Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СМЕНА ПОДХОДОВ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СМЕНА ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА / МОЛОДЕЖЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жильская Александра Владимировна

В настоящей статье рассматривается понятие «элита», раскрывается ее структура. Исследуется молодежь, как социальная группа, стоящая перед выбором получения образования, как первичного, так и дополнительного. Изучаются варианты воздействия культурной элиты на повышение имиджа дистанционной формы получения образования среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: APPROACHES CHANGEOVER

In the article the concept of «elite» is considered and its structure is disclosed. The youth is studied as a social group, which faces a choice of getting primary or additional education. Some options of the culture elite influence on improvement of the image of distant education form among young people are investigated.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СМЕНА ПОДХОДОВ»

позволит достигнуть желаемого результата. Отслеживание результатов обучения осуществляется в контексте личностных изменений ученика. Информация при этом выступает средством, а не целью образования.

ИОП, как правило, строится на относительно короткий промежуток времени (полгода или год), после чего в нее вносятся изменения в соответствие с меняющимися условиями внутреннего и внешнего характера.

Таким образом, главным в оценке результатов обучения с использование ИОП становится не информационная составляющая, а индивидуальные приращения, произошедшие с учеником. В условиях интеграции дистанционных и очных форм обучения требуется уделить особое внимание этому педагогическому инструменту, позволяющему влиять на качественные результаты образования.

Список литературы

1. Лебединцев В. В., Горленко Н. М., Запятая О. В., Клепец Г. В. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе. - М.: Сентябрь, 2013. - 240 с.

2. Постникова Н. И. Профильное обучение школьников по индивидуальным учебным планам // Народное образование. - 2012. -№4.-С. 161-166.

3. Стерлягова Е. В. Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Педагогика. - 2014. -№ 2. - С. 40-44.

4. Минеев П. В., Соловьева Т. В. Реализация индивидуальной образовательной траектории // Высшее образование в России. -2010.-№ 7.-С. 44-47.

5. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - N° 4. - С. 10-24.

6. Якиманская И. С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 1994. -№ 2. - С. 64-76.

7. Рекомендации по учету трудозатрат и оплате труда учителей при реализации технологии индивидуального тьюторства: Сборник научно-методических материалов / Афанасьева Т. П., Ерошин В. И., Немова Н. В., Пуденко Т. И., Роденкова Т. Н. - М.: СпортАкадемПресс, 2005. - 56 с.

Сведения об авторе

Дельцова Ирина Алексеевна, к. пед. н., доцент кафедры «Педагогика и образовательные технологии», Ивановский государственный университет, г. Иваново, тел. 8(4932)374571, e-mail: deltsova@yandex.ru

Deltsova I. A., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of the chair «Pedagogy and educational technologies», Ivanovo State University, Ivanovo, phone: 8(4932)374571, e-mail: deltsova@yandex.ru

УДК 316.35

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СМЕНА ПОДХОДОВ

DISTANCE LEARNING: APPROACHES CHANGEOVER

А. В. Жильская

A. V. Zhilskaya

Ключевые слова: политическая элита; экономическая элита; культурная элита; молодежь; дистанционное образование; ценностные установки Key words: political elite; economic elite; culture elite; youth; remote education; value paradigms

В настоящей статье рассматривается понятие «элита», раскрывается ее структура. Исследуется молодежь, как социальная группа, стоящая перед выбором получения образования, как первичного, так и дополнительного. Изучаются варианты воздействия культурной элиты на повышение имиджа дистанционной формы получения образования среди молодежи.

In the article the concept of «elite» is considered and its structure is disclosed. The youth is studied as a social group, which faces a choice of getting primary or additional education. Some options of the culture elite influence on improvement of the image of distant education form among young people are investigated.

Образовательный процесс именуется «формированием ума» посредством получения знаний и навыков. В истории становления человека образовательный процесс играет решающую роль в выживании и развитии. Без приобретения знаний, их передачи и распространения человечество зашло бы в тупик эволюции.

Носители ценной информации во все времена почитались в обществе, порой они характеризовались как богоподобные существа. Это были шаманы, колдуны, жрецы, правители,

вожди, которые являлись хранителями знаний, передавали их по своим каналам, формируя элитные круги. Они сосредотачивали в своих руках рычаги управления обществом.

Формула «знание — сила» неизменна: держатели власти и уникальные личности общества были, как правило, самыми образованными людьми своего времени, и именно они способствовали развитию общества.

Избранные представители общества формируются в специальные группы и представляют его элиту, соединяют в себе качества личности, которые соответствуют требованиям времени. Исследованием этих уникальных групп занимались многие ученые. Среди основателей классической теории элиты В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс. Они ввели и закрепили понятие «элита» в социологические науки, разработали основные положения элитарности, сводившейся к наличию властных и экономических полномочий у индивида. Х. Ортега-и-Гассет и М. Вебер раскрывают для науки невластную сторону элиты, отводят в своих работах большое внимание творческим единицам, авторитетным лицам, не связанным с политическим регулированием, но обладающим набором уникальных качеств, реализованных ими в высшей степени, оказывающих воздействие на общество. Н. А. Бердяев, оперируя понятием «аристократия», подчеркивает основную черту избранных людей: «истинная аристократия может служить другим, служить человеку и миру, потому что она не занята самовозвышением, она изначально стоит достаточно высоко. Она — жертвенна. В этом ее вечная ценность аристократического начала» [1].

Особый взгляд на российскую элиту конца XX — начала XXI века имеется у наших современных исследователей: он характеризуется категоричной политичностью. О. В. Крыштановская определяет элиту как правящую верхушку, исключая «примеси» других общественных элементов. «В нашем понимании термин «элита» свободен от ценностных суждений: указанная группа не обладает никакими выдающимися качествами «лучших людей». Будучи ценностно нейтральной, элита является понятием, вычленяющим функциональную группу. Элита — это высшая страта политического класса, это группа, обладающая максимумом власти. Элита не только формирует и изменяет политическую систему общества, она распоряжается государственной машиной, и в этом смысле является собственником государства» [2]. Т. И. Заславская видит российскую элиту как правящий слой общества, понимает под термином «элита» «совокупность индивидов и групп, обладающих либо официальными полномочиями, либо неформальными возможностями принимать решения общегосударственного уровня» [3].

Систематизация элитарной группы по принципу властности и экономического статуса индивида не является полной и не способна передать всю ее сложную структуру. Поэтому при исследовании элиты применяется комбинированный подход исследования: властный и ценностный. Благодаря применению двух основных подходов исследования структура элиты современного российского общества приобретает законченный вид: в ее состав, помимо политической и экономической элиты, исследованием которой занимается подавляющее большинство элитологов и социологов (в сектор научного интереса которых входит элита), входит невластвующая, или культурная элита.

Схематично элитарная группа современного российского общества включает в себя обязательные блоки, характеризующиеся своими уникальными качествами, спецификой функционирования и, главное, механизмами воздействия на общество.

По специфике этих качеств и сферы деятельности представителей избранных кругов общества можно разделить на три основные группы:

• политическую элиту, компетентную в вопросах управления, законотворчества и выполняющую организаторские функции;

• экономическую элиту (или бизнес-элиту), специализирующуюся на решении сложных финансовых вопросов;

• культурную элиту, объединяющую в себе представителей науки, творчества, духовного просвещения и социальных «предводителей».

Если с воздействием политической и экономической элиты на общественные процессы относительно все понятно, оно происходит посредством производства законопроектов и экономического регулирования, то с невластвующей элитой возникает много вопросов, т. к. именно данная группа исследована менее всего.

Согласно пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумелева, в обществе имеются индивиды, наделенные излишней энергией, требующей творческой экспансии в массы. Именно пассионарные личности являются «двигателями» всех общественных процессов — они дают толчок для развития

науки, великих открытий, проводят смену уровней производства. «Итак, пассионарность — это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, — к нарушению инерции агрегатного состояния среды» [4]. Пассионарии не обязательно имеют легитимную власть в обществе, их воздействие на массы основано главным образом на их личностных качествах. Необходимо отметить, что движение в обществе тем сильнее, чем больше в нем пассионарных личностей, «не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения» [4]. Образ пассионарной личности во многом отражает характеристики культурной элиты.

Культурная элита — это сложная группа избранных представителей общества, наделенных высоким интеллектом и моральными качествами. Они являются носителями огромного творческого потенциала, имеют заслуги перед обществом. Воздействие на общество настоящая группа производит не легитимной властью, как политическая элита, а «невластными» рычагами — личным авторитетом и выполнением социально полезных действий.

На основании исследования трудов Н. А. Бердяева, Н. И. Кареева, Д. С. Мережковского, Н. О. Лосского, Д. С. Лихачева, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Вебера стало возможным произвести систематизацию культурной элиты, разделение в которой происходит главным образом по профессиональному принципу. В составе культурной элиты выделяют научную элиту; элиту искусства; интеллигенцию.

Представители этих подгрупп являются деятелями культуры и социальной жизни общества [5].

Если воздействие политической и экономической элиты сильно выражено в краткосрочной перспективе, например в период действия определенного законопроекта или до окончания финансирования социальной программы, то «отголоски» влияния культурной элиты мы можем наблюдать через поколения. Имеется ввиду также краткосрочное воздействие культурной элиты на общество, такое как мода, но фундаментальное влияние избранных невластных лидеров на массы идет неспешными темпами, ведь культуре нельзя научить в короткие сроки, она усваивается в процессе воспитания и личностного роста индивида.

Наиболее чувствительными к восприятию внешней информации являются дети, но мы не берем их в расчет, так как процесс их воспитания в большей степени отводится родителям и родственникам, они, можно сказать, изолированы от внешнего мира и воспринимают его через фильтры близкого окружения.

Пик поиска ценностных ориентаций у человека наступает в период юности. Именно молодые люди считаются уникальной возрастной группой, «вырастающей» из семейных ценностей и установок, стремящихся подтвердить или опровергнуть их личным опытом. Личность подростка еще нестабильна, жизненный опыт не наработан, а восприимчивость к внешним сигналам предельно высока: молодые люди черпают информацию из окружающего мира, составляют на основе полученных данных свое мировосприятие, проектируют модель поведения в социуме.

Молодежь как группа общества наиболее активная часть населения, обладающая большим потенциалом сил и возможностей, но при этом не набравшая достаточного жизненного, иными словами социального опыта. Но, несмотря на недостаток жизненного опыта, именно в период юношества человеку предстоит важный жизненный шаг — определение своей дальнейшей трудовой деятельности, выбор образовательного учреждения и его профиля. Средние возрастные рамки группы «молодежь» весьма разнообразны и колеблются по некоторым данным от 14 до 30 лет. В нашей работе «социального взросления» молодых людей с учетом специфики российского общества в категорию «молодежь» можно отнести людей в возрасте от 16 до 27 лет.

Большое влияние на молодых людей оказывают авторитетные личности, признанные лидеры общества. Мощнейшее воздействие оказывают на подрастающее поколение «герои» своего времени, которыми являются представители элиты — признанные лидеры политики, экономики и культурной жизни. Если образ политической и экономической элиты формирует в подростке ограниченный список желаний — стремление к обладанию большими капиталами и властью, погоня за атрибутами финансового успеха (дорогие автомобили, жилье, образ жизни), то культурная элита участвует в процессе создания у человека изобилия образов, влияющих на пристрастия, поведение в социуме, принятие жизненно важных решений, одним из которых можно считать решение вопроса получения образования человеком.

Особое значение образования как условия развития человеческого потенциала обусловлено спецификой нынешнего этапа развития страны. Глубокие социально-экономические сдвиги и вызванная ими дифференциация общества обусловливают интерес к образованию не только с

содержательной точки зрения, но и как к фактору стратификации, определяющему человека в социуме. Получение высшего образования по необходимой специальности может способствовать карьерному росту, увеличению заработка и, как следствие, повышению статусного уровня человека.

В настоящее время способы получения образования позволяют абитуриенту подобрать для себя наиболее оптимальный вариант. Для учебных заведений экономически важным является вопрос привлечения абитуриентов в ряды своих студентов. С учетом того, что в категорию «молодежь» входят также люди, получившие образование и постоянно занимающиеся трудовой деятельностью, актуально исследовать процессы привлечения в учебные заведения абитуриентов на дистанционную форму обучения, позволяющую получать дополнительное образование без отрыва от основной деятельности.

Дистанционное образование выбирают, как правило, люди, которые уже имеют базовую специальность, занятые трудовой деятельностью, повышающие свою специализацию или не имеющие возможность проходить обучение стационарно. Дистанционное образование обладает своими особенностями и рядом преимуществ: возможность получать высшее образование по доступным ценам параллельно с основной деятельностью вне зависимости от возраста и географического местонахождения, доступность учебного материала в удобное время и получение online-консультаций от преподавателей. Проблема дистанционного образования в современных конкурентных условиях состоит в презентации его как «престижного», так как до сих пор существует перспектива получения «корочки», без соответствующих знаний.

Возможность решения данного вопроса можно изыскать в привлечении к образовательному процессу представителей культурной элиты страны и конкретного региона. Элита воздействует на общество непосредственно при выполнении своих функций, а также авторитетом, показывая на своем примере ценности жизни для рядового человека.

Один из вариантов повышения статусности дистанционного образования, позиционирование его как престижное — это введение в образовательную программу плановых вебинаров и online-конференций с участием «звезд» науки, культуры, искусства с мировым именем, возможность для студентов задать интересующий их вопрос напрямую авторитетному лицу. Эффективность данных мероприятий объясняется тем, что когда в процессе обучения присутствует значимая личность, результаты деятельности которой привлекают внимание и имеют реальные успехи, то к такому «учителю» лучше прислушиваются, возникает желание соответствовать, подражать, добиваться аналогичных результатов, что положительно сказывается на учебном процессе. Тревоги о вероятности учебы «за корочку» затмеваются статусом приглашенных консультантов и «высоких» учителей.

Формирование образа престижного образования будет складываться как у студентов, так и у потенциальных абитуриентов, когда среди преподавателей-консультантов присутствуют профессионалы экстра-класса, признанные общественностью, имеющие заслуженный авторитет, дающих высокий уровень знаний.

Обучающие семинары, применяемые при дистанционном образовании, могут проходить периодически и проводиться в рамках общевузовских мероприятий. Такие события, при их грамотном освещении в новостях вуза, СМИ и адресных рассылках студентам, будут способствовать формированию имиджа престижности дистанционного образования и, как следствие, увеличению числа студентов по данному способу получения образования.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Собрание сочинений в 4-х т. / Т. 4: Духовные основы русской революции. Философия неравенства / Общ. Ред. Н. Струве. - Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1990. - 600 с.

2. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. - М.: Захаров, 2005. - 384 с.

3. Заславская Т. И. Избранное. Том. 2. Трансформационный процесс в России: в поисках новой методологии. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 591 с.

4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. - 640 с.

5. Жильская А. В. Дифференцирование элиты в современном российском обществе. Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ (12 декабря 2013 г.). - Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2013. - 365 с.

Сведения об авторе

Жильская Александра Владимировна, соискатель кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89068200218, e-mail: zhilskaya@yandex.ru

Zhilskaya A. V., applicant of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89068200218, e-mail: zhilskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.