Беззубцева Н.А.
Тюменский государственный нефтегазовый университет E-mail: [email protected]
НООСФЕРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СОЦИОПРИРОДНОЙ ДИНАМИКЕ
Осмысление ноосферной динамики и будущего России в эволюционно-синергетических представлениях получает важный методологический инструментарий, обеспечивающий правильный выбор стратегии развития страны. Ибо для обеспечения нашего будущего необходимо выполнение условий коэволюции природы и общества.
Ключевые слова: ноосфера, ноосферогенез, синергетика, кибернетика, принцип целостности.
Среди основополагающих направлений современного научного знания и культуры важное место занимают исследования концепции ноосферы, ее становления и формирования. Изучение и обобщение философской, исторической, социально-экологической, научно-педагогической и научно-методической литературы показывает, что еще четко не определено место ноосфер-ного знания в системе науки, культуры и образования. Не всегда ясно представлена целостность ноосферного бытия. Отсутствует единое мнение относительно определения ноосферы, что не дает возможности построения ее целостной модели, не раскрыты организационно-методические аспекты ноосферного образования и воспитания. Научная разработка данной проблемы необходима для более глубокого осмысления методологических путей формирования стратегии и программы регулирования и управления социально-экологическими явлениями и процессами на планете. В сложившихся условиях эколого-эко-номического кризиса разумным выходом из создавшейся ситуации для цивилизации является принятие идеологии реального гуманизма, поддерживаемого ноосферным движением.
Исходя из специфики данного исследования, основополагающими для него стали социально-экологический, ноосферный, экогумани-стический подходы, концепция устойчивого развития цивилизации. Они реализуются на основе системного, личностно-деятельного и антропологического подходов, принципов природо- и культуросообразности. В качестве общенаучных методологических принципов использованы принципы историзма, единства теории и практики, синергетический подход, кибернетический подход, методы актуализации -применительно к образованию как части культуры. Методологической основой исследования являются также основные принципы системно-
го подхода к обоснованию содержания и методов реализации модели ноосферного образования, позволяющие получить современные и прогностические данные об объектах исследования. Способствуют более глубокому пониманию сущности процессов становления и развития в ходе исторических преобразований, расширению мировоззрения по насущным проблемам современности, формированию ноосферных тенденций в окружающем мире и подводят к теоретико-методологическим основам ноосфер-ного образования и воспитания.
Теоретико-методологическими основами, на которых выстраивается образовательный процесс, являются теория и методология ноо-сферной педагогики, гуманитарная парадигма в целом. Пространство социального развития личности возникает как изнутри, формируясь на уровне субъективного мира, так и задается социумом из объективного мира. Источники воспитательного воздействия могут проявляться в межсубъектном пространстве в ходе диалога или возникать на пересечении объективного и субъективного миров.
Таким образом, ноосферное движение вызревает в целостную ноосферную концепцию, но-осферное учение, становится доминирующим фактором формирования мировоззрения современного человечества. Процесс формирования ноосферного мировоззрения охватывает все основные формы духовного творчества человека и его качественное развитие. Важным звеном в этом формировании выступает ноосферное движение в системе научного знания, культуры и образования. Ноосферное образование состоится лишь в том случае, если свободная научная мысль повернется к устойчивому развитию ноосферной ориентации. Поэтому наиболее приоритетным в ноосферном ракурсе, на наш взгляд, окажется именно образование.
Основной целью данной исследовательской работы является системно-философский анализ ноосферного знания и его роли в образовательном и воспитательном процессе. В ходе реализации поставленной цели перед автором стояли следующие задачи:
1. Реконструировать историю формирования ноосферного знания в историческом развитии философской и научной мысли.
2. Раскрыть системные принципы современного ноосферного знания.
3. Провести методологический анализ современных ноосферных тенденций образования.
4. Показать роль картины ноосферной реальности в формировании целостной модели образования.
Объектом научного исследования является ноосферное движение в процессе исторического развития и на современном этапе. Предметом научного исследования выступает анализ ноосферного движения в системе научного знания, культуры и образования.
Ноосферные исследования, проводимые отечественными философами и учеными в последние десятилетия (А.К. Адамов, А.М. Буров-ский, Н.Н. Моисеев, Г.С. Смирнов, А.Д. Урсул), опираются на различные методологические основания, носят междисциплинарный, комплексный характер. Предлагаемое нами ноосферное исследование - итог длительного развития и предполагает не только новое содержание, но и новый методологический смысл, что позволит заметно расширить область ноосферных исследований и создаст условия для перехода на более высокую, соответствующую сложности изучаемого объекта методологическую ступень -современную, синтетическую, комплексную.
Критерием уровня развития и качества жизни в сфере разума станут гуманистические ценности, духовно-творческий потенциал и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и природной средой в условиях всеобщей безопасности. «Человек, - считает Н.Н. Моисеев, - все дальше отдаляется от остального живого мира благодаря своему духовно-творческому потенциалу, который необходимо поставить на службу будущему» [1; 149].
Идея А.А. Богданова о том, что все законы и методы в будущем должны будут принять организационный, т. е. активный системно-структурный характер, стала предвестником при-
стального внимания к системному методу и системным исследованиям со стороны различных наук. Педагогические науки не являются исключением. Одной из ключевых концепций текто-логии Богданова является «закон наименьших» -идея о том, что стабильность системы определяется стабильностью ее самого слабого звена, то есть лимитируется крепостью самого слабого звена в системе. Для системы образования и воспитания самым слабым звеном является развитие духовно-нравственного потенциала.
Концепция ноосферы на первый план выдвигает как раз не материальный компонент, а духовно-нравственный. Как заключает A^. Урсул, «опережение сознания бытия, приоритетные позиции разума - это наиболее общая характеристика грядущего ноосферного состояния, если оно сможет появиться на магистрали устойчивого развития» [2; №3]. Экологические императивы (ограничения) устанавливают новые приоритеты в шкале человеческих ценностей, выдвигая на первое место гуманистически ориентированные коэволюционно-разумные приоритеты. Гуманизм, признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, немыслим без духовного развития и нравственного преобразования самого человека.
Так принцип кибернетического движения нашел отклик в развитии педагогических наук и продолжает оставаться системообразующим принципом ноосферного знания. Возрождение интереса к тектологии объясняется все большим стремлением к интегративным процессам современной науки, поиском объединяющих моделей развития, а также непомерным прогрессирующим усложнением организационных процессов во всех сферах, в том числе в системе научного знания, культуре и в образовании.
Принцип синергетического движения (Г. Ха-кен, И. Пригожин) в настоящее время также получает все большее распространение не только в естествознании, но и в социально-гуманитарном познании. Синергетика становится языком междисциплинарного общения. Принцип самоорганизации становится теперь парадигмой исследования обширного класса систем и совершающихся в них процессов и явлений. Один из методов, который используется в синергетике, -это теория динамических систем. Имея на воо-
ружении такой многосторонний метод, мы используем его в приложении к образовательному процессу, т. к. он является более адекватным именно для процесса образования. Идеи самоорганизации, самосовершенствования, эволюции в социальных системах проявляются в процессе жизнедеятельности людей. В образовательном процессе это развитие идет от ноосфер-ных идей до построения логической структуры ноосферного образования и воспитания. Ключ к пониманию процессов самоорганизации находится в исследовании процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В синергетике исследуются механизмы возникновения новых состояний в процессе самоорганизации. Именно поэтому синергетика опирается на принцип положительной обратной связи, когда изменения, возникшие в системе, не подавляются или корректируются, а наоборот, постепенно накапливаются и приводят к разрушению старой и возникновению новой системы. Так неизбежен процесс постепенного вхождения элементов ноосферного образования в образовательный процесс. В данном случае сложноорганизованная система - ноосферное образование является системой открытой, динамически развивающейся, неравновесной системой.
Вместе с тем самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов. Такими взаимодействующими элементами в образовании являются принципы: гуманизации, интеграции, аксиологичности, креативности, рефлексивности, свободы самовыражения, сотрудничества и кооперации. Самоорганизация в данном случае выступает как источник эволюции в образовательном процессе, так как она служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных образовательных структур в развитии системы образования, что наглядно можно продемонстрировать, если говорить о возможностях формирования новой экогуманитарной парадигмы развития цивилизации, переход к которой связан с воспитанием новой личности, нового мировоззрения, мироощущения, новой культуры, нового стиля взаимодействия с окружающим миром. Это требует изменения структуры и содержания всех подсистем общества, и прежде всего образования как основы социокультурного развития цивилизации и ее устойчивости [3; 86].
Изучение закономерностей социального развития личности в образовательном процессе позволило нам говорить о «социально-образовательном пространстве», которое и обуславливает социальное развитие личности. Это территория, где существуют источники социального развития, действуют противоречия, закономерности и принципы развития, происходит взаимодействие на уровне субъектов образовательного процесса. Основной методологический принцип при этом заключается в соответствии социально-образовательного пространства процессу социального развития личности. Процессы самоорганизации выступают в данном случае как определяющие и направляющие ход развития самого образовательного процесса. Синергетическое движение - это путь ориентации на диалог, саморазвитие и самовоспитание личности, процесс ее социализации и духовного совершенства.
Для системного подхода в исследовании ноосферного знания характерно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов совокупности, несводимость свойств целого к свойствам частей. Так целостность выполняет роль исходного, центрального ядра в методологической функции принципа целостности (В.Г. Афанасьев, И.Я. Лойфман, В.И. Табуркин, Г.А. Югай). Целостность рассматривается нами как принцип, который дает направленную программу исследований. Данный принцип исследуется со стороны единства диалектики, теории познания и логики, и с этой точки зрения более четко выявляются мировоззренческая, гносеологическая и логико-методологическая функции принципа целостности. Для того чтобы принцип целостности играл операциональную (методологическую) роль в процессе познания ноосферного движения, необходимо общие закономерности взаимосвязи фундаментальных категорий целого и части в структуре принципа целостности выразить через определенный логический аппарат. Как мы полагаем, общие закономерности организации, функционирования и развития целого и части можно отобразить в структуре принципа целостности через следующие логические аспекты: структурно-генетический, структурно-динамический и структурно-исторический (эволюционный).
Включение генетической связи в структуру принципа целостности создает момент более выраженной детерминации целостного объекта, позволяет выделить параметры и границы ноосферного исследования, вычленяет совокупность элементов, подсистем и их взаимосвязей. Через синтез таких понятий, как структура, функциональная связь и генетическая связь, выражается противоречивость организации объективного мира. Структурно-генетический аспект принципа целостности отражает актуальный «срез» с объекта исследования. В нем прослеживается онтогенез развития системы, а именно каким образом отдельные части порождают множество вещей - целостных образований. При структурно-генетическом подходе объективный мир (ноосферное движение) характеризуется как сложная целостная система, состоящая из иерархии взаимосвязанных уровней организации материи. При этом структурные единицы низшего уровня служат основой более высокого уровня. Поэтому познать целостный объект - значит вскрыть не только его внутреннюю структуру, но и связь данного целого с другим, более высокоорганизованным целым, частью которого оно само является. В этом смысле любая целостность рассматривается как открытая система. Так в исследовании ноосферного движения можно выделить ряд уровней его организации: экологическое просвещение, эколого-гуманистическое образование, антропологическое образование, ноосферно-экологическое образование и, наконец, вершина - ноосферное образование и просвещение. Структурное единство, взаимосвязь всех частей и уровней социального мира являются основой выражения противоречивости организации, онтогенеза развития общества как целостной системы.
В общем виде структурно-генетический аспект принципа целостности характеризует плоскость сечения сложного объекта со стороны состава и расчлененности его на отдельные структурные единицы, части, уровни, которые порождают целостное образование. Развитие естествознания и гуманитарных наук позволяет проследить это расчленение материального мира как системы. Опираясь на изменчивый характер принципа целостности, включая такие понятия, как функциональная связь и генетическая связь, в нашем диссертационном ис-
следовании мы учитываем и их единство с каузальностью. Наиболее важным философским положением для нас является то, что причинно-следственные связи образуют фундамент всех многообразных форм обусловленности и связи в материальном мире.
Выделение в содержании принципа целостности структурно-динамического аспекта на основе анализа связи по типу субординации дает возможность выйти за рамки функционального описания системы и перейти в область ее причинных объяснений. При обращении, к предмету нашего исследования, сложной целостной системе, такой как ноосферное движение, большую актуальность приобретает вопрос о субординирующей роли компонентов ноосфер-ной реальности, таких как ноосферное сознание, ноосферное мышление, ноосферная культура, ноосферное образование и воспитание, но-осферные отношения.
Структурно-динамический аспект позволяет осмыслить в ноосферном движении его внутреннюю основу, противоречивость взаимодействия, рассматривает ноосферное движение в качестве целостного понятия, части которого не только взаимодействуют друг с другом, но и находятся в «соподчинении», субординации. Данные взаимоотношения строятся на таких понятиях, как «общественное бытие» и «общественное сознание». Общественное бытие имеет два научных смысла - «широкий» и «узкий». В «широком» смысле понятие «общественное бытие» отражает весь социальный мир во всем многообразии его уровней, свойств и отношений. В этом смысле ноосферное движение выступает как единая, саморазвиваю-щаяся система, как высший уровень организации объективного мира, как высшая форма движения бытия. Общественное бытие людей - это и есть то объективное ноосферное движение, которое отражается в общественном сознании, определяет его и обусловливает. В «узком» смысле понятие «общественное бытие» соотносится с понятием «общественное сознание», оно представляет осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности, своего причастия к процессам, происходящим в биосфере. Соотношение общественного бытия и общественного сознания является исходным методологическим принципом познания социальных явле-
ний и процессов на примере ноосферного движения.
Структурно-исторический аспект принципа целостности как бы замыкает категориальный «узел». В нем синтезируются такие понятия, как обратимость и необратимость, цикличность и поступательность, прогресс и регресс и др. Через структурно-исторический аспект принципа целостности выражается самый глубокий «срез» с действительного объекта, а именно, противоречивость развития объекта, существенным моментом которого являются необратимые циклические процессы или круговорот материи. В структурно-историческом аспекте принципа целостности обнаруживается в большей степени, нежели в предыдущих аспектах, конкретный механизм единства целостного и исторического подходов.
Через структурно-исторический аспект объясняются общие закономерности, направленность развития ноосферного движения. Важную роль здесь играет проблема развития применительно к исследованию ноосфер-ных тенденций, что дает возможность получить более конкретное выражение с позиции синтеза принципов целостности и развития.
На основе этого подхода полнее и глубже раскрывается конкретный механизм противоречивости развития ноосферного общества как целостной системы. Методологический анализ истории развития ноосферного движения в целом показывает, что от древних времен и до наших дней ноосферные идеи все более оформляются как учение, отражающее особый фазовый период человечества на новой ступени своего развития.
Философская линия ноосферного образования - это важная системообразующая линия, поскольку включает в себя эпистемные (сущностные, научные) знания, позволяющие объединить получаемую информацию в единую, целостную картину мира. Именно философские знания способствуют самопознанию, самореализации личности, осознанию своего места в окружающем мире, неразрывной связи с его компонентами. Развитие ноосферных знаний способствует созданию условий ноосферного миропостроения, совершенствованию, оптимизации и гармонизации отношений в самоорганизующейся ноосферной системе, формированию ноосферного сознания и мировоззрения цивилизованного человечества.
Список использованной литературы:
1. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. - М.: Молодая гвардия, 1997, с. 149.
2. Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и новый этап в учении о ноосфере // Безопасность Евразии, 2003, №3.
3. Коложвари И., Сеченикова Л. Цивилизация и человек: диалог во времени // Народное образование, 1996, №9, с.86.
Сведения об авторе: Беззубцева Нина Александровна, ассистент кафедры промышленной экологии Института геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета
Тел./факс (3452)465427, e-mail: [email protected]
Bezzubtseva N.A.
Noosphere reality in social-natural dynamics
Comprehension of noosphere dynamics and future of Russia in evolutional-synergetic conceptions has got important methodological instruments guaranteeing right choice of the country development strategy. Because for guarantee of our future it is necessary to fulfill conditions of nature and society coevolution.
Key words: noosphere, noospheregenesis, synergetics, cybernetics, principle of integrity.
Bibliographic:
1. Moiseev N.N. With ideas on the future of Russia. - M.:Young guards, 1997, p. 149.
2. Ursul A.D. Strategy of steady development and a new stage in the doctrine about a noosphere. // Safety of Eurasia, 2003, №3.
3. Kolojvari I, Sechenicova L. Civilization and the person: dialogue in time // National education, 1996, №9, p. 86.