Научная статья на тему 'О структуре общетеоретических оснований современной науки'

О структуре общетеоретических оснований современной науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
549
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / THEORETICAL GROUNDS / КИБЕРНЕТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / THE CYBER-MOVEMENT / СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SYNERGISTIC MOVE / КОЭВОЛЮЦИЯ / COEVOLUTION / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / GLOBAL EVOLUTIONISM / НООСФЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / NOOSPHERE MOVEMENT / ОБЩЕНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / GENERAL SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Доронина Марина Вячеславовна, Табуркин Вячеслав Иванович

В данной научной статье формируется структура общетеоретических оснований современного научного знания. В этих целях в начале определяется понятие общетеоретических или собственных оснований науки. Затем выделяются и определяются в структуре общетеоретических оснований такие принципы и положения, как кибернетическое движение, синергетическое движение, коэволюция, глобальный(универсальный) эволюционизм, ноосферное движение. Подчёркивается, что синтез перечисленных принципов и положений образует над теоретическую или общенаучную картину мира, отображающую альтернативные модели природного, социального и человеческого бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURE OF THE GENERAL THEORETICAL BASES OF MODERN SCIENCE

In this scientific article General theoretical grounds shaped structure of contemporary scientific knowledge

Текст научной работы на тему «О структуре общетеоретических оснований современной науки»

А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№2 (40) 2017. с. 35-42.

О СТРУКТУРЕ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Марина Вячеславовна Доронина, Вячеслав Иванович Табуркин, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, кафедра философии и социально гуманитарных наук, [email protected]

общетеоретические основания, кибернетическое движение, синергетическое движение, коэволюция, глобальный эволюционизм, ноосферное движение, общенаучная картина мира.

В данной научной статье формируется структура общетеоретических оснований современного научного знания. В этих целях в начале определяется понятие общетеоретических или собственных оснований науки. Затем выделяются и определяются в структуре общетеоретических оснований такие принципы и положения, как кибернетическое движение, синергетическое движение, коэволюция, глобальный(универсальный) эволюционизм, ноосферное движение. Подчёркивается, что синтез перечисленных принципов и положений образует надтеоретическую или общенаучную картину мира, отображающую альтернативные модели природного, социального и человеческого бытия.

ON THE STRUCTURE OF THE GENERAL THEORETICAL BASES OF MODERN

SCIENCE Marina Vyacheslavovna Doronina, Vyacheslav Ivanovich Taburkin, Agrarian State University of the Northern TRANS-Urals

theoretical grounds, the Cyber-movement, synergistic move, CoEvolution, global evolutionism, noosphere movement, general scientific picture of the world.

In this scientific article General theoretical grounds shaped structure of contemporary scientific knowledge.

Современная наука связана с дальнейшим углублением и расширением квантово-механической и релятивистской концепциями в объяснении природных явлений, с проникновением ученых в более глубокие структуры микромира и мегамира, с овладением и управлением термоядерным синтезом, с созданием новых теоретических концепций самоорганизации и самоуправления сложных систем природного и социального мира, с усилением математических тенденций в развитии современной науки, с созданием на базе физики более сложных теоретических концепций в области электроники и наноэлектроники, с интенсивным внедрением эволюционных идей в химию, биологию, космологию и другие науки; с дальнейшей разработкой космонавтики и на этой основе конструированием сложных летательных аппаратов для полетов в космос, с формированием новых направлений в развитии современной науки: молекулярной биологии, генетики, генной инженерии, биотехнологии, социальной экологии, социальной психологии и др.; с образованием новых информационных технологий в промышленности, сельском хозяйстве и в культуре в целом. Такое состояние в развитии постнеклассической науки, естественно, оказало влияние и на формирование её общетеоретических оснований.

Основание науки — это исходные общие научные, родовые положения и принципы теоретического знания. К общетеоретическим основаниям науки относятся фундаментальные закономерности и концепции атрибутивных моделей природы, социального и человеческого мира, надтеоретических систем знания, общенаучных и частнонаучных (локальных) картин мира и др.

Общие теоретические или собственные основания современной науки необходимо, на наш взгляд, конструировать через следующие его принципы и положения, а именно: принципы кибернетического движения, синергетического движения, коэволюционного движения, глобального (универсального) эволюционизма и ноосферного движения.

Так, современная наука исследует сложные системы с множеством элементов и связей между ними. Для более полного и глубокого их изучения дальнейшее совершенствование развития получает мощное кибернетическое движение.

Как известно, кибернетическое движение как самостоятельное научное движение сложилось во второй половине XX века благодаря научным трудам Н. Винера. В нашей стране значительную роль в развитии кибернетического движения сыграли научные исследования А. И. Берга, В. М. Глушкова, А. Н. Колмогорова и многих других учёных.

Главным теоретическим стержнем кибернетики является идея развития. С точки зрения кибернетики, управление и особенно самоуправление — это необходимый способ существования сложных систем( биотических, биогеотических, экологических, социально-экономических, технических и др.), заключающийся в упорядочении и сохранении их целостности. Управление тесно связано с информацией. Информация в кибернетике и управлении — это отражение одного объекта в другом, используемые для выработки управляющих воздействий. Так, например, академик В.М. Глушков в этой связи отмечал: «Управляющая система — это модель устройства, которая организует и осуществляет упорядоченную передачу информации и её преобразование; воспринимает информацию от объекта управления, преобразуют её надлежащим образом и выдает информацию уже в том виде, который необходим для управления объектом, затем снова получает информацию от объекта управления, снова преобразует её и т.д.»[5, с. 27]. Как следует из утверждения автора об управляющей системе, структура процесса управления сводится с следующим моментам: управляющее устройство посылает управляемому объекту информацию и переводит управляемое устройство в заданное состояние. При этом связь, идущая от командного органа (управляющей подсистемы) к управляемой, исполнительной системе, называется прямой, противоположно направленной будет обратная связь, играющая исключительно важную роль в управлении.

Как нам представляется, кибернетическое движение выступает общетеоретическим основанием системного управления. С этих кибернетических установок глубже проглядывается системный механизм формирования и развития концепции управления. В этом смысле системное управление — это способность сложных систем природного и социального мира посредством накопления, преобразования и передачи информации направлять и корректировать разнообразные проявления их внутренней и внешней активности. Основное назначение управленческих структур заключается в обеспечении планомерного характера организации, функционирования и развития сложных систем. Бытие любой системы управления предполагает наличие управляемого объекта, управляющего устройства, канала прямой и обратной связи. Функционирование такой системы управления носит преимущественно циклический характер. Обобщая и применяя кибернетический подход к исследованию управления сложных систем, можно выделить следующие стадии единого системного цикла управления: 1) получение управляющей системой информации; 2) передача информации, то есть формирование информационных моделей, направляющих и корректирующих активность и равновесность систем; 3) процесс передачи информации исполнительным структурам; 4) наличие каналов прямой и обратной связи в системе управления.

Следовательно, современная наука рассматривает кибернетику как искусство управления, как науку об общих принципах управления в системах природного, социального и технического мира. При этом общая теория кибернетики включает в свою структуру такие фундаментальные, общенаучные понятия и принципы: информации прямой и обратной связи, управления, организации и др. Кибернетика как теория управления сложными системами служит методологическим и общетеоретическим основанием в создании и формировании современных теоретических концепций науки. Кроме того, кибернетика как научная теория оказывает влияние и на возникновение технической кибернетики (прикладной технической науки), которая оказала большое влияние на конструирование

вычислительной техники, а именно создание микропроцессоров, которые были положены также в основание конструирования станков с программным управлением, промышленных роботов, для формирования автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления (АСУ).

В 80-90-е годы XX века произошел мощный скачок в развитии вычислительной техники, который был связан, прежде всего, с такими открытиями: созданием искусственных нейронных сетей и на этой основе конструированием нейрокомпьютеров, обладающих возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач; образованием на основе теории нечетких множеств нечетких компьютеров, способных решать подобного рода задачи; внесением человеческого фактора в формирование баз данных и на этой основе появлением высокоэффективных экспертных систем, составивших фундамент систем искусственного интеллекта.

В современной науке широкое распространение получили также принципы и методы синергетического движения.

Как известно, основы синергетики заложил Г. Хакен, который предложил и сам этот термин. При исследовании различных природных и социальных систем Г. Хакен обнаружил ряд их общих черт, а именно: спонтанное образование структур, качественное изменение на макроскопическом уровне организации, эмерджентное возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых системах [22]. По мнению Хакена, синергетический подход отличается от традиционного в изучении систем по ряду основных черт: переходом от исследования простых систем к сложным системам, от закрытых к открытым системам, от линейных способов познания к нелинейным, от рассмотрения процессов равновесия вблизи равновесных систем к делокализации и нестабильности сложных систем, к изучению процессов и явлений, происходящих вдали от равновесия.

Надо отметить, что основополагающие идеи и принципы синергетики были сформулированы под влиянием диалектики Гегеля, Маркса, Энгельса и др. Так, один из родоначальников синергетики И. Пригожин подчеркивал, что гегелевская философия природы, философская система Гегеля "в некотором смысле" "является вполне последовательным философским откликом на ключевые проблемы времени и сложности" [16, с. 140]. Более того, Пригожин утверждал, что идея истории природы как неотъемлемой составной части материализма принадлежит К.Марксу и была более подробно развита Ф.Энгельсом", и далее он отмечал, что ''последние события в физике, в частности, открытие конструктивной роли необратимости, поставили в естественных науках вопрос, который давно задавали материалисты" [16, с. 320]. Следовательно, И. Пригожин, как один из основоположников синергетического движения, четко понимал роль диалектики в формировании таких понятий, как время, сложность, необратимость и др.

Правда, не все современные ученые разделяют позицию И. Пригожина относительно влияния диалектики на формирование и развитие синергетики. Одни ученые не видят преемственной связи между диалектикой и синергетикой и считают, что первая из них отжила якобы свой век и должна быть заменена второй. Другие ученые определяют место диалектики как части синергетики и даже некоторые из них высказывают мнение относительно того, что будто диалектика является ''конкретизацией" или "модернизацией" общей концепции синергетики. Безусловно, с такими подходами согласиться нельзя. Диалектика была и остается выдающимся достижением мировой философской и научной мысли. Диалектика является общей теорией и универсальным методом научного познания. Она как универсальный метод определяет стратегию и программу всех направлений научного знания, в том числе и синергетического движения в современной науке.

Под синергетикой в современной научной литературе обычно понимают научное знание о самоорганизации и развитии сложных систем неживой, живой и социальной природы. В структуру синергетического знания входят такие её основополагающие понятия: диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, хаосомность, странные аттракторы,

нелинейность, неопределенность, необратимость и т.п. Особенности современного синергетического движения выражаются в том, что оно имеет дело с изучением сложноорганизованных систем разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система представляет собой сложное организованное целостное образование.

Принцип синергетического движения, на основе которого современные ученые стремятся осуществить комплексное, системное исследование всей совокупности факторов, позволяет адекватнее определить изменение роли науки в постнеклассический период её развития. К числу таких факторов современные ученые относят следующие: а) усиление модернизации научной методологии; б) повышение роли фундаментального теоретического знания; в) обновление общенаучной парадигмы; г) разработка достаточно широкого спектра анализируемых научных направлений; д) определение перспективы снятия барьера между естественным и социально-гуманитарным научным знанием; е) уточнение роли и места науки в культуре, а теоретического уровня знания - в социокультурной динамике. Подобная постановка проблемы означает попытку построить новую модель самой науки как самоорганизующейся системы [10, а 148].

Важным принципом современной науки является принцип коэволюционного движения, то есть сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Коэволюция (со - приставка; лат. evolutio - развертывание) - это термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув первоначально в биологии, понятие коэволюции постепенно приобретает статус общенаучного принципа, связанного с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации. Принцип коэволюционного движения охватывает в настоящее время обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов [2; 14, с. 26-32].

Данный принцип характеризует как материальные, так и идеальные (духовные) системы и является поэтому универсальным. Принцип коэволюции тесно связан с принципом самоорганизации. Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция - с отношениями между развивающимися системами, с корреляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадаптированы.

Существует два уровня научного толкования принципа коэволюции: широкий и узкий. В широком смысле принцип коэволюции обозначает совокупную, взаимно адаптивную изменчивость частей в рамках любых биосистем - от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле принцип коэволюции используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человечества. Концепция коэволюции природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский (1969 г.) [18], должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество для обеспечения своего будущего должно не только изменять биосферу, приспосабливая её к своим потребностям, но и изменяться самому, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Именно коэволюционный переход системы "человек-биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование означает совокупность запретов на те виды человеческой

деятельности, которые характеризуются необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

Такое состояние развития концепции коэволюции ставит также вопрос о синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней эволюции, различных представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в философии, искусстве, религии и др. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов. Поэтому на современном этапе развития науки необходимо тесное единство и постоянное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания с целью более глубокого исследования механизма функционирования и развития коэволюционного движения в постнеклассической науке.

На этапе современной науки преобладающей становится идея синтеза научного знания - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального (глобального) эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Глобальный эволюционизм - это мировоззренческая позиция, утверждающая всеобщий характер эволюции во Вселенной. Представление об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуется в современной науке в принципе глобального эволюционизма. Последний и обеспечивает распространение эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной природы как единого универсального эволюционного процесса.

Общенаучные основания глобального эволюционизма включают следующие теоретические концепции: а) эволюционные теории в биологии; б) учение о живом веществе и биосфере; в) эволюционная теория в космологии; г) теории самоорганизации (принципы синергетики); д) теории самоуправления (принципы управления в теории кибернетики).

Главный принцип (идея) глобального эволюционизма представлен в современной науке следующим образом: вся познанная история Вселенной как самоорганизующейся системы от Большого взрыва до возникновения человечества представляет собой единый процесс развития, который характеризуется преемственностью механизмов космической, химической, биологической и социальной эволюции[23, а 285].

Эволюционное развитие понимается как закономерно направленный процесс необратимых качественных изменений мирового единства. В отличие от эволюционной теории в биологии, только констатирующей определенную преемственность человека в ряду живой природы, но не объясняющей необходимость появления человека и социума, в глобальном эволюционизме утверждение закономерности появления человека - это главная исходная позиция, определяющая программу поиска механизмов согласования разных типов эволюции: от космической - до социальной.

Принцип глобального эволюционизма выражает процесс перехода ученых периода постнеклассической науки к диалектическому способу мышления, где основным универсальным методологическим звеном является принцип развития.

Необходимо отметить, что в обосновании универсального эволюционизма внесли большой вклад многие дисциплины. Однако определяющее значение в его утверждении сыграли три важнейшие направления в науке XX века. Это, во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, теория синергетики и, в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на её основе концепция биосферы и ноосферы [17, а 645-646].

Таким образом, картина глобального эволюционизма в современной науке выражается через следующие принципы и положения: 1) выделение взаимосвязи самоорганизующихся систем разной степени сложности и на этой основе объяснение генезиса новых структур; 2) рассмотрение в диалектической взаимосвязи и взаимодействии неживой, живой и социальной природы; 3) создание основы для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии Вселенной, ответственного за состояние мира, в который от "погружен"; 4) выделение важнейшего принципа исследования новых типов объектов - саморазвивающихся, целостных систем, становящихся все более "человекоразмерными" [9, c. 420].

В современной науке и культуре необходимо прежде всего осознать такую системообразующую идею, которая могла бы синтезировать все интеллектуальные силы планеты и на этой основе сплотить все слои населения общества, политические партии и общественные организации во имя сохранения, выживания и развития человечества на Земле. Именно такой интегральной общенаучной основой является картина ноосферной реальности или концепция ноосферного движения.

В настоящее время ряд исследователей в структуру концепции ноосферного движения включают такие фундаментальные понятия и принципы, как ноосфера, ноосферная деятельность, ноосферное отношение, ноосферное сознание, ноосферная культура, ноосферное мировоззрение и др.[1; 3; 12]. При этом главным категориальным звеном в структуре концепции ноосферного движения является понятие "ноосфера".

В современной научно-исследовательской литературе обычно ноосфера (греч. nous -разум и sphaira - шар) определяется как сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором её развития [4, c. 529]. В последнее время это понятие заменяется такими терминами, как "антропосфера", "социобиосфера", "биотехносфера"и т.п.

Как известно, понятие ноосферы ввели в научный обиход ещё в начале XX века Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, которые определили её как "мыслящую" оболочку, формирующуюся человеческим разумом. Значительный шаг в развитии концепции ноосферы, а именно восхождения нашей планеты в ноосферу, сделал великий русский ученый В.И.Вернадский. Он обосновал, что человеческая деятельность превращается в мощную "геологическую силу" и становится основным преобразующим фактором развития активной оболочки Земли, перехода планетарной биосферы в ноосферу.

Современная наука представляет ноосферное движение как разумно и целесообразно управляемое саморазвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для населения будущих поколений людей[8, с.11-27; 12; 19; 20].

Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения, выживания и развития человечества. Осуществить её можно лишь при условии, если основные процессы функционирования и развития биосферы будут управляться разумом человека. Принцип ноосферного движения исходит из принципиального утверждения единства природы, общества и человека, глобального подхода к локальным и региональным проблемам экологии, объединения усилий людей в поиске общих границ жизни на нашей планете, формирования определенного типа человека с ноосферным мышлением. Принцип ноосферного движения рассматривает формирование ноосферного сознания и ноосферной культуры в целом как естественные и необходимые действия разумно мыслящего человека, стремящегося целесообразно управлять социально-экологическими явлениями и процессами.

В последнее время ноосферное знание и мышление наполняется более конкретным системным содержанием на основе перехода концепции ноосферного движения на модель устойчивого развития [6; 12; 13, с. 3-6] или экологического развития [14; 15, с. 44-46]. Основная задача идеи устойчивого развития в структуре ноосферного и экологического

знания состоит в том, чтобы сохранить природу и её богатство не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход к экологическому и ноосферному устойчивому развитию является объективным и необходимым требованием современной эпохи. Оно вызвано тем, что эконоосферный кризис современного общества, спровоцированный нарушением взаимоотношений человека с природой, возникновением очагов и зон планетарного бедствия, нацеливает и побуждает людей формировать новое ноосферное сознание на принципах идей устойчивого развития. В обобщенном виде концепция перехода человечества от биосферы на путь ноосферного движения с учетом модели устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации системных идей: экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее важных и актуальных социально-экологических проблем; сохранения биосферы и формирования ноосферы; возрастания роли ноосферного знания в системе управления и организации ноосферной реальности. Основными тенденциями перехода ноосферного знания на модель устойчивого развития являются идеи укрепления демографической системы, решения главных социально-экономических и социально-экологических задач, восстановления и сохранения качества окружающей природной среды, научного обеспечения ноосферной деятельности, ноосферного образования и просвещения. Важно обеспечить формирование и совершенствование ноосферного мышления и знания широких слоев населения на принципах и идеях концепции ноосферного устойчивого развития. Следовательно, роль ключевого стержня при формировании ноосферного знания играет понятие устойчивого развития. При этом устойчивое ноосферное знание формируется тогда, когда есть определенный ноосферный результат и процесс. Ноосферное движение или экоразвитие человечества будет устойчивым (с точки зрения результата), если оно будет связано с движением биосферы в ноосферу, то есть в сферу коллективного разума, а именно, переходом в такое состояние общества, которое построено во всех своих отношениях и свойствах на основе рациональных законов природы и общества. Здесь необходимо руководствоваться также принципом универсального эволюционизма, восходящего к идее В.И. Вернадского и наиболее полно изложенного в работах наших отечественных ученых. С точки зрения процесса, устойчивым будет лишь то ноосферное движение или экоразвитие, которое протекает в гармонии с развитием природы и общества и которое в современной науке называют коэволюцией природы и общества.

Итак, выделенные и обоснованные здесь фундаментальные принципы и концепции общетеоретических оснований современной науки позволяют глубже осмыслить синтетические аспекты научного знания. В целом, общетеоретические основания современной науки образуют высший синтез теоретического знания - общенаучную картину мира, отображающую альтернативные модели природного, социального и человеческого бытия.

Литература

1.Беззубцева Н.А. Ноосферное знание в современной научной картине мира: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2011. - 25с.

2.Бурзалова А.А. Коэволюционная модель «Человек, общество и природа» в контексте теории самоорганизации: Афтореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос. ун-та, 2011. - 24с.

3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - С.235-244.

4.Водопьянов П.А. Ноосфера // Всемирная энциклопедия: Философия XX века. - Москва: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002. - 529с.

5. Глушков В.М. Автоматизированные системы управления - управление сегодня и завтра. - М., 1976.

- 176с.

6.Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. - 231с.

7.Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего (Изд. 2-ое). - М.: ЭДИТОРИАЛ УРСС, 2001. - 288с.

8. Концепция ноосферной школы // Зелёный мир. 1995, №3. - С. 11-27.

9.Кохановский В.П. Главные характеристики современной, постнеклассической науки // Основы

философии науки(Отв. ред. В.П. Кохановский). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С.11-27.

10. Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. 2003, №4. - С. 146-151.

11. Марков Ю.Г. Социальная экология: Взаимодействие общества и природы. Новосибирск: Лада, Новосибирск: Наука. РАН, 2001. - 544с.

12. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351с.

13. Моисеев H.H. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // План действия. Утраченные надежды. - М.: Экспресс, 1994. - С.3-6.

14. Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998, № 8. - С.26-32.

15.Павленко В.Б. Концепция устойчивого развития как идеологический и политический фундамент глобализации: Теория и практика внедрения // Астраханский вестник экологического образования. 2012, №4(22). - Астрахань: Изд-во «Нижневолжскийэкоцентр», 2012. - С.44-64.

16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986. - 231с.

17.Стёпин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744с.

18. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1969. - 264с.

19. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. - М.: Наука, 1990. - 270с.

20. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. - М.: Наука, 1993. - 171с.

21.Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404с.

22.Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. - М.: Прогресс, 1991. - 240c.

23. Шипунова О.Д. Глобальный эволюционизм // О.Д. Шипунова. Концепции современного естествознания. - М.: Гардарики, 2006. - 376с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.