Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дельцова Ирина Алексеевна

Анализируется возможность повышения качества дистанционного обучения через проектирование каждым учеником личного образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM AS A TOOL OF DISTANT LEARNING

The article analyzes the possibility of the distance learning quality improvement through designing a personal educational route by each student.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

профессиональную подготовку, но и содействовать формированию высококультурной, нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, умению жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и толерантности. Только социально зрелая, духовно развитая личность характеризуется глубиной профессиональных знаний и широтой культурного кругозора [6].

Будущее России во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки современного поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в возрождении страны, умением проявить свой профессиональный и творческий потенциал.

Список литературы

1. Актуальные вопросы современного образования: монография / под ред. Д. Ю. Трушникова. - Тюмень. - ТюмГНГУ, 2010.

2. Бахтизин Р. Н., Павлов С. В., Павлов А. С. Научно-образовательный геопортал как интегрирующая среда для объединения научной пространственной информации о территории Республики Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. -2011.-Т. 16. -№ 4. - С. 36-42.

3. Беззубцева Н. А. Через ноосферологию - к ноосферному видению мира // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 4. - С. 64-67.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе. - М., 2014.

5. Горемыкина Л. И. Интеллигенция и интеллигентность / В сборнике: Современный мир: экономика, история, образование, культура / Сборник научных трудов. Министерство образования и науки РФ. - Уфа, 2007. - С. 167-171.

6. Евтушенко Е. В. Стратегии инновационного развития ведущих компаний РФ// Инновации и инвестиции. -2012. -№4. - С. 21-23.

7. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе / Иванов С. А. Модель реализации ноосферного образования в общеобразовательной школе // Актуальные проблемы образования: региональный аспект. Материалы первой региональной интернет-конференции Уральского науч.-обр. Центра УрО РАО Екатеринбург, 2005-2006. - М., 2014.

8. Православие, образование и воспитание в XXI веке (VI Рождественские образовательные чтения). Материалы всероссийской научно-практической конференции (6-7 февраля). - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007.

9. Социально-гуманитарное образование и воспитательная работа в вузе. Материалы «Круглого стола». - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005.

10. Трушников Д. Ю., Беззубцева Н. А. Ноосферное образование — взгляд в будущее. - Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2007.

Сведения об авторе

Беззубцева Нина Александровна, к. филос. н., учитель лицея Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень, тел. 8(3452)463772, e-mail: ninel1157@mail.ru

Горемыкина Лилия Ивановна, к. с. н., доцент кафедры философии и истории, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, тел. 8 (3472)280617, e-mail: gli-11@mail.ru

Bezzubtseva N. A., Candidate of Science in Philosophy, teacher of the junior college at Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)463772, e-mail: ninel1157@mail.ru

Goremykina L. I., PhD in Sociology, associate professor of Bashkir State Agrarian University, phone: 8(3472)280617, e-mail: gli-11@mail.ru

УДК 378.14

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM AS A TOOL OF DISTANT LEARNING

И. А. Дельцова

I. A. Deltsova

Ключевые слова: дистанционное обучение; личностный маршрут развития; индивидуальная образовательная программа; обучающая среда Key words: distance learning; personality route of development; individual educational program; training environment

Анализируется возможность повышения качества дистанционного обучения через проектирование каждым учеником личного образовательного маршрута.

The article analyzes the possibility of the distance learning quality improvement through designing a personal educational route by each student.

Снижение качества современного образования обусловлено уменьшением заинтересованности учащихся в личностных результатах. Внешняя оценка обученности выпускника, определяемая

формальными, количественными показателями, имеет больший вес по сравнению с индивидуальными учебными достижениями. Такая ситуация расходится с ориентирами, которые определены в нормативных документах, начиная с федеральных (закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования (2013-2020 годы)») и заканчивая региональными постановлениями и программами. Чтобы личностные ценности образования не ограничились формальным декларированием, современная школа постепенно обогащается новыми педагогическими инструментами и формами, изменяющими механизм образовательного взаимодействия. Ориентировочной основой для такого взаимодействия выступает уровень деятельности индивидуальных субъектов. Как отмечает В. В. Лебединцев [1], формами существования субъекта обучения являются его позиции и деятельности в этих ситуациях. Среди базовых деятельностей субъектов образовательного процесса могут быть следующие: деятельность учения, деятельность тьютора, деятельность по формированию универсальных компетентностей и др. Обозначенные деятельности соотносятся с конкретными позициями: изучающий, обсуждающий, оценивающий, обеспечивающий понимание в коммуникации, обеспечивающий рефлексивный вход и т. п.

Традиционные технологии, следующие принципу предметосообразности, ограничивают позицию ученика, лишая его свободы выбора и самореализации. Среди личностно-ориентированных технологий одной из прогрессивных педагогических нововведений XXI века стала дистанционная технология, основанная на использовании современных информационно-коммуникационных методов.

Дистанционная технология изначально ориентировалась на знаниевую парадигму, нивелирующую личностные образовательные приращения. Однако изменение ценностных ориентиров современного образования привело к появлению новых механизмов организации учебного взаимодействия, позволяющих реализовать гуманистическую парадигму. Одним из таких инструментов стала индивидуальная образовательная программа (ИОП).

Идея проектирования личностных маршрутов развития ученика не нова, но она была реализована лишь в единичных учебных ситуациях. Необходимым инструментом решения педагогических задач ИОП стала только в последнее десятилетие. Так, например, в контексте профильного обучения обязательным условием является личностное самоопределение в будущей профессиональной деятельности. В этом контексте ИОП, как методика выстраивания индивидуальной образовательной траектории, получила распространение в старшей школе [2, 3] и в системе высшего образования [4, 5]. Подтвердив свою целесообразность в современном, личностно-ориентированном образовании, методика индивидуальной маршрутизации учебного движения обучающихся выявила ряд психолого-педагогических затруднений, препятствующих эффективному использованию ИОП.

Основные сложности, с которыми столкнулись учителя и преподаватели в процессе реализации ИОП, связаны с объективными и субъективными причинами. К первой группе относятся нехватка портативных методик для диагностики не только академических достижений, но и личностных приращений учащихся; недостаточное количество вариативных курсов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся. Вторую группу составляют причины профессионально-личностного характера: недостаточная подготовленность педагогов к разработке программ, направленных на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; непринятие учителями вариативности учебного процесса в технологическом и содержательном планах. Однако обозначенные затруднения не стали существенным препятствием для внедрения методики выстраивания образовательных маршрутов в технологию дистанционного обучения.

Положительный опыт использования ИОП был накоплен при организации дистанционного обучения детей с ОВЗ. Среди основных организационно-педагогических условий проектирования ИОП ученые выделяют:

1) наличие в образовательном учреждении специальной службы сопровождения, которая проводит комплексную оценку специалистами необходимости и целесообразности разработки индивидуальной образовательной программы для обучающихся;

2) желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения.

Смысловой особенностью ИОП становится «встреча» (согласование, взаимодействие) «наличественного» и «желаемого», общественно выработанного и субъектного опыта. В нем кристаллизуется опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях, в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен отдать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет [6].

Для того чтобы инструментализировать психологическую составляющую ИОП, необходимо осуществить следующие действия: 1) выявить образовательный запрос; 2) определить образовательные дефициты (исходя из которых ставятся образовательные/учебные задачи); 3) оценить конкретную образовательную ситуацию (образовательные условия, в которых будет осуществляться обучение); 4) проектировать определенные образовательные шаги, составляющие индивидуальную образовательную траекторию. Для инструментализации работы тьютора педагогами разработана программа психолого-педагогического сопровождения [7]. Мы дополнили эту программу образовательными результатами (таблица), которые выступают диагностическими ориентирами, для качественной оценки процесса проектирования ИОП в контексте ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение при проектировании ИОП

Этап Задачи Методы решения Образовательные результаты

I. Выявление образовательного запроса 1. Активизация позиции самоопределения Активизирующие методики (мои жизненные планы) Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению

Рефлексивные сочинения (по вопросам)

II. Определение образовательных дефицитов 2. Расширение представлений учащихся о возможных вариантах образования Беседа Осознание системы значимых социальных и межличностных отношений

3. Организация информационной поддержки выбора направления образования Учебное исследование (направленное на изучение личностно-значимого предмета) Владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

4. Помощь в конкретном выборе Консультации по анализу проблем, возникающих при выборе (выделение ближних и дальних целей; представление о внешних и внутренних трудностях на пути к выделенным целям и путях их преодоления) Осознание ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; Способность ставить цели и строить жизненные планы

5. Выявление интересов и склонностей учащихся Диагностика интересов Положительная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Продолжение таблицы

Этап Задачи Методы решения Образовательные результаты

III. Оценка конкретной образовательной ситуации 6. Выявление образовательного запроса учащихся Анкетирование учащихся Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Активизирующие и рефлексивные методики, эссе

7. Информирование о возможных вариантах выбора в образовательном пространстве (конкретных учебных курсов) «Образовательная информационная карта» Консультации (оценка сложности курсов, определение стратегии действий в случае, если образовательный запрос не может быть удовлетворен в рамках предложенного плана др.) Способность ставить цели и строить жизненные планы; Способность использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; Способность выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

8. Обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности В рамках проектов (как я выбрал тему проекта) — рефлексивные сочинения с обсуждением, анализ и взаимное рецензирование

Технология принятия решения. Анализ возможных ограничителей свободы выбора направления обучения. Анализ наиболее частых ошибок

9. Оценка готовности к принятию решения о выборе варианта обучения «Матрицы» и «Схемы» альтернативного выбора для соотнесения «за» и «против»

Сочинение «Почему я выбрал этот вариант...»

IV. Разработка ИУП 10. Обучение разработке ИУП Занятие по отработке алгоритма разработки ИУП Способность к построению индивидуальной образовательной траектории

Консультации по проблемам разработки ИУП

11. Контроль результатов разработки Анализ и корректировка ИУП

Выявление образовательного запроса связано с определением образовательных потребностей, содержащихся в двух требованиях — из внешней необходимости (требований к себе) и внутренней необходимости (требований к самому себе). В образовательном запросе проявляется степень сочетаемости социального и индивидуального — «надо» и «хочу — могу». Определить его позволяют рефлексивные методики, являющиеся времязатратными. Однако детальное изучение этой составляющей ИОП позволяет выявить образовательные дефициты, которые делают процесс обучения более осмысленным. Именно образовательные дефициты задают вектор личностного развития учащегося и воплощаются в виде учебных задач. Решение каждой задачи является этапом реализации ИОП.

Первые два действия по работе над ИОП осуществляются в совместной деятельности педагога и ученика. Третье действие — оценка конкретной образовательной ситуации — реализуется тьютором. Основной задачей для него является определение образовательных условий, в которых должно осуществляться обучение, и соотнесение их с реальными образовательными возможностями обучающей среды. В случае необходимости педагог корректирует эти условия, максимально приближая их к требуемому максимуму.

Четвертое действие — проектирование индивидуальной образовательной траектории — также как и первые два осуществляется в совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Педагог вместе в учащимся намечает определенные образовательные шаги, осуществление которых

позволит достигнуть желаемого результата. Отслеживание результатов обучения осуществляется в контексте личностных изменений ученика. Информация при этом выступает средством, а не целью образования.

ИОП, как правило, строится на относительно короткий промежуток времени (полгода или год), после чего в нее вносятся изменения в соответствие с меняющимися условиями внутреннего и внешнего характера.

Таким образом, главным в оценке результатов обучения с использование ИОП становится не информационная составляющая, а индивидуальные приращения, произошедшие с учеником. В условиях интеграции дистанционных и очных форм обучения требуется уделить особое внимание этому педагогическому инструменту, позволяющему влиять на качественные результаты образования.

Список литературы

1. Лебединцев В. В., Горленко Н. М., Запятая О. В., Клепец Г. В. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе. - М.: Сентябрь, 2013. - 240 с.

2. Постникова Н. И. Профильное обучение школьников по индивидуальным учебным планам // Народное образование. - 2012. -№4.-С. 161-166.

3. Стерлягова Е. В. Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Педагогика. - 2014. -№ 2. - С. 40-44.

4. Минеев П. В., Соловьева Т. В. Реализация индивидуальной образовательной траектории // Высшее образование в России. -2010.-№7.-С. 44-47.

5. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - N° 4. - С. 10-24.

6. Якиманская И. С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 1994. -№ 2. - С. 64-76.

7. Рекомендации по учету трудозатрат и оплате труда учителей при реализации технологии индивидуального тьюторства: Сборник научно-методических материалов / Афанасьева Т. П., Ерошин В. И., Немова Н. В., Пуденко Т. И., Роденкова Т. Н. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. - 56 с.

Сведения об авторе

Дельцова Ирина Алексеевна, к. пед. н., доцент кафедры «Педагогика и образовательные технологии», Ивановский государственный университет, г. Иваново, тел. 8(4932)374571, e-mail: deltsova@yandex.ru

Deltsova I. A., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of the chair «Pedagogy and educational technologies», Ivanovo State University, Ivanovo, phone: 8(4932)374571, e-mail: deltsova@yandex.ru

УДК 316.35

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СМЕНА ПОДХОДОВ

DISTANCE LEARNING: APPROACHES CHANGEOVER

А. В. Жильская

A. V. Zhilskaya

Ключевые слова: политическая элита; экономическая элита; культурная элита; молодежь; дистанционное образование; ценностные установки Key words: political elite; economic elite; culture elite; youth; remote education; value paradigms

В настоящей статье рассматривается понятие «элита», раскрывается ее структура. Исследуется молодежь, как социальная группа, стоящая перед выбором получения образования, как первичного, так и дополнительного. Изучаются варианты воздействия культурной элиты на повышение имиджа дистанционной формы получения образования среди молодежи.

In the article the concept of «elite» is considered and its structure is disclosed. The youth is studied as a social group, which faces a choice of getting primary or additional education. Some options of the culture elite influence on improvement of the image of distant education form among young people are investigated.

Образовательный процесс именуется «формированием ума» посредством получения знаний и навыков. В истории становления человека образовательный процесс играет решающую роль в выживании и развитии. Без приобретения знаний, их передачи и распространения человечество зашло бы в тупик эволюции.

Носители ценной информации во все времена почитались в обществе, порой они характеризовались как богоподобные существа. Это были шаманы, колдуны, жрецы, правители,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.