Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ (ВИРТУАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Владимир Викторович, Моор Светлана Михайловна

Работа посвящена наиболее актуальным проблемам электронного образования в России, представляет обобщение практического опыта авторов, накопленного за время работы в реализации дистанционного образования на примере одного из ведущих вузов Тюменского региона. В современных условиях назрела необходимость решения проблем, которые препятствуют развитию образования и реализации интеграционных процессов на уровне мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM SOFE-EDUCATION

This article covers to the most important problems of quality of electronic education in Russia; it is a summary ofpractical experience that the authors gained during implementation of distance education at one of the leading universities of Tyumen Region. At the moment there is necessity to solve the problems that stop development of education and stop integration processes world-wide.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Таким образом, сопоставление отношений некоторых показателей социального статуса и знаний среди работающего населения в Еврейской автономной области позволяют сделать следующие выводы:

• фактические знания социальные субъекты получают не только путем организованного обучения в образовательных институтах, но и самостоятельно взаимодействуя с доступными им и различными источниками информации;

• большинство социальных субъектов имеет намерение повышать свой социальный статус и связывает это со стремлением пополнять свои знания.

Установление зависимости между знаниями, отношениями к ним социальных субъектов и их социальным статусом является неотъемлемой частью исследования современного информационного общества, развитие которого обусловлено не столько «экономикой фабричных труб» с преобладанием массового производства, сколько «экономикой, основанной на интеллектуальном труде, человеческом капитале».

Список литературы

1. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. - М., 2003. - 694 с.

2. Ионин Л. Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. - М., 2007. - 431 с.

3. Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen. 1994.

4. Никитенко В. Н. Пилотное исследовании соотношения уровней знаний, образования и сфер трудовой занятости населения Еврейской автономной области // Региональные проблемы. - 2009. -№ 12. - С. 60-63.

5. Кутовая С. В. Социально-структурные характеристики населения дальневосточного региона (на примере ЕАО) // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2010. -№ 3 (26). - С. 19-23.

Сведения об авторе

Кутовая Светлана Владимировна, к. социол. н., научный сотрудник лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований, Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан, тел. 8(42622)24013, +79246461933, e-mail: soclab07@rambler.ru

Kutovaya S. V., Candidate of Science in Sociology, scientific worker of the laboratory for regional social-humanities studies, State Institute of Regional Problems Complex Analysis, Far East region branch of RAS. Birobidjan, phone: 8(42622)24013, e-mail: soclab07@rambler.ru

УДК378.147

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEM SOFE-EDUCATION

В. В. Майер, С. М. Моор

V. V. Mayer, S. M. Moor

Ключевые слова: цифровые технологии; электронное образование; дистанционное образование;

Интернет-образование; электронное (виртуальное) образовательное пространство Key words: digital technologies; information communication technologies; e-education; distance learning;

Internet-education; electronic (virtual) educationalspace

Работа посвящена наиболее актуальным проблемам электронного образования в России, представляет обобщение практического опыта авторов, накопленного за время работы в реализации дистанционного образования на примере одного из ведущих вузов Тюменского региона. В современных условиях назрела необходимость решения проблем, которые препятствуют развитию образования и реализации интеграционных процессов на уровне мирового сообщества.

This article covers to the most important problems of quality of electronic education in Russia; it is a summary ofpractical experience that the authors gained during implementation of distance education at one of the leading universities of Tyumen Region. At the moment there is necessity to solve the problems that stop development of education and stop integration processes world-wide.

Общественная значимость образования признана на государственном уровне, но реализация не всегда соответствует целевым установкам. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г., «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...» [1].

Дальнейшее развитие системы образования может быть обеспечено путем достижения основной задачи взаимодействия между субъектами учебного процесса — удовлетворения потребностей общества в доступном, качественном образовании. Сегодня все больше позиционируется «образование по требова-

104

нию», «образование в течение всей жизни», «smart-образование» и т. д.Решению этих задач на уровне учебных заведений и других социальных институтов в большей степени отвечает развитие и использование сетевых технологий в целях консолидации усилий в совершенствовании дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Внедрение новых современных технологий в различных сферах деятельности требует, в первую очередь, обеспечения кадрами, обладающими профессиональной компетенцией, умением адаптировать свои знания к быстро меняющимся условиям и правилам игры на образовательном поле.

Для решения данной проблемы необходима инновационная парадигма обучения, обеспечивающая требуемый уровень мобильности специалиста. В настоящее время в систему образования внедряется дистанционное образование (Distance Education), Интернет-образование (сетевое), e-learning (электронное обучение).

В соответствии с новым законом об образовании электронное обучение становится обязательной составляющей учебного процесса в вузах, а не просто выбором учебных заведений, что усиливает актуальность исследований в области повышения качества электронного образования, решения проблем виртуального взаимодействия структур различной иерархии в образовании, прохождения обязательной официальной процедуры аккредитации.

Указанная задача в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) решается путем непрерывной разработки и реализации инноваций в технологиях образовательного процесса, одна из которых — создание в университете в 2009 г. Центра дистанционного образования (ЦДО) [2]. Таким образом, университет приступил к системному созданию Интернет-среды на уровне образовательного учреждения, тем самым было положено начало внедрению дистанционных технологий в обучение специалистов, занятых в сфере деятельности, которая является базовой для Тюменской области. Структурное подразделение, реализующее заочное образование с использованием дистанционных технологий (электронный формат обучения), вносит свою лепту в инновационное развитие университета.

В ТюмГНГУ создана уникальная среда «Educon», которая позволяет электронный процесс обучения максимально приблизить к реальному, использовать дистанционные технологии в целях приближения услуг к потребителю на образовательном рынке (рис. 1). Желание получить не только диплом об образовании, но и знания, необходимые для трудоустройства или продвижения по карьерной лестнице, являются основной составляющей успеха в электронном образовании.

Взаимодействие между основными участниками образовательного процесса — обучающимися, преподавателями, специалистами ЦДО — осуществляется в системе поддержки учебного процесса «Edu-con», в которой размещены электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные преподавателями университета, в состав которых входят электронные учебники, практические задания, курсовые, контрольные, виртуальные лабораторные работы, промежуточные и итоговые тесты.

ЭУМК

Бщеолекции

Экзаменационные -тести

Ввдеамероприптип

[пебинары, конференции, дан открытых ДЕГрГН И

T.fl-I

Educon

Виртуальные лабораторные работы

ikype

Форум

Рис. 1. Система дистанционного образования ТюмГНГУ

Студенты самостоятельно проходят обучение, тестирование, получают консультации у преподавателей, сдают экзамены и зачеты в интерактивном режиме в уникальной электронной среде университета «Educon» [3].

Обучающая система является «прозрачной», здесь отражаются все действия преподавателей и студентов. Это позволяет разрешать различного рода споры и конфликты между преподавателями и студентами, которые возникают при любой форме обучения.

Комплексы в электронной среде содержат как тесты для текущего контроля, так и итоговые - экзаменационные (в университете используется стобалльная система оценки).

Удобным и оперативным инструментом общения является Форум, открывая дополнительные возможности координации действий и управления учебным процессом, а также взаимодействия всех участников образовательного виртуального института.

Skype используется по необходимости: для вступительных испытаний, для оперативной связи, а также по просьбе студентов для получения консультации online.

Видеомероприятия проходят в узком и широком формате: предметные вебинары, видеоконференции, виртуальные дни открытых дверей и «1 сентября».

При заочном обучении с использованием дистанционных технологий студент самостоятельно изучает дисциплины, в связи с чем возрастают потребности в помощи при освоении учебного материала. Такую поддержку оказывают тьюторы-преподаватели.

Учебные планы по многим дисциплинам включают лабораторный практикум. В ТюмГНГУ эта проблема решена созданием авторских виртуальных лабораторных работ и тренажеров, которые способствуют визуализации сложных технологических процессов, отработке навыков работы при опасном производстве, которым является нефтегазовая индустрия.

Кроме этого создан и совершенствуется институт тьюторов-организаторов, занимающихся работой тьюторов-преподавателей на кафедрах.

Координационную функцию выполняют сотрудники ЦДО, реализующие функцию тьюторов-кураторов, которые несут ответственность за организацию учебного процесса в группах, закрепленных за ними.

Полученные знания и приобретенные навыки на курсах повышения квалификации в ЦДО преподаватели используют в работе с обучающимися путем совершенствования ЭУМК, поиска и реализации новых форматов общения со студентами в режиме online, offline, проведения плановых вебинаров.

Создание унифицированных электронных ресурсов для обучения студентов в системе «Educon» позволит реализовать высокоэффективный и экономичный способ использования «дистанционного» преподавателя.

Специалисты ЦДО (тьюторы-кураторы) осуществляют консультационную поддержку студентам и преподавателям как по техническим вопросам работы в системе поддержки учебного процесса «Educon», так и по вопросам виртуального взаимодействия.

Указанные технологии мотивируют участников образовательного процесса к овладению современными технологиями, новыми формами взаимодействия, что приводит к непрерывному развитию электронного образования и повышению его качества.

Самое важное звено в любом учебном процессе — преподаватели. В начале пути оказалось проблематичным найти желающих работать со студентами заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий в силу объективных и субъективных причин.

Следует отметить, что далеко не все преподаватели намерены использовать информационно-коммуникационные технологии: одни из «принципиальных» соображений (чаще всего за этим скрывается психологический барьер — страх перед новым), другие из-за лени либо занятости, так как создание электронных ресурсов требует серьезных затрат времени и наличия необходимых для этого знаний, третья группа преподавателей — не мотивированы в силу разных причин. На современном этапе, с нашей точки зрения, самой главной задачей является подготовка и переподготовка преподавателей в системном режиме.

Это является самой большой проблемой и для вузов, которые только начинают внедрять электронное образование, и для вузов, имеющих опыт в этой области, в связи с новыми требованиями к прохождению аккредитации и политикой Министерства образования РФ.

Преподаватели ТюмГНГУ проходят курсы повышения квалификации в Центре дистанционного образования:

• «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения»

• «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении»

• «Информационные технологии дистанционного обучения».

На курсах повышения квалификации «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения» преподаватели получают знания о функциях, видах деятельности, характеристиках и ролях субъектов дистанционного обучения — преподавателя и обучающегося, этикете в виртуальной образовательной среде, специфике организации контроля знаний и способов обеспечения качества, получают навыки преподавания в электронной среде и др.

На курсах повышения квалификации «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» слушатели осваивают первые ступени менеджмента в организации дистанционного обучения в образовательном учреждении.

Курсы «Информационные технологии дистанционного обучения» дают тьюторам-преподавателям Центра дистанционного образования ТюмГНГУ углубленные знания в области информационных технологий, а также формируют навыки их использования в учебном процессе, дают возможность освоить технологии проведения вебинаров и виртуального общения.

С помощью курсов преподаватели овладевают компетенциями в области планирования, организации, мотивации и контроля процесса обучения студентов ЦДО. Курсы позволяют решить проблему недостаточной адаптированности субъектов электронного образования к взаимодействию в виртуальной образовательной среде.

Полученные знания и приобретенные навыки преподаватели применяют в работе с обучающимися путем совершенствования ЭУМК, поиска и реализации новых форматов общения со студентами в режиме online, ofline, проведения плановых вебинаров.

Мониторинг (Интернет-опрос) тьюторов-преподавателей ЦДО, осуществляемый с 2012 г., демонстрирует положительную динамику. Опрос 2015 г. позволяет выявить эффективность проводимых курсов, так как затруднения в работе с электронными ресурсами испытывают лишь 12 % преподавателей, 88 % преподавателей не испытывают затруднений в работе с электронными ресурсами (на 8 % больше, чем в 2012 г.), отсутствуют те, кто затрудняется ответить на вопрос.

Удовлетворены организацией учебного процесса 78 % респондентов, не удовлетворены — 5 %, затрудняются ответить на вопрос 17 %.

Ответы преподавателей на вопрос «Хотели бы Вы сотрудничать с Центром дистанционного образования» распределились следующим образом: 98 % хотели бы сотрудничать; 2 % затрудняются ответить, нет тех, кто не хотели бы сотрудничать с ЦДО. В опросе участвовали более 300тьюторов-преподавателей в 2015 г. Как показали полученные данные независимого опроса УМУ ТюмГНГУ (март 2015 г.), ведущим мотивом работы в ЦДО для опрошенных преподавателей (231 человек — заочное анкетирование) выступает материальный фактор (63,3 %). Вместе с тем для преподавателей довольно значимы такие мотивы, как стремление повысить собственный профессиональный уровень, приобретая новые знания, умения (23,4 %), и возможность самореализации (43,7 %).

Важно отметить, что кроме выполнения всех формальных требований вуз экономит на КПК, где можно говорить об условной экономии финансовых ресурсов, если бы пришлось отправлять на обучение и оплачивать его сторонним обучающим организациям.

ЦДО является структурным подразделением университета, а не самостоятельной единицей, поэтому реализует миссию университета и работает в рамках стратегии его развития (рис. 2).

Филиалы,

Проректор по УМР и ИР

КЕфЭДрЫ

Центр диета иционного образования

УБУиО

Прнвм.нан комиссия

СЛДЕЛ персонального

учета обучающихся

Рис. 2. Взаимодействие ЦДО со структурными подразделениями ТюмГНГУ

Регламент, установивший порядок отношений Центра дистанционного образования и структурных подразделений университета, позволяет упорядочить всю процедуру обучения - с этого начался процесс взаимодействия, интеграции всех структурных подразделений университета в единое образовательное пространство для активного использования электронных ресурсов.

В области содержания всех уровней обучения и организации образовательного процесса приоритетными задачами являются:

• обучение и переподготовка ППС в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

• формирование учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в том числе унифицированных электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК);

• развитие различных форм обучения (в том числе и электронного), их гибкого сочетания в образовательном процессе;

• сочетание различных технологий и методов обучения (включая личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, игровые, информационные технологии) и контроля знаний [4].

Следует отметить, что ситуация в образовательной сфере сложилась непростая, так как традиционные формы образования не удовлетворяют возросшим потребностям в образовательных услугах и их требованиям: к их качеству, доступности, стоимости и процессу получения образования.

В электронном образовательном пространстве (виртуальном) наблюдается отсутствие единой политики, стандартов, терминологии, что вызывает не только разночтения, но и порождает проблемы, которые заводят в тупик обучающие структуры. К примеру, обучение в исправительных колониях связано с невозможностью прохождения практики в соответствии с образовательными программами.

Статья 16 закона «Об образовании» раскрывает термины «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии». С этим не совсем согласуется «дистанционное обучение», которое вошло в практику российской действительности, «электронное образование» как часть всего образования. Кроме этого, дистанционные образовательные технологии могут использоваться в самых различных формах обучения, в том числе и очной [5].

В этих условиях все более актуальной становится задача создания единого образовательного и информационно-коммуникационного пространства не только учебного заведения при сохранении вариативных функционирующих моделей образования, но и российского, и международного, а также формирование терминологии, понятной всем участникам взаимодействия.

В связи с этим следует направить усилия на решение следующих задач:

• обучение специалистов использованию современных ИКТ в профессиональной деятельности;

• внедрение информационных технологий с учетом особенностей телекоммуникационной инфраструктуры региона, страны;

• выполнение совместных проектов в области электронного образования (создание курсов, модулей курсов, виртуальных лабораторных работ, учебных программ и т. п.);

• развитие международного сотрудничества в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовании.

В Центре проводится анкетирование студентов с 2012 г. Важно отметить, что наблюдается рост положительной динамики по всем направлениям.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы отношением преподавателей» обучающиеся ответили следующим образом: 57 % удовлетворены; 14 % не удовлетворены; 29 % затрудняются ответить. В 2015 г. по сравнению с 2012 г. удовлетворенность возросла на 5 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сложившейся ситуации есть над чем поразмыслить: и специалистам Центра, и преподавателям предстоит системная работа над повышением своего рейтинга.

Следует отметить, что на 18 %, по сравнению с 2012 г., выросла удовлетворенность студентов обучением в ЦДО и составила 81%, что подтверждают данные независимого опроса студентов ЦДО, проведенного УМУ в 2015 г.

ЦДО развивает партнерские отношения с образовательными учреждениями России и ближнего зарубежья, а также филиалами университета.

Каждый партнер имеет статус территориального пункта доступа (ТПД) ЦДО. С ТПД заключены договоры, в рамках которых пункты проводят рекламные кампании, осуществляют прием документов абитуриентов, проводят вступительные испытания, оформляют и отправляют в ЦДО личные дела студентов. Кроме этого территориальные пункты доступа предоставляют компьютерные классы студентам в целях

подключения к системе «Educon», участия в вебинарах, прохождения промежуточного и итогового контролей.

Таким образом, ЦДО — инновационное структурное подразделение ТюмГОГУ, развивается, реализуя передовые технологии как в подготовке специалистов по программам среднего специального образования и направлениям подготовки бакалавриата, так и преподавателей университета. В 2015 г. открыт прием в магистратуру по направлениям, которые готовы работать с магистрами в удаленном режиме, где созданы необходимые электронные ресурсы для обучения.

^ основе проведенного анализа развития дистанционного образования в университете можно сделать вывод о возрастающей виртуализации взаимодействия субъектов заочного образования с использованием дистанционных технологий.

Для дальнейшего развития дистанционного образования в TюмГHГУ представляется целесообразным поиск инновационных социальных технологий взаимодействия субъектов Интернет-партнерства в электронном образовании.

В ТюмГИГУ обучаются представители всей России и зарубежья, поэтому можно говорить о том, что тенденции и закономерности характерны для всего региона и Интернет-пространства России.

^ современном этапе стратегия развития предполагает сетевое взаимодействие и консолидацию усилий по формированию качественной образовательной виртуальной среды, что является выгодным как с экономических, так и социальных позиций.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ЪHр://минобрнауки.рф.

2. Материалы официального сайта Центра дистанционного образования ТюмЕ^У [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsogu.ru/distantsionnoe-obrazovanie/205432/.

3. Майер В. В., Моор С. М. Инновационная обучающая среда «Educon» //Аккредитация в образовании. - Йошкар-Ола: «Вертикаль», - № 77. - 2015. - С. 46-47.

4. Майер В. В., Моор С. М. Дистанционные технологии - новый аспект в организации учебного процесса // Вестник Челябинского государственного университета: Философия. Социология. Культура. - Челябинск: ЧелГУ. - 2014. - С. 95-97.

5. Моор П. К. Опыт применения дистанционных технологий в очной и заочной форме обучения // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 1 (40). - С. 95-96.

Сведения об авторе

Майер Владимир Викторович, д. с. н., профессор, проректор по учебно-методической работе, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург, тел. 88123288457, e-mail: mayer-v-v@yandex.ru

Моор Светлана Михайловна, д. с. н., профессор, директор Центра дистанционного образования, профессор кафедры социологии, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)256932, e-mail:moorsm @mail. ru

Mayer Vladimir Viktorovich,Phd in Sociology, professor, Pro-Rector for Academic and Methodical Affairs, St.-Peterburg, phone: 88123288457, e-mail: mayer-v-v@yandex.ru

Moor Svetlana Mikhailovna, PhD in Sociology, professor, Head of the Center for Distance Education, professor, Department of Sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)256932, e-mail: moorsm@mail.ru

УДК 378.126

ТРУДНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОГРАММАМИ АСПИРАНТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ

COMPLICATIONS OF RUNNING A GRADUATE PROGRAM OFFSHORE

Рут МакКей, Рэнди Аппел, Фарзанех Хоссейни Неджад, Хоссейни Каземи

Ruth McKay, Randy Appel, Farzaneh Hosseini Nedjad, Hossein Kazemi

Key words: global; cross-culture; exporting education Ключевые слова: глобальный; кросс-культурный; экспорт образования

Управление программой аспирантуры за рубежом может быть одновременно как прибыльным, так и затратным. Кроме того, создание физического присутствия университета за границей и защита бренда университета это сложные задачи. Университеты, которые организуют такие программы, вкладывают значительные средства в строительство и поддержание отношений с организациями-партнерами и соответствующими заинтересованными сторонами в целях урегулирования разницы в подходах и снятия неопределенности. Настоящее исследование показывает, что изменения в организации-партнере может привести к разрыву отношений между партнерами. Эта статья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.