранение среды своего обитания на основе рационального природопользования. В настоящее время, по данным ее исследований, состояние природно-сырьевых ресурсов в районах проживания коренных народов Севера оценивается в целом как пригодное для ведения традиционного хозяйства [6].
Мы убеждены в том, что сегодня нужна не просто передача эстафеты опыта и знаний, но и эстафеты предвидения. При современных темпах изменения условий жизни, ее сложности и росте угроз самому существованию человечества уже нельзя ориентироваться только на традиции и прошлый опыт. Сейчас ситуация меняется качественно, и человечество нуждается в коллективных, интеллектуальных усилиях. Задача Коллективного Разума — заглядывать за горизонт и, опираясь на принципы экологической этики, на синтез естествознания и гуманитарных дисциплин, строить свою стратегию развития с учетом интересов будущих поколений.
Список литературы
1. Адамов А. К. Ноосферная философия. - Саратов, 2009. - 275 с.
2. Беззубцева Н. А. Концепция ноосферы в проекции современного общества // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 2. - С. 42-47.
3. Коптюг В. А., Матросов В. М., Левашов В. К., Демянко Ю. Г. Итоги перестройки радикальных реформ и нынешнее состояние России // Новая парадигма России в XXI веке. - М., 2011.
4. Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развития природы и общества // Вопросы философии. - 1999. - N° 4.
5. Урсул А. Д. Стратегия устойчивого развития и новый этап в учении о ноосфере // Безопасность Евразии. - 2003. -№ 3.
6. Хайруллина Н. Г. Обские угры: тенденции и социальные характеристики // Хайруллина Н. Г. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.
Сведения об авторе
Беззубцева Нина Александровна, к. ф. н., доцент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526, e-mail: [email protected]
Bezzubtseva N. A., Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor of the chair «Social sciences», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526, e-mail: ninel [email protected]
УДК 37.037.1
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ
FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL SKILLS OF CADETS
В. К. Зыкова, Н. Н. Носков
V. K. Zykova, N. N. Noskov
Ключевые слова: военно-педагогический процесс, военно-профессиональные качества, курсанты, военнослужащие, компетентность Key words: military pedagogical process, military-professional quality, cadets, military personnel competence
Рассматривается важный в теории менеджмента вопрос формирования военно-профессиональных навыков курсантов высших военно-учебных заведений через развитие компетентности. Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.
The authors consider the important in the theory of management problem offormation ofprofessional military skills of students of higher military educational institutions through development of competence. The competence of service personnel as military professionals is formed by a system of key, base (general) and special competencies, taking a shape in the process of training and developing in activities.