Научная статья на тему 'Формирование ноосферы'

Формирование ноосферы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1850
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ноосферы»

Вера Софроновиа Данилова,

доктор философских наук, профессор ЯГУ.

Николай Николаевич

доктор философских наук, профессор ЯГУ.

Одно из основных направлений постнеклассической философии развивает соответствующие концепции современного универсализма, которые охватывают взаимодействие природного, социального и духовного. Поиск путей становления подобных концепций наиболее естественно проводить, исходя из постепенно проясняющегося онтологического основания планетарно-цивилизационных оболочек и соответствующих им синтетических понятий. Это будет способствовать интеграции, сохранению самобытности и разнообразия культур, коэволюции общества и природы, гармонизации процесса дальнейшего развития человечества.

Мифы, легенды, религиозно-философские концепции

О том, что нашу планету окружает некая духовная оболочка, размышляли многие пророки, философы и ученые. До недавнего времени большинство подобных представлений имело мистическую окраску и опиралось на идеи Бога, Духа, Абсолютной идеи, планетарно-небесные иерархии, подробно разработанные в неоплатонизме, выделяющем до ста пятидесяти различных ступеней. Однако наиболее сложная оболочка, окружающая Землю, описана Д.Л. Андреевым в его «Розе мира» [1]. Он считал, что под влиянием научного и социального прогресса соцветие религий сделает мировую религиозность вместо сочетания разрозненных лепестков целокупным и единым духовным цветком - Розою Мира [1].

На процесс формирования современного универсализма значительное влияние оказали концепции

В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников

космизма и всеединства, интерес к которым в последнее время значительно возрос. Эти концепции являлись приоритетными в русской философии в конце XIX и первой половине XX веков. Их современные интерпретации включают последние достижения естественно-научного знания, углубление категории «всеединство», развивают представления о глобальном эволюционизме.

Космизм объединяет две основные точки зрения на мир, согласно которым, мир есть космос, и он же есть история. Первую развивали, например, древние греки, считавшие, что все предопределено, и у человека нет надежд на будущее. Ранние христиане придерживались другой точки зрения, согласно которой мир есть история. Русский космизм дополнил космоцентризм древних греков представлением о свободном сознании, ориентированном на углубление взаимосвязей между этими точками зрения. В русском космизме выделяют три основных течения: естественнонаучное (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, А.А. Ухтомский и др.), религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), поэтически-художественное (В.Ф. Одоевский, А.Ф. Сухово-Кобы-лин, Н.А. Заболоцкий, А.П. Платонов, М.М. Бахтин). С другой стороны, в философии русского космизма выделяют два подхода: проективистов, пытавшихся развивать так называемое проективное сознание (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолоковский), и органи-цистов (В.И. Вернадский), воплотивших свои взгляды в теориях биосферы и ноосферы [2].

Идеи всеединства, возникшие на натуралистическом этапе древне-

На фото вверху - движение Розы мира [Roza mira.narod.ru].

Даниил Андрккв

Роза Мира

Обложка книги Д.Л. Андреева «Роза мира».

греческой философии, остаются действующими в период великого синтеза античной философии, неоплатонизма, в эпоху средневековья, Возрождения и укореняется в христианской метафизике [3]. Создатели философии всеединства (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой) пытались выявить «цельное знание», направленное на выработку универсальной теории, формулирующей основные принципы единства мира. Последователи В.С. Соловьева формировали методологию синтеза науки, религии, искусства, выводящую за рамки рационализма и предполагающую нераздельность мысли и сущего, объекта и субъекта. Ключевое значение отводилось свободной вере, которая заполняла пробелы в доступном человеку знании. Еще одна важная идея «всеединства» состояла в исключительно широком взгляде на взаимоотношения человека и мира, содержащем иррациональные и трансцендентные аспекты. В настоящее время появились реальные основания, способные обеспечить устойчивое взаимодействие между концепциями космизма, всеединства и ноосферы.

Генезис представлений о ноосфере

Понятие «ноосфера» впервые появилось в трудах В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена, Э. Ле Руа. Однако в предлагаемых ими определениях многое остается расплывчатым. Дело в том, что эти авторы не стремились к созданию теории или концепции собственно

ноосферы, а рассматривали последнюю как этап развития биосферы или планетарной эволюции Земли. Не было ими в должной мере осуществлено и философское исследование этого понятия. В.И. Вернадского больше интересовал процесс перехода к ноосфере, устремленность человечества к ней, а не точное определение и исследование сущностных представлений о ноосфере. В то же время Вернадский выделял некоторые особенности ноосферы, например, лежащие в основе перехода к ней факторы: преобразование средств связи и обмена, единство человечества, усиление роли народных масс в общественной жизни. П. Тейяр де Шарден рассматривал ноосферу как некую оболочку сознания («мыслящий пласт»), который разворачивается над миром растений и животных. По его мнению, «... ноосфера стремится ст ать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, ст ра-дает, образуя гармонизированную общность сознаний, эквивалентную своего рода сверхсознанию. Земля не т олько покрывает ся мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную картинку мысли в космическом масшт абе» [4, стр. 149].

В ХХ веке концепция ноосферы бурно развивалась, причем непосредственное представление об оболочке разума увязывалось с идеями из многих других областей науки (экологии, теории информации, синергетики). Ее становление происходило по следующим основным этапам, характеризующим усложнение представлений о ноосфере.

1. Развитие идей основоположников этой концепции, главным образом В.И. Вернадского. Этот этап, начатый друзьями и учениками Вернадского, продолжается в настоящее время. В его рамках исследуются сфера разума, планетарная геологическая сила и «мыслящий слой» вокруг Земли Тейяра де Шардена.

2. Формирование представлений о планетарной духовности, коэволюции человека и природы, разработка концепций устойчивого развития, принципов глобальной экологии и информационного общества. Этот этап соответствует 60-80-м годам двадцатого столетия.

3. Осознание того, что ноосфера является сложной синтетической реальностью, в которой переплетаются самые различные природные процессы (химические, физические, биологические, социальные, духовные и т.п.). Формирование этого этапа началось в 80-90-е гг. прошлого века, однако основные идеи создаваемых концепций и подходов еще далеки от ясности и универсальности.

Среди строгих («энциклопедических») определений, нацеленных на учет всех сторон рассматриваемого явления, выделим следующие. «Ноосфера - это область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результ ате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в нее все новые природные и космические явления. Эт о высшее состояние в истории и эволюции планеты, когда стихийное течение геологических процессов, подчиняясь, уступает место целесообразной деятельности человека, планируемой и организуемой им в глобальных масшт абах - с учет ом не т олько ближайших, но и отдаленных последствий человеческого воздействия на природу» [5, стр. 151]. В рамках этих определений ноосфера рассматривается как новое эволюци-

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) [www.ihst.ru].

онное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Ноосферогенез - процесс возникновения и развития ноосферы. Он характеризует переход от процессов геологических к биогеоценотическим, предполагая охват всей совокупности природных взаимодействий. Сформулируем определения ноосферы, ноосферозенеза и ноосферологии, наиболее соответствующие развивающимся представлениям об универсализме.

Ноосфера - синтетическое образование, в пределах которой имеет место гармоничное взаимодействие природы, общества и отдельных личностей, что обеспечивает оптимальный и устойчивый процесс дальнейшего развития человечества.

Ноосферогенез - формирование и развитие системы земных оболочек, обусловливающей оптимальность их взаимодействия таким образом, чтобы возникала новая земная оболочка - ноосфера, обеспечивающая взаимодополнительное сочетание естественного и искусственного, планетарного и космического. Это - оптимальный и устойчивый путь организации ноосферы.

Ноосферология - наука об общих закономерностях формирования ноосферы и развертывания процесса ноосферогенеза.

Вернадский подчеркивал, что ноосферный процесс - не гносеологическое представление человека, а стихийно-геологический планетарный процесс космической размерности. Ноосферогенезом будут востребованы лишь такие формы духовного творчества, которые в максимальной степени выявляют единство челове-

чества, углубляют планетарно-космическую роль разума. Вернадский видел в качестве новой геологической силы не само существование человечества, а его рационально обобществленную деятельность по преобразованию объектов природы. Основой ноосферного процесса он считал культуру, объединяющую в себе все виды исторического творчества народа: его образ жизни, философию, искусство, технику, политику и науку. Такой подход способен объяснить влияние культурно-исторических особенностей России на развитие интереса к становлению концепции ноосферы в ее пределах [6, 7].

Сопоставление взглядов В.И. Вернадского и П. Тейя-ра де Шардена породило дилемму, носящую их имя. Вернадский исходил из единства биосферы и ноосферы, которое видел в объективно-стихийной их организации. Тейяр де Шарден апеллировал к сознательному достижению такой формы единства, организующим фактором которой является разум каждого человека, в более широком понимании - разумность Мира вообще [4].

Отметим, что ограничение ноосферы такими ее характеристиками, как сфера разума и геологическая сила, не является для этого понятия определяющим и исчерпывающим. В качестве основных характеристик ноосферы следует рассматривать устойчивость, целостность, достижимые на последующих стадиях ноосферо-генеза, наиболее важным в котором является совмещение стихийного и разумного начала, формирование баланса между ними и совершенствование такого баланса.

В.И. Вернадский выделял следующие характеристики ноосферы.

Обложка книги В.И. Вернадскрго «Биосфера и ноосфера».

Пьер ТЕЙЯР да ШАРДЕН

ш

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Обложка книги П. Тейяра де Шардена «Феномен человека».

1. Ноосфера есть исторически последнее состояние геологической оболочки планеты и биосферы, преобразованной человеческой деятельностью.

2. Ноосфера - не только сфера разума, но и труда.

3. Изменения в биосфере, вносимые человеком сознательно и бессознательно, т.е. стихийно, которые пока преобладают.

4. Дальнейшее развитие ноосферы связано с определенными социальными условиями: установлением мира на Земле, освобождением трудящихся масс, ростом науки и использованием ее достижений в интересах человечества.

Уникальным свойством ноосферы является то, что в процессе своей самоорганизации она вбирает в себя опыт всех имеющихся на нашей планете систем, взаимодействуя с неживым и живым мирами, с человеком и обществом. Поэтому совершенно естественно, что ноо-сферогенез, опираясь в своем развитии на особенности устройства биогеоценоза, мозга, социальные модели и т.п., использует критерии, определяющие перечисленные выше понятия.

Сформулируем и проанализируем основные признаки ноосферы.

1. Ноосфера является оболочкой, поскольку взаимодействует со всеми планетарными процессами и может существовать только как планетарно-космическая реальность. Структура ноосферы замыкается в единое целое посредством взаимодействия различных природных уровней: потоки вещества переходят в энергетические потоки, затем - в информационные, образуя многоярусные структуры. То есть оболочка-ноосфера кардинальным образом отличается, например, от оболочек

атмосферы, гидросферы, имеющих в своей основе единые субстанции.

2. Совмещение случайности и детерминизма в процессе формирования ноосферы, что учитывается в чередующихся гетерогенных гиперциклах из энергии, вещества, информации.

3. Приоритет разумности решений и формирующаяся ноосферная духовность как один из элементов ноо-сферной реальности. Устойчивость ноосферной духовности обеспечивается всеми ее взаимодействиями, их переплетением и дополнительностью соответствующих процессов. Только ноосфера способна объединить все человечество, сопоставив ему соответствующее ноо-сферное сознание, которое не стремится к уравниванию различных культур, а вовлекает эти культуры в устойчивые природные ритмы. Ноосферное сознание становится внутренним элементом ноосферы, коррелируя с процессами ее самоорганизации.

4. Путь к устойчивости лежит через целостные системы. В процессе формирования ноосферы целостность отдельных состояний может рассматриваться как промежуточная, обеспечивая наращивание организованности ноосферы от состояния к состоянию.

5. Ноосфера сочетает в себе абстрактность и конкретность. Она предельно конкретна, поскольку является «оболочкой» планеты Земля, находящейся в устойчивом равновесии с хорошо идентифицированными геосистемами, конкретными личностями, культурными явлениями и т.п.

Особая роль в исследованиях ноосферы отводится ряду важных направлений и идей современного естествознания, таких как науки «биосферного класса», дополненные различными специальными науками в их многоярусной взаимосвязанности . В науках биосферного класса (генетическом почвоведении, биоценологии, биогеохимии, эволюционной генетике, этногенезе, геохимии ландшафтов) концептуальной основой становится учение о биосфере, а предметом исследования - структурные уровни организации биосферы (биосферный, био-геоценотический, почвенный и другие).

Всестороннее исследование в земных оболочках единиц целостности позволило выявить основной элемент биосферы - биогеоценоз, а осмысление и дальнейшее развитие этого ключевого понятия способствовали формированию наук о биосфере. В основе биогеоценоза лежит совокупность динамических равновесий между комплексом однородных природных явлений, а также соответствующими процессами обмена веществом и энергией. Благодаря этому обеспечивается взаимодействие между различными уровнями структурной организации природы. В пределах одного уровня (фитоценоз, биоценоз, геоценоз) биогеоценоз был бы неустойчивым. Понятие «биогеоценоз» позволяет осознать тот факт, что в организованности биосферы, в ее структуре имеются неделимые целостности (ячейки биосферы). Мы убеждены, что подобные структурные элементы необходимы и в структуре ноосферы в качестве ее основных ячеек.

Синтетическая реальность ноосферы должна включать в себя огромное число знаний, мыслей и образов, объединять в себе различные элементы неживой и живой природы, связанные с человеком, обществом, окружающей средой. Их взаимодействие должно быть тщательно сбалансировано, и каждое из них должно

быть функционально незаменимым. Синтетическую ноосфер-ную реальность можно рассматривать как структурный каркас ноосферы, однако для того, чтобы последний обрел свою фундаментальность, следует рассмотреть онтологическую основу этой реальности.

Понятие о нообиогеосфере

Онтологическим основанием концептуальной схемы, направляющей формирование ноосферы как новой синтетической реальности является ноо-биогеосфера. В рамках этой концепции предполагается, что синтез начинается с единого онтологического основания, способного направить объединение всей гуманистически ориентированной человеческой деятельности, всех планетарных оболочек, а также структур, обеспечивающих взаимодействие между ними. Нообиогеосфера имеет как непрерывно-континуальные части, так и части, состоящие из удаленных друг от друга ячеек. В ней выделяются, по крайней мере, три организационно-структурных уровня, связанных отношениями гомоморфизма. Основной ячеей микроуровня является нообио-геосферная личность, мезоуровня - нообиогеоценоз. Сама нообиогеосфера характеризует собой макроуровень.

Структура нообиогеосферы и особенности формирования ноосферы на ее основе предполагают появление наук ноосферного класса, которые являются продолжением и дальнейшим развитием наук биосферного класса. Благодаря направляющему действию нообио-геосферы формируется инвариантный каркас ноосферы, взаимодействующий со всеми планетарными явлениями, замыкающимися в единое целое посредством самых различных процессов. Потоки вещества способствуют появлению энергетических потоков, затем -информационных, взаимосвязанных с нообиогеосфер-ными структурами. Благодаря таким устойчивым гетерогенным гиперциклам в нообиогеосфере оказывается возможным совмещение случайности и детерминизма, управления и самоорганизации, абстрактности и конкретности.

Нообиогеосферное бытие оказывается гораздо богаче других видов бытия, вследствие глубокого переплетения физических, химических, биологических, геолого-географических, психических, духовных процессов в конкретных формах их существования. Особое значение приобретают фундаментальные единицы нообиогео-сферы.

Нообиогеоценоз - элементарная структурная единица нообиогеосферы, обеспечивающая совместное развитие биогеоценозов и антропоценозов вместе с совокупностью всех их взаимодействий. Его устойчивость достигается благодаря безотходному круговороту

вещества, энергии, информации в охватываемых ими пределах. Нообиогеоценоз обеспечивает устойчивое равновесие соответствующих биогеоценозов и окружающей их среды. В его пределах возникает новое качество, характеризующее нообиогео-сферу как единое целое. Он объединяет в гетероциклы самоорганизационные процессы из различных геосфер. Нообиогеоце-ноз - это саморегулирующуюся система, в которой биогеоценоз, нарушенный вмешательством человека, замыкается вместе с антропоценозом, социоценозом в «расширенный биогеоценоз».

«Нообиогеосферная личность» формируется на определенном этапе развития «нообио-геосферного человека», ощутившего ритмы ноосферы и нообиогеосферы, их отдельные проявления и начавшего к ним стремиться. Нообиогеосферный человек осознает, что вектор его развития сопоставляется с процессом формирования нообиогеосферы. Он ощущает его сначала только эпизодически, отдельными проявлениями, затем - некими комплексами. Естественно, такая связь будет неустойчивой и непродолжительной, но вектор развития окажется найденным. Затем постепенно начнется процесс превращения нообиогеосферного человека в нообиогеосферную личность. Это потребует кардинальных трансформаций человека и даже изменения его природы. Нообиогеосферная личность представляет собой ячейку нообиогеосферы, самоподобную другим фундаментальным ее ячейкам, таким как нообиогеоценоз и сама нообиогеосфера. Человек еще способен претерпевать биологическую эволюцию, например, цефализацию, но в гораздо большей степени он способен к изменениям в духовной сфере. Формирование ноо-биогеосферной личности ускорит эти процессы, придаст гораздо более глубокий смысл «понимающим методикам»: эмпатии, личностному знанию, социальным и гуманитарным экспертизам [8].

Формирование наук ноосферного класса опирается на принципы наук о биосфере и на аксиоматику гуманитарных дисциплин, которая тысячелетиями отшлифовывалась в мифологических, религиозных и философских системах. Науки ноосферного класса представляют собой комплекс естественных, гуманитарных наук и эти-ко-религиозных дисциплин, в которых осуществляется формирование глубинной синтетической структуры на основе взаимодополнительного переплетения процессов, присущих неживой, живой и духовной природе. Эти науки имеют своим объектом ноосферные и нообиогео-сферные системы, формирование которых приводит к устойчивому взаимодействию онтологических сфер неживого, живого и духовного (включая информацию, интеллект). В науках ноосферного класса механические, физико-химические, биологические, геологические, информационные, культурные, социальные и другие

(ЮОСФЪРЛ

„' ВДибСТВЕННОБ со» 1М

Умаашиючг

с С

«Путь к ноосфере» из книги Г.Н. Бичева «Теория триединства строения мира».

коррелирующие с ними процессы исследуются с точки зрения формирования и развития ноосферных и нообио-геосферных систем.

Основными свойствами наук ноосферного класса являются:

1) максимально широкий охват всех возможных природных процессов, позволяющий описывать и исследовать взаимодействия различных качеств;

2) сравнительно короткий период процесса формирования - от нескольких десятков до сотен лет.

Методология наук ноосферного класса формирует онтологический уровень универсального синтеза, как наиболее гибкий и общий для всех процессов в неживой и живой природе, а также в познании и мышлении [9].

Основные планетарные подсистемы и их репрезентация в формирующихся концепциях современного универсализма

Нообиогеосфера может быть представлена в виде исходной концептуальной схемы, элементы которой способны устойчиво взаимодействовать со всеми земными оболочками и подсистемами. На ее основе развиваются различные репрезентации ноосферы и суперсистема из взаимосвязанных с ними представлений. Исследования затрагивают множество идентифицированных к настоящему времени оболочек, например, социосферу, педо-сферу, агросферу, биотехносферу, фитогеосферу, крио-сферу, аэросферу, термосферу и другие [10].

Процессы в различных планетарных оболочках характеризуются гармонией частот, инвариантными структурами, планетарным масштабом взаимодействия. В каждой из них осваивается некоторый организационный предел (порог сложности), после которого начинают развиваться сетевые коммуникации, в том числе и процессы, входящие в ноосферогенез. Стихийно возникающие оболочки преобразовываются на основе коэволюции с нообиогеосферой в систему оболочек, охватываемых едиными планетарными гиперциклами, обеспечивающими формирование мировоззренческих универсалий. Планетарные оболочки играют роль посредников-медиаторов, обеспечивающих синтез процессов, благодаря которым их реальное бытие становится гомоморфным основным элементам нообиогеосферы. Синтез ячеек нообиогеосферы и планетарных оболочек способен обеспечить устойчивые ориентиры для развития человечества.

Современный универсализм может быть только синтетическим, учитывающим интегрирующие идеи предыдущих эпох и способным вобрать в себя современные уровни развития философии и науки по всем наиболее актуальным направлениям их развития. Таким образом, нообиогеосфера способна стать реальным основанием для развития постнеклассического универсализма, что в свою очередь обеспечит формирование суперсистемы планетарно-цивилизационных оболочек. Процесс формирования ноосферы на основе нообиогеосферы и развитие постнеклассического универсализма являются взаимодополнительны и совершенствуют друг друга.

Ноосферная репрезентация современного универсализма опирается на формирование системно-структурной иерархии и иерархии когерентных взаимодействий, где выделяются одноуровневые и многоуров-

невые, а также сетевые структуры, на основе которых начинается формирование каркаса универсального синтеза всех направлений человеческого познания и деятельности (производственно-технологических, культурных, духовных и т.д.). Сетевые структуры обладают гибкостью, в них легче организовать обратные связи и общий мониторинг развития любых видов деятельности в планетарно-цивилизационной системе отсчета.

Среди управляющих оболочек необходимо совершенствовать педосферу, биотехносферу, социобиогео-системы, в пределах которых формируются планетарные механизмы, регулирующие взаимодействие неживого, живого, социального и духовного. Особая роль отводится пневматосфере - оболочке планетарной духовности, которая при посредстве фундаментальных ячеек нообиогеосферы может обеспечить взаимосвязь всех планетарных оболочек. Устойчивая взаимосвязь с планетарной духовной оболочкой считается критерием дальнейшего прогрессивного развития человечества.

Таким образом, бесконечное разнообразие процессов и явлений современной действительности не может быть синтезировано без онтологизированной концептуальной схемы, исходящей из нообиогеосферы. Экспликация понятия «нообиогеосфера» позволило разработать ноосферную репрезентацию, включающую в себя сеть взаимосвязанных с нею синтетических мировоззренческих универсалий - «нообиогеоценоз», «нообио-геосферная личность», исследуемых науками ноосферного класса. С этими универсалиями тесно коррелирует планетарная духовная оболочка - пневматосфера. Мышление, согласно разработанной концепции, включает в себя знание, веру, непосредственное переживание реального планетарного бытия и направленно на формирование инвариантов дальнейшего устойчивого развития человечества.

Лит ерат ура

1. Андреев Д.Л. Роза мира. Мет афилософия ист о-рии. - М.: Прометей, 1991. -288 с.

2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. II. - 314 с.

3. Визгин В.П. Генезис и ст рукт ура квалит ативиз-ма Аристотеля. - М.: Наука, 1982. - 430 с.

4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. -240 с.

5. Современная философия: словарь и хрест ома-тия / Отв. ред. В.П. Кохановский - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. -258 с.

7. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. - М.: Наука, 1980. - 320 с.

8. Данилова В.С. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестник Московского университет а. Серия 7. Философия. -2004. - № 2. - С. 50-64.

9. Данилова В.С. Философское значение наук ноос-ферного класса // Наука и образование. - 2002. - № 4. -С. 74-77.

10. Данилова В.С. Ноосферная репрезентация мировоззренческих универсалий. Дисс. ... д-ра филос. наук. - Якут ск, 2004. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.