Научная статья на тему 'Методология наук ноосферного и биосферного классов для исследования научных картин мира'

Методология наук ноосферного и биосферного классов для исследования научных картин мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
275
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ПЛАНЕТАРНАЯ СИСТЕМА / НООБИОГЕОСФЕРА / НООБИОГЕОЦЕНОЗ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Вера Софроновна, Платонова Виктория Аркадьевна

В статье рассматриваются исследования научных картин мира, исходя из методологии наук биосферного и ноосферного классов, а также научные картины мира в контексте культуры культурно-цивилизационных систем образования. Научная картина мира представляет собой целостную систему, в пределах которой рассматриваются отдельные концепции и теории из различных областей знания, объединенные соответствующими структурами. Все входящие в неё концепции и теории становятся предметом внутреннего анализа. Однако научные картины мира можно рассмотреть и с точки зрения более общей системы и внешних исследований для них. Один из подходов к такому внешнему исследованию возможен в рамках наук биосферного и ноосферного классов [1]. Предметом исследования наук биосферного класса являются биосферные системы целостные природные образования, формирующиеся в ходе длительного взаимодействия живого и неживого вещества. Науки нообиогеосферного класса имеют дело с гораздо более разнообразными и глубокими процессами и явлениями, чем аналогичные науки биосферного класса, обеспечивая развитие ноосферогенеза, проникновение во все уровни организации природы, вовлечение в процессы дополнительных взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Noospheric and Biospheric Sciences for the Research of Scientific Pictures of the World

The article considers the scientific pictures of the world in terms of the methodology of biospheric and noospheric sciences, as well as the scientific pictures of the world in the context of the culture of culture-civilization education systems. The scientific picture of the world represents a complete system within which the separate concepts and theories from various areas of knowledge are united by the relevant structures. Putting the scientific picture of the world in the center of studies, all concepts and theories entering it become a subject of the internal analysis. However, scientific pictures of the world can be considered also from the point of view of a more general system and external researches for them. One of approaches to such external research is possible within biospheric and noospheric sciences (Danilova, 2012). The object of research of biospheric sciences is the complete natural formations developed during long interaction of living and lifeless substances. The noobiogeospheric sciences deal with much more various and deeper processes and phenomena than similar biospheric sciences, providing development of a noospheregenesis, penetration on all levels of the nature organization, involvement of processes at these levels in mutually additional interrelations.

Текст научной работы на тему «Методология наук ноосферного и биосферного классов для исследования научных картин мира»

— ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ —

УДК 1/14

В. С. Данилова, В. А. Платонова

МЕТОДОЛОГИЯ НАУК НООСФЕРНОГО И БИОСФЕРНОГО КЛАССОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНЫХ КАРТИН МИРА

В статье рассматриваются исследования научных картин мира, исходя из методологии наук биосферного и ноосферного классов, а также научные картины мира в контексте культуры культурно-ци-вилизационных систем образования. Научная картина мира представляет собой целостную систему, в пределах которой рассматриваются отдельные концепции и теории из различных областей знания, объединенные соответствующими структурами. Все входящие в неё концепции и теории становятся предметом внутреннего анализа. Однако научные картины мира можно рассмотреть и с точки зрения более общей системы и внешних исследований для них. Один из подходов к такому внешнему исследованию возможен в рамках наук биосферного и ноосферного классов [1]. Предметом исследования наук биосферного класса являются биосферные системы - целостные природные образования, формирующиеся в ходе длительного взаимодействия живого и неживого вещества. Науки нообиогеосферного класса имеют дело с гораздо более разнообразными и глубокими процессами и явлениями, чем аналогичные науки биосферного класса, обеспечивая развитие ноосферогенеза, проникновение во все уровни организации природы, вовлечение в процессы дополнительных взаимосвязей.

Ключевые слова: научная картина мира, биосфера, ноосфера, планетарная система, нообиогеосфера, нообиогеоценоз, цивилизация, цивилизационный подход.

V. S. Danilova, V. A. Platonovа

Methodology of Noospheric and Biospheric Sciences for the Research of Scientific Pictures of the World

The article considers the scientific pictures of the world in terms of the methodology of biospheric and noospheric sciences, as well as the scientific pictures of the world in the context of the culture of culture-civilization education systems. The scientific picture of the world represents a complete system within which the separate concepts and theories from various areas of knowledge are united by the relevant structures. Putting

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., профессор кафедры философии СВФУ имени М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

DANILOVA Vera Sofronovna - Doctor of Philosophy, Professor, Chair of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. E-mail: [email protected]

ПЛАТОНОВА Виктория Аркадьевна - аспирант кафедры философии, завлабораторией кафедры общей и экспериментальной физики ФТИ СВФУ имени М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]

PLATONOVA Victoria Arkad'evna - Head of the Laboratory, Department of General and Experimental Physics, Physics and Technology Institute of Northeast; Post-graduate student, Chair of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. E-mail: [email protected]

the scientific picture of the world in the center of studies, all concepts and theories entering it become a subject of the internal analysis. However, scientific pictures of the world can be considered also from the point of view of a more general system and external researches for them. One of approaches to such external research is possible within biospheric and noospheric sciences (Danilova, 2012). The object of research of biospheric sciences is the complete natural formations developed during long interaction of living and lifeless substances. The noobiogeospheric sciences deal with much more various and deeper processes and phenomena than similar biospheric sciences, providing development of a noospheregenesis, penetration on all levels of the nature organization, involvement of processes at these levels in mutually additional interrelations.

Keywords: scientific picture of the world, biosphere, noosphere, planetary system, noobiogeosphere, noobiogeocenosis, civilization, civilization approach.

Введение

В настоящее время возникает потребность в универсальной философской методологии, способной охватить основные аспекты современной научной картины мира. В первую очередь, такая методология должна основываться на идеях наук биосферного и ноосферного классов, а также на основных концепциях синергетики, глобального эволюционизма и глобалистики. Особое значение в современных условиях представляет проблема онтологизации ноосферы, выявление ее структур, связанных с различными сферами человеческой деятельности (от материальной до духовной).

При формировании принципов наук ноосферного класса следует опираться на принципы наук биосферного класса и на аксиоматику гуманитарной сферы. Синтез биосферных и духовных принципов в этих науках образует новые универсальные структуры, охватывающие совершенно новые области человеческого знания и духа, относящиеся к гуманитарной сфере и исследуемые науками ноосферного класса. Синтез, на основе которого в этих науках формируются новые универсальные структуры, основывается на синергетической парадигме. Науки ноосферного класса совмещают в себе элементы точных наук со строгими подходами гуманитарной сферы, которые тысячелетиями отшлифовывались в мировых религиях, великих философских системах, выдающихся произведениях литературы и искусства. Кроме того, используются достижения современной методологии науки, ориентированные на универсализм и достижение целостности отдельными системами и процессами.

Особенностью перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации является то, что на смену механизмам обособленности, локальности, замкнутости и узкой специализации приходят механизмы стирания установленных границ, кооперации, синтетичности и интегрализма. Следует признать, что эта тенденция наметилась и в современной науке, в которой все более и более применяются принципы взаимодополняемости, междисциплинарный и системный подходы.

В последнее время цивилизационный подход становится значимым в изучении социально-гуманитарных дисциплин таких, как история, философия, культурология, политология, социология, религиоведение, эстетика и др. Что касается естественных дисциплин, то цивилизационный подход применяется в них в значительно меньшей степени. Не случайно поэтому многие направления науки и дисциплины достигли высочайшего уровня, но не способны выйти за свои собственные рамки и дать новый стимул развитию человечества. А между тем, применение цивилизационного подхода позволяет понять объективные процессы развития человеческой цивилизации от прошлого через настоящее к будущему.

Предпосылки исследования научных картин мира исходя из методологии наук биосферного класса

Биосфера (от др. - греч. био - жизнь и сфера - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. Французский учёный-естествоиспытатель Жан Батист Ламарк в начале XIX в. впервые предложил Концепцию биосферы, однако не введя самого термина. Термин «биосфера» был предложен австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюс-

сом в 1875 г. Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их жизнедеятельность не только в настоящее время, но и в прошедшие эпохи.

Учение о биосфере, созданное В. И. Вернадским в 1926 г., рассматривает «живые организмы» как нечто целое и единое. Для совокупности населяющих Землю организмов В. И. Вернадский ввел термин «живое вещество», а биосферой стал называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится. В. И. Вернадский определяет биосферу как одну из геосфер, которая коренным и необратимым образом изменена под влиянием живых существ их современной и ранее протекавшей жизнедеятельности.

Предметом исследования наук биосферного класса являются биосферные системы - целостные природные образования, формирующиеся в ходе длительного взаимодействия живого и неживого вещества. К биосферным системам относятся: биосфера в целом, элементарные, структурные единицы биосферы - биогеоценозы, планетарные оболочки, например, почвы как управляющие системы для биогеоценозов. В. В. Докучаев и его последователи сформулировали следующие основные принципы для наук биосферного класса. 1. Все исследования процессов и явлений в пределах земных оболочек осуществляются этими науками для того, чтобы выявить условия оптимального и устойчивого развития биосферных систем. 2. Имеется структурный элемент биосферы - биогеоценоз: универсальный и уникальный, в котором уравновешивается воздействие всех других земных оболочек и возникает новое биосферное качество. 3. Синтез происходящих в биосфере процессов осуществляется на нескольких взаимосвязанных друг с другом уровнях. Круговорот химических элементов (биологический, биогенный, биогеохимический) порождает геологический и биологический круговороты новых уровней, те порождают разветвленные взаимосвязи, соответствующие им новые круговороты и т. п. Эти принципы хорошо коррелируют с общими законами Вселенной [2]. В. М. Федоровым также предложен кластер универсумных категорий - «человеческий универсум», «природный универсум», «космический универсум» [3-4].

Следует отметить, что если понятие «универсум» имеет теологические корни, ноосфера берет свое начало в биосферном цикле наук, отталкивается от понятия «биогеоценоза», существование которого обеспечивается сложнейшей иерархической системой циклов. Система циклов биогеоценоза способна обеспечить многовариантность и устойчивость развития одновременно, так что в нем совмещаются как бы несовместимые тенденции, связанные с консервативностью и развитием. Все попытки надстраивать биогеоценозы снаружи, добавляя человеческое вмешательство к их уже сформировавшимся структурам, оказываются невозможными. Человек может войти в эти биогеоценозы только изнутри, пропуская через себя весь комплекс взаимосвязей с неживой и живой природой, дополняя их интеллектуальным и духовным. «Для каждого биогеоценоза характерен определенный по объему и составу круговорот вещества и поток энергии, обеспечивающий относительно длительное сосуществование основных компонентов (растений, животных, микроорганизмов) с «биокосными» и «биогенными» компонентами (почвой, водой, тропосферой)» [5, с. 11].

Высокая организованность, устойчивость, оптимальность земных оболочек, способность к саморазвитию являются результатом их квазиравновесного взаимодействия с окружающим космосом. Поэтому принципы наук биосферного класса хорошо коррелируют с общими законами, определяющими развитие Вселенной. Биогеоценоз является фундаментальным понятием наук биосферного класса и справедливо считается одним из ключевых элементов природы. Именно совокупность биогеоценозов образует биосферу, а жизнедеятельность популяции человека, вооруженного энергией и научными знаниями, становится причиной нарушения связей внутри биогеоценозов, что ведет к разрушению биосферы.

В настоящей работе можно говорить только о предпосылках для исследования наук биосферного класса. Мы исходим из общей ориентации на универсальные взаимосвязанные планетарные системы такие, как культура, культурно-цивилизационные системы, образование и взаимосвязь между ними.

Исследование научных картин мира, исходя из методологии наук ноосферного класса

Ноосфера (от греч. noos - разум и сфера) - это новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927).

В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Тейяр де Шарден считал, что ноосфера сформировалась на Земле в результате воздействия или отражения божественного разума, духа. Однако мнение Вернадского на этот счет было другим. Вот что он писал, обосновывая зарождение и появление понятия ноосферы: «Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого» [6]. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

Основными предпосылками возникновения ноосферы В. И. Вернадский считал:

1) расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

3) открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

4) победа демократии и доступ к управлению широких народных масс;

5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой» [7].

Ноосфера отражает планетарное воздействие общественного производства на верхние оболочки Земли; не все эти изменения входят непосредственно в географическую среду. Ноосфера, по Вернадскому, требует качественно иного подхода: глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле.

«Науками ноосферного класса» может быть назван комплекс естественных, гуманитарных наук и этико-религиозных дисциплин, в которых осуществляется формирование глубинной синтетической структуры на основе взаимодополнительного переплетения процессов, присущих неживой, живой и духовной природе. Науки нообиогеосферного класса имеют своим объектом нообиогеосферные системы, формирование которых приводит к устойчивому взаимодействию неживого и живого вещества с информацией, интеллектом, духовностью, они ориентированы на концептуальную схему нообиогеосферы и её основные понятия. Благодаря взаимодействиям между живым и неживым веществом, идущим сотни миллионов и миллиарды лет, сформировались устойчивые целостные образования, которые в настоящее время нуждаются в «достройке новых этажей», информационно-интеллектуальных и духовных. В науках ноосферного класса активную роль играют нообиогеосфера в целом, нообиогеоце-ноз, нообиогеосферная личность, управляющие нообиогеосферные подсистемы. При этом механические, физико-химические, биологические, геологические, информационные, культурные, социальные и другие коррелирующие с ними процессы исследуются с точки зрения формирования и развития нообиогеосферных систем [8, с. 148].

В биосфере параметрами управления отдельными подсистемами можно считать устойчивые потоки энергии и информации, идущие от одного уровня её организации к другому. В биогеоценозах доминируют взаимосвязи между элементами, в планетарных оболочках на первый план выходят взаимосвязи между биогеоценозами, параметр управления характеризу-

ет механизм, посредством которого воздействие от оболочки передается элементу. Основным свойством биогеоценозов является создание нового качества - жизни, за счет уравновешивания всех возможных процессов на предыдущем уровне неживого и поддержания биогенного круговорота веществ. В пределах биогеоценоза вещество, энергия, информация имеют свои минимумы, стремящиеся сформировать некую ячейку целостности в пределах биосферы на основе устойчивого равновесного круговорота энергии.

В оболочках неживой природы управление осуществляется посредством передачи вещества (планетарные круговороты основных химических элементов и. т. п.). Здесь трофические цепи постепенно превращаются в трофическую сеть или паутину. Биогеоценозы участвуют в биоциклах, биохорах (более мелких циклах), пульсациях самой сети. Эти ритмы и соответствующие им циклы не были бы столь устойчивыми, если бы не обладали самоподобием и не поддерживали существующие равновесия. В пределах биогеоценоза все протекающие процессы стремятся к тому, чтобы вещество, энергия, информация превратились в связанное вещество, связанную энергию, связанную информацию, связанные ритмы. Эту связанность можно считать основным критерием наук биосферного класса и основой формирования представлений о ноосферных элементах, оболочках, управляющих параметрах. В качестве основного элемента наук ноосферного класса мы выделяем «нообиогеоценоз», в качестве фундаментальной регулирующей оболочки - нообиогеосферу, а качестве управляющих элементов - взаимодействия между различными природными уровнями.

Науки ноосферного класса имеют онтологический аспект, тесно контактируя с философией всеми возможными в современных условиях способами. Синтез современного знания, составляющий важную часть этих наук, возможен только на основе современных философских идей. «Поэтому лишь философ задается проблемой бытия самого по себе, а именно, синтезируя знание (явление) с неконструируемой (несинтезируемой, находящейся всегда вовне) вещью самой по себе» [9, с. 66].

Основными свойствами наук ноосферного класса являются: 1) максимально широкий охват всех возможных природных процессов, позволяющий описывать и исследовать взаимодействия различных качеств: от элементарной частицы, молекулярных процессов до жизнедеятельности и духовности. Науки ноосферного класса исследуют влияние нообиогеосферы на процесс формирования ноосферы, совмещая при этом процессы самоорганизации и управления; 2) процесс формирования наук ноосферного класса займет сравнительно короткий период - от нескольких десятков до сотен лет. Биосфера формировалась миллиарды лет, формирование ноосферы, вероятно, будет длиться сотни и тысячи лет. Столь необыкновенно быстрое формирование ноосферы будет обеспечиваться «катализаторами», воздействующими на узловые точки систем в сфере интеллектуального и духовного, что приведет к опережающему формированию этих наук; 3) тенденции всех процессов и явлений в ноосфере стать связанным веществом, связанной энергией, связанной информацией, соответствовать связанным ритмам можно считать основным критерием наук ноосферного класса. В пределах нообиогеоценоза вещество, энергия, информация имеют свои минимумы, стремящиеся сформировать некую целостность - ячейку «сложного». В пределах реального бытия ноосферы посредством устойчивых равновесных планетарных круговоротов вещества, энергии, информации (планетарные круговороты основных химических элементов и т. п.). Эти круговороты осуществляются в пределах всех планетарных оболочек, возникших естественным путем. Совокупность устойчивых пространственно-временных параметров (ритмов), соответствующих существованию нообиогеоценоза, нообиогеосферной личности и нообиогеосферы и способствующих сохранению вещества, энергии, информации, следует называть связанными.

Методология наук ноосферного класса является синтетической и плюралистической. Методология наук ноосферного класса должна быть междисциплинарной, тесно связанной с глобальным эволюционизмом и базироваться на основных интегративных научных подходах: системном, информационно-кибернетическом, синергетическом, экологическом. Эта методология предполагает также исследование взаимосвязей развития Земли, биосферы, общества с позиций анализа открытых сложных глобальных систем [10].

Развитие всего комплекса наук о «сложном» предполагает увеличение онтологического и эпистемологического разнообразия, переводя методологию исследования на новый уровень. Системы ноосферы должны быть наиболее сложными среди всех других земных оболочек и содержать в себе множество тонких регулирующих механизмов. Нообиогеосферное бытие, возникающее в результате формирования нообиогеосферы, не может быть постигнуто во всей его полноте, основываясь только на строгом научном знании. Методами строгих наук может быть исследованы элементы, подсистемы, процессы нообиогеосферной реальности, которая является частью Вселенной и соответствует объективному миру. Субъективные факторы, которые играют в процессах ноосферогенеза все более важную роль, такими методами исследованы быть не могут, так как предполагают свои методы исследования, коррелирующие с этими науками. В процессе формирования ноосферы бытие обретает свое новое фундаментальное качество, предсказанное многими выдающимися философами ХХ века. В процессе перехода на устойчивый путь своего дальнейшего развития человечеству придется отказаться от многих научных и религиозных приоритетов. В основе дальнейшего развития человечества будет лежать нообиогеосферное бытийствование, и чем быстрее человечество освоит подобный способ существования, тем у него больше шансов справиться с настоящими и будущими планетарными проблемами. Переход к подобному онтологическому мировоззрению очень непрост и нуждается для своего осуществления во всем культурном великом наследии человечества.

Осведомленность о бытии есть тип человеческого отклика на то, на что способно откликнуться только человеческое существо. Существует мнение, что наша жизнь зависит от опыта разумности и что осведомленность о бытии не является необходимым для выживания. Она обладает таким духовным качеством, которое, добавляясь к разуму, вводит особое измерение в наш опыт. Осененность бытием не похожа и на веру в Бога. Его нельзя достичь молитвой или послушанием. Осененность бытием создает другой порядок и другое качество жизни, отличные от религиозной веры или научного понимания. Из этого следует, что у нас появляется другое измерение нашего опыта. Таким образом, формирование наук нообиогеосферного класса будет зависеть не только от уровня развития научного знания, но и будет определяться философской рефлексией исследователя. Ученые, которые стояли у истоков формирования нообиогеосферной концепции (В. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон) обладали специфической философской проницательностью, которая окрашивала их научную деятельность. Можно говорить об особом образе жизни, когда человек живет интересами, направленными на исследование последних оснований и сущности бытия, смысла человеческого существования, без особого стремления к успеху, карьере, обогащению.

Науки ноосферного класса создают реальные предпосылки для организации процессов коэволюции между подсистемами ноосферы, направляемых нообиогеосферой и её основными элементами. Коэволюция, как известно, «это вереница последовательно сменяющих друг друга, взаимно обусловленных, нерасторжимо согласованных изменений, которые могут происходить на разных ярусах организации живых систем» [11, с. 31].

Научные картины мира в контексте культуры культурно-цивилизационных систем образования

Переход науки к постнеклассической стадии создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Формирование таких принципов было связано с переосмыслением оснований многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Конец ХХ-начало XXI вв. для многих стран мира положили начало переходу от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Процесс становления постиндустриальной цивилизации, не завершенный и по сей день, сопровождается одновременным протеканием трех цивилизационных кризисов - суперисторического, мирового и локального [12] и включает в себя смену мировоззренческих, социальных, экономических, политических и технологических парадигм. Особенностью цивилизационных кризисов для общественного устройства является то, что они имеют два возможных варианта развития: цивилизация либо погибает, либо развивается в условиях новых цивилизационных систем. Поэтому весьма значимым становится поиск таких механизмов, которые, с одной стороны, служили бы «подушкой безопасности» жизнеобеспечения цивилизаций и максимально безболезненному выходу из кризисов, а, с другой, - формировали бы новые цивилизационные парадигмы.

Исследования цивилизационного подхода показывают, что цивилизационное сохранение и развитие человечества затрагивают все элементы цивилизации, а потому каждый элемент цивилизации должен найти отражение в системе образования. В этом смысле наиболее полным представляется нам элементный состав цивилизации, определяемый в сопоставлении видов и угроз цивилизационного развития человечества. При этом новым элементом, отсутствующим в общепринятых описаниях элементного состава цивилизации, но одним из самых значимых для постиндустриальной цивилизации и жизнеобеспечения всего человечества, становится ноосфера. Наряду с ней, в элементный состав цивилизации также входят: природа, человечество, технологии, миропорядок, территории, государство, социум, право, экономика, политика, идеология, религия, культура и искусство, образование и наука, язык, этнос, семья и, наконец, человек [13].

Ноосферная концепция очень тесно связана с цивилизационным подходом.

Заключение

Несмотря на начальный этап формирования наук ноосферного класса, уже можно говорить об их значительной перспективе, серьезном эвристическом потенциале, универсальной методологии, переводе процессов формирования взаимодействий между гуманитарным и естественнонаучным знаниями в новое русло. Науки нообиогеосферного класса имеют дело с гораздо более разнообразными и глубокими процессами и явлениями, чем аналогичные науки биосферного класса, обеспечивая развитие ноосферогенеза, проникновение на все уровнях организации природы, вовлечение процессов на этих уровнях во взаимодополнительные взаимосвязи.

Ориентированность наук ноосферного класса на нообиогеоценозы, нообиогеосферные личности позволяет использовать эти фундаментальные ячейки в качестве основания универсального синтеза, поскольку они, обеспечивая по самой своей природе устойчивость и оптимальность различных природных процессов, направляют их на формирование новой формы бытия. Методология наук нообиогеосферного класса формирует онтологический уровень универсального синтеза как наиболее гибкий и универсальный для всех процессов в неживой, живой природе, а также в познании и мышлении. Методология наук нообиогеосферного класса должна объединить направления неравновесной и нелинейной динамики, основных идей синергетической парадигмы, единого темпомира, эволюции, теории систем, кибернетики, экологии. Науки ноосферного класса также направлены на исследование различных видов синтеза мировоззренческих универсалий, формирование оснований нового универсализма.

Современной универсалистской методологии необходимы концепции ноосферы и цивили-зационного подхода, которые позволяют вовлечь картины мира в эту методологию.

Литература

1. Данилова В. С. Философское значение наук ноосферного класса // Наука и образование. - 2002. -№ 4. С. 74-77.

2. Федоров В. М. Концепция биосферы-ноосферы и научная картина мира // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1983. - № 3. - С. 7-15.

3. Федоров В. М. Учение о биосфере и интеграция наук. - М.: Изд. МГУ, 1986. - 89 с.

4. Федоров В. М. Биосфера - земледелие - человечество. - М.: Агропромиздат, 1990.

5. Вильямс В. Р. Собр. соч. Т. 10. - М.: Сельхозгиз, 1952. - 375 с.

6. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991 - 271 с.

7. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 576 с.

8. Данилова В. С. Постнеклассический универсализм на основе концепции ноосферогенеза // Философские науки. - 2003. - № 6. - С. 137-151.

9. Длугач Т. Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. - М.: Изд-во ИФРАН, 2002.

- 222 с.

10. Данилова В. С. Ноосферная репрезентация современного универсализма. - Якутск: Изд. дом СВФУ, 2012. - 286 с.

11. Огурцов А. П. Тектология А. А. Богданова и идея коэволюции // Вопросы философии. - 1995. -№ 8. - С. 31-37.

12. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. 1. - М.: Изд-во Института экономических стратегий, 2006. - С. 120-121.

13. Аязбеков С. А. Безопасность как категория цивилизации // Сардар. - 2012. - С. 63-77.

References

1. Danilova V. S. Filosofskoe znachenie nauk noosfemogo klassa // Nauka i obrazovanie. - 2002. - № 4. S. 74-77.

2. Fedorov V. M. Koncepcija biosfery-noosfery i nauchnaja kartina mira // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosofija. - 1983. - № 3. - S. 7-15.

3. Fedorov V. M. Uchenie o biosfere i integracija nauk. - M.: Izd. MGU, 1986. - 89 s.

4. Fedorov V. M. Biosfera - zemledelie - chelovechestvo. - M.: Agropromizdat, 1990.

5. Vil'jams V. R. Sobr. soch. T. 10. - M.: Sel'hozgiz, 1952. - 375 s.

6. Vernadskij V. I. Nauchnaja mysl' kak planetnoe javlenie. M.: Nauka, 1991 - 271 s.

7. Vernadskij V. I. Biosfera i noosfera. - M.: Ajris-press, 2012. - 576 s.

8. Danilova V. S. Postneklassicheskij universalizm na osnove koncepcii noosferogeneza // Filosofskie nauki.

- 2003. - № 6. - S. 137-151.

9. Dlugach T. B. Problema bytija v nemeckoj filosofii i sovremennost'. - M.: Izd-vo IFRAN, 2002. - 222 s.

10. Danilova V. S. Noosfernaja reprezentacija sovremennogo universalizma. - Jakutsk: Izd. Dom SVFU, 2012 - 286 s.

11. Ogurcov A. P. Tektologija A. A. Bogdanova i ideja kojevoljucii // Voprosy filosofii. - 1995. - № 8. -S. 31-37.

12. Kuzyk B. N., Jakovec Ju. V. Civilizacii: teorija, istorija, dialog, budushhee. T. 1. - M.: Izd-vo Instituta jekonomicheskih strategij, 2006. - 120-121 s.

13. Ajazbekov S. A. Bezopasnost' kak kategorija civilizacii // Sardar. - 2012. - S. 63-77.

^SMSr^r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.