Научная статья на тему 'Экологическое образование как фактор сохранения окружающей среды'

Экологическое образование как фактор сохранения окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / НООСФЕРА / БИОСФЕРА / COEVOLUTION / ECOLOGY / NOOSPHERE / BIOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Ш. М., Набиева Д. Н.

В современной системе образования важное место занимает экологическое образование, которое является интегрирующим и системообразующим фактором, способствующим сохранению окружающей среды для настоящего и будущего поколений. Для совершенствования этой системы необходимо использовать принцип коэволюции человека и биосферы, который служит основанием формирования у студентов общечеловеческих ценностей и экологических императивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION AS A FACTOR OF ENVIRONMENT PRESERVATION

In a modern educational system the important place occupies the ecological education which is integrating and backbone factor promoting preservation of environment for present and future of generations. For perfection of this system it is necessary to use the principle of coevolution of the person and biosphere which forms the basis of formation at students the universal values and ecological imperatives.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование как фактор сохранения окружающей среды»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

УДК 141.504.75.06

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

© 2011 Ш.М. Алиев, Д Н. Набиева

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Поступила в редакцию 10.05.2011

В современной системе образования важное место занимает экологическое образование, которое является интегрирующим и системообразующим фактором, способствующим сохранению окружающей среды для настоящего и будущего поколений. Для совершенствования этой системы необходимо использовать принцип коэволюции человека и биосферы, который служит основанием формирования у студентов общечеловеческих ценностей и экологических императивов.

Ключевые слова: коэволюция, экология, ноосфера, биосфера

На рубеже XXI века перед человечеством встали грандиозные по своей масштабности и значимости задачи, связанные с сохранением окружающей среды и охраной природных ресурсов. Причиной проблем служит нарастающая опасность глобального экологического кризиса, который может привести к всемирной катастрофе всех форм существования бытия. Человечеству необходимо за очень короткий промежуток времени разработать меры выхода из этого кризиса, ибо «человечество подошло к такому пределу, за которым, если не будет пересмотрена вся наша жизнь в пользу сохранения природы, мы неизбежно должны погибнуть» [3]. Сегодня развитие общества можно отнести к универсально-адаптирующейся системе, в которой действуют принципы и механизмы эволюционной самоорганизации живых систем. В связи с глубоким кризисом не только в природе, но и в культуре, науке, искусстве, политике, праве и мировоззрении в целом поиск новых оснований, ориентиров, императивов является одной из важнейших задач современной системы образования. Для решения этой задачи необходимо сохранить окружающую среду и перейти к осознанному управлению глобальной эволюцией современной цивилизации, выдвинуть на приоритетное место экологический фактор развития.

В современной системе образования важное место занимает экологическое образование, которое является интегрирующим, системообразующим фактором образования в целом. Оно определяет стратегические цели и ведущие направления образования, создает интеллектуальную основу школы будущего. Оно «не столько часть всей системы образовательного процесса, а сам смысл и цель» [7]. Экологическое образование формирует

Алиев Шамиль Магдиевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин. Е-таИ:ст(Зр@(§и.ги

Набиева Джамиля Нажмудиновна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

ценности и нормы, способствующие развитию навыков и отношений, необходимых для понимания взаимосвязи человека и природы, его культуры и биосферы. Оно как интегрирующая система включает в себя практику принятия решений и формирования кодекса поведения, касающегося вопросов экологии, способствует формированию экологического сознания, развивает представления о человеке, как о части природы, совершенствует его гуманитарные императивы, укрепляет убеждения о единстве и самоценности всего живого. Борьба за выживание человечества и сохранение биосферы как гаранта жизни является составляющим компонентом целостной системы экологического образования. Эта составляющая интегрирует все знания, связанные с природой и профессиональной деятельностью человека. Она основана на интеллектуальном уровне образования и обеспечивает устойчивое развитие общества и окружающей среды.

Экологическое образование призвано оптимизировать переход на принципиальное изменение традиционных представлений о предназначении человека. Необходимо признать приоритетность общечеловеческих ценностей и выработать совокупность понятий, способствующих развитию навыков и отношений, необходимых для понимания взаимосвязи человека и биосферы. Экологическое образование предполагает сложную систему, имеющую разнообразные модели и структурные уровни организации. На это указывают известные ученые Н.Н. Моисеев и Л.В.Тарасов, выделяя три уровня, три модели ее функционирования. [2] Первая - «Природоохранная модель», которая связана с механизмами загрязнения окружающей среды и ознакомлением со способами их предотвращения. Вторая - «Научная модель», включающая в себя изучение классической экологии вместе с элементами экологии человека. Следует отметить, что оба уровня апеллируют к каким-либо частям человека и экологию представляют

1541

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №1(6), 2011

как особую субкультуру, способную подвергнуть существующую реальность кардинальному изменению. Третья - «Концептуальная модель», рассматривает разработанные концепции, основанные на научности, доказательности. В ней предполагается изучение всех проблем экологического образования, связанные с развитием культуры, а также с эстетическими и этическими компонентами. Существует еще концепция непрерывного образования, которая считает необходимым создание новых теоретических разработок и учебных программ с усилением гуманитарного компонента; акцентированием внимания на общечеловеческие ценности; актуализацией опыта единения человека и биосферы на основании идеи коэволюции.

В начале XXI века получила широкое распространение новая концепция ноосферного образования, основой которой является идея целостности мира, единства человека и остального мироздания, получившего название глобального универсального эволюционизма. В процессе формирования этого принципа важную роль сыграло направление эволюционного учения В.И. Вернадского о ноосфере. Оно явилось одной из важных основополагающих идей, согласно которой биосфера обладает высочайшей степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Эта идея может быть рассмотрена как закономерный процесс развития мира, как самовоспроизводящая система, функционирование которой связано «с существованием в ней живого вещества - совокупности живых организмов, в ней живущих» [1]. Биосфера представляет собой живую сложную систему, которая находится в постоянном изменении и осуществляет взаимосвязь между внутренними отношениями структурных компонентов, включая и антропогенные факторы, которые могут оказать определенное влияние на качественные изменения составляющих компонентов подсистем. Под влиянием эволюционного процесса осуществляется трансформация биосферы в новое качественное состояние - ноосферу. В целом концепция рассматривает жизнь как целостный эволюционный процесс, являющийся составной частью космической эволюции.

В современных условиях в связи со стремительной трансформацией техногенной среды, с появлением реальной возможности интеграции научных знаний во всех сферах бытия - в живой, неживой природе и обществе, использование в экологическом образовании таких базисных принципов как системность, информативность является весьма важной, актуальной проблемой. Экологическое образование как открытую систему необходимо рассматривать с учетом изменений их форм, структур и системообразующих факторов. Взаимосвязь системности и развития проявляется в том, что развитие включает в себя требование системности, ибо развивается не «бесформенное нечто», а система, органическое целое, которое всегда предстает как внутренний процесс, приводящих к глубоким преобразованиям наличных социальных структур, к таким, как становление, эволюция и

смена общественных структур. Системность понимается, во-первых, как органическое объективное соединение компонентов порождающего начала развития с его воспроизводящей функцией. Во-вторых, системность характеризуется многообразием его элементов и их интеграцией посредством закономерных отношений и функциональных связей в устойчивую целостность, обеспечивающую сохранение своих основных качественных характеристик. В-третьих, системность рассматривается как выражение противоречивости в саморазвивающейся реальности, как источник развития.

Экологическое образование как сложная саморазвивающаяся система включает в себя, во-первых, научный компонент, связанный с исследованием окружающей среды и получением естественнонаучных, социологических, технологических знаний. Он формирует основные научные понятия, теории и закономерности, характеризующие природу, общество и человека во взаимосвязи и взаимодействии. Во-вторых, ценностный, гуманистический компонент, который способствует формированию общечеловеческих ценностей в процессе взаимодействия человека с природой. Он предполагает преодоление расточительства природных ресурсов, излишнего рационализма и потребительства по отношению к окружающей среде. Гуманистический компонент формирует не только ценностно-мотивационные структуры сознания, но и морально-этические и эстетические взгляды, которые могут служить нравственным императивом в процессе сохранения, охраны и восстановления окружающей среды. В-третьих, нормативный компонент, включающий в себя систему норм, правил, предписаний, соблюдение правовых, законодательных актов, касающихся запретов экологического характера и неприменения насилия по отношению к природе. В-четвертых, деятельностный компонент, который объединяет все виды человеческой деятельности и способы получения знаний экологического характера, направленные на развитие познавательных, творческих и практических навыков и умений, на укрепление индивидуальных, социально-психологических, волевых качеств, касающихся экологического характера. Во всех компонентах образования красной нитью должна проходить идея гуманизма и сохранения окружающей среды, пригодной для человечества.

Естественный ход развития биосферы обуславливается выходом на новый уровень эволюции, связанный с процессом самоорганизации биосферы и формированием ноосферы. Для этого необходимым разработать общую концепцию технологического развития человечества как естественного развития биосферы. Для создания такой концепции современная наука подготовила новое направление междисциплинарного исследования, реализованное в естественных науках при создании теории самоорганизации видными учеными: Г. Хакеном [5] - синергетическую теорию, И. Пригожиным [4] - теорию диссипативных структур,

1542

Экологическое образование

М. Эйгеном - теорию гиперциклов [6]. Все эти теории основаны на нелинейном мышлении, на неравновесных и стохастических явлениях, благодаря которым раскрывается тайна самоорганизации мира.

Экологическое образование должно способствовать формированию экоцентрического мировоззрения и новой научной картины мира, в которых экологическое сознание играет существенную роль. Оно предполагает обеспечение и поддержку устойчивого развития, формирует представление о человеке как о части природы, совершенствует его гуманистические императивы и убеждения о единстве и самоценности всего живого. Борьба за выживание человечества и сохранение биосферы как гаранта жизни являются составляющими компонентами целостной системы экологического образования. Они создают условия для формирования «поля» мотивов в системе личность - природа - общество, что соответствует современным требованиям социального заказа на подготовку активной, деятельной и инициативной личности. Проблема формирования личности, ее взаимосвязь с природой и обществом отражает процесс становления и развития экологической формы сознания. Данная форма сознания реализует экологические идеи, нормы, убеждения в профессиональном образовательном пространстве, обосновывает выбор путей выхода из экологического кризиса и моделирует эколого-профессиональную деятельность организаций, учреждений и институтов.

Формирование экологического сознания осуществляется в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов на базе тех знаний, которые они получают в результате экологического образования. Эти знания способствуют развитию экологической культуры, возрождению ответственности за сохранение окружающей среды и оптимизации взаимоотношений между человеком и природой. Важное место в экологическом образовании занимает региональный компонент, который обеспечивает правомерность соблюдения экологических закономерностей в полиэтническом,

поликонфессиональном пространстве. В блок дисциплин национально-регионального компонента следует включить спецкурсы, содержание которых соответствует природоохранным мероприятиям, намеченным эколого-краеведческими организациями.

Экологическое сознание предполагает развитие личности и формирование его чувства ответственности, стимулирует социо-природный этап развития общества. Оно способствует совершенствованию нормативно-ценностных требований природы и общества, повышению ответственности за их защиту, создает условия для регуляции практической, преобразующей деятельности человека и общества по отношению к природе. В системе личность - природа - общество экологическое сознание может способствовать к установлению динамического равновесия между обществом и природой и его восстановлению, если оно нарушено. Личность в современном мире, его система ценностей, мировоззренческие компоненты, сформировавшиеся под воздействием информационного пространства и новых инновационных технологий, составляют живую целостную интегрирующую систему, которая оказывает огромное воздействие на процесс устойчивого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. - М., 1997. С. 14.

2. Доклады Л.В. Тарасова и Н.Н. Моисеева на заседаниях юбилейного Совета по экологическому образованию президиума РАО в ноябре 1995 г.

3. Залыгин, С. Экологический консерватизм - шанс для выживания // Новый мир. 1994. №11. С. 97.

4. Николис, Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И. Пригожин. - М., Мир, 1979. 512 с.

5. Хакен, Г. Синергетика. - М., Мир, 1980. 404 с.

6. Эйген, М. Гиперцикл. Принципы самоорганизации макромолекул / М. Эйген, П. Шустер. - М., Мир, 1982. 268 с.

7. Экологическое образование в школе // Материалы семинара Международного Центра образовательной инновации РГПУ им. А.И. Герцена - СПб., 1996. С. 37.

ECOLOGICAL EDUCATION AS A FACTOR OF ENVIRONMENT PRESERVATION

© 2011 Sh.M. Aliev, D.N. Nabieva Dagestan State University, Makhachkala

In a modern educational system the important place occupies the ecological education which is integrating and backbone factor promoting preservation of environment for present and future of generations. For perfection of this system it is necessary to use the principle of coevolution of the person and biosphere which forms the basis of formation at students the universal values and ecological imperatives.

Key words: coevolution, ecology, noosphere, biosphere

Shamil Aliev, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the General Education Disciplines Department. Е-mail:cmdp@dgu.ru Ljamilya Nabieva, Senior Lecturer at the General Education Disciplines Department

1543

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.