Научная статья на тему 'Концепция ноосферы в проекции современного общества'

Концепция ноосферы в проекции современного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / КО-ЭВОЛЮЦИЯ / КИБЕРНЕТИКА / СИНЕРГЕТИКА / СИСТЕМА / NOOSPHERE. CO-EVOLUTION / CYBERNETICS / SYNERGETICS / SYSTEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Беззубцева Нина Александровна

Центральная проблема, стоящая сегодня перед человечеством: как обеспечить совместную эволюцию биосферы и человека, а вместе с ней и дальнейшее развитие цивилизации Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей, сотрудничества и взаимосвязи всего общества. Устремленность в будущее — характерная черта ноосферного учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF NOOSPHERE IN THE PROJECTION OF THE MODERN SOCIETY

The article reviews the central problem that the mankind faces today, that is how to ensure a joint evolution of the biosphere and a man and together with it a further development of civilization. The problems of origin and formation of the noosphere movement in the society are analyzed and an attempt is made to reveal the tendencies of the biosphere transformation in the modern world.

Текст научной работы на тему «Концепция ноосферы в проекции современного общества»

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

УДК 141.2

КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ В ПРОЕКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

THE CONCEPT OF NOOSPHERE IN THE PROJECTION OF THE MODERN SOCIETY

H. А. Беззубцева

N. A. Bezzubtseva

Ключевые слова: ноосфера, ко-ш>лкщия, кибернетика, синергетика, система Key words: noosphere. co-e\'olutton, cybernetics, synergetics, system

Центральная проблема, стоящая сегодня перед человечеством: как обеспечить совместную эволюцию биосферы и человека, а вместе с ней и дальнейшее развитие цивилизации Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей, сотрудничества и взаимосвязи всего общества. Устремленность в будущее — характерная черта ноосферного учения

The article reviews the central problem that the mankind faces today, that is how to ensure a joint evolution of the biosphere and a man and together with it a further development of civilization. The problems of origin and formation of the noosphere movement in the society are analyzed and an attempt is made to reveal the tendencies of the biosphere transformation in the modern world.

В современную эпоху особенно повышается роль научного познания. Являясь важнейшим компонентом культурного прогресса, частью духовной культуры общества, ключом поиска истины, наука оказывает существенное влияние на все стороны человеческой жизни. В период дальнейшего совершенствования общества, его качественного изменения и преобразования, когда ставится задача интенсификации науки, превращения ее в движущую силу общественно-политического, научно-технического и социального прогресса современного общества, большое значение имеют системнофилософские исследования научного познания.

Среди основополагающих направлений современного научного знания и культуры важное место занимают исследования теории ноосферы, ее становления и формирования. С появлением общества и развитием науки и техники биосфера постепенно переходит в ноосферу. Знание законов организации, функционирования и развития ноосферы, понимание своего места в ее динамике является в настоящее время одним из условий человеческого существования и выживания, и поэтому приобретает мощную мировоззренческую ценность.

Философский ПОДХОД к данной проблеме является универсальным, так как он конструирует целостный образ предмета исследования и раскрывает его истинный смысл. Человечество стало реально осознавать негативные последствия своей деятельности: загрязнение окружающей среды, разрушение естественных биогеосистем, нерациональное использование природных ресурсов и многие другие, которые привели к экологическому кризису. Вот почему и активизировались философские, культурологические, экономические, экологические, социально-аксиологические, психологические, правовые, педагогические и другие исследования, связанные с необходимостью понимания и прогнозирования взаимодействия человека с Природным бытием. Это и дало ТОЛЧОК постановке и изучению проблемы возникновения и становления ноосферного знания.

Научная разработка данной проблемы необходима для более глубокого осмысления методологических путей формирования стратегии и программы регулирования и управления социальноэкологическими явлениями и процессами на планете. В сложившихся условиях экологоэкономического кризиса разумным ВЫХОДОМ из создавшейся ситуации ДЛЯ цивилизации является принятие идеологии реального гуманизма, поддерживаемого ноосферным движением. Однако привычная для людей антропоцентрическая картина мира не позволяет окончательно принять окружающую среду, природу как необходимое и достаточное условие для сохранения цивилизации.

Наше понимание ноосферы включает в себя современный синтетический образ. Мы определяем ноосферу в более широком планетарном масштабе как новый этап развития биосферы, космопланетарную среду обитания человеческой цивилизации, организуемую и преобразуемую трудом и разумом цивилизованного человечества, характеризующуюся приоритетностью здоровья и экологических благ, нравственной ответственностью человека за судьбу будугцих поколений на основе Истины. Добра и Красоты. Это желание сердца жить в природосообразном окружении в космосе и на

Земле. Таким образом, понятие ноосферы подобно межклеточной жидкости, воссоединяющей все сущее в единый организм Вселенной

Основной целью работы является системно-философский анализ ноосфер но го знания. В ходе реализации поставленной цели перед автором стояли следующие задачи:

1) реконструировать историю формирования ноосферного знания в историческом развитии философской и научной мысли,

2) раскрыть логико-методологические аспекты ноосферного знания;

3) исследовать организационно-методические аспекты ноосферного образования;

4) проанализировать ноосферные ориентации в современном образовании;

5) системно экологически осознать роль ноосферного знания в развитии биосферных наук и в безопасности жизнедеятельности людей.

Становление и формирование ноосферных идей в истории развития философской и научной мысли имело сложный многоступенчатый путь. От древних времен и до наших дней этот процесс видоизменялся и совершенствовался, привнося в свое содержание все новые и новые элементы. Динамический процесс формирования ноосферных идей не останавливается и в настоящее время, обогащаясь новыми идеями, положениями и концепциями. И процесс этот вечен и бесконечен как сам мир. Переход биосферы в ее новое состояние, как мы представляем, будет сопровождаться выработкой новых принципов согласования действий и нового поведения людей, новой нравственности, мышления, культуры, пропитанных идеями ноосфергома. Для этого потребуется смена стандартов и идеалов. По существу, это центральная проблема, стоящая сегодня перед человечеством: как обеспечить совместную эволюцию биосферы и человека, а вместе с ней и дальнейшее развитие цивилизации. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением НОВЫХ ценностей, сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Устремленность в будущее — характерная черта ноосферного учения, которое мы представляем с позиции собственных умозаключений.

Философские исследования в своей основе имеют сложную логико-методологическую структуру. В этой сложной иерархической системе философских исследований главное место занимают коренные универсальные принципы диалектики, которые выступают в нашем исследовании как неразрывная целостная система. Именно через системные принципы раскрывается функционирование ноосферного знания. Существует огромное разнообразие принципов философского познания: всеобщей связи и взаимозависимости, движения и развития (или историзма), объективности, причинности и детерминизма, целостности и системности. Диалектика как целостная научная система, как сложная логическая структура, которая состоит из принципов, законов и категорий, может рассматриваться на различных уровнях. Наиболее высоким ее уровнем является диалектика как система принципов. Принципы, законы и категории находятся в системе диалектики в иерархической связи друг с другом. Принципы получают конкретное выражение в законах и категориях диалектики.

Современная наука занимается исследованием сложных систем с множеством элементов и связей между ними. Для более глубокого их изучения была создана кибернетика (А. А. Богданов, Н. Винер, А. И. Берг, В. М. Глушков и др.). Кибернетика есть искусство управления, наука об общих принципах управления. Одной из ключевых концепций тектологии Богданова является «закон наименьших» — идея о том, что стабильность системы определяется стабильностью ее самого слабого звена, то есть лимитируется крепостью самого слабого звена в системе. Для системы образования самым слабым звеном является развитие духовно-нравственного потенциала. Духовно-нравственный потенциал формируется в процессе Приобщения личности к определенной системе ценностей. Функция такой системы состоит в регуляции деятельности личности. Это отношение человека к самому себе, к значимым другим (субъект-субъектные отношения), к обществу (субъект-объектные отношения), к биосфере в целом. Говоря о субъект-субъектных отношениях, следует упомянуть, в частности, о неких регуляторах, которые принято называть нормами морали, нравственности.

Духов но-нравственное воспитание всегда ЯВЛЯЛОСЬ сколь необходимой, столь сложной проблемой. В последние десятилетия в силу известных социальных пертурбаций в России появились иные цели воспитания. Подходы, прежде считавшиеся классическими, подвергаются критическому переосмыслению. К нормам нравственности и духовности, их функциям в социальных системах проявляли интерес такие блестящие исследователи, как С Л. Соловейчик, В. М. Бехтерев, Л Н. Гумилев,

Н. Ю. Калуженская и др. Духовно-нравственная зрелость формирует адаптивно важные навыки поведения, которые обеспечивают выживание человека в окружающем мире, позволяют выработать систему ценностных ориентаций [1].

Духовно-нравственной основой ноосферного образования служит этика гражданина России, в которой уважение к природе является фундаментальной ценностью, главным принципом взаимоотношения человека и природы. Вместе с тем ноосферное образование опирается на основное правило православной этики русского народа, которое гласит, что от чистоты внутреннего мира человека зависит состояние окружающего нас мира и всей Земли. Человек на Земле лишь временный гость и окружающий мир дан ему для заботы и созидания.

Кибернетическое движение нашло отклик в развитии педагогических наук и продолжает оставаться системообразующим принципом ноосферного знания. Возрождение интереса к тектологии объясняется все большим стремлением к интегративным процессам современной науки, поиску объединяющих моделей развития, а также непомерному прогрессирующему усложнению организационных процессов во всех сферах, в том числе и в образовании.

Синергетика (Г Хакен, И Пригожин) как логическое продолжение принципа целостности и системности в настоящее время также получает все большее распространение не только в естествознании, но и в социально-гуманитарном познании Основные элементы синергетики: бифуркация, флуктуация, нелинейность, необратимость, открытость и т. п. Поскольку большинство наук изучают процессы эволюции систем, постольку они вынуждены анализировать и механизмы их самоорганизации. С позиции самоорганизации весь окружающий нас мир и Вселенная представляют собой совокупность разнообразных самоорганизующихся процессов, которые служат основой любой эволюции. Не остался в стороне и процесс образования. Законы самоорганизации оказываются более адекватными именно для образовательного процесса. Идеи самоорганизации, самосовершенствования, эволюции в социальных системах проявляются в процессе жизнедеятельности людей. В образовательном процессе это развитие идет от ноосферных идей до построения логической структуры ноосферного образования. Ключ к пониманию процессов самоорганизации находится в исследовании процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В синергетике исследуются механизмы возникновения новых состояний в процессе самоорганизации. Именно поэтому синергетика опирается на функцию положительной обратной связи, когда изменения, возникшие в системе, не подавляются или корректируются, а наоборот постепенно накапливаются и приводят к разрушению старой и возникновению новой системы. И процесс этот неизбежен. Как неизбежен процесс постепенного вхождения элементов ноосферного образования в образовательный процесс. В данном случае ноосферное образование является системой сложноорганизованной, открытой, динамически развивающейся, неравновесной, ибо равновесное состояние может привести к беспорядку и дезорганизации (по второму закону термодинамики).

Для системного подхода в исследовании ноосферного знания характерно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов совокупности, несводимость свойств целого к свойствам частей. Целостность играет роль исходного, центрального ядра в методологической функции принципа целостности (В. Г Афанасьев, И Я Лойфман, В. И. Табуркин, Г А. Югай). Целостность рассматривается нами как принцип, который дает направленную программу исследований. Данный принцип исследуется со стороны единства диалектики, теории познания и логики, и с этой точки зрения более четко выявляются мировоззренческая, гносеологическая и логикометодологическая функции принципа целостности. Для того чтобы принцип целостности играл операциональную (методологическую) роль в процессе познания ноосферного движения, общие закономерности взаимосвязи и взаимодействия выражаются через следующие логические аспекты: структурно-генетический, структурно-динамический и структурно-исторический (эволюционный).

Структурно-генетический аспекту образуя первый категориальный узел, позволяет выделить параметры и границы ноосферного исследования, вычленить совокупность элементов, подсистем и их взаимосвязей. Через синтез таких понятий как структура, функциональная связь и генетическая связь, выражается Противоречивость организации объективного мира. Структурно-генетический аспект принципа целостности отражает актуальный срез объекта исследования. В нем прослеживается онтогенез развития системы, а именно, каким образом отдельные части порождают множество вещей — целостных образований. При структурно-генетическом подходе объективный мир (ноосферное движение) характеризуется как сложная целостная система, состоящая из иерархии взаимосвязанных уровней организации материи. При этом структурные единицы низшего уровня служат ОСНОВОЙ более высокого уровня. Поэтому познать целостный объект — значит вскрыть не только его внутреннюю структуру, НО И СВЯЗЬ данного целого с другим более высокоорганизованным целым, частью которого оно само является. В этом смысле любая целостность рассматривается как открытая система. В исследовании ноосферного движения можно выделить ряд уровней его организации: экологическое

просвещение, эколого-гуманитарное образование, антропологическое образование, ноосферно-экологическое образование и, наконец, вершина — ноосферное образование и просвещение.

Структурно-динамический аспект принципа целостности реализуется в конкретном научном познании при помощи процессов восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза, логического и исторического. Именно С ПОМОЩЬЮ структур но-динамического аспекта ВОЗМОЖНО выделение внутренней основы, интегрирующего фактора развития материального и духовного мира. Значение выделения внутренней основы в процессе познания трудно оценить, ибо основная задача познания целого «СОСТОИТ не ТОЛЬКО В констатации СВЯЗИ и упорядоченности компонентов системы, а скорее всего — в раскрытии всеобщих принципов организации системы» [2] В связи с этим большую актуальность в исследовании ноосферного движения как целостной организации приобретает вопрос о субординирующей роли ноосферного сознания, ноосферного мышления, ноосферной культуры, ноосферного образования и воспитания, ноосферных отношений.

Структурно-динамический аспект позволяет осмыслить в ноосферном движении его внутреннюю основу, противоречивость взаимодействия, рассматривает ноосферное движение в качестве целостного понятия, части которого не только взаимодействуют друг с другом, но и находятся в соподчинении, субординации. Данные взаимоотношения строятся на таких понятиях, как «общественное бытие» и «общественное сознание». «Общественное бытие» в широком научном смысле отражает весь социальный мир во всем многообразии его уровней, свойств и отношений. В этом смысле ноосферное движение выступает как единая, саморазвивающаяся система, как высший уровень организации объективного мира, как высшая форма движения бытия. Общественное бытие людей — это и есть то объективное ноосферное движение, которое отражается в общественном сознании, определяет его и обусловливает. В узком смысле понятие «общественное бытие» соотносится с понятием «общественное сознание», оно представляет осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности, своего причастия к процессам, происходящим в биосфере. Соотношение общественного бытия и общественного сознания является исходным методологическим принципом познания социальных явлений и процессов на примере ноосферного движения.

Намеченный нами путь исследования ноосферного движения предполагает изучение не только отдельных его компонентов, выявление простого в сложном, но и изучение внутреннего единства всех частей объекта исследования. Этот путь в познании сложных объектов есть путь теоретического синтеза, посредством которого познается внутренняя необходимая связь между основными компонентами объекта исследования. Диалектико-материалистическое осмысление целостного объекта отличает прежде всего то, что «основное внимание устремляется именно на познание источника самодвижения» При этом материалистическая диалектика усматривает источник развития в противоречиях, присущих целостным, сложноорганизованным системам. В нашем исследовании это само ноосферное движение

Через структурно-исторический аспект объясняются общие закономерности, направленность развития ноосферного движения. Важную роль здесь играет проблема развития применительно к исследованию ноосферных тенденций, что дает возможность получить более конкретное выражение с позиции синтеза принципов целостности и развития. На основе этого подхода полнее и глубже раскрывается конкретный механизм противоречивости развития ноосферного общества как целостной системы. Методологический анализ истории развития ноосферного движения в целом показывает, что от древних греков и до наших дней ноосферные идеи все более оформляются как учение, отражающее особый фазовый период человечества на новой ступени своего развития, «одухотворяя русскую и западноевропейскую естественнонаучную и религиозно-философскую мысль» [3].

В настоящее время ноосферная проблематика становится не только полем для научно-исследовательских работ, но и получает практически значимый статус, что дает возможность говорить о периоде формирования целостной научно-философской ноосферной парадигмы.

Таким образом, ноосферное движение вызревает в целостную ноосферную концепцию, ноосферное учение, становится доминирующим фактором формирования мировоззрения современного человечества. Процесс формирования ноосферного мировоззрения охватывает все основные формы духовного творчества человека и его качественное развитие. Важным звеном в этом формировании выступает ноосферное образование и воспитание, развитие биосферных наук, создание экологической безопасности людей.

Философская линия ноосферного образования — это важная системообразующая линия, поскольку включает в себя эпистемные (сущностные, научные) знания, позволяющие объединить получаемую информацию в единую, целостную картину' мира. Именно философские знания способствуют

самопознанию, самореализации личности, осознанию ею своего места в окружающем мире, неразрывной связи с его компонентами. Развитие ноосферных знаний способствует созданию условий ноосферного миропостроения, совершенствованию, оптимизации и гармонизации отношений в самоорганизующейся ноосферной системе, формированию ноосферного сознания и мировоззрения цивилизованного человечества.

Полагаем, что ноосферное образование, нашедшее благодатную почву в недрах экологического образования, строится на идее активной эволюции, то есть необходимости нового созидательного этапа развития Мира. Такой аспект или новый качественный уровень экологического образования, в котором ставятся приоритеты коэволюционного миропонимания, во многом определяемого Разумом, Волей и Верой человека в гармонию между миром Природы и миром Человека, можно определить как ноосферное образование. Его нравственной основой признана универсальная этика великого гуманиста XX века, представителя философии культуры А. Швейцера, который определял ее как безгранично расширенную ответственность по отношению ко всему живому, и чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаем, что она наполнена жизнью, тем яснее становится нам, что жизнь есть тайна, и мы связаны со всем в природе [4].

Таким образом, исследование гносеологического аспекта ноосферного образования дает возможность полагать, что современное образование не может оставаться индифферентным по отношению к ноосферным идеям, создавая предпосылки формирования целостного мировоззрения в деле утверждения человеческой личности как главной ценности во Вселенной. Перспективы развития образовательной системы, как мы считаем, необходимо связывать с переходом к устойчивому развитию ноосферной ориентации. Ноосферный интеллект, становясь основным носителем общественного сознания, в ходе все более полной информатизации общества будет способствовать все большему опережению сознания относительно устоев цивилизации, формируя опережающие элементы социальной и социоприродной деятельности на благо безопасности жизнедеятельности людей.

С позиции ноосферного образования экологическая безопасность определяется как одно из важнейших направлений обеспечения безопасности человека, связанное с необходимостью восстановления нарушенного баланса взаимодействия человека и природы, гармонизации их сосуществования и рационального использования природных ресурсов. Истинной угрозой человечества является его невежество, а также инертность, конформизм и неверие в себя.

Учение о ноосфере и концепция устойчивого развития тесно взаимосвязаны. Именно сейчас, когда обострились глобальные проблемы, угрожающие цивилизации, стало наиболее очевидным, что невозможно стихийное становление ноосферы, что ее приближение возможно только благодаря социальному проектированию будущего с помощью человеческого разума и все укрепляющейся всемирной безопасности. Устойчивое развитие только тогда становится развитием ноосферным (ноо-сферогенезом), когда оно одухотворено разумом экогуманистической ориентации и оказывается приоритетным средством последующего непрерывного развития цивилизации в гармонии с окружающей природной средой [5].

Мы отмечаем, что проблема выживания человеческой цивилизации начинает все острее звучать в философских, социологических, политических, экономических кругах. Тому есть реальные эмпирические доказательства: истощение невосполнимых природных ресурсов, катастрофическое разрушение озонового слоя, уменьшение биотического разнообразия на планете, глобальное потепление климата. Пользуясь языком синергетики, человек и биосфера приближаются к бифуркационной точке, при достижении которой последуют необратимые изменения на планете. В связи с этим концепция ноосферы как наивысшей стадии развития биосферы, ее точки бифуркации дает возможность использовать весь наработанный в рамках учения о биосфере материал, позволяющий рассматривать закономерности совместного развития всех пластов природы и ближнего Космоса в динамике развития ноосферы как на ближайшее будущее, так и на перспективу отдаленного будущего. Однако мы подчеркиваем, что вступление в эпоху ноосферы не должно произойти как бифуркационный скачок, а человечество с самого начала должно контролировать этот переход, разрабатывать стратегию Разума.

Безусловно, весомый вклад в формирование безопасности жизнедеятельности способны внести философские принципы и категории. Исходя из накопленных представлений о формировании экологических норм в обществе и нравственности личности, философия способна предложить стратегию внедрения принципов безопасности в общественное сознание. Влияние ноосферного образования на безопасность жизнедеятельности людей представляет широкий диапазон для философского анализа и одно из возможных направлений развития философского знания.

Мы считаем, что реализация этих решений основывается, прежде всего, на строгой научной, целостной разработке концепции ноосферы. Только при таких условиях достигается органичное единство философии, науки и культуры, более адекватно осмысливается конкретный механизм их взаимосвязи и взаимодействия. Именно при таком системном интегративном подходе современные ученые — философы. СОЦИОЛОГИ, политологи, а также практики — найдут более четкие и глубокие ответы на вопросы, поставленные в ходе научно-технического и социального развития общества.

Список литературы

1. Коптюг В. А., Матросов В. М., Левашов В. К.. Демянко Ю. Г. Итоги перестройки радикальных реформ и нынешнее состояние России // Новая парадигма России в XXI веке. - М., 2011.

2. Югай Г. А. Субстанциональный принцип организации живой системы. - В кн. Проблема целостности в современной биологии. - М.: Наука, 1968. - С. 8.

3. Кузнецов М. А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. - М.: Моск. гос. авиац. ин-т им. С. Орджоникидзе. 2011. - 365 с.

4. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей: Мистика и этика, 2002. - 288 с.

5. Урсул А. Д. Стратегия устойчивого развития и новый этап в учении о ноосфере // Безопасность Евразии. - 2003. -№3.

Сведения об авторе

Беззубцева Нина Алексин дров на, к ф. н., доцент кафедры «Социальные науки, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 8(3452)453526, e-mail: nine/1 j57@ntail.ru

Bezzubtseva N. A., Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor of the chair of social sciences, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526, e-mail: ninelll57@ntail.rtt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.