орудий труда, технику, технологию, вооружения, интеллектуальные машины, средства культуры, искусства и т.п. Вступая во взаимоотношения с ними, человек через них вступает в естественно-природные отношения с окружающей средой и интеллектуально-духовные связи с себе подобными, с социумом. Естественно, на всех указанных направлениях развития человека действуют законы синергетики, на всех из них он находится в состоянии термодинамического обмена с окружающей средой, уменьшения, сохранения или возрастания энтропии, физического и интеллектуально-духовного расцвета или деградации.
Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами. В конечном итоге все эти явления выливаются в ныне существующие кризисные процессы как в жизни отдельно
взятой личности, так и окружающей его социоприрод-ной системы в целом. Закономерным выводом из этого утверждения является то, что, охраняя окружающую среду, человек тем самым обеспечивает собственное выживание, формирует надежное будущее для последующих поколений людей. Как пишет Е.Н. Князева: «...Пока мы не изобретем для себя лучшего будущего, мы не будем иметь никакого» [3, с. 14]. Биосфероцентризм есть такой же антропоцентризм, который отстаивают сторонники так называемого антропоцентристского подхода, предлагающего ставить заботу о человеке в центр всей системы мер по решению его жизненных проблем. Ибо без здоровой биосферы невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность человека и человечества в целом.
Л и т е р а т у р а
1. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм: концепции, подходы, принципы, перспективы. - М. : Изд-во РАГС, 2007. - 324 с.
2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть ... человечеству? М. : Изд-во МНЭПУ, 1999. - 288 с.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М. : КомКнига, 2005. - 240 с.
Kh. A. Barlybaev
a human being as a “cell” of the socio-natural world
The article studies a structure of the socio-natural system at different levels. The central “cell” of the system is a human being with many-sided social nature. From the latter element we have poly-leveled and widely branched social structure. Such analysis serves as a methodological ground for human social activity in public life organization and management.
Key-words: a man, socio-natural system, social nature of a human being, structure of the universe, corelation between physical-biological, intellectual-spiritual and social development of a man and the mankind.
------------------------------------
УДК
В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников
экологическая картина мира
Рассмотрены основания экологической картины мира, основные концепции и их философские обобщения. Подчеркнуто значение глобальной и «глубинной» экологии. Обосновано, что особое значение для формирования этой картины мира приобретают ноосфера и планетарно-цивилизационные оболочки, которые в настоящее время формируют единую систему.
Ключевые слова: адаптация, биогеоценоз, гомеостаз, гомеостазис, доместинаты, ноосферогенез, нообиогеоценоз, биотический потенциал, сопротивление среды, популяция, трофические связи, экология, экологическая ниша, экологическое равновесие, экосистема, экосфера.
1. Основные понятия экологии
ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д.филос.н., профессор кафедры философии ЯГУ
E-mail: [email protected],
КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич- д.филос.н., профессор кафедры философии ЯГУ.
E-mail: [email protected]
Экология - это наука об отношениях сообществ, образуемых живыми организмами, между собой и с окружающей средой. Баланс между организмом и средой предполагает динамические равновесные взаимодействия живых существ как с неорганической, так и с органиче-
ской природой. Экология - одна из наиболее ярких наук биосферного класса, получающих все более широкое распространение в современном естественно-научном и гуманитарном знании [1].
Интегрирующее направление в этой науке связано с исследованием гармоничных взаимодействий системы и окружающей среды и с исследованием экосистем -ключевым понятием и базовой моделью экологии. Возможность подойти к экологии как к науке, изучающей экосистемы, существует благодаря развитию системного метода исследований. Для эффективного использования этого метода необходимо углубить и расширить представления об основных понятиях данной науки, таких как «адаптация», «экосистема», «экологическое равновесие», «экологическая ниша».
Экосистема (термин введен А. Тенсли в 1935 г.) слагается из всех организмов, обитающих в данной местности и зависящих друг от друга в различных отношениях, и из окружающей эти элементы физической и химической среды. Выделение в ландшафте различных экосистем осуществляется достаточно произвольно, так что четкие границы между ними встречаются редко. Процессы в одной экосистеме неизбежно затрагивают и другую, а круговороты воды обеспечивают связь между экосистемами воды и суши. Таким образом, все экосистемы взаимосвязаны и образуют в своей совокупности единое целое - биосферу.
Важной разновидностью экосистем можно считать «экосистему человека», под которой понимаются отдельные люди вместе со своими культурными растениями и домашними животными. Каждый организм может жить, только взаимодействуя со своим окружением в рамках экосистемы. Устойчивые экосистемы - основное условие устойчивости жизни на Земле. В каждой экосистеме выделяют два основных компонента: совокупность организмов - растений, животных, микробов («биоту экосистемы») и факторы окружающей их неживой среды [2].
Сформулированы три основных принципа функционирования экосистем: 1) получение ресурсов и избавление от отходов осуществляется в рамках круговорота всех элементов; 2) экосистемы существуют за счет не загрязняющей среду и практически вечной солнечной энергии, количество которой относительно постоянно в пределах экосистем и избыточно; 3) чем больше биомасса популяции, тем ниже должен быть занимаемый ею трофический (пищевой) уровень [3].
Первый принцип обобщает закон сохранения массы, согласно которому атомы не исчезают, не возникают и их запас никогда не истощится. Согласно второму принципу, устойчивость процессов взаимодействия экосистем с окружающей их средой обеспечивается количеством солнечной энергии, достигающей земной поверхности, которая является постоянной величиной. Третий принцип демонстрирует трансформацию энергетических потоков в экосистемах, обусловленных солнечным излу-
чением в пищевых цепях. Соответствующие организмы используют солнечную энергию различными способами ее опосредствования.
В природе совместно существуют два типа процессов: первый - экологическое равновесие в его взаимодействиях со средой; второй - экологическое равновесие организмов во времени. Понятия «экосистема» хорошо коррелирует с понятием «биогеоценоз», однако первая шире, включая в себя, например, протяженные водные экосистемы. Также тесно связаны между собой понятия «экосистема» и «адаптация», ориентированные на совместное взаимодополнительное рассмотрение понятий «система» и «среда».
Экологическое равновесие обеспечивает в природе устойчивость существования совокупности животных, растительных организмов и человека. В его основе лежит относительное постоянство круговорота веществ в каждой конкретной экосистеме. Прибавление особей обусловливается биотическим потенциалом, их гибель
- сопротивлением среды. Подобное равновесие называют «динамическим», так как параметры сопротивления среды редко остаются неизменными. Размер популяций является результатом динамического равновесия между их биотическим потенциалом и сопротивлением среды. Нечто подобное можно сказать и относительно вида. Основным условием, определяющим жизнеспособность вида, является его способность устанавливать и поддерживать равновесие с другими видами в пределах экосистемы, обеспечивающей эффективный круговорот биогенов и устойчивый поток энергии.
Важнейшими экологическими принципами и законами являются, прежде всего, следующие. Правило В. Шелфорда: «Процветание популяции зависит от комплекса экологических факторов, каждому из которых соответствует определенный диапазон выносливости (толерантности)» [4, с. 515]. Закон Ю. Либиха, который сформулировал его применительно к сельскохозяйственным культурам: «Вещество, имеющееся в минимальном объеме, определяет урожай, а также величину и устойчивость последнего во времени» [4, с. 252]. Обычно правило шелфорда объединяется с законом Либиха в принцип «лимитирующих факторов». К этим законам следует добавить правило А. Мичерлиха: «Продуктивность биологической системы определяется всей совокупностью действующих экологических факторов» [5, с. 366]. Это правило может рассматриваться как поправку к закону Либиха. В основе данного правила лежит математическая формула, описывающая совокупное действие экологических факторов и их взаимодействие [6].
В экологии следует особо отметить термодинамический метод, который позволяет исследовать влияние цепей питания на последовательность передачи массы и энергии, а также загрязнение окружающей среды. Процессы деградации энергии неизбежны, но начала термодинамики не запрещают с помощью работы преобразо-
вать более опасные продукты деградации в менее опасные. Особенно много разрушающего (деградационного) действия производит неразумно организованная энергетика, которая в настоящее время способна привести к всепланетарной экологической катастрофе. Все циклические взаимодействия систем (организмов) с окружающей их средой вовлечены в планетарные циклы [4].
2. Философские обобщения основных направлений в экологии
Задача современной экологической науки - искать такие способы воздействия на окружающую среду, которые помогли бы предотвратить катастрофические последствия и практическое использование которых существенно улучшило бы биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.
Взаимодействие системы и окружающей среды становится настолько общим понятием, что сегодня уже говорят об экологии культуры, языка, самого человека. Все эти направления экологии ориентированы на изучение равновесий между системами культуры, языка, человека и соответствующей средой (культурной и т.п.). Что касается человека, то он уже достиг в негативном воздействии на окружающую среду пределов, способных разрушить биосферу. В связи с этим особое значение приобретает формирование «экологического сознания» человека и человечества. Формирование такого сознания представляет собой развитие планетарного мышления и включает в себя следующие направления: экологическое научное сознание (прежде всего, экологическую философию), экологическую этику, психологию, правосознание.
В 1950-е г. начала формироваться физиологическая и эволюционная экология, а в 1970-х гг. - экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Во второй половине ХХ столетия произошла «экологизация» многих естественных наук, были установлены связи экологии с философией. Таким образом, в настоящее время основные направления экологии активно участвуют в формировании современной научной картины мира.
Большой резонанс в современной экологии получила «глубинная экология (deep ecology)», разработка которой началась в 1970-х гг. Из родоначальников этого направления наиболее известен норвежский ученый А. Наэсс, а из основных идей - принцип биосферного равенства в существовании всех основных частей биосферы (организмов, сред их обитания и т.п.). Платформа глубинной экологии включает в себя следующие пункты: «1) Благо и процветание человеческой и иных форм жизни на земле имеет ценность в самих себе (синонимы: подлинная ценность, подлинное достоинство, присущая ценность). Эти ценности не зависят от пользы нечеловеческих форм жизни для людей. 2) Богатство и разнообразие жизнен-
ных форм вносят свою лепту в реализацию этих ценностей, и они сами по себе являются ценностями. 3) Люди не имеют права уменьшать это богатство и разнообразие, если это не касается удовлетворения жизненных потребностей. 4) Нынешнее вмешательство в нечеловеческий мир чрезмерно, и ситуация быстрыми темпами ухудшается. 5) Процветание человеческой жизни и культуры зависит от значительного уменьшения населения. Процветание других жизненных форм зависит от такого уменьшения. 6) Следует изменить политику. Перемены в политике воздействуют на базовые экономические, технологические и идеологические структуры. В результате положение вещей будет глубоко отличаться от нынешнего состояния. 7) Идеологическая перемена главным образом заключается в оценивании качества жизни (задерживаясь на ситуациях подлинного достоинства), а не в приверженности к высокому уровню жизни. Возникает глубокое понимание различия между большим и великим. 8) Те, кто согласен с вышеуказанными пунктами, обязаны прямо или косвенно принимать участие в попытках осуществления необходимых перемен» [7 с. 56].
Экологический кризис заставляет человечество отказаться от господствующей в настоящее время экономической парадигмы. Как считает известный современный эколог и политолог Э. фон Вайцзекер, современная экономическая парадигма должна уступить место экологической парадигме [8]. XXI веку придется поставить проблему изучения взаимодействий с окружающей средой в качестве одной из основных. В основе экологической философии лежит идея единства человека и космоса, в ней утверждаются гармоничность и целостность природы; обосновываются идеи отказа от традиционных ценностей современной цивилизации (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм). Экологическая философия является теоретической основой идеологии альтернативных социальных и культурных движений. Она коррелирует с коэволюционной стратегией, ориентированной на сотрудничество с природой.
Время стихийного развития человечества заканчивается, наступает эпоха управляемого развития, но сами механизмы этого управления еще до конца не ясны. Знаменитый американский физик-теоретик Ф. Дайсон предвидит возникновение «зеленой» технологии, которая будет строиться на тех же принципах самоорганизации, что и живая природа. Он противопоставляет ее традиционной «серой» технологии, основывающейся на жестких механистических предписаниях и пассивных следованиях внешним командам. «Экотехнология совместима только с тем обществом, где непосредственной целью производства являются не максимальная прибыль, а интересы всех людей, их здоровье и счастье» [9, с. 424].
Большое значение в настоящее время начинает приобретать глобальная экология, которая рассматривает экологические процессы и современные тенденции
11з
развития биосферы на глобальном уровне. Глобальная экология изучает воздействия, которые имеют значение для выживания всего сообщества людей и сохранения современной цивилизации. Она ориентирована на урегулирование взаимоотношений человечества с окружающей средой с целью её сохранения, предусматривает социально-экономическое сотрудничество и координацию действий в масштабах всей планеты [10].
3. Экология и ноосфера
Дальнейшее развитие экологических концепций неизбежно приводит нас к понятию «ноосфера», впервые появившемуся в трудах В.И. Вернадского [11], П.Тейяра де Шардена [12] Э. Ле Руа [4], которые рассматривали ее (ноосферу) как этап развития биосферы или планетарной эволюции Земли, однако философское исследование этой проблемы в должной мере ими не было осуществлено. П. Тейяр де Шарден определял ноосферу как «новый покров, мыслящий пласт, который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней. Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает», образуя гармонизированную «общность сознаний, эквивалентную своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную картинку мысли в космическом масштабе» [12, с. 149].
В.И. Вернадский, опираясь на факторы, лежащие в основе перехода к ноосфере (вселенскость, единство разума человечества, усиление роли народных масс в общественной жизни), подчёркивал, что ноосферный процесс
- не гносеологическое пожелание человека, или ученого, а стихийно-геологический, планетарный процесс космической размерности. Ноосферогенезом будут востребованы лишь такие формы духовного творчества, которые в максимальной степени выявляют единство человечества, углубляют планетарно-космическую роль разума. Он считал новой геологической силой не само существование человечества, а его рационально обобществлённую деятельность по преобразованию объектов природы. Основой ноосферного процесса В.И. Вернадский считал культуру, объединяющую в себе все виды исторического творчества народа: его образ жизни, философию, искусство, технику, политику и науку [11].
В ХХ веке представления о ноосфере получили развитие как непосредственно об оболочке разума, так и опосредованно во взаимосвязи с идеями из многих других областей науки (экологии, теории информации, синергетики). При этом активно развивались концепции коэволюции человека и природы, концепции устойчивого развития, представлений о ноосфере как сложной синтетической реальности, в которой переплетаются самые
различные природные процессы (химические, физические, биологические, социальные, духовные и т.п.). Формирование ноосферы происходит естественным путем, предопределяя вступление человечества в «эпоху ноосферы». Таким образом ноосфера - это такое состояние биосферы, когда её развитие происходит целенаправленно, когда разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах человека [13]. Ноосферу можно определить как область взаимодействия природы и человечества, где на место стихийной деятельности людей по изъятию у природы необходимых им веществ приходит разумная планомерная деятельность по преобразованию природы и общества в целях их оптимального и сбалансированного развития на основе познания объективных закономерностей [14]. В.И. Вернадский подчеркивал, что ноосфера не только сфера разума, но разума и труда. Дальнейшее развитие ноосферы связано с определёнными социальными условиями: установлением мира на Земле, освобождением трудящихся масс, ростом науки и использованием её в их интересах [15]. Уникальным свойством ноосферы является то, что в процессе своей самоорганизации она вбирает в себя опыт всех систем, имеющихся на нашей планете, взаимодействуя с неживым и живым мирами, с человеком и обществом. Вопрос о том, вступит или нет человечество в эту эпоху, решится до середины XXI столетия.
Ноосфера как синтетическая реальность хорошо коррелирует с современными науками: экологией, эн-вайроментализмом, глобалистикой, с предпосылками развития категориального исследования базовых понятий ноосферогенеза, а также с науками «биосферного класса» (генетическим почвоведением, биоценологией, биогеохимией, эволюционной генетикой, этногенезом, геохимией ландшафтов). Установлено, что основным элементом биосферы является биогеоценоз, в основе которого лежит совокупность динамических равновесий между совокупностью однородных природных явлений, а также соответствующими процессами обмена веществом и энергией. Благодаря этому обеспечивается взаимодействие между различными уровнями структурной организации природы. Понятие «биогеоценоз» позволяет осознать тот факт, что в организованности биосферы, в её структуре имеются неделимые целостности. В нашей работе обосновано, что подобные неделимые целостности присутствуют и в структуре ноосферы, в качестве её основных ячеек -«нообиогеоценоза» [16].
На основании вышеизложенного сформулируем два основных принципа ноосферогенеза: 1) Ноосфера является наиболее сложным природным образованием, которое может взаимодействовать с любым природным объектом. 2) Сама ноосфера, её подсистемы, промежуточные образования (внутренние или внешние) само-подобны любому устойчиво существующему в природе объекту.
4. Глобальная экология
«Глобальными экологическими проблемами являются: разрушение естественных экосистем, истощение озонового слоя, загрязнение атмосферы, Мирового океана и т.д.» [4, с. 190]. Эти проблемы тесно связаны с глубинной экологией, формированием ноосферы, экологической культурой, экологическим образованием, управляемой сложностью и разнообразием, развитием экотехнологий.
«Экологическая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способов деятельности, направленных на обеспечение сохранения природной среды» [17, с. 152]. Далее «под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры» [18, с. 79].
Ноосфера должна стать наиболее сложной из всех существующих земных оболочек, объединив в себе все возможные присущие им процессы и явления. Ноосферная сложность может быть охарактеризована, во-первых, ростом взаимозависимости индивидов, групп, сообществ, обусловленных развитием и углублением имеющихся связей, появлением новых, их взаимопереплетением. Во-вторых, углублением и расширением взаимосвязей между отдельными индивидами и человечеством в целом с окружающей их средой, увеличением автономизации и гетерогенности этих связей. В-третьих, системы, образовавшиеся при активном участии человека - «человекоразмерные комплексы» становятся элементами планетарных оболочек и начинают эволюционировать самостоятельно.
Согласно кибернетическому закону У. Эшби, «только разнообразие может уничтожить разнообразие» [19, с. 293] или другими словами «адекватным регулятором системы может быть лишь такое разнообразие воздействий, которое не меньше разнообразия вариантов регулярных параметров» [19, с. 346]. Отсюда для того, чтобы быть устойчивой и противостоять всем возможным разрушительным тенденциям, ноосфера должна обладать исключительным разнообразием. Используя синергетическую терминологию, можно сказать, что благодаря своему разнообразию «ноосфера» становится управляющей системой для всех остальных процессов, протекающих в земных оболочках и в социуме. Момент в развитии ноосферы, когда она преодолевает некоторый порог сложности и начинает управляться как единое целое, следует считать моментом возникновения «ноосферной духовности» [16]. В связи с этим уместно подчеркнуть, что простые системы экологически нестабильны и, наоборот, разнообразие - залог стабильности. Что касается человечества, то оно имеет дело с промежуточными равновесиями, не достигнув еще собственного динамического равновесия, способного объединить всю возможную сложность и
разнообразие, с которыми сталкивается человечество и с которыми ему еще предстоит столкнуться.
Научной основой деятельности, направленной на становление биосферы, должна стать новая область знания - социальная экология, представляющая собой «отрасль науки, исследующая отношение между человеческими сообществами и окружающей географическо-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных, особенно урбанизированных, ландшафтов, других экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческих популяций и т.п.» [20, с. 423].
5. Экологическая картина мира
В экологической картине мира есть четкий идеальный ориентир: гармонизированные взаимосвязи человечества с окружающей его средой. Возможно, такая полная гармония недостижима, но все рассмотренные выше концепции (глубинной экологии, глобальной экологии, вместе с соответствующими им культурой, образованием, ноосферы) направлены на ее формирование.
Приоритет разумности решений и формирующаяся ноосферная духовность обеспечивается всеми планетарными взаимодействиями, их переплетением, дополнительностью соответствующих им процессов. Только ноосфера способна объединить все человечество, сопоставив ему соответствующее ноосферное сознание, которое не стремится к уравниванию различных культур, а вовлекает эти культуры в устойчивые природные ритмы. Ноосферное сознание становится внутренним элементом ноосферы, коррелируя с процессами её самоорганизации. Путь к устойчивости лежит через целостные системы, так что в процессе формирования ноосферы целостность отдельных состояний может рассматриваться как промежуточная, обеспечивая наращивание организованности ноосферы от состояния к состоянию. Ноосфера сочетает в себе абстрактность и конкретность, поскольку, с одной стороны, она является «оболочкой» планеты Земля, находящейся в устойчивом равновесии с хорошо идентифицированными геосистемами, конкретными личностями, культурными явлениями и т.п., а с другой стороны, ноосферогенез ориентируется на абстрактные идеалы, которые коррелируют тем не менее с естественными природными ритмами и т.п.
Важнейшими принципами построения и организации современного знания являются системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, взаимосвязь с ноосферой. Представление о ноосфере тесно связано с представлением о бессмертии человеческой души. По нашему мнению, человек действительно способен сохранить свою душу «бессмертной», если при жизни он сформирует в себе равновесную ячейку, изоморфную
ячейке ноосферы. Каждый человек обладает запасом энергии, достаточным для того, чтобы создать такую ячейку (ячейку духовности). Но человечеством освоены и самые изощренные способы борьбы с духовностью. Поскольку строительство ноосферы происходит в нашу эпоху, то ответственность нашего поколения заключается в том, чтобы защитить ноосферу в этом процессе.
В настоящее время происходят интенсивные процессы устойчивого взаимодействия всех земных оболочек и подсистем, среди которых, прежде всего, следует выделить: пневматосферу, антропосферу, техносферу, социосферу, социобиогеосистему, наукосферу, рациосферу, интеллектосферу, педосферу, агросферу, биотехносферу, фитосферу, фитогеосферу, литобиосферу, панбиосферу, парабиосферу, террабиосферу стратобиосферу, апобиос-феру, эубиосферу, экосферу, географическую среду, географическую оболочку, географическую систему, абиос-феру, криосферу, аэросферу, геоэкосистему, термосферу, инфосферу, семиосферу, рациосферу, оптимосферу [21].
Динамические равновесия в различных планетарных оболочках характеризуются синхронизацией частот, инвариантными структурами, планетарным масштабом взаимодействий. В каждой из них осваивается некоторый организационный предел (порог сложности), после которого начинают развиваться сетевые коммуникации. Стихийно возникающие оболочки преобразовываются в систему оболочек, охватываемых едиными планетарными гиперциклами, при этом некоторые оболочки играют роль посредников-медиаторов, обеспечивающих синтез между процессами из этих сфер, благодаря которым их реальное бытие становится гомоморфным основным элементам ноосферы.
Система устойчивых взаимосвязей между всеми этими оболочками и их элементами формирует экологическую сеть, уравновешивание в пределах которой объединяет три фундаментальных типа равновесий природной системы. Только в результате полной взаимодополнительной компенсации этих равновесий возникает ячейка экологической сети. Фундаментальные типы равновесий природной системы могут быть следующими: 1) Равновесие внутри системы. 2) Равновесие системы с окружающей средой. 3) Равновесие природной системы с соответствующими системами соседних структурных уровней или «взгляд исходя из полного времени жизни системы».
Каждый из отмеченных выше пределов является мощным аттрактором. Если ориентироваться только на один предел (попасть в поле притяжения одного аттрактора), то возникает консервативная концепция, которой свойственны незыблемые понятия и уютное мировоззрение. Однако необходимо использовать все три предела, в определенных случаях - два. Только тогда на основе устойчивых динамических равновесий формируется устойчивая картина мира.
Среди всех перечисленных выше сетей и оболочек выделим три, которые можно рассматривать как направ-
ляющие в дальнейшем развитии человечества: экологические сети, пневматосферу, общепланетарные сети культуры, каждая из которых выполняет свою незаменимую роль. Экологические сети обеспечивают устойчивость взаимодействий между неживым, живым, социальным, духовным и в их пределах за счет универсальности своих ячеек. Пневматосфера формирует духовные инварианты при посредстве фундаментальных ячеек ноосферы и обеспечивает их взаимосвязь с каждой из планетарных оболочек. Устойчивая взаимосвязь с планетарной духовной оболочкой скоро станет критерием дальнейшего допустимого развития любой природной системы. Общепланетарные культурные сети - наиболее доступны и именно в их пределах будет происходить основная работа по развитию всех сетей гуманитарной сферы. Эта сетевая оболочка обладает максимальной гибкостью и способна со временем преобразовываться в конкретные структуры.
Экологическая общепланетарная сеть в полной мере раскрывается на основе современного толкования понятия «ценоз», а также вводимого и исследуемого нами понятия «равновесие-паутина» [22]. Ценоз, если отвлечься от уточняющего био- , это - совокупность (не уточняем кого - чего), населяющая участок (не уточняем кем - чем) и характеризующаяся определёнными отношениями и приспособленностью к окружающей среде. Произведя его одно преобразование в дефиниции термина, получим: ценоз - некая совокупность, которую характеризует, во-первых, внутренние (вместо определённые) отношения между элементами и, во-вторых, приспособленность к внешней (вместо окружающей) среде [23].
В многослойно-сетевую структуру культуры как планетарной суперсистемы (планетарной культуры) в качестве элементов должны войти ядра традиционных культур, поскольку все существующие и существовавшие культуры принципиально различны, но взаимодополни-тельны, каждая из них незаменима для дальнейшего развития цивилизации, и именно при таком их использовании возможна реальная интеграция человечества. Люди, активно взаимодействующие с несколькими культурами, способствуют тем самым вовлечению различных граней отдельных культур в общепланетарную сеть.
Экологические и культурные сети, если они станут заботой всего человечества и человек будет взаимодействовать с ними осознанно, добровольно определят дальнейшее развитие природы и всех её онтологических сфер (неживого, живого, душевного, духовного). Только благодаря подобным сетям человек сможет понять свое высшее предназначение и в максимально возможной степени освоить его. «Человек сетевой» - «Homo web» является фундаментальным этапом эволюции человека, и только такая перспектива спасет человечество от деградации и гибели.
Мир в сознании современного человека постепенно начинает делиться на две части: сетевую и несетевую.
Первая часть направляет развитие второй, преобразует её в соответствии со своей структурой. Это бесконечный процесс, постоянно вовлекающий в свою орбиту все новые структурные уровни, качества, взаимодействия. Для сетей нет границ, поскольку они связывают материальное и идеальное, корпускулярное и полевое, неживое, живое, душевное, духовное, синхроническое и диахроническое. Благодаря сетям оказывается возможной реконструкция прошлого и моделирование будущего. Сети способствуют тому, что мир становится все более и более ясным, «прозрачным», организованным, «предсказуемым». Со временем может получиться так, что совокупность планетарных сетей направляемых в своем развитии экологическими и духовными сетями станет основанием нового планетарного бытия, достоинства которого будут заключаться в его гибкости, способности найти взаимодействие с каждым отдельно взятым индивидом. «В современном естествознании формируется новый объект исследования - планетарная материя, рассматриваемая и в виде разнокачественной системы, и в исторической эволюции, где реализуется генетическая связь этих её различных качеств» [24, с. 97].
Изложенное выше убеждает нас в том, что «третья научная картина мира» должна быть связана с современным универсализмом, включая универсальную методологию её исследования-становления. Она должна формироваться посредством самоорганизации, иметь дело с параметрами, не зависящими от конкретной онтологической сферы или структурного уровня организации природы, что и обеспечивает сетевая экология. Сетевая картина обладает огромным эвристическим потенциалом и имеет безграничные практические приложения. Само «сетевое мировоззрение» способствует осмыслению фундаментальных проблем.
Л и т е р а т у р а
1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология : в 2 т. Т. 1 /
Пер. с англ. - М. : Мир, 1989. - 667 с.
2. Одум Ю. Экология : в 2 т. Т. 2 / Пер с англ. - М. : Мир,
1986. - 376 с.
3. Реймерс Н.Ф. Природопользование : словарь-справочник.
- М. : Мысль, 1990. - 637 с.
4. Экологический энциклопедический словарь. - М. : Ноосфера, 2002. - 9З0 с.
5. Биологический энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1995. - В6З с.
6. Харченко Н.А., Козлов А.Т. Справочник основных понятий и терминов но экологии и этологии. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1992. - 110 с.
7. Наэсс А., Сессинс Дж. Платформа глубинной экологии // Гуманитарный экологический журнал. - 2000. - Т. 2. Вып. 1. - С. 56.
В. Стратегия выживания: Космизм и экология. - М. : Эдито-риал УРСС, 1997. - З04 с.
9. Философия глобальной экологии / Философия естественных наук - М. : Академический проект, 2006. - С. З74-4З2.
10. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология.
- М. : Книга сервис, 200З. - 288 с.
11. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М. : Наука, 1989. - 258 с.
12. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М. : Наука,
1987. - 240 с.
13. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М. : Аграф, 1998. - 480 с.
14. Антонов Н.П. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу // Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение. Т.2. - М., 1991. - С. 12-З0.
15. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. - М. : Наука, 1980. - З20 с.
16. Данилова В.С. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестник Московского университета: Серия 7. - Философия. - 2004. - № 2. - С. 50-64.
17. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. - М. : Изд-во РУДН, 1998. - 172 с.
18. Философия экологического образования. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 416 с.
19. Эшби УР. Введение в кибернетику / Пер с англ. - М. : ИЛ, 1959. - 4З2 с.
20. Огурцов А.П., Юдин Б.Г. Экология социальная / Новая философская энциклопедия. Т. IV. - М. : Мысль, 2001. - С. 42З-424.
21. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Концепции современного естествознания. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2007. - ЗЗЗ с.
22. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные понятия и идеи сетевой экологии / Актуальные вопросы всеобщей экологии. - Казань : Изд-во КГТУ, 2007. - С. 56-65.
23. Кудрин Б.И. Технетика: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). - Томск, 1998. - 196 с.
24. Витол Э.Л. Планетарная эволюция: прошлое, настоящее, будущее. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГСУ, 2002. - З59 с.
KS. Danilova, N.N. Kozhevnikov
Ecological image of the world
The authors study grounds of the ecological image of the world, main conceptions and their philosophical generalization. The article marks a significance of the global and “deep” ecology. It is established that noosphere and planetary-civilizational covers (that nowadays form a single system) acquire special significance in formation of the world picture.
Key-words: adaptation, anthropocenos, homeostazis, homeostaz, domestinats, noospherogenesis, noobiogeocenosis, biotic potential, environmental resistance, population, trophical relations, ecology, ecological niche, ecological balance, ecosystem, ecosphere.
------------------------------------