Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нордман Ирина Борисовна

В статье рассматривается значение информационных технологий для осуществления качественной подготовки специалистов. Показано значение системы электронной поддержки дистанционного обучения как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства эффективной организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTANCE LEARNING ROLE IN IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS EFFECTIVENESS

The article analyzes the importance of information technologies used for qualitative training of specialists. It demonstrates a significance of the distance learning e-support as an independent objective system of students' knowledge monitoring and a means of the effective organization of the students’ unsupervised work.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

бота; помогает усвоить материал и проверить свои знания; очень интересно попробовать что-то новое; очень удобная форма работы).

73 % студентов считают, что применение дистанционного курса по дисциплине ОНГД существенно помогает в организации самостоятельной работы, что соответствует формату компетентност-ного подхода [4].

Использование разработанного ДК показало, что:

• объем учебного материала ДК достаточен для усвоения и понимания основного содержания дисциплины;

• ДК способствует самоорганизации студентов в освоении материала;

• проявляется рефлексия студентов (определение студентами собственного уровня освоенных знаний);

• повышается активность студентов в учебном познании.

Таким образом, применение разработанного дистанционного курса для студентов дневной формы обучения способствует оптимизации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Основы нефтегазопромыслового дела».

Список литературы

1. Миклина О. А. Базовые элементы применения дистанционных технологий при изучении основ нефтегазопромыслового дела на начальном этапе обучения // Сборник научных трудов: Материалы научно-технической конференции (22-25 апреля 2014 г.) в 3-х ч. -4III / под ред. Н. Д. Цхадая. - Ухта: УГТУ, 2014. - С. 227-232

2. Овчинникова К. Р. Проектирование электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования. // Высшее образование в России. М., 2014. -№ 1. - С. 104-108.

3. Стрекалова Н. Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах // Высшее образование в России. -2014.-№ 1.-С. 93-97.

4. Тельтевская Н. В. Оптимизация самостоятельной работы студентов с позиций компетентностного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - Т. 13, Вып. 3, 2013. - С. 118-122.

Сведения об авторе

Миклина Ольга Алексеевна, доцент кафедры «Разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и подземной гидромеханики», Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 89087181446, e-mail: omiklina@ugtu.net

Micklina O. A., associate professor of the chair «Development and operation of oil and gas fields and underground hydromechanics», Ukhta State Technical University, phone: 89087181446, e-mail:omiklina@ugtu.net

УДК 378.018.43

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

THE DISTANCE LEARNING ROLE IN IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL

PROCESS EFFECTIVENESS

И. Б. Нордман

I. B. Nordman

Ключевые слова: дистанционное обучение; тренировочный контроль; текущий контроль; информационные технологии; качество обучения; самостоятельная работа студентов Key words: distance learning; training control; current control; information technology; quality of training; students' independent work

В статье рассматривается значение информационных технологий для осуществления качественной подготовки специалистов. Показано значение системы электронной поддержки дистанционного обучения как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства эффективной организации самостоятельной работы студентов.

The article analyzes the importance of information technologies used for qualitative training of specialists. It demonstrates a significance of the distance learning e-support as an independent objective system of students' knowledge monitoring and a means of the effective organization of the students' unsupervised work.

Система поддержки дистанционного обучения в нашем вузе существует уже давно. Первоначально ее роль сводилась к обеспечению возможности осуществления подготовки специалистов по

дистанционной технологии. Но с течением времени потребовалось обеспечение электронными учебно-методическими комплексами всех направлений и специальностей. А в течение трех последних лет результаты контроля качества знаний студентов, осуществляемые с помощью данной системы, имеют не меньшее значение, чем результаты контроля, получаемые традиционным способом. В 2012 г. в нашем вузе внедрена система объективного оценивания студентов с целью повышения качества подготовки и включает использование системного и независимого контроля уровня их достижений. Неотъемлемой частью данной системы является текущий (аттестационный) контроль, 60-70 % объема которого осуществляется с помощью электронной системы поддержки дистанционного обучения. В отдельных случаях (в период студенческих каникул и отпусков преподавателей) результаты контроля качества знаний, полученные с помощью электронной системы, являются определяющими. Столь широкое использование электронной системы, в том числе и для очной формы обучения, неслучайно. Это результат широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, находящих применение практически на всех уровнях обучения. В первую очередь хотелось бы отметить значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на область контроля всех уровней (текущего, промежуточного и итогового) и на организацию самостоятельной работы студентов (тренировочного контроля, заданий и упражнений для самостоятельной работы, размещение необходимого учебно-методического обеспечения).

Необходимость использования информационных технологий для повышения эффективности обучения отмечается многими учеными (Вершинина Т. С., Воронина Т. С., Капустин Ю. И., Мампория С. В., Матиенко А. В., Савицкая А. В. и др.). В частности, на проблему снижения качества образовательного процесса в области организации самостоятельной работы студентов указывает С. В. Мампория, подчеркивая дисбаланс между широчайшими возможностями самостоятельной работы и ее фактической реализацией как в отсутствии разработанных способов, методов и технологий организации самостоятельных занятий, так и в недостаточном внимании преподавателей и ученых к вопросу их системного применения для успешного решения поставленных учебных задач [1]. Причинами снижения качества образования на уровне образовательного процесса со стороны контроля является, по мнению А. В. Матиенко, субъективизм традиционной системы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, а также отсутствие средств объективного контроля и единого мнения ученых по поводу функций контроля, видов контроля и даже унифицированного определения контроля [2]. Создание независимой объективной системы контроля, основанной на теории, технике и технологии современных педагогических измерений уровня учебных достижений учащихся [2], могло бы стать, по мнению А. В. Матиенко, решением данной проблемы. В ТюмГНГУ создана именно такая система поддержки дистанционного образования, позволяющая реализовывать систему объективизированного контроля знаний студентов на уровне текущего, промежуточного и итогового контроля, а также обеспечивающая широкие возможности для решения задач по организации самостоятельной работы студентов.

На уровне самостоятельной работы студентов рассмотрим необходимость применения тестов тренировочного контроля. Механизм действия электронных тренировочных тестов и их учебную ценность в существующей электронной системе поддержки учебного процесса можно подтвердить с помощью учета количества попыток, использованных студентами при выполнении заданий тренировочного контроля и опции «Анализ вопросов», определяющей сложность выполненного задания. Если при первом предъявлении тестового задания ему присваивается категория сложности «трудное» или «среднее» (в большинстве случаев), то по прошествии нескольких попыток в конечном результате мы можем видеть присвоение данным тестовым заданиям категории «легкое», то есть, возможно, что материал данной темы был перечитан, осмыслен и, вероятно, лучше усвоен студентом. Постепенное сокращение времени выполнения тренировочного упражнения в результате использования нескольких попыток может свидетельствовать о сокращении времени на анализ явления, что, в свою очередь, ведет к автоматизации его распознавания. Подобные выводы позволяет сделать статистика использования студентами попыток тренировочных упражнений, а также опция «Анализ вопросов», благодаря которой можно произвести необходимую корректировку с учетом сложности выполняемых заданий. Немаловажное значение в использовании упражнений для самостоятельной работы в электронной системе, особенно студентами первого курса, имеет и психологический фактор. Выполнение подобных заданий знакомит студентов с электронной системой поддержки учебного процесса,

где им вскоре предстоит проходить обязательный текущий, а затем промежуточный и итоговый контроль. Кроме того, студенты получают наглядное представление о структуре всего изучаемого курса, а также о типах и способах выполнения будущих тестовых заданий во время контрольных точек.

Из отображающейся в электронной системе поддержки дистанционного образования статистики можно выяснить, что подавляющее большинство студентов (около 95 %) используют тренировочные задания и упражнения, предлагаемые в системе. Часть студентов используют абсолютно все задания, часть — только тренировочные задания по темам предстоящей аттестации, остальная часть — нерегулярно, в основном для набора дополнительных баллов (в том числе за пропуски). Таким образом, задания для самостоятельной работы используются почти всеми обучающимися. Особо стоит отметить, что показатели текущей успеваемости выше именно на курсах, включающих достаточное количество заданий для самостоятельной работы и тренировочного контроля в сравнении с курсами, не имеющими их вообще или имеющими такие задания лишь по отдельным темам.

При сравнении курсов по дисциплине «Иностранный язык», не имеющих тренировочных тестов вообще, имеющих тренировочные тесты не в полном объеме рабочей программы либо не имеющих четкого структурирования по аттестациям, и курсов с полным комплектом тренировочных тестов по всем проходимым темам, средние показатели выполнения заданий текущего контроля (1 аттестации 2 семестра) были следующими:

• 2014 — 57, 65 и 84,7 %;

• 2013 — 55, 62 и 86,2 %;

• 2012 — 55, 64 и 84,5 %.

Здесь прослеживается четкая зависимость процента правильно выполненных заданий текущих (аттестационных) тестов от наличия в электронном курсе тренировочных тестов; особенно ощутима разница в процентах курсов, не имеющих тренировочного тестирования вообще и имеющих его в полном объеме рабочей программы — приблизительно 30 % [3].

Исходя из приведенных выше данных, представляется необходимым включение в электронные курсы тестов тренировочного контроля наряду с тестами текущего, промежуточного и итогового контроля.

Обращаясь к тестам текущего или аттестационного контроля, представленным в электронной системе, отметим, прежде всего, возможность осуществления независимого унифицированного контроля и объективного оценивания качества знаний студентов. Контроль с помощью электронной системы имеет своей целью также сэкономить время преподавателя на проверку теста и дает возможность проанализировать проведенный контроль с помощью данной системы. На уровне текущего контроля рассмотрим особенности оформления, структуры и содержания тестов, связанные с этим проблемы и предложим возможные пути их решения.

Оформление тестового задания имеет две основные задачи: дать студенту информацию об области контроля знаний и оптимизировать работу преподавателя по формированию теста. Рассматривая формирование целого теста, следует обратить внимание на оформление отдельных тестовых заданий как его составляющих. Во избежание включения в тест случайных вопросов, оформление тестовых заданий должно осуществляться единым образом, отражающим категорию (соответствующую область знаний). Примером такого оформления заданий могли бы являться тестовые задания ФЭПО, где по каждому тестовому заданию дается информация о проверяемой дидактической единице.

Что касается структуры тестов текущего контроля, то объединение нескольких аспектов в одном тесте обнаруживает некоторый ряд проблем, как для студента, так и для преподавателя. Это затрудняет преподавателю анализ выполненных студентами тестов; нужно просматривать весь тест, сделанный студентом, чтобы определить, в каких именно дидактических единицах студент допустил ошибки. Студенту тоже бывает достаточно сложно понять, что от него требуется, когда в тесте подряд следуют задания их разных пройденных тем. Таким образом, увеличивается время на выполнение отдельных заданий и всего теста в целом, что может привести к низким результатам тестирования. Ситуацию могло бы облегчить сохранение тематического деления электронных тестов при условии выполнения их во время одной контрольной точки в аттестационный период. Частично данную проблему решает опция отмены случайного порядка вопросов, что позволяет отрегулировать порядок следования тестовых заданий по категориям, но с другой стороны, это не позволяет в полной мере

использовать возможности электронной системы, так как для всех тестируемых порядок вопросов в тесте становится одинаковым, что снижает объективность контроля в группе.

Обращаясь вновь к структуре ФЭПО, отметим, что в ней четко просматриваются тематические блоки заданий. Порядок блоков и порядок вопросов в них может меняться, но содержание остается постоянным.

Попыткой решения проблемы структуры аттестационного теста могло бы стать совершенствование электронной системы тестирования, где единый тест состоял бы из нескольких тематических блоков, которые могли бы следовать в различном порядке, аналогично имеющейся структуре существующих электронных курсов. Другим, более простым и менее затратным решением могло бы стать сохранение спецификации тестов текущего контроля.

Что касается содержания тестов текущего (аттестационного) контроля, то здесь первостепенное значение имеют типы тестовых заданий, которыми представлен материал для проверки. На настоящий момент самым распространенным типом тестовых заданий является множественный выбор, главным недостатком которого является его дискретный характер и высокая вероятность угадывания правильного ответа. Современные требования к качеству образовательного процесса, согласно которым студент должен показывать не только степень усвоения материала, но и умение находить ему практическое применение, предполагают постепенное вытеснение тестовых заданий дискретного типа заданиями интегративного типа.

К заданиям требуемого интегративного типа относятся диктант, эссе и клоуз-текст. Включение диктанта и эссе в электронную систему представляет определенные сложности, так как предполагает проверку вручную, что приносит дополнительные временные затраты и может отразиться на объективности оценки аттестационного теста. С другой стороны, использование заданий типа эссе широко применяются нами в тестах тренировочного контроля. Включение заданий на соответствие типа клоуз-текст, а также заданий «короткий ответ» как в тренировочные тесты, так и в тесты текущего, промежуточного и итогового контроля могло бы стать попыткой перехода к текстам интегративного типа. Такие задания являются хорошими индикаторами общей компетенции будущих специалистов, поскольку позволяют выявить умение пользоваться изученным материалом.

Подобные тестовые задания включены нами в обязательном порядке в тесты текущего контроля курсов продвинутого уровня, в базовых же курсах они присутствуют в основном пока на уровне тренировочного контроля, поскольку возможность успешного выполнения тестовых заданий указанного типа требует более серьезной подготовки студентов, и на настоящий момент, согласно результатам опции «Анализ вопросов», заданиям такого типа в основном присваивается категория «трудный вопрос».

Принимая во внимание все положительные стороны электронной системы поддержки учебного процесса, не стоит обходить вниманием и возникающие в связи с ее внедрением проблемы. Основной из них, по нашему мнению, является проблема качественного наполнения и постоянного обновления базы тестовых заданий в соответствии с меняющимися требованиями к подготовке специалистов. Другой проблемой остается также своевременная организация процесса модернизации курсов, касающаяся, прежде всего, совершенствования подготовки преподавателей к данным видам работы. Проблемой остается недостаточная база тестовых заданий по большинству категорий, что является причиной частичного повторения тестовых заданий в тренировочных и текущих тестах. Данные проблемы не раз подчеркивались при обсуждении хода реализации объективизированного контроля знаний студентов.

Подводя итог сказанному выше, еще раз подчеркнем определяющее значение информационных технологий для осуществления качественной подготовки специалистов и системы электронной поддержки дистанционного обучения как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства организации самостоятельной работы студентов. Создание и использование тестовых заданий для тренировочного контроля играет значительную роль в более эффективной организации самостоятельной работы студентов и, как следствие, может способствовать более высоким результатам текущего контроля, а значит и повышению эффективности учебного процесса в целом. На уровне структуры тестов текущего (аттестационного) контроля необходимо сохранение спецификации тестов либо, по возможности, совершенствование электронной системы тестирования. Содержание тестов текущего контроля предполагает постепенное вытеснение тестовых заданий дискретного типа

тестовыми заданиями интегративного типа, показывающими умение находить практическое применение усвоенному материалу.

Список литературы

1. Мампория С. В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 57-59.

2. Матиенко А. В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования: автореф. дис. докт. пед. наук / Матиенко Анжелика Валерьевна. - Иркутск, 2008. - 49 с.

3. Нордман И. Б. Значение тренировочного контроля для повышения качества учебного процесса. Проблемы повышения качества профессионального образования: сборник статей заочной Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2014. - С. 35-39.

Сведения об авторе

Нордман Ирина Борисовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200992, e-mail: nordman.i@inbox.ru

Nordman I. B., senior lecturer of the chair of foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone 8(3452)200992, e-mail: nordman.i@inbox.ru

УДК 004.9

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА С ПОСТРОЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ

BASIC PRINCIPLES OF THE COMPUTERIZED TRAINING COMPLEX WITH CONSTRUCTION OF THE TRAINING INDIVIDUAL PATH

Е. В. Сергиенко, Ю. В. Гордеева

E. V. Sergienko, Yu. V. Gordeeva

Ключевые слова: квалификация; инновационные системы обучения; тренажер; симулятор; компетенции Key words: qualification; innovative educating system; simulator; competence

В статье рассмотрена концепция программного продукта, представляющего собой обучающий комплекс с применением имитационных тренажеров и метода построения траектории развития индивидуальных профессиональных компетенций. Рассматриваемый комплекс является эффективным методом обучения за счет систематической корректировки уровня знаний, умений и навыков персонала и предназначен для подготовки и переподготовки специалистов.

The article discusses the concept of a software product, which represents a training complex using imitating simulators and a method for constructing a path of development of individual professional competencies. It is proved that the described complex is an effective method of training through systematic improvement of the personnel's knowledge, abilities and skills and is designed for training and retraining of specialists.

В последнее время подготовка персонала привлекает все больше внимания руководства организаций. От качества подготовки зависит успешность любой фирмы, что влияет на внедрение различных технологий и систем обучения персонала как для оценки текущего уровня подготовки персонала, так и для его повышения. На практике применяются различные виды обучения: инструктажи, мастер-классы, тренинги, обучение с применением компьютерных тренажеров и стендов.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием общественности к системе профессионального образования в целом и к ее важнейшему звену — к подсистеме подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

При подготовке и переподготовке студентов, обучающихся по инженерным направлениям, и повышении квалификации инженерно-технического персонала необходимо получение практических умений и навыков работы на реальных объектах [1].

Создание реальной лаборатории требует больших финансовых затрат (в среднем 20 млн рублей), наличия производственных площадей и постоянного совершенствования оборудования в соответствии с техническим развитием автомобильной отрасли. Объем реализуемой учебной нагрузки в лаборатории невелик в рамках одного учебного подразделения, а разнообразие технических решений не позволяет скомпилировать их в единый лабораторный центр. Следовательно,

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.